Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. Взаимодействие с семьёй в адаптационный период.
статья

Фролова Екатерина Валерьевна

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. 

Взаимодействие с семьёй в адаптационный период.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ.

Взаимодействие с семьёй в адаптационный период.

Собираясь отдать ребенка в детский сад каждый родитель мечтает о том, что его малыш, помахав ручкой, весело отправится в группу играть с новыми игрушками и заводить новых друзей. К сожалению, такие случаи большая редкость. Очень часто, даже если поначалу  ребенок с радостью бежал в детский сад, спустя несколько дней он начинает капризничать и с трудом отпускать от себя родителей. Адаптация ребенка в ДОУ требует времени и сил. И успех её зависит от физического, психического развития, состояния здоровья, привитых навыков самообслуживания, личностных качеств. А также от умения общаться со сверстниками и взрослыми, степени тревожности, социального положения родителей.

Основная цель работы педагога в этот непростой период - построение учебно-воспитательного процесса, направленного на облегчение прохождения периода адаптации и снятие причин дезадаптивного поведения ребенка.

Владение информацией о семье, выявление отношения родителей к поступлению ребенка в детский сад и установление партнерских, доброжелательных отношений позволяют сформировать у будущих воспитанников положительные ассоциации, связанные с дошкольным учреждением.

Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался, необходимо следующее:
- создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе. Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. В группе необходим и спортивный уголок, который удовлетворял бы потребность детей младшего дошкольного возраста  в движении. Уголок следует оформить так, чтобы у ребенка появилось желание заниматься в нем. Успокаивающе действуют на детей игры с песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие;

- работа с родителями, которую желательно начать еще до поступления ребенка в детский сад. Необходимое условие успешной адаптации - согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду. Целесообразно рекомендовать родителям в первые дни приводить ребенка только на прогулку - так ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми. Задача воспитателя - успокоить, прежде всего, взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.

Процесс перехода ребенка из семьи в детское дошкольное учреждение сложен и для самого малыша и для родителей. Ребенку предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. А это совсем не просто. Возникает необходимость преодоления психологических преград. Основная задача  в этот период — формирование эмоционального контакта, доверия не только детей, но и родителей к воспитателю, как к человеку доброму, заботливому, всегда готовому прийти на помощь. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения.

 Для снятия напряжения и раскрепощения как детей, так и родителей незаменима совместная (педагоги-родители-дети) деятельность. Для создания в группе атмосферы доброжелательности и взаимопонимания между родителями, детьми и педагогами можно провести тематический вечер развлечений «Давайте познакомимся» или «Дружно будем вместе жить». Прослушивание детских песен про дружбу, инсценированные воспитателями проблемные ситуации с последующим их обсуждением, коммуникативные игры, хороводные танцы, интересные задания для детей и родителей (например, «Найди своего ребенка по ладошке») позволят решить такие задачи, как:

  1. снятие эмоционального дискомфорта у детей и родителей;
  2. формирование доброжелательности, уважения к окружающим;
  3. обучение родителей способам и приемам организации совместной игровой деятельности с ребенком;
  4. развитие коммуникативных навыков и умения разрешать конфликты;
  5. формирование навыка вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально выражать свои мысли, используя мимику и жесты;
  6. формирование представления о том, какими качествами должен обладать друг;
  7. формирование теплых, доверительных отношений внутри коллектива «Дети-Родители-Педагоги».

Подводя итог, хочется заметить, что работа по взаимодействию с семьей в адаптационный период является фундаментом для установления доверительных партнерских отношений  с семьей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы «Взаимодействие с родителями как успешный фактор адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации»

Новизна педагогического опыта состоит в том, что расширено сотрудничество педагогов групп  раннего возраста и семьи:  взаимодействие с родителями детей раннего возраста начинается до п...

Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ. Взаимодействие с семьёй в адаптационный период.

Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ. Взаимодействие с семьёй в адаптационный период....

Программа психолого-педагогического сопровождения педагогов, детей и родителей в период подготовки к адаптации и собственно адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ «Радужный Мостик»

Данная программа предназначена для профилактики негативных последствий стрессовых ситуаций у детей и родителей в период адаптации к условиям ДОУ....

Взаимодействие педагогов с родителями в период адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации.

Автор: Школьная Юлия Юрьевна Вид проекта: Долгосрочный Место реализации проекта: БДОУ детский сад N 366 общеразвивающего вида. г.Омск. Участники: Педагоги, родители, дети, врач, п...

«Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ. Взаимодействие ДОУ и семьи как одно из условий воспитания»

laquo;Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ. Взаимодействие ДОУ и семьи как одно из условий воспитания»...