Мастер-класс для воспитателей «Авторские дидактические игры»
статья (старшая группа)

поздеева евгения владимировна

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry.docx19.23 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для воспитателей

«Авторские дидактические игры»

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА.

   

    Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.
      
Дидактические игры способствуют:
развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о различных предметах и явлениях, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умению  высказывать свои суждения, делать умозаключения.
- развитию речи детей: пополнению и активизации словаря.
социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости,  учится сочувствовать и т.д.
      Структуру дидактической игры образуют основные и дополнительные компоненты. К основным компонентам относятся: дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материал. К дополнительным компонентам: сюжет и роль.
       Проведение дидактических игр включает:    

1.Ознакомление детей с содержанием игры, использование в ней дидактического материала (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей).   

2.Объяснение хода и правил игры, при этом четкое выполнение этих правил.      

3.Показ игровых действий.   

4.Определение роли взрослого в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра (педагог направляет действия  играющих советом, вопросом, напоминанием).    

5.Подведение итогов игры – ответственный момент в руководстве ею. По результатам игры можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она использована детьми в самостоятельной игровой деятельности.         

    Анализ игры позволяет выявить индивидуальные способности в поведении и характере детей. А значит правильно организовать индивидуальную работу с ними.

     Обучение в форме дидактической игры основано на стремление ребенка входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам, то есть отвечает возрастным особенностям дошкольника.

Виды дидактических игр: 

1.Игры с предметами (игрушками).

2.Настольно-печатные игры.

3.Словесные игры.  

Дидактические игры – различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, роли воспитателя.

      Игры с предметами - основаны на непосредственном восприятии детей, соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними. В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом. При ознакомлении детей с природой в подобных играх  использую природный  материал (семена растений, листья, камушки,  разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др.) – что вызывает у детей живой  интерес и активное желание играть. Примеры таких игр: «Не ошибись», «Опиши данный предмет», «Что это такое?»,  «Что сначала, что потом» и др.
    

    Настольно - печатные игры  – это  интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим  миром,  миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: "лото", "домино", парные картинки"  С помощью настольно-печатных игр можно успешно  развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля.                                                                       

       

     Словесные игры  – это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.                                                                                                                          

     В процессе игр дети уточняют, закрепляют, расширяют представления об объектах  природы и ее сезонных изменениях.  

Дидактические игры – путешествия являются одним из эффективных путей активизации познавательной деятельности детей.

Дидактическая игра в опытнической деятельности – способствует формированию у детей познавательного интереса к окружающему, развивает основные психические процессы, наблюдательность, мышление.                                                                                              

    Так же ведется работа с родителями. Совместная деятельность родителей и педагогов -  индивидуальное консультирование родителей, информационные стенды, папки передвижки, тематические выставки с предложенным материалом – дает более эффективный результат в работе с детьми.

    Придумывать игры – занятие не менее увлекательное, чем играть в них. И если создавалась игра без увлечения, то и играть в нее придется так же. Это относится и к взрослым, и к детям, которые, правда, все реже изобретают новые игры, предпочитая готовый «ассортимент», предоставляемый игровой индустрией взрослых.

     

    В итоге из игры выпадает главное – авторская позиция. Что касается взрослых, то их сегодня приходится учить не только создавать игры – просто играть. Исследования показывают, что играть в массе не умеют не только родители, но и воспитатели. Не умеют и не хотят, не видя в этом смысла. Вернуть этот смысл (который был очевиден для большинства наших мам и пап, не говоря уже о бабушках и дедушках!) можно через ворота творчества – творение игры. Для взрослых это – не только увлекательное занятие, но и серьезная педагогическая задача.

     Создание авторской игры – дело серьезное и в то же время очень увлекательное и может идти, например, по следующему алгоритму. Последовательность работы:

  • анализ возрастных задач;
  • определение проблем, которые испытывают большинство детей при освоении общеобразовательной программы;
  • выявление их интересов;
  • определение темы игры;
  • изучение материалов по проблеме;
  • выбор и конкретизация задач;
  • разработка заданий, правил и описания игры;
  • разработка макета и создание игры, обучение игре родителей и детей;
  • использование игры в детском саду и создание новых вариантов.

Определить тему игры можно двумя способами:

  1. Исходя из выявленных проблем у большинства воспитанников группы ДОУ
  2. Исходя из интересов, предпочтений воспитанников

А дальше только фантазия и умелые руки педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для музыкальных руководителей «Музыкально-дидактические игры в интегрированной музыкально-образовательной деятельности детей дошкольного возраста»

Мастер-класс для музыкальных руководителей «Музыкально-дидактические игры в интегрированной музыкально-образовательной деятельности детей дошкольного возраста»...

Мастер - класс с педагогами на тему "Дидактическая игра "Слингобусы"

Слингобусы - стильный и элегантный аксессуар (бусы), но самое главное прекрасная игрушка для ребенка, развивающая мелкую моторику рук, тактильную чувствительность, зрительное и слуховое восприятие....

Мастер-класс «Развитие речи дошкольников через дидактическую игру»

Распространение педагогического опыта по применению дидактических игр, как средства развития речи в образовательном процессе....

Мастер-класс для родителей по изготовлению дидактической игры

Мастер-класс для родителей  по изготовлению дидактической игры "Рыбалка"...

Мастер-класс "Сенсорное развитие детей через дидактические игры"

Тема сенсорного развития знакома любому педагогу дошкольнику, потому что развивать сенсорные эталоны необходимо с рождения малыша. Познание неизвестного происходит по одному пути: через восприятие сен...