Прогулка как вид образовательной деятельности в ДОУ.
статья (старшая группа)

Фролова Татьяна Алексеевна

Организация прогулок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Организация прогулки.15.13 КБ

Предварительный просмотр:

     Прогулка как вид образовательной деятельности в ДОУ.        

        Прогулка как вид образовательной деятельности в ДОУ Важным элементом образовательного процесса дошкольного учреждения являются прогулки с детьми. Прогулка занимает в режиме дня детей дошкольного возраста значительное время и имеет огромное педагогическое значение.

         Согласно Санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях ежедневная продолжительность прогулки детей должна составлять не менее 4–4,5 часов. Но фактически дети гуляют значительно меньше, а ее оздоровительный и образовательный потенциал используется не в полном объеме. Чтобы прогулка длилась дольше воспитатель должен организовать процесс подготовки к прогулке так что бы не тратить на него много времени. Малышей помогает одевать няня, давая, однако, им возможность самим сделать то, что они могут. Когда у детей выработаются навыки одевания и раздевания, то они будут делать это быстро и аккуратно, воспитатель только помогает им в отдельных случаях (застегнуть пуговицу, завязать шарф и т.п.). Нужно приучать малышей к тому, чтобы они оказывали помощь друг другу, не забывали поблагодарить за оказанную услугу. Чтобы навыки одевания и раздевания формировались быстрее, родители должны дома предоставлять детям больше самостоятельности.

        Чтобы дети охотно собирались на прогулку, воспитатель заранее продумывает ее содержание, вызывает у малышей интерес к ней с помощью игрушек или рассказа о том, чем они будут заниматься. Если прогулки содержательны и интересны, дети, как правило, идут гулять с большой охотой.

         Организуется прогулка два раза в день: в первую половину дня и во вторую половину дня—после дневного сна или перед уходом детей домой.

        Традиционно прогулка включает в себя:

 – наблюдений за явлениями природы (растительным и животным миром, неживой природой); – разнообразные игры; – трудовую деятельность;

 – спортивные упражнения;

 – самостоятельную деятельность детей по их выбору и интересам.

        Планирование содержания деятельности детей на прогулке зависит от времени года, погоды, предшествующих видов непосредственно образовательной деятельности, интересов, возраста воспитанников и строится с учетом основных компонентов прогулки.

        Для того чтобы прогулки были разнообразными и интересными для детей, воспитатели ежедневно планируют их содержание, включая образовательную составляющую и самостоятельную деятельность дошкольников. Самостоятельная и совместная деятельность со сверстниками предполагает наличие разнообразного игрового материала и инвентаря, создание гибко изменяющихся предметно-игровых средств на участке детского сада.

         Задачи образовательных областей решаются на прогулке в ходе подвижных игр с детьми, трудовых поручений, ознакомления с трудом взрослых, наблюдений, экспериментирования с предметами окружающего мира, целевых прогулок, самостоятельной игровой деятельности, дидактических игр с детьми и составляют одно направление — познавательно-речевое развитие. Интегративный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.

         Для ребенка образовательный процесс имеет смысл, если он строится в виде деятельности. Поэтому образовательная составляющая прогулки связана с любым из видов детской деятельности (игровым, коммуникативным, трудовым, двигательным, познавательно-исследовательским, музыкально-художественным, продуктивным) без жесткой ее регламентации.

         По месту проведения прогулки подразделяются на несколько типов:

 – прогулки на территории ДОУ;

 – пешие прогулки за периметр учреждения;

 – прогулки в функциональных помещениях детского сада (навесы, веранды), при плохой погоде.         По своей направленности прогулки имеют следующие категории:

 – традиционные;

 – целевые(с выходом за пределы ДО);

 – тематические; – экскурсия. Целевые прогулки. Воспитатель организует наблюдения детей за общественной жизнью и явлениями природы и за пределами участка. С этой целью организуются целевые прогулки На целевых прогулках дети получают много непосредственных впечатлений об окружающем, расширяется их кругозор, углубляются знания и представления, развивается наблюдательность и любознательность.

         Целевые прогулки отличаются от экскурсий тем, что они являются только кратковременными.

         Обязательными составляющими тематических прогулок самых разных видов являются совместная деятельность взрослого с детьми, совместная деятельность со сверстниками и самостоятельная деятельность ребенка. Совместная деятельность взрослого с детьми в ходе прогулки проявляется особенно ярко, т.к. осуществляется тесное общение между ними во всех видах деятельности. Экскурсии—один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоемких и сложных форм обучения.

         Прогулка должна дать ребенку: разрядку, снять напряжение после статических, сосредоточенных занятий и создать у него жизнерадостное настроение, что обеспечивает соответствующий эмоциональный тонус для успешного физического и психического развития ребенка в иных условиях и видах деятельности.

                                                                                                                                                                 

                              Библиографический список

1. Примерная основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. 2. Каменева Л.А.: «Как знакомить дошкольников с природой» — М.: «Просвещение», 1983. 3. Т.Л. Богина, Н.Т. Терехова «Режим дня в детском саду», М., Просвещение, 1987.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности образовательной области «Музыка» «Прогулка по весеннему лесу» II младшая группа

Конспект непосредственной образовательной деятельности образовательной области «Музыка» «Прогулка по весеннему лесу»II младшая группа...

План конспект непосредственной образовательной деятельности «Реализация образовательной области «Безопасность» и способы ее интеграции» на тему «Весенняя прогулка»

Как прекрасен и удивителен мир природы: мир превращений и неожиданностей, красоты. Каждого ребенка интересует абсолютно все: ему хочется попробовать, потрогать, почувствовать, увидеть, услышать,...

КОНСПЕКТ Интегрированной непосредственно образовательной деятельности в старшей группе (образовательная область "Познание" и "Физическая культура") "Прогулка в зимний лес".

НОД "Прогулка в зимний лес".Образовательные задачи:1.Уточнить и расширить представление детей об образе жизни лесных зверей (белка, заяц, лось, медведь) зимой.2.Обобщить знания детей о типичных повадк...

Конспект развития непосредственно образовательной деятельности в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальное искусство и музыкальная деятельность) «Прогулка по осеннему лесу чувашского края»

В материале представлен конспект развития непосредственно образовательной деятельности в образовательной области "Художественно - эстетическое развитие " (музыкальное искусство и музыкальная деятельно...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной деятельности «Познавательное развитие» на тему :«Прогулка в лес» с детьми второй младшей группы.

Цель: Сохранить и закрепить здоровье детей, развивать сенсорный интеллект с помощью подвижных игр.Задачи:Образовательные: формировать элементарные понятия о доброте, взаимопомощи, дружеских взаимоотно...

Статья "Прогулка как способ образовательной деятельности".

Движение малышей на улице развивает их всесторонне и, что важно, способствует воспитаниюумственному.Во время нахождения на природе ониприобретают множество впечатлений изнаний об окружающем мире....