Театрализованные игры в работе ДОУ
консультация

Политыко Наталья Николаевна

В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое, певческое

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralizovannye_igry_v_rabote_dou.docx646.86 КБ

Предварительный просмотр:

Характеристика театрализованных игр

К  творческим играм относятся игры, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. В зависимости от характера творчества, от игрового материала, используемого в играх, творческие игры делятся на режиссерские, сюжетно-ролевые, игры со строительным материалом, театрализованные игры.

Сам термин «театрализованная игра» указывает на связь её с театром. Театрализованные игры – «игры в театр», сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям» (Бочкарёва Л.П.) 

Л. С. Фурмина считает, что театральные игры - это игры-представления, в которых в лицах с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, разыгрывается литературное произведение, т.е. воссоздаются конкретные образы. 

Особенностью театрализованных игр является наличие  готового сюжета, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.

Возникает  вопрос: есть ли у ребенка шанс получить творческий, т. е. новый продукт в театрализованных   играх?   Настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества. Текст произведения для детей – это только основа, в которую они добавляют новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли, меняют концовку и т.д.

Творческое разыгрывание  ролей  в театрализованных  играх  значительно отличается от творчества  сюжетно-ролевой игре. В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, надо понять, каков персонаж, почему так поступает, представить себе его состояние, чувства, т. е. проникнуть в его внутренний мир. И сделать это следует в процессе слушания произведения.

Полноценное участие детей в игре требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. Чтобы понять, каков герой, надо научиться элементарно анализировать его поступки, оценивать их, понимать мораль произведения. Умение представить героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т.д.)

Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей (Л. В. Артемова, Л.С. Фурмина). 

В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое, певческое. У опытного педагога дети стремятся к художественному изображению литературного произведения не только как «артисты», исполняющие роли, но и как «художники», оформляющие спектакль, как «музыканты», обеспечивающие звуковое сопровождение, и т.д. Возможности приобщения дошкольников к творческой художественной деятельности в процессе подготовки театрализованной игры и ее хода чрезвычайно высоки.  

Ценность театрализованной игры  в ее импровизационной сущности, в удовольствии, которое ребенок испытывает от подготовки спектакля, от длительного процесса игры в театр.

Классификация  театрализованных игр

Существует несколько точек зрения на классификацию  театрализованных игр.

Исследователь Е.Л. Трусова дифференцирует  театрализованные игры по замыслу, по литературному тексту, по предложенным взрослым обстоятельствам.

 Н. А. Реуцкая классифицирует театрализованные игры по их художественному оформлению и различает игры – драматизации, игры с настольным театром, игры с марионетками.

По классификации Л. С. Фурминой - это предметные (действующими лицами являются предметы: игрушки, куклы) и непредметные (дети в образе действующего лица исполняют взятую на себя роль).  См. схема    

Тетрализованные игры (классификация Л.С.Фурминой)

Тетрализованные игры (классификация Л.В. Артемовой)

В играх-драматизациях дети представляют спектакль  сами, как артисты; каждый ребенок выполняет свою роль, используя средства выразительности (мимику, интонацию, пантомимику). В режиссерской игре: разыгрывают литературное произведение, героев которого изображают с помощью игрушечного персонажа, озвучивая их роли.

Анализ программы  дошкольного образования

(ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой)

Образовательная область   «Художественно-эстетическое развитие»

Раздел «Театрализованная игра»,  младшая группа (3–4 года)

  • Пробуждать интерес детей к театрализованной игре, создавать условия для ее проведения. Формировать умение следить за развитием действия в играх-драматизациях и кукольных спектаклях, созданных силами взрослых и старших детей.
  • Учить детей имитировать характерные действия персонажей (птички летают, козленок скачет), передавать эмоциональное состояние человека (мимикой, позой, жестом, движением).
  • Знакомить детей с приемами вождения настольных кукол. Учить сопровождать движения простой песенкой.
  • Вызывать желание действовать с элементами костюмов (шапочки, воротнички и т. д.) и атрибутами как внешними символами роли.
  • Развивать стремление импровизировать на несложные сюжеты песен, сказок.
  • Вызывать желание выступать перед куклами и сверстниками, обустраивая место для выступления.
  • Побуждать участвовать в беседах о театре (театр, актеры, зрители, поведение людей в зрительном зале).

Раздел «Театрализованные игры»,  средняя  группа (4 – 5  лет)

  • Продолжать развивать и поддерживать интерес детей к театрализованной игре путем приобретения более сложных игровых умений и навыков (способность воспринимать художественный образ, следить за развитием и взаимодействием персонажей).
  • Проводить этюды для развития необходимых психических качеств (восприятия, воображения, внимания, мышления), исполнительских навыков (ролевого воплощения, умения действовать в воображаемом плане) и ощущений (мышечных, чувственных), используя музыкальные, словесные, зрительные образы.
  • Учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям; использовать для воплощения образа известные выразительные средства (интонацию, мимику, жест).
  • Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности в выборе роли, сюжета, средств перевоплощения; предоставлять возможность для экспериментирования при создании одного и того же образа.
  • Учить чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами.
  • Способствовать разностороннему развитию детей в театрализованной деятельности путем прослеживания количества и характера исполняемых каждым ребенком ролей.
  • Содействовать дальнейшему развитию режиссерской игры, предоставляя место, игровые материалы и возможность объединения нескольких детей в длительной игре.
  • Приучать использовать в театрализованных играх образные игрушки и бибабо, самостоятельно вылепленные фигурки из глины, пластмассы, пластилина, игрушки из киндер-сюрпризов.
  • Продолжать использовать возможности педагогического театра (взрослых) для накопления эмоционально-чувственного опыта, понимания детьми комплекса выразительных средств, применяемых в спектакле.

Раздел «Театрализованные игры»,  старшая  группа ( 5-6   лет)

  • Продолжать развивать интерес к театрализованной игре путем активного вовлечения детей в игровые действия. Вызывать желание попробовать себя в разных ролях.
  • Усложнять игровой материал за счет постановки перед детьми все более перспективных (с точки зрения драматургии) художественных задач («Ты была бедной Золушкой, а теперь ты красавица-принцесса», «Эта роль еще никем не раскрыта»), смены тактики работы над игрой, спектаклем.
  • Создавать атмосферу творчества и доверия, предоставляя каждому ребенку возможность высказаться по поводу подготовки к выступлению, процесса игры.
  • Учить детей создавать творческие группы для подготовки и проведения спектаклей, концертов, используя все имеющиеся возможности.
  • Учить выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов, сделанные своими руками.
  • Поощрять импровизацию, умение свободно чувствовать себя в роли.
  • Воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал детей, вовлекая их в различные театрализованные представления: игры в концерт, цирк, показ сценок из спектаклей. Предоставлять детям возможность выступать перед сверстниками, родителями и другими гостями.

Раздел «Театрализованная игра»,  подготовительная к школе   группа ( 6-7 лет)

  • Развивать самостоятельность детей в организации театрализованных игр: умение самостоятельно выбирать сказку, стихотворение, песню для постановки; готовить необходимые атрибуты и декорации к будущему спектаклю; распределять между собой обязанности и роли, развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа; отчетливость произношения; учить использовать средства выразительности (поза, жесты, мимика, интонация, движения).
  • Воспитывать любовь к театру. Широко использовать в театрализованной деятельности детей разные виды театра (бибабо, пальчиковый, театр картинок, перчаточный, кукольный и др.).
  • Воспитывать навыки театральной культуры, приобщать к театральному искусству через просмотр театральных постановок, видеоматериалов; рассказывать о театре, театральных профессиях.
  • Учить постигать художественные образы, созданные средствами театральной выразительности (свет, грим, музыка, слово, хореография, декорации и др.) и распознавать их особенности.
  • Использовать разные формы взаимодействия детей и взрослых в театрализованной игре.
  • Способствовать формированию оценочных суждений в процессе анализа сыгранных ролей, просмотренных спектаклей. Развивать воображение и фантазию детей в создании и исполнении ролей.

Старший дошкольный возраст – период расцвета театрализованной  игры.  Д.В. Менджерицкая отмечает, чем старше становятся дети, чем выше уровень развития, тем ценнее театрализованная игра для становления самодеятельных форм поведения, где появляется возможность самим намечать сюжет или организовывать игры, находить партнеров, выбирать средства для реализации своих замыслов.

IMG_4077.JPG

IMG_4082.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Театрализованные игры в работе педагога как средство совершенствования образования и воспитания».

Тема: «Театрализованные игры в работе педагогакак средство совершенствования образования и воспитания». В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С э...

Театрализованные игры в работе с дошкольниками.

Рассмотрены основные задачи и цели театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста. Освящены основные ступени работы, формирующие интерес к татрализованным играм. Рассмотрены некоторые вид...

Театрализованная игра "Хватай- держи" Конкурсная работа отмеченная дипломом V Городского Музыкально-Театрализованного Фестиваля «Звуки Музыки»

 В театрализованной игре «Хватай держи» дети раскрывают свои музыкальные и артистические способности, исполняя арии Мышей, Кота и  Хозяйки, в одноименной мини-опере на муз...

Театрализованная игра в работе с детьми

Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связан...

Потенциал театрализованной игры в работе с детьми с ОВЗ

Ведущая деятельность дошкольного возраста - игра. Театрализованная деятельность - это тоже игра. Участвуя в театрализованных играх, дети не только играют, но и развиваются....

"Театрализованные игры в работе с дошкольниками"

« Театрализованные игры в работе с дошкольниками» Иванина Н.В. воспитатель МБДОУ «Детский сад № 3» Кромского района Орловской области В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение ...