Открытая прогулка «Лекарственные растения»
план-конспект занятия (старшая группа)

Храмова Елена Александровна

Очень важно формировать у детей представление о лекарственных растениях. Именно на прогулках с детьми открывается возможность показать детям лекарственные растения, где и как они растут, как зависят от внешних условий: продолжительность дня, понижение(повышение) температуры, осадки. В процессе наблюдения за растениями развивать познавательную активность детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytaya_progulka.docx38.14 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА

МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
ЦЕНТР СОДЕЙСТВИЯ СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЮ «СКОЛКОВСКИЙ»

(ГКУ ЦССВ «СКОЛКОВСКИЙ»)

Открытая прогулка
«Лекарственные растения»

                                                                                       Воспитатель Храмова Е.А

14 августа 2019.

Цели:

  • Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях.
  • Закрепить знания о лекарственных растениях, растущих на участке.
  • Совершенствование двигательной деятельности детей в естественных природных условиях. Обогащение двигательного опыта.
  • Воспитание чувства ответственности за природу и окружающий мир. Задачи:
  • Показать детям состояние природы летом :
  • Способствовать пониманию зависимости состояния растений от внешних условий: уменьшение продолжительности дня, повышение температуры воздуха, типичные осадки.
  • Способствовать овладению детьми различными видами ходьбы.
  • Обучать правилам поведения в природе.

Формы и методы работы

  • Наблюдения за изменениями в природе: под влиянием тепла и солнечного света растут травы, цветы, кустарники, деревья, появляются плоды, ягоды, множество насекомых.
  • Беседы с детьми о лекарственных растениях.
  • Различные виды ходьбы: с различным положением рук, высоко поднимая колени (как аист журавль, цапля), на носках, на пятках.

. Игровая деятельность:

  • Игры с имитации движений.
  • Упражнения дыхательной гимнастики «Вдыхаем ароматы лета »

Оборудование: демонстрационный материал по теме, цветы, иллюстрации лекарственных растении для рассматривания , лейки, песочные наборы, кегли, ведра, карточки с загадками.

Содержание

 

  1. Организационный момент
  2. Сообщение темы
  3. Наблюдения в природе
  4. Правила поведения на природе
  5. Беседа с детьми «Лекарственные растения»
  6. Физкультминутка «Спал цветок и вдруг проснулся»
  7. Загадки о лекарственных растениях
  8. Практическое занятие «Доктор»
  9. Трудовая деятельность

10. Игровая деятельность

11. Индивидуальная работа

12. Организованный уход детей в группу

Ход:

  1. Орг. момент

Ребята, сегодня к нам на прогулку пришли гости, они будут смотреть, как вы умеете играть, слушать. Давайте их поприветствуем и начнем.

  1. Сообщение темы

Сегодня на прогулке мы будем наблюдать за лекарственными растениями, отгадывать загадки, читать стихотворения, будем играть в подвижные игры.

  1. Наблюдения в природе.

Ребята, скажите мне, какое сейчас время года?

Какие летние месяцы мы знаем?

Какой летний месяц идет сейчас?

По каким признакам мы определили, что время года - лето?

Послушайте стихотворение

Луг совсем как ситцевый,

Всех цветов платок,

-Не поймешь, где бабочка,

Где какой цветок.

Лес и поле в зелени,

Синяя река,

Белые, пушистые
В небе облака.

Давайте посмотрим, какая сегодня погода:

Солнце светит?

Г реет, жарко?

На улице тепло?

Небо ясное?

Какого цвета небо?

Ветер дует?

Ветер теплый?

Сейчас мы с вами наденем волшебные колпаки и превратимся в друзей природы. Под песню В. Шаинского «Вместе весело шагать» дети   с воспитателем идут по участку и наблюдают за растениями, которые находятся на его территории.

Посмотрите, что у нас растет на участке? Деревья Из каких частей состоит дерево? Корень, ствол, ветки Чем покрыты ветки деревьев?

Какого цвета листья?

А по размеру, дерево какое? Большое

Ребята, сейчас мы с вами сделаем упражнение «Дерево»

На полянке дерево росло,

Протянуло ветви к солнышку оно.

Ветер прилетает,

Деревце качает.

Ветер сильный прилетал,

Сильно дерево сгибал.

Тучи по небу бежали,

Все листочки задрожали.

Частый дождик льет и льет,

Дерево водичку пьет И растет, растет, растет.

        

Пойдемте дальше по нашему участку и понаблюдаем за лекарственными растениями на территории.

Одуванчик

Ромашка

Подорожник

Крапива.

Давайте поздороваемся с растениями, цветами, солнцем, и т.д.

Здравствуй солнце (тянем руки к небу)

Здравствуй травка (тянем руки к траве)

Здравствуйте цветочки (тянем руки к цветам)

Здравствуйте деревья (тянем руки к деревьям)

И так, мы понаблюдали за лекарственными растениями которые растут на нашем участке:

  1. Мать-и-мачеха
  2. Одуванчик
  3. Ромашка
  4. Подорожник
  5. Крапива.

А теперь давайте сядем на лавочку и внимательно послушаем рассказ о лекарственных растениях. Но сначала давайте повторим правила поведения на природе.

4 . Правила поведения в Природе: _

  • из лекарственных растений можно собирать только те, которые вы знаете.
  • нельзя вырывать растения с корнем;
  • лекарственные растения следует собирать в строго указанные сроки;
  • нельзя срывать или срезать полностью листья с одного куста.

Пчелка показывает иллюстрации лекарственных растении и просит детей по очереди назвать их, и сказать где эти растения растут на нашем участке. 

5 . Беседа с детьми о лекарственных растениях.

_

Мать-и-мачеха

Весной золотисто-желтые соцветия мать-и- мачехи на коротких толстых желтоватых стеблях первыми появляются на чуть оттаявших пригорках, на южных склонах оврагов и канав, когда рядом еще лежит снег. С наступлением вечера и в сырую погоду корзинки закрываются и поникают. Плоды с хохолком. Во время созревания плодов цветоносные стебли сильно вытягиваются и выносят плоды вверх, где их легко сдувает ветер и далеко разносит.

Прикорневые листья начинают появляться, когда мать-и-мачеха отцветает, и достигают полного развития к концу мая или началу июня. Нижняя сторона листа мягкая и теплая, как «мать», а верхняя жесткая и холодная, ее сравнивают с «мачехой», отсюда произошло ее русское название. Заготавливают листья мать-и-мачехи в первой половине лета. - Мать-и-мачеха обыкновенная — многолетнее травянистое растение Сырьем являются листья. Настой листьев мать-и-мачехи применялся как отхаркивающее средство.

Пригрело весеннее солнышко и рассыпались на проталинках круглые золотые монетки. «Весну цветов открывает сверхранний первенец — мать-и-мачеха. Этот золотой подснежник растет на солнечных глинистых оврагах и распускается раньше всех трав

В народной медицине листья мать-и-мачехи применяют вместе с ее цветками в виде отвара как отхаркивающее и потогонное, а также при воспалении слизистой оболочки, при катаре желудка, почечных заболеваниях и катаре мочевого пузыря, иногда вместе с другими растениями. Сок, выжатый из свежего растения, считают в народе ранозаживляющим. Отвар из взятых поровну

листьев мать-и-мачехи и крапивы применяют для мытья головы при выпадении волос и обильной перхоти.

Нельзя вырывать растение с корнями, так как такие «заготовки» ведут к полному уничтожению растений. Нельзя срывать или срезать полностью листья с одного куста. Лекарственные растения следует собирать строго в указанные календарные сроки.

Одуванчик лекарственный

Желтая головушка,
Розовая ножка.
Одуванчик-солнышко
Подержу в ладошке.
Появилось солнышко
В мае на лугу,

На него любуюсь,
Очень берегу.
Жаль, недолго солнышко
Будет золотым,
Побелеет солнышко
— И расстанусь с ним.
В. Мирясова

Одуванчик назван солнышком, потому, что его цветок желтого цвета, круглый и похож на солнышко. Сначала появляется зеленый бутон, который раскрывается в желтый цветок, затем на месте лепестков появляются белые пушинки — зонтики, с помощью которых ветер разносит семена цветка. Одуванчик лекарственный — многолетнее травянистое растение, произрастает по всей территории нашей страны. Сырьем являются корни. Отвар корней одуванчика применяется в качестве горечи для возбуждения аппетита и улучшения пищеварения. Корни и корневища можно заготавливать только после созревания и осыпания семян, часть корней и корневищ желательно оставлять в земле для возобновления растений.

Одуванчик — одно из самых распространенных на земле растений. Он растет на равнинах и поднимается в горы, на лужайках, среди другой травы, и на открытых щебнистых склонах, на солнцепеке и в тени. Он легйо приспосабливается к условиям среды и благополучно выживает, перенося и вытаптывание, и поедание животными. Его не могут заглушить другие растения.

В нашей народной медицине одуванчик применяют как кровоочищающее и отхаркивающее средство, хорошо влияющим на пищеварение, а также от бессонницы.

Крапива

Крапива — один из самых распространенных сорняков

Жгучие волоски у основания расширены и содержат жидкость, а стенки тонкого вытянутого кончика волоска пропитаны кремнеземом, легко обламываются и острым концом ранят кожу. Из них в ранку попадает кислота и вызывает жжение.

Заготавливают листья без стеблей и цветков. Их собирают в июне— августе с цветущих растений, так как после цветения они теряют действующие вещества. Во избежание ожогов сбор ведутв рукавицах. Чаще крапиву режут серпом или косят и дают ей завянуть, тогда она уже не жалит и можно обрывать листья незащищенными руками.

Рекомендовали «листьевие крапивное и семя сырое толчено с солью прикладывать к старым гнилым язвам, тако из них дикое мясо истребит и заживит».

В народной медицине применение крапивы очень разнообразно, причем используются не только листья, но и корневища с корнями двудомной и жгучей крапивы. Употребляют ее как мочегонное, противолихорадочное, кровоостанавливающее, кровоочистительное и ранозаживающее средство. Обсахаренные корневища крапивы используют при кашле.

Подорожники

Подорожник (друг путника). Его можно найти на любой

полевой дороге и приложить прохладный листок к потертости на ноге или пораненному пальцу. В листьях подорожники содержатся витамины А, К, С. Листья подорожника способствуют остановке кровотечения, заживлению ран, успокаивают боль при укусах насекомых. Листья собирают в период цветения растения.

«След белого» — так североамериканские индейцы называли подорожник, семена которого, приставшие вместе с грязью к сапогам переселенцев из Европы, пересекли океан и попали в Америку. Всюду, куда ступала нога пришельцев, вырастало это неприхотливое растение.

Один экземпляр подорожника дает несколько тысяч семян, поэтому вид и распространяется с такой быстротой. Семенная оболочка подорожника содержит слизь, и созревшие семена от сырости становятся клейкими. С наступлением осенних дождей дороги размокают, вместе с грязью семена подорожника прилипают к обуви прохожих и к колесам и странствуют по свету. В медицинской практике используют настой листьев подорожника большого как отхаркивающее средство.

Ромашка

Ромашка, ромашка
Душистый цветок
Желтая середка
Белый лепесток.

(М. Авдеева)

Ромашка- одно из самых популярных лекарственных растений. Применяют ее при самых различных заболеваниях: при простуде, болях в животе, как успокоительное средство. Цветки ромашки применяют в виде настоя или в сложных лекарственных сборах. Собирают ромашку в начале цветения, осторожно сушат, чтобы цветки не осыпались

Итак вы молодцы, внимательно прослушали рассказ о лекарственных растениях, покажите мне  на иллюстрации и назовите растения о которых мы сегодня говорили.(дети показывают и называют растения)

6 . Физкультминутка «Спал цветок и вдруг проснулся»

Спал цветок и вдруг проснулся-Туловищ вправо, влево.

Больше спать не захотел. - Туловище вперед, назад.

Шевельнулся, потянулся, -Руки вверх, потянуться.

Взвился вверх и полетел. - Руки вверх, влево, вправо.

Солнце утром лишь проснется -Бабочка кружит и вьется. - Покружиться.

7 . Воспитатель берет карточки с загадками.

Сейчас я вам загадаю загадки о растениях и проверю кто внимательно слушал пчелку, а кто нет.

А теперь отгадаем загадки:

Детские загадки про растение подорожник

Весь в пыли,

Хоть сил немного,

У дороги он торчит,

(подорожник)

 Него согнулись ноги, Неприметен он на вид, (ответ", подорожник)

Тонкий стебель у дорожки. На конце его серёжки, (ответ: подорожник)

На земле лежат листки -Маленькие лопушки.

(ответ; подорожник)

Нам он - как хороший друг,

Лечит ранки ног и рук ,

(подорожник)

Путник часто ранит ногу Вот и лекарь у дороги.

(Подорожник)

Загадки для детей о колючей крапиве

Злая, как волчица.

Жжется, как горчица!

Что это за диво"

Это же ...

(ответ; крапива)

Ах, не трогайте меня! Обожгу и без огня.

Не шмель, не пчела, а жалит.

Растет зеленый кустик. Дотронешься - укусит.

(ответ: крапива)

Только тронь Отдернешь ладонь:

Обжигает трава Как огонь.

Детские загадки про мать-и-мачеху:

Смотрит солнышко - росток. Не травинка, не листок: Появился самый первый. Желтый маленький цветок (Мать-и-мачеха)

Золотым лучом согрет Вырос солнышка портрет!

Но у желтого цветочка Временно листочков нет (Мать-и-мачеха)

Появись на пригорке желтенькие точки,

Это солнцу улыбнулись первые цветочки (Мать-и-мачеха)

Ромашка

Ромашка, ромашка

Душистый цветок Желтая середка Белый лепесток.

Горел в траве росистой Фонарик золотой Потом померк, потух И превратился в пух. (одуванчик)

Пушистый, белый,

А не зайчик.

Это просто ... (одуванчик)

Отгадали все загадки, молодцы! Слушали внимательно рассказ нашей гостьи.

8 .Практическое занятие «Доктор»

Мальчик поранил коленку, другой ребенок наряженный в костюм доктора лечит его ( накладывает повязку с лекарственными травами)

Предварительно помыв их водой.

9 . Трудовая деятельность:

  1. Вместе с воспитателем обрезание цветов которые отцвели, их уборка.
  2. Подметание дорожек

Ребята вы поработали хорошо, вместе, дружно, помогали друг другу. Молодцы!

10 . Игровая деятельность.,

Игра 1.

Ребята, сейчас мы с вами поиграем в подвижную игру: «Бабочки и лето»

Игра идет под детскую песенку о лете. Музыка заиграла:

Наступило утро. Солнышко осветило землю. Все проснулись. И бабочки замахали крыльями и полетели искать цветочки, чтобы напиться сладкого нектара.

Бабочки все летали , летали, крыльями махали, сели отдохнуть.

Молодцы!!!

Игра 2. «Карусель»

Правила: дети двигаются по кругу в соответствии с текстом Завертелись карусели И помчались с ветерком. Поначалу еле - еле, А потом бегом, бегом. Повертелись, покружились, А потом остановились.

11 . Индивидуальная работа: Зотов И., Борисов Д., Радзивилов Р., Раскрашивание раскрасок «Лекарственные растения»

Свободная деятельность детей с выносным материалом.

12 . Организованный уход детей в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прогулка "В гости к лекарственным растениям" (старшая группа)

Данный материал позволит воспитателям познакомить детей с лекарственными растениями во время проведения прогулки....

Конспект летней прогулки «Лекарственные растения»

Конспект летней прогулки"Лекарственные растения"Подготовила: Воспитатель Детского дома - интерната№24Могильченко О.А...

"Прогулка на луг"беседа о цветах, лекарственных растениях. для старшей группы

Прогулка на луг. Старшая группа. Тема:   Беседа о цветах, лекарственных растениях.Цель:   Продолжать знакомить детей с лекарственными растениями, рассказывать об...

Картотека подвижных игр на тему "Лекарственные растения" в рамках проекта "Лекарственные растения"

Через подвижные игры можно закреплять с детьми знания о лекарственных и полезных для человека растениях...

Занятие познавательной направленности в старшей группе «Лекарственные растения» Цель: Создание условий для развития познавательной активности , любознательности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с лекарственными растениями.

Занятие познавательной направленности в старшей группе«Лекарственные растения» Цель: Создание условий для развития познавательной активности , любознательности детей старшего дошкольн...

Экологическое занятие для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с лекарственными растениями «Лекарственное растение — подорожник»

Экологическое занятие для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с лекарственными растениями «Лекарственное растение — подорожник» Цель: расширить зн...