Тайный смысл русских народных сказок
консультация по логопедии (старшая группа)

Шаробарова Валентина Николаевна

Консультация для педагогов ДОУ на тему: "Тайный смысл русских народных сказок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл taynyy_smysl_russkih_narodnyh_skazok.docx404.68 КБ

Предварительный просмотр:

http://1.bp.blogspot.com/-o48v-Gde4yw/UabUqRWm1AI/AAAAAAAACw8/3M_kaTtWSus/s1600/Bingkai+Piagam+10.jpg

«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

        Это выражение знакомо каждому человеку с детства. Со сказки начинается знакомство ребенка с миром человеческих взаимоотношений, с окружающим миром.

Так что же такое сказка?

        В словаре Даля сказка – вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание. Сказка – вымысел, произведение народной фантазии, складное, яркое, интересное произведение, имеющее определенную целостность и особый смысл. Русская сказка – популярный и любимый жанр фольклора, потому что в ней не только занимательный сюжет, не только удивительные герои, но и присутствует поэзия, открываются человеческие чувства и взаимоотношения: доброта, справедливость, приобщение к русской культуре, к мудрому народному опыту, родному языку.

        На протяжении тысячелетий родители рассказывали сказки своим детям, потому что их сюжеты отражали суть многовековой мудрости народа, передачу наследия и пробуждали в ребёнке глубинное правдивое осознание мира.

Каково же значение русских народных сказок?

        Сказки вводят детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления.

        Сказка учит сравнивать и сопоставлять, формирует привычку доказывать, что это так или иначе, ставит ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем самым давая детям возможность выбора собственной позиции. Тексты расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной, логичной речи, а также делают речь эмоциональной, образной, красивой.

        Сказка может развить и подкорректировать самые разнообразные черты характера и аспекты личности и поведения ребенка.

Какие же уроки жизни нам дает сказка?

Сказка учит: мир делится на хороших и плохих;

Сказка формирует образ положительного героя;

Сказка учит не бояться трудностей;

Сказка учит: не имей сто рублей, а имей сто друзей;

Сказка учит не судить о людях по внешнему виду;

Сказка учит: хорошее дело не с первой попытки получается;

Сказка учит любви к родителям;

Сказка учит патриотизму;

Сказка содержит скрытую, ненавязчивую мораль;

Сказка учит: добро всегда побеждает зло.

         Сказки зачастую пронизаны глубочайшим символизмом, а также являются неиссякаемым источником знаний и сведений о всевозможных событиях древности. В большинстве сказок нет случайных образов и персонажей, названий, имён и слов, а смысловая нагрузка может быть настолько глубока, что просто диву даёшься – сродни русской матрёшке,  внутри которой находится другая, а внутри неё – ещё одна и т.д., главный смысл сказки может таиться где-то в её глубине – под слоем более простых смысловых наслоений. Все уровни сказки могут представлять собой окошко в неизвестный мир устройства мироздания и основ жизни.

        Во многих сказках представленные направления могут не только идти рядом друг с другом, но также и пересекаться и даже синхронизироваться. Персонажи сказок являют собой некие символы, каждое их действие несёт в себе тайный смысл.

        В  качестве примеров рассмотрим несколько  известных русских народных сказок. Не факт, что наши расшифровки будут в полной мере отражать истину, но послужить неким алгоритмом для понимания заложенного в сказках скрытого смысла они всё же смогут.

Сказка «Репка»

         Если говорить о скрытом,  значении данной сказки, то она рассказывает нам о тех знаниях, которые были накоплены предками, жившими в древние времена. Репка выступает в роли корней рода, а посажена она Предком, самым древним и мудрым. Бабка в этой сказке символизирует традиции дома, хозяйственность,  отец (убран из «современной» сказки вместе с образным значением) – опору и защиту семейства; мать (убрана из сказки) символизирует любовь и заботу – опеку, тепло и любовь; внучка – продолжение рода; Жучка символизирует достаток в Роду (собаку заводили для охраны достатка); кошка – благостное состояние в доме и позитивный микроклимат; а мышка – достаток (считалось, что мышь живёт там, где есть излишки продуктов).                      Каждый из представленных образов тесно связан друг с другом, а все вместе они представляют одно целое. Только соединив все части вместе, человек способен достичь истинной гармонии бытия, научится жить в состоянии потока, когда всё, что есть внутри человека, и всё, что окружает его снаружи, приходит в соответствие друг с другом.

Сказка «Курочка Ряба»

         Сказка о курочке Рябе – это сказка, посвящённая многовековой мудрости – образу мудрости Вселенной, которая заключена внутри золотого яйца. Однако познать эту мудрость под силу далеко не каждому, так же как и время для этого требуется особенное. Порой людям приходится довольствоваться всего лишь тем, что заключено в обычном яйце (вспомните, что после того как Дед и Баба начали плакать и горевать о разбитом золотом яйце, курочка пообещала им снести простое яйцо).

Сказка «Колобок»

        Сказка про Колобка обретает совершенно иную смысловую нагрузку, если мы рассматриваем её с позиции мудрости славянских предков. У славян Колобок никогда не был никаким хлебобулочным изделием, несмотря на то, что в мультфильмах его всегда изображают то хлебом, то пирогом, то булкой, то ватрушкой. Истинная древняя мысль кроется гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд.

         Обратимся к наследию наших предков к оригинальному тексту этой сказки, не перевёрнутому последующими поколениями (где колобку встречаются лебедь, ворона, медведь, волк и лиса).        

        Колобок является метафорой (слово или выражение, употребляемое в переносном значении), как, впрочем, и любые другие персонажи русских сказок. Не даром русский народ славился своим образным мышлением. А сама сказка о Колобке это астрономическое наблюдение предков за движением Луны по небосклону от полнолуния до новолуния. «Приготовление» Колобка – это полнолуние, после которого месяц идёт на убыль, и каждый из тех, кого встречает Колобок на своём пути (речь о Лебеде, Вороне, Медведе и Волке) является созвездием, который «откусывает свой кусочек». Когда же Колобок (Месяц) приближается к «созвездию» Лисы, от него не остаётся практически ничего, и Лиса его съедает, что говорит о том, что месяц скрывается полностью.

        С помощью этой сказки дети получали начальные познания в астрономии. Им показывали Луну в динамике изменения фаз освещённости её Солнцем, Млечный Путь и различные небесные чертоги, по которым она движется. При этом дети изучали звёздную карту неба образно, поскольку каждый чертог для лучшего запоминания имел свой животный образ. По этим образам они также могли ориентироваться ночью, когда оказывались вдали от своего селения. А для взрослых данная сказка была напоминанием о том, что большинство процессов на Земле связаны с лунным календарём – от посевов полей и посадки огородов до стрижки волос и новых начинаний в своих делах

Сказки «Петушок — Золотой гребешок» и «Заюшкина избушка» также  относятся к астрологическим.

        В первой говорится о смене дня и ночи. Петушок — это солнышко. Лиса подходит к окошку и зовёт его (в народной культуре было очень много закличек к солнышку).
Потом хватает и несёт за высокие горы, за дремучие леса, за синие моря — путь неоправданно далёк, т. е. это путь, который проделывает солнце. Лиса — это ночь, которая украла солнышко, а кот — утро, он вернул его.

         В «Заюшкиной избушке» детям ненавязчиво рассказывается о смене времен года.
Лиса — зима, Заюшка — лето. Зайчик за помощью обращается к разным животным, которые в жизни без труда могли бы победить лису. Но побеждает петушок —солнышко, которого очень боится лиса — зима.

        Некоторым сказкам по 7-10 тысяч лет. С течением времени русские народные сказки были сильно изменены и переиначены. Но, несмотря на это, во многих из них до сих пор можно отыскать тайный смысл.

        К сожалению, в настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, утрачивает свое высокое предназначение. Во многом этому способствуют современные издатели книг и создатели детских мультфильмов, искажающих первоначальный смысл сказки, превращающих сказочное действие из нравственно – поучительного, в чисто развлекательное. Тогда как Русские народные сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Мультфильмы же, предлагая свою трактовку, навязывают определенные образы, которые лишают детей глубокого и творческого восприятия. Без сказки у ребенка нет ни мечты, ни волшебной страны, где сбываются все желания. Сказка позволяет ребенку, да и взрослому пофантазировать. Через сказку ребенок может понять законы мира, в котором он родился и живет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок»

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах....

Конспект мероприятия по мотивам русских народных сказок Тема: «Путешествие по русским народным сказкам с бабушкой Забавушкой»

Конспект мероприятия  по мотивам русских народных сказокТема: «Путешествие по русским народным сказкам с бабушкой Забавушкой» ...

Консультация для педагогов «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок»

Сегодня в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни....

самообразование на тему "Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов"

план по самообразованию педагога на тему "Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов"...

Социокультурный смысл русских народных сказок

Великий русский педагог К.Д.Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему. Причину успеха сказок у детей Ушинский видел в том, что простота и непосредс...

Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов

Сказка является мощным средством, помогающим формировать моральные качества ребёнка....

Статья "Иносказательный смысл русских народных сказок"

В данной статье есть размышление про тайный смысл русских народных сказок. Новый взгляд на знакомые нам с детства сказки....