Социокультурный смысл русских народных сказок
статья

Юлия Константиновна Ковальчук

Великий русский педагог К.Д.Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему. Причину успеха сказок у детей Ушинский видел в том, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. "В народной сказке, - писал он, - великое и исполненное поэзии дитя-народ рассказывает детям свои детские грезы и, по крайней мере, наполовину сам верит в эти грезы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_rip_kovalchuk.docx38.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №4 «Сказка»

Социокультурный смысл русских народных сказок

Подготовила –

Ковальчук Юлия Константиновна –

педагог-психолог

г. Нижневартовск 2019г.

Социокультурный смысл русских народных сказок.

          «Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью... воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах…», - писал К.Д. Ушинский.

          Учебно - методический комплекс программы «Социокультурные истоки» состоит из книг, соответствующих разделам программы.  Центральное место в каждой книге занимает сказка и ее анализ. Сказка помещена в полном объеме, первоначальном малознакомом православном контексте. В каждой сказке заключена своя социокультурная, нравственная ценность.

         Русская народная сказка – это сокровище народной мудрости. Её отличает глубина идей, богатство содержания, поэтичный язык и высокая воспитательная направленность. Издавна сказки были близки и понятны простому народу. Фантастика переплеталась в них с реальностью. Живя в нужде, люди мечтали о коврах-самолетах, о дворцах, о скатерти-самобранке. И всегда в русских сказках торжествовала справедливость, а добро побеждало зло. «В русских сказках богатство никогда не имело собственной ценности, и богатый никогда не был добрым, честным и порядочным человеком. Богатство имело значение как средство достижения других целей и теряло это значение, когда важнейшие жизненные ценности были достигнуты. В связи с этим, богатство в русских сказках никогда не зарабатывалось трудом: оно случайно приходило (с помощью сказочных помощников – Сивки-Бурки, Конька-Горбунка…) и часто случайно уходило». 

В русских сказках часто встречаются повторяющиеся определения: добрый конь; серый волк; красная девица; добрый молодец, а также сочетания слов: пир на весь мир; идти куда глаза глядят; буйну голову повесил; ни в сказке сказать, ни пером описать; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; долго ли, коротко ли…Часто в русских сказках определение ставится после определяемого слова, что создает особую напевность: сыновья мои милые; солнце красное; красавица писаная…Характерны для русских сказок краткие и усеченные формы прилагательных: красно солнце; буйну голову повесил; - и глаголов: хвать вместо схватил, подь вместо пойди. Языку сказок свойственно употребление имен существительных и имен прилагательных с различными суффиксами, которые придают им уменьшительно – ласкательное значение: мал-еньк –ий, брат-ец, петуш-ок, солн-ышк-о…Все это делает изложение плавным, напевным, эмоциональным, понятным для детского восприятия. Образы русской сказки прозрачны и противоречивы. Всякие попытки использовать образ сказочного героя как образа человека приводят исследователей к мысли о существовании в народной сказке противоречия – победы героя-дурачка. Это противоречие преодолевается, если рассматривать простоту «дурачка», как символ всего того, что чуждо христианской морали и осуждение ею: жадность, хитрость, корысть. Простота героя помогает ему поверить в чудо, ведь только при этом условии власть чудесного возможна.

Еще одна важная особенность народной духовной жизни находит свое отражение в народных сказках – соборность. Труд выступает не как повинность, а как праздник. Соборность – единство дела, мысли, чувства – противостоит в русских сказках эгоизму, жадности. Все русские сказки, олицетворяющие радость труда, кончаются одной и той же присказкой: «Тут на радостях все они вместе в пляс-то и пустились…». В сказке отражаются и другие нравственные ценности народа: доброта, которая торжествует над эгоизмом и проявляется в способности отдать другому последнее и отдать за другого жизнь; страдание как мотив добродетельных поступков и подвигов; победа силы духовной над силой физической. Воплощение этих ценностей делает смысл сказки глубочайшим в противовес наивности ее назначения.

Таким образом, мудрость и ценность сказки в том, что она отражает, открывает и позволяет пережить смысл важнейших общечеловеческих ценностей и жизненного смысла в целом. С точки зрения житейского смысла сказка наивна, с точки зрения жизненного смысла – глубока и неисчерпаема.

      Народные сказки складывались для того, чтобы они обдумывались, осмысливались и делались определенные выводы. Недаром Пушкин сказал: «Сказка — ложь, да в ней намек…» С этой точки зрения нужно подходить к русской народной сказке. Важно учитывать народные традиции — когда эти сказки складывались, рассматривать их с точки зрения представлений народа о жизни, т. е. читать их тем языком, на котором они были изложены. Сказки все наполнены метафорами, образами. Нужно уметь их трактовать. Чаще мы не знаем, что за каждым образом стоит. Наверное, благодаря этому в сказках сохраняется то изначальное, что в них было заложено. Не понимая, люди не вносили свои интерпретации, а передавали все, как было.

     Сказка «Колобок» — астрологическая сказка. Оказывается, в первоначальном варианте каждое животное откусывало от колобка по кусочку. Так круглая луна становилась все меньше и меньше. Когда же дошла очередь до лисы, то от колобка осталась одна горбушечка. «Ам» — и она исчезла. К астрологическим относятся также сказки «Петушок — Золотой гребешок» и «Заюшкина избушка». В первой говорится о смене дня и ночи. Петушок — это солнышко. Лиса подходит к окошку и зовет его (в народной культуре было очень много закличек к солнышку). Потом хватает и несет за высокие горы, за дремучие леса, за синие моря — путь неоправданно далек, т. е. это путь, который проделывает солнце. Лиса — это ночь, которая украла солнышко, а кот — утро, он вернул его.

В «Заюшкиной избушке» детям ненавязчиво рассказывается о смене времен года. Лиса — зима, заюшка — лето. Зайчик за помощью обращается к разным животным, которые в жизни без труда могли бы победить лису. Но побеждает петушок — солнышко, которого очень боится лиса — зима.

         В большинстве сказок нет случайных образов и персонажей, названий, имён и слов, а смысловая нагрузка очень глубока.

Кроме привычной бытовой воспитательной функции, могут выполнять и ряд других – более сложных, например:

— Раскрывать тайны мироздания и другие тайные знания

— Указывать на цикличность бытия

— Служить астрономическим или природным календарём

— Быть хранилищем истории

— Связывать с предками

— Направлять человека на путь духовных исканий и личностного роста и т.д.

Например, сказка «Репка» Что мы знаем из сказки: Нам известно, что дед посадил репку, и по причине особо урожайного года, она выросла очень больших размеров. Чтобы вытянуть репку, деду по очереди на помощь прибегали бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка. Вытянуть же репку они смогли только тогда, когда тянули её все вместе.  Если говорить о скрытом данной сказки, то она рассказывает нам о тех знаниях, которые были накоплены предками, жившими в древние времена. Репка выступает в роли корней рода, а посадил её первопредок – тот самый дед, являющийся старейшим и мудрейшим. Бабка в этой сказке символизирует традиции дома; внучка – продолжение рода; Жучка – защиту благосостояния; кошка – благостное состояние в доме и позитивный микроклимат; а мышка – достаток. Каждый из представленных образов тесно связан друг с другом, а все вместе они представляют одно целое. Только соединив все части вместе, человек способен достичь истинной гармонии бытия, научится жить в состоянии потока, когда всё, что есть внутри человека, и всё, что окружает его снаружи, приходит в соответствие друг с другом.

Великий русский педагог К.Д.Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему. Причину успеха сказок у детей Ушинский видел в том, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. "В народной сказке, - писал он, - великое и исполненное поэзии дитя-народ рассказывает детям свои детские грезы и, по крайней мере, наполовину сам верит в эти грезы".

Сказка делает свое дело: помогает ребенку ориентироваться в окружающем мире, обогащает его душевную жизнь, заставляет его почувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро, за свободу, и, когда надобность в ней минует, ребенок сам разрушает ее. Но до семи - восьмилетнего возраста сказка для каждого нормального ребенка есть самая здоровая пища - не лакомство, а насущный и очень питательный хлеб, и никто не имеет право отнимать у него эту ничем не заменимую пищу. Сказка нужна ребенку для того, чтобы возможно полнее, пышнее, богаче пережить этот полезнейший для его психического развития период. Необходимо использовать тяготение ребенка к сказке, чтобы развить, укрепить, обогатить и направить их способность к творческой мечте и фантастике. Тем, кто фантазирует принадлежит будущее. Теперь уже считается общепринятой истинной, что сказка совершенствует, обогащает детскую психику, т. к. слушающий сказку ребенок чувствует себя ее активным участником и всегда отождествляет себя с теми из ее персонажей, кто борется за справедливость, добро и свободу. В этом-то деятельном сочувствии малых детей благородным и мужественным героям литературного вымысла и заключается основное воспитательное значение сказки. Наша задача заключается в том, чтобы пробудить, воспитать, укрепить в восприимчивой детской душе эту драгоценную способность сопереживать, сострадать, и сорадоваться, без которой человек - не человек.

     Признак настоящей сказки – хороший конец. Это дает ребенку чувство психологической защищенности. Чтобы не происходило в сказке, все заканчивается хорошо. Оказывается, что все испытания, которые выполи на долю героям, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми. С другой стороны, ребенок видит, что герой совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам. А герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно вознаграждается.

Заключение: Сказки - это зеркало культуры, своеобразный архив любого народа, где отражены его традиции, религия, быт. И эти элементы, составляющие социокультурный компонент, у всех народов различны.  Социокультурный компонент – это отличительные черты сказок разных стран. Им обычно называют национально-культурные особенности речевого и неречевого поведения, нормы речевого этикета, образ жизни, быт, культуру стран и так далее. Таким образом, социокультурный компонент является одним из важнейших элементов сказок. Именно благодаря ему сказки разных стран не похожи друг на друга, и именно он может стать «маркером» для какой либо сказки, указать на её происхождение и страну, откуда она пришла.

Для более глубокого осмысления традиционных ценностей родного народа, в книге помещены активные непосредственно образовательная деятельность, рекомендуемые для проведения в кругу семьи или в детском саду. Значимость этой работы заключается в том, что при таком общении создается доверительная обстановка, осуществляется тесное взаимодействие детей и взрослых, те и другие учатся договариваться, терпеливо выслушивать друг друга, осуществлять выбор, приходить к согласию, радоваться положительным результатам работы. Таким образом, постепенно происходит присоединение родителей к детскому саду, создание единого контекста воспитания и общения в детском саду и семье, освоение коммуникативных и управленческих навыков, формирование ресурса успеха.

На страницах книг предусмотрено выполнение творческих заданий детьми, здесь есть возможность и самому ребенку стать их соавтором, художественно оформляя одну из страниц ("Моя любимая сказка", "Кем я хочу стать"). Все чувства, эмоции, размышления ребенок может выплеснуть и выразить в рисунке на чистой странице книги.

Программа «Социокультурные истоки» в дошкольном образовании          

                         Материал к практической части

Организация слушателей: присутствующие делятся на 4 группы (3-4г, 4-5 л.,5-6 лет, 6-7 л).

Задание: в книгах найти русские народные сказки. Подготовить ответы на следующие вопросы:

 - какая духовно – нравственную ценность заключена в сказке?

 - приемы работы со сказкой в зависимости от возрастной группы?

 

Аннотация к книге 2 «Добрый мир» для развития детей дошкольного возраста (3-4 лет) Эта книга для развития доносит до детей основную мысль о том, что добрый мир – это мир,  в котором, прежде всего, мы сами проявляем доброе и заботливое отношение ко всему окружающему. Главным произведением книги является русская народная сказка «Золотое яичко» в обработке К.Д. Ушинского. Золотое яичко рассматривается как Божий дар, данный семье. Яйцо – символ Жизни. Жизнь человеческая сама по себе является важнейшей ценностью. Нужно стараться хранить как свою жизнь, так и жизнь всех близких.

Русская народная сказка «Теремок»

Разные звери, оказавшись в теремке под одной крышей, живут друг с другом в дружбе, мире и согласии. Доброта, взаимопомощь, дружба, гостеприимство, согласие помогают героям   объединиться в одном общем добром деле и успешно выполнить его.  Для детей представлен позитивный конец русской народной сказки. Дан образец взаимоотношений сказочных героев, которым можно подражать и в жизни. «В тесноте, да не в обиде», — говорят в таком случае. Важно понять смысл этих слов. В сказке звучит предупреждение об умении защищать свой дом, свои границы. Для этого таким разным героям нужно научиться  жить сообща.

     

Аннотация к книге  3 для развития детей дошкольного возраста (3-4 лет) «Добрая книга»     

    Русская народная сказка «Репка»

Сказка  учит детей делать дело вместе, дружно, слаженно; совместными силами добиваться успеха, достойно и уважительно относиться к каждому. Взаимопомощь, совет, взаимовыручка, доброе согласие, дружба помогают людям  справиться с любыми жизненными ситуациями. Как говорится в пословице «Там, где дружат – живут, не тужат».

    Русская народная сказка «Маша и медведь»

    Сказка-предупреждение детям – одним в лес, в чужой мир, ходить нельзя, можно попасть в беду. А уж если случилась какая беда, не отчаивайся. В трудной жизненной ситуации важно не растеряться, нужно  хорошо поразмышлять и постараться найти выход из любой ситуации. Сказка учит  преодолевать жизненные трудности, развивает чувство ответственности за свои поступки.

                                Аннотация к книгам для развития детей  4-5 лет

Аннотация к книге 1 для развития детей дошкольного возраста (4-5 лет) «Дружная семья»

      Русская народная сказка «Братец Иванушка и сестрица Алёнушка»

                                 в обработке  К.Д. Ушинского

Это сказка о послушанииНарушение наказа слушаться родителей и старших влечёт за собой жизненные неприятности и испытания. Старших в семье нужно обязательно слушаться, у них больше жизненный опыт, они знают, как правильно нужно поступать в той или иной ситуации. Старшие в семье всегда желают добра младшим, предостерегают их от опасностей. А в трудной жизненной ситуации  нужно всегда держаться вместе, так легче справиться с бедой и не совершить новых ошибок. Сказка выводит на понимание, что отвечать за свои дела и поступки приходится самому герою. А чужими людьми нужно быть осторожным.

Послушание терпение, забота друг о друге, уважение к старшим, взаимная любовь – основные ценности на которые выводит эта сказка.

Аннотация к книге  2 для развития детей дошкольного возраста (4-5 лет) «В добрый путь»     

Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко»

Сказка приобщает детей к универсальным человеческим ценностям: доброте, взаимовыручке, взаимопомощи друг другу, умении вовремя принять правильное решение. Сказка учит прислушиваться к другим и следовать мудрым советам в жизни.

 Сказка предостерегает:

«Живи вдумчиво, осознанно и неспешно».

«Поспешишь – людей насмешишь»!

«Не торопись, сперва Богу помолись»!

«Умей обождать»!

Сказка даёт нам уверенность в том, что «мир не без добрых людей”.

 Русская народная сказка «Петушок – золотой гребешок»

Добрая забота, взаимопомощь, взаимовыручка, доброе согласие, дружба помогают героям сказки  справиться с трудными жизненными ситуациями. Сказка также раскрывает ценность послушания,  верности, порядочности, находчивости, смелости в отношениях между близкими людьми.

 Русская народная сказка «Снегурушка и лиса»

  Для детей сказка раскрывает простую истину о том, что можно и чего нельзя делать, пока ты ребёнок. Дети получают полезные сказочные советы:

 -не ходи в незнакомый, чужой мир без взрослых, можно попасть в беду;

- в трудной жизненной ситуации осмотрись, не отчаивайся, подумай, к кому можно обратиться за помощью;

- зови на помощь – и помощь придёт;

-помогай другим и тебе помогут;

-относись с добром к окружающему миру и мир ответит тебе тем же;

-выход всегда есть, безвыходных ситуаций не бывает.

Аннотация к книге  4  для развития детей дошкольного возраста (4-5 лет) «Благодарное слово»

     Русская народная сказка «Крошечка-Хаврошечка»

 Сказка «Крошечка-Хаврошечка» учит детей трудолюбию, доброму заботливому отношению ко всему живому, а также показывает, как важно жить со всеми в мире, любви и согласии. Сказка также раскрывает ценность семейных отношений, роль доброго и благодарного слова в жизни человека.

    Русская народная сказка «Про берёзоньку»    

Сказка «Про берёзоньку»  о добрых взаимоотношениях  человека и природы.

 Распустившаяся береза всегда была связана с православным праздником Троицей. Русская берёза в Троицу – символ воскресения природы, символ весны и обновления года.  Сказка показывает, как окружающая природа зависит от поведения человека. Берёзка в начале сказки плачет, просит Марьюшку сходить за водичкой и полить её сухие корешки. Чувства, которые вызывает берёзонька, созвучны щедрой отзывчивой и доброй душе красной девицы.  Марьюшка откликается на просьбу берёзки и обращается к  дождичку и радуге-дуге.

В основе отношений Марьюшки к природе – любовь.   А люди в благодарность за добрые слова и добрые дела Марьюшки получили «тёплое летечко: грибы в берестечко, ягоды в лукошко, красно солнышко в окошко, дождичка немножко».

  После прочтения этой сказки светлая радость, любовь и благодарность рождаются  в душе каждого человека.

Аннотация к книге  2 для развития детей дошкольного возраста (5-6 лет) «Радость послушания»

    Русская народная сказка «Гуси-лебеди»

Сказкаучит детей быть осторожными, осмотрительными с незнакомыми людьми. Важно донести до детей основную мысль сказки – дочка ослушалась родителей, поэтому ей пришлось испытать много трудностей, чтобы найти и спасти брата.

Девочка получает хороший жизненный урок о необходимости послушания родителям и близким людям. Девочка приобретает новые важные  качества – терпение, послушание, уважение к мнению близких, любовь к родным людям, к окружающему миру, к которому она раньше относилась отчуждённо и высокомерно. Умение проявлять настойчивость в достижении цели помогли вернуть братца домой. В сказке – урок ответственности за свои слова и обещания, за свои поступки.

     

  Аннотация к книге  4  для развития детей дошкольного возраста (5-6 лет) «Добрые друзья»

            Русская народная сказка «Сивка-бурка» в обработке К.Д. Ушинского

Русская народная сказка «Сивка-бурка» раскрывает детям ценность дружбы в жизни человека. Истинная дружба, верность, взаимопонимание, согласие Иванушки и верного коня помогла главному герою сказки обрести своё счастье.

Размышляя над ценностным смыслом сказки, дети понимают, что благодаря взаимной любви и дружбе можно преодолеть все жизненные испытания.   За свою добрую открытую душу, послушание, почитание слова отца,  честное выполнение порученного дела, получил Иванушка верного друга  в образе коня богатырского и достиг желаемого – стал он мужем Елены Прекрасной.

 Русская народная сказка «Зимовье зверей»

Русская народная сказка «Зимовье зверей» продолжает раскрывать детям тему дружбы на примере дружбы животных, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Домашние животные в поисках лета (все они шли «от зимы лета искать») встречаются в диком лесу. Отсутствие согласия и понимания между ними (ведь в природе эти звери вместе не живут) поначалу не позволяет им объединиться в одном общем деле – строительстве избушки. Но сильные морозы и опасность нападения диких зверей заставляет их объединиться под одной крышей и стать верными друзьями.

Сказка подводит детей к пониманию необходимости иметь верных друзей. А настоящие друзья живут в согласии, умеют уступать, прощать (на примере образа быка). Тогда вместе можно выполнить любое дело, даже выжить в чужом мире, как животные в этой сказке. Сказка утверждает нас в неизменной победе добра над злом

 

Аннотация к книге  5  для развития детей дошкольного возраста (5-6 лет) «Мудрое слово»

     

Русские народные сказки «Никита Кожемяка» и «Белая уточка» сохраняют и предают многовековую мудрость народа: «Кто за правое дело стоит, то всегда победит», а «в хитрости и зависти нет ни проку, ни радости».

     

Русская народная сказка «Никита Кожемяка»

Никита Кожемяка — герой народной сказки времен Киевской Руси.    Богатырь Никита Кожемяка являет пример мудрости, чести, смелости, силы и правды. Он не за награду идёт на битву со змеем, совесть не позволяет ему поступить иначе. Никита понимает, что только у него хватит силы и смелости победить силу тёмную. Против змея лютого Никита проявляет природную мудрость – заставляет его отрабатывать  тем людям, которым немало беды принёс,  землю пахать глубиной в «две сажени с четвертью», по сути – это оборонительный вал вокруг Киева, который, «говорят и теперь кое-где по степи виден».  Сказка впитала в себя народную мудрость: «Кто за правое дело стоит, тот всегда победит».

  Русская народная сказка «Белая уточка»

 Русская народная сказка «Белая уточка» о семейные ценностях — любви, дружбе и взаимопомощи. Ребёнок через сказку понимает, что защищает, оберегает и спасает человека родной дом. Как гласит пословица: «Мой дом – моя крепость». Сказка даёт представления о традициях русской семьи, об отношениях мужа и жены, о послушании слову мужа и слову родителей.

Идет размышление о том, почему княгиня попала в беду. Сказка учит, что нельзя всем доверять, нужно быть осмотрительными, в мире есть добро и зло, и, к сожалению, есть люди, которые порой творят ужасные дела. Сказка утверждает победу добра над злом и показывает, что добрых людей намного больше. Ведьму постигает заслуженная кара.Сказка защищает  любовь и невинность, казнит обман и коварство.           

  Русская народная сказка «Пастушья дудочка»

 Русская народная сказка «Пастушья дудочка» раскрывает великую мудрость народа: расхождение слова и дела к добру не приведёт. Но у каждого человека есть возможность осознать степень своей вины и раскаяться. Сказка учит наших детей самым лучшим человеческим качествам, передаёт мудрость поколений и ценный жизненный опыт.

      Русская народная сказка «Названный отец»

Сказка раскрывает  отношения между названным отцом и его сыновьями. Она учит простой житейской мудрости: жить по правде, чести и совести. Эта сказка о значимости мудрого родительского слова и мудрого наказа. Дети вместе с родителями приходят к важному выводу: мудрость даётся человеку, обладающему чистым и любящим сердцем.

Сказка показывает, как важно в жизни «на добро добром отвечать», правды не забывать и жить по чести, по совести.

                       Аннотации к книгам для развития детей 6-8 лет

Аннотация к книге 1 для развития детей дошкольного возраста (6-8 лет) «Сказочное слово»

    Русская народная сказка «Царевна-лягушка»

  «Царевна-лягушка» — сказка о послушании, любви, верности и трудолюбии. Самая любимая и распространённая в народе сказка.

Сыновья проявляют уважение к отцовскому слову, выполняют его наказ (Здесь и родителям важно задуматься, с каким словом и наказом они обращаются к детям).

Испытания в сказке ждут главного героя Иванушку. Он проходит урок терпимости и терпения. Важно научиться принимать человека таким, какой он есть. Видеть не только внешнее, но и внутреннее в человеке. У Иванушки не хватило терпения дождаться естественного превращения лягушки в Василису Премудрую. Он нарушил определённый запрет, бросив в печь лягушачью кожу. И теперь  свое счастье и любовь  придётся искать.

Путь Ивана-царевича в поисках Василисы Премудрой – путь утверждения любви.

В сказке сама природа в образах животных помогает герою. Он проявляет чувство милосердия, доброты, сочувствия,  сохраняет животным жизнь. Именно добром ответят эти животные Ивану-царевичу, когда у него настанет решающее испытание в поисках Василисы Премудрой.

 Сказка  выводит на нравственные уроки:

-  родительское благословение и послушание уберегают от жизненных трудностей;

- за свои дела придется ответ держать самому;

- на жизненном пути важно учиться  терпению, доброму отношению к окружающим, доверию, пониманию и принятию другого таким, какой он есть (даже если внешне похож на лягушку).

 

Аннотация к книге 2 для развития детей дошкольного возраста (6-7 лет) «Напутственное слово»

    Работа детей и взрослых по русской народной сказке «Василиса Прекрасная» раскрывает традицию напутственного слова, сила которого проявляется в родительском благословении. Осмысление второй  части книги позволяет дошкольнику запечатлеть надёжные жизненные образцы и проверенные правила: «Идти по жизни с тем, кто трудится по совести, любит бескорыстно, живёт со всеми в мире и согласии и празднует от души».  

 Русская народная сказка «Василиса Прекрасная»

 Верой в силу родительского благословения наполнена русская народная сказка «Василиса Прекрасная». Доброе в жизни рождается только из доброго. Василисушке помогают  добрые мудрые слова материнского благословения. В родительском благословении выражается полнота любви родителей к детям, красота духовных традиций семьи, настоящее доверие между поколениями.

 Куколка, оставленная матерью,  и есть благословение на терпимое, уважительное отношение к людям и миру. Куколка – помощница Василисушки во всех делах. Волшебные помощники в сказках действуют только тогда, когда герой слушает их, по-доброму относится ко всем, просит помощи только в хороших делах, выполняет мудрые наказы старших и честен в поступках.   Василиса  добрая, старательная, терпеливая. Материнское благословение – защита героини. Баба – яга не может съесть ее, так как все задания выполняются. Она говорит в этой сказке, что благословенные ей не нужны и отпускает Василису.

За свою любовь и трудолюбие Василиса получает от жизни вознаграждение.

 Русская народная сказка «Пёрышко Финиста Ясна-сокола»»

Русская народная волшебная сказка «Пёрышко Финиста Ясна-сокола», как воплощение народной мудрости, даёт взрослым и детям те образцы поведения, которым нужно следовать в жизни. Марьюшка, главная героиня этой сказки, имеет доброе, любящее и верное сердце, проявляет в жизни большое терпение, бескорыстие и жертвенность во имя спасения любимого человека.

Для Марьюшки наивысшей ценностью жизни  является любовь. Любовь – это великий дар, животворящая сила жизни, «полюбить, значит взять ответственность за другого», а сделать это под силу только тому, кто не ищет внешней любви другого, а открыл её внутри себя. Любовь требует бережного, внимательного к ней отношения. Сказка даёт нам образец преодоления испытаний, трудностей и препятствий. У Марьюшки главное средство проявить и защитить свою любовь – доброе дело, доброе слово, бесстрашие  и горячее сердце.

    Аннотация к книге 4 для развития детей дошкольного возраста (6-7 лет) «Мастера и рукодельницы»

       Русская народная сказка в обработке И.А. Кузьмина «Иван – крестьянский сын» раскрывает необходимость появления старания и терпения, умения стойко переносить трудности в бою, в труде, в любых жизненных обстоятельствах. Книга помогает детям приобрести необходимый опыт высокого служения избранному делу, опыт старания и терпения, так необходимый в жизни.

Русская народная сказка «Морозко»

Эта сказка раскрывает такие  качества внутреннего мира человека как старание и терпение. Сказочное повествование ненавязчиво рассказывает о том, что добро, смирение, старание, терпение, трудолюбие будет вознаграждено, а зло – наказано.

Только доброта, трудолюбие и честность, терпение, любовь могут сделать человека благородным. А «терпение и труд всё перетрут». Такова мораль этой сказки.

  Русская народная сказка «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»

«Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» — это богатырская сказка героического содержания. Сказка учит ответственности каждого за весь народ, формирует патриотические чувства детей по защите родной земли и даёт нам образ настоящего защитника Отечества. Образ Ивана – это воплощение лучших черт русского крестьянина-землепашца: сила, храбрость, верность своему Отечеству и готовность постоять за него, любовь к труду на земле.  Он настоящий народный герой, который всегда за Родину стоит «горой».

Способность участия в общей людской беде признается в народе высшим нравственным качеством и подчеркивает богатство души.

.