ТЕХНОЛОГИЯ: "Нетрадиционные техники рисования"
методическая разработка

Калак Олеся Петровна

Актуальность выбранной темы

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В.А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”. Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Перед педагогами нашего коррекционного детского сада стоит важная задача формирования речи и ее дальнейшее развитее. Для развития речи детей большую помощь в этом оказывает изобразительная деятельность. Она является интересным видом деятельности дошкольников, позволяющих отразить в изображении свои впечатление об окружающим мире и свое отношения к нему. В процессе деятельности задействованы руки детей, что способствует сенсорному развитию, что составляет фундамент умственного развития: рука познает, а мозг фиксирует ощущение и восприятия, соединяет их со зрительным, слуховым и обонятельным ощущением в сложные интегрированные образы и представления. Все это способствует развитию речи детей ОНР. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок создаёт новые работы (рисунок, аппликация). Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Для этого, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                 

Опыт работы по теме:

«Развитие художественно-творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования»

Воспитатель: Калак О.П.

                                        Введение.

Актуальность выбранной темы

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В.А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”. Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Перед педагогами нашего коррекционного детского сада стоит важная задача формирования речи и ее дальнейшее развитее. Для развития речи детей большую помощь в этом оказывает изобразительная деятельность. Она является интересным видом деятельности дошкольников, позволяющих отразить в изображении свои впечатление об окружающим мире и свое отношения к нему. В процессе деятельности задействованы руки детей, что способствует сенсорному развитию, что составляет фундамент умственного развития: рука познает, а мозг фиксирует ощущение и восприятия, соединяет их со зрительным, слуховым и обонятельным ощущением в сложные интегрированные образы и представления. Все это способствует развитию речи детей ОНР. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок создаёт новые работы (рисунок, аппликация). Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Для этого, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.

Актуальность темы продиктована требованиями общества, предъявляемыми к личности человека, ребенка. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит, и нереализованными в будущей жизни. Именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способности детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребёнка. Это и определило тему моей работы: «Развитие художественно - творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования».

Степень новизны педагогического опыта заключается в том, что в нем проблема развития художественно-творческих способностей детей решается в процессе дополнения традиционных приемов обучения рисованию нетрадиционными техниками.


Технология опыта

Цель моего опыта – развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях изобразительной деятельности на основе изучения и освоения различных техник и материалов.

Для достижения цели мною был определен ряд задач:

  • Вызвать у детей интерес к творческой деятельности;
  • Обучать приёмам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов;
  • Развивать чувства композиции, цветовосприятия и зрительно-двигательную координацию;
  • Развивать творческие способности детей;
  • Формировать умение оценивать созданные изображения;
  • Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности;
  • Апробирование инновационных техник для развития художественных способностей детей
  • Воспитывать интерес у детей к изобразительной деятельности.
  1.  Раньше, когда только начинала свою педагогическую деятельность, я сам того не понимая, ограничивала проявление творческих способностей детей, ставя их в рамки “образца” и “показа” приемов рисования и их последовательности. Теперь же, используя новые и довольно интересные программы и педагогические технологии, стараюсь не навязывать детям свою точку зрения на окружающий мир, а даю им возможность самовыражения, реализации своего творческого потенциала.

Работая с детьми дошкольного возраста в течение нескольких лет, обратила внимание на результаты диагностик по изобразительной деятельности. Дети показывают хорошие результаты по одним критериям, одновременно проявились и низкие способности детей.

 Подводя итоги, я понимала, что детям не хватает уверенности в себе, воображения,  самостоятельности. Для решения этой проблемы стала углубленно изучать методическую

литературу. Я тщательно изучила труды «Художественное творчество и ребенок» п/р Н.А. Ветлугиной, «Воображение и творчество в детском возрасте» Л.С. Выготский, «Изобразительная деятельность в детском саду» Т.С. Комарова, «Развивайте у дошкольников творчество» Т.Г. Козакова, «Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников» Т.Г. Козакова, «Воспитание и развитие дошкольника» Л.В. Васильченко, «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности» Г.Г. Григорьева, «Преемственность в формировании художественного творчества детей» Т.С. Комарова, О.Ю. Зырянова, «Изобразительная деятельность в детском саду» Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова. Авторы этих трудов придавали большое значение развитию художественно-творческих способностей детей, рассматривали специфику организации занятий по изобразительной деятельности.

Особенно заинтересовалась нетрадиционными способами рисования, с помощью которых возможно развивать у детей интеллект, учить нестандартно, мыслить и активизировать творческую активность.

В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отсутствуют запреты и ограничения в этот момент  ребёнок абсолютно свободен.  Изучив методическую литературу по нетрадиционным техникам изображения, новые публикации в периодических изданиях. Полученную информацию опробовала в работе с детьми.

      В практической деятельности я пользуюсь методиками и рекомендациями следующих авторов:

  • И.А.Лыкова «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. «Цветные ладошки»;
  • А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования»;
  • Г.Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования»;
  • Р.Г. Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».

Практическая деятельность:

Моя задача – научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы выражения. Я разработала свою модель развития художественно-творческих способностей детей в изобразительной деятельности:

1.Сначала демонстрация образца творческой деятельности (процесс творения на глазах у детей).

2.Совместное творчество взрослого (педагога) и ребят.

3.Творчество детей с минимальной помощью взрослого.

         4.Самостоятельное творчество детей.

В учебный процесс я включаю самые необычные средства изображения: размывание краски пальцами, рисование воском, мылом, песком, солью, нитками, пластилином, манкой, по ткани (батик), а также комбинируя разные материалы: коктейльные трубочки, парафиновую свечку, расчёску, зубную щётку, ватную палочку, использую смешанные изобразительные техники (рисование солью + рисование пальчиками + рисование ватными палочками + набрызг).  Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов: а вот пальчиком, да в краску. Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче.

В своей работе я использую игровые приёмы: начинаю с упражнения-разминки с карандашом или кисточкой

  • Мадам Клякса приходит в гости;
  • Ниточка просит Кисточку научить её рисовать
  • волшебник Алладин  оставляет свою лампу и т.д.;
  • дети произносят заклинание, чтобы чудо произошло.

Также использую нестандартное расположение детей в процессе рисования (стоя или сидя около мольберта или стола, сидя на полу, лёжа на ковре и т.д.).  Новый изобразительный материал вводится постепенно по мере ознакомления с ним ребят на занятиях.

Во время работы я использую музыкальное сопровождение, оно формирует настроение детей, их заинтересованность к процессу занятия, развивает музыкальный слух и возможности. Оно используется во всех частях занятия в зависимости от построенного сюжета. Такая методика даёт возможность детям самостоятельно создавать изображение, отражая в них личное восприятие окружающего мира, заинтересованность ребёнка процессом художественного творчества. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая работоспособность на протяжении всего времени, отведённого на выполнение задания.

Нетрадиционные техники рисования позволяют мне:

  • осуществлять индивидуальный подход к детям;
  • учитывать их желание и интерес в процессе детского творчества.

В основу моей работы легли принципы, направленные на личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию.


          1. Принцип развивающего взаимодействия педагога (в том числе родителей) и ребёнка, как содействия развитию другого и тем самым саморазвитию. 

         2. Принцип воспитывающего обучения перекликается с предыдущим. Основной задачей воспитания и обучения в изобразительной деятельности выделяют развитие творческих способностей детей. 

         3.Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, воспитательной, развивающей. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учу думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач; стимулирую к творческим поискам и находкам, развиваю наблюдательность. 
        
4.Принцип гуманизации, сотрудничества, партнерства предполагает уважительное отношение к мнению ребенка, поддержку его инициативы, видение в ребенке целенаправленного партнера.

          5.Принцип дифференциации, учета индивидуальности

Художественное творчество предполагает проявление и развитие индивидуальности. Создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения изобразительной деятельности с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им индивидуального опыта, особенностями его эмоциональной и познавательной сферы.
6.Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с воспитателями и другими педагогами дополнительного образования, с семьёй, а также при перспективном планировании с учётом взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности. 
        
В своей работе я опиралась на принципы обучения детей изобразительной деятельности такие как:

7. Принцип наглядности. 

8. Принцип доступности материала.

9. Принцип построения программы от простого к сложному.

10. Принцип повторности материала.


        
Все вышеперечисленные положения ведущих принципов обучения и воспитания стали стержневой основой педагогической технологии.

         Учитывая значимость данного вида работы в группе создана и систематически обогащается эстетически-развивающаяся среда, как фактор формирования в растущем человеке добра и красоты:

         Оформлен ИЗО - уголок, где есть всё необходимое для самостоятельного творчества. Составлены схемы с поэтапным описанием выполнения работы, подобраны дидактические пособия, литература по используемым темам, развивающие игры: «Лабиринт», «Домики для пальчиков», «Цветные ладошки», «Радуга» и т.д. При организации предметно - развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлен на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т.д.). Вышли погулять, присмотрелись, а сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя. Всеми этими предметами обогатили уголок продуктивной деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

         В работе с детьми постоянно провожу тематические выставки, творческие конкурсы детских работ, работ детей и родителей.

 Были интересные и оригинальные находки, свежие идеи.

         С сентября 2019-2020 учебного года веду кружок «Чудо-пластилин», считаю, что дети очень склонны к экспериментам и у них есть элементарные навыки в работе с пластилином. Согласовав эту идею с администрацией детского сада и родителями, разработала программу кружка с учётом лексических тем, где учитывала индивидуальные возможности детей, психологические особенности, сложности некоторых  техник нестандартного рисования. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Оно превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Благодаря этому дети развивают фантазию творчества, самостоятельности. Неотъемлемым стимулом были организованны общесадовские выставки детских работ. Дети увидели, что результат их творчества значительно интересен не только им, но и сотрудникам детского сада, а так же гостям. Вначале работы, столкнулась с непониманием некоторых родителей. Когда ребёнок захотел отразить на бумаге свои эмоции и наблюдения, взрослые проявили интерес чистоте, аккуратности ребёнка, но не к творческому порыву, поэтому было необходимо провести работу с родителями через семинар практикум «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста», где познакомила родителей с различными видами нетрадиционных техник рисования, после чего родители стали откликаться на просьбу детей, стали проявлять повышенный интерес к занятиям и работе кружка, видя результаты своих детей.

Результативность опыта

         Подводя итоги работы, направленной на развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в системе занятий по изобразительной деятельности, можно отметить, что у детей повысился не только уровень художественных способностей, но и стал очевиден личностный рост каждого воспитанника, что подтверждают позитивные результаты проделанной работы,, за счет эффиктивного использования современных технологий.

         - Дети приобрели ценный опыт творческого воплощения замыслов, опыт партнерских отношений, активного взаимодействия на основе изобразительной деятельности, стали раскрепощеннее, инициативнее, научились более свободно выражать свои мысли. 

         - Научились помогать друг другу, выстраивать партнерские отношения с педагогом, это придало уверенности даже самым зажатым детям.

         - Используют элементы декора в своих рисунках, как на занятии, так и в свободной деятельности; старались придать образу выразительность при помощи формы, цвета, композиции,
        
- Ушли от стереотипных образов, их работы стали ярче и разнообразнее, оригинальнее и интереснее по содержанию, выполнены через призму своего индивидуального видения;

         - Дошкольники привыкли к терминам и понятиям, научились понимать их смысл.

         Поначалу дети затруднялись в выборе нужного изобразительного материала, иногда неудачно комбинировали техники, образы получались недостаточно выразительными, иногда чересчур декоративными (особенно у девочек).


        
В ходе работы с родителями, на начальном этапе я столкнулась с тем, что многие не понимали, какое важное значение имеет развитие художественно – творческих способностей, воображения ребенка именно в дошкольном детстве для полноценного развития личности и как основы творческого роста в дальнейшем.


        
Я ознакомила родителей с особенностями проводимой работы. Разъяснила, на каком этапе своего развития в изобразительной деятельности находились их дети в начале, чем могут помочь родители и какие условия следует создать дома. После проведения цикла специально организованных занятий с детьми, предоставила родителям результаты работы. Вместе с родителями организовали проведение выставок творческих работ.


        
Взаимодействие и сотрудничество педагогов, воспитателей и родителей, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка стало одним из важнейших условий развития детского творчества.


        
Из опыта работы сделала вывод, что залогом успешного развития художественно-творческих способностей детей являются:


        
1.Систематическая комплексная работа с использованием новых методик обучения изодеятельности, общения и взаимодействия с ребенком.


        
2.Создание условий для свободной самостоятельной деятельности, развития представлений о многообразии окружающего мира, возможности самовыразиться.


        
3.Взаимодействие и сотрудничество педагогов, воспитателей и родителей, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка.


        
4.Творческий рост педагогов, воспитание собственной креативности.

         Подводя итоги работы, хочется отметить, что она проводилась не зря, уровень художественно – творческих способностей детей повысился, это видно из результатов диагностики.

Результаты освоения образовательной программы  по художественному – творчеству    за 2019-2020г.г.

Данные, полученные в результате мониторинга развития художественных способностей дошкольников по направлениям образовательной программы, представлены в следующих гистограммах по итогам 2019-2020 учебного года.   Общее количество диагностируемых детей -38 человек.

 Возраст 5-6

Результаты диагностики считаются точкой отчета для прогнозирования особенностей развития ребенка и подбора оптимального содержания обучения и воспитания.  

уровень

высокий

средний

низкий

Сентябрь-2019

16,1

50,4

33,5

май-2020

18,2

54,6

27,2


        
Результатом кропотливой работы по развитию художественно - творческих способностей детей стали персональные выставки рисунков в детском саду, такие выставки проходят ежеквартально, выставки рисунков кружка «Чудо-пластилин» ежемесячно.

- участие в районных конкурсах.

В планах на следующий год:

  1. На занятиях с детьми:
  • Разнообразить и усложнить техники нестандартного раскрашивания на занятиях;
  • Показать способы сочетания между собой, учитывая возможности детей;
  • Ввести ранее не используемый материал для рисования;
  • Разработать больше занятий работ по подгруппам или коллективных;
  • Использовать занятие на улице;
  • Принимать участие в различных конкурсах и выставках общесадовских и городских;
  1. В работе с родителями:
  • Запланировать 4 семинаров – практикумов, пополняя знания родителей о способах нестандартного раскрашивания;
  • Дать родителям методические рекомендации по работе с детьми через индивидуальные беседы;
  • Ежемесячно проводить анкетирование на интересующие темы и последующими разъяснительными беседами;
  • Организовывать различные выставки работ родителей с детьми, выполненными в домашних условиях;
  • Продолжать пополнять альбом «Мы и краски»;
  1. В работе с педагогами:
  • Запланировать 4 – 5 семинаров – практикумов с методическими рекомендациями для использования элементов нестандартного раскрашивания в совместных занятиях с детьми по изобразительной деятельности;
  1. Заниматься самообразованием. Продолжать углублённое изучение методической литературы, развивая свои способности рисовать, используя незнакомые виды нестандартного раскрашивания и накапливать интересные методы и приёмы в работе с детьми и родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии. Нетрадиционные, увлекательные способы рисования.

Рисование  является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так  как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребёнк...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми раннего возраста с использованием игровой технологии и технологии нетрадиционной техники рисования Тема: «Игрушечный магазин»

Цель: закреплять знания  детей по лексической теме «Игрушки».Задачи: Образовательные:  обогащать пассивный и активный словарь детей по теме «Игрушки» с  исп...

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию с детьми группы раннего возраста с 2-3 лет по теме: «Шапочка для зайчика» (с использованием современных технологий: нетрадиционные техники в рисовании)

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитиюс детьми группы раннего возраста с 2-3 летпо теме: «Шапочка для зайчика»(с использованием современных технологий:нетрадиционные техники ...

Конспект НОД с детьми раннего возраста с использованием игровой технологии и технологии нетрадиционной техники рисования Тема: «Игрушечный магазин»

Цель: закреплять знания  детей по лексической теме «Игрушки».Задачи: Образовательные:  обогащать пассивный и активный словарь детей по теме «Игрушки» с  исп...

Конспект НОД с детьми раннего возраста с использованием игровой технологии и технологии нетрадиционной техники рисования Тема: «Игрушечный магазин»

Цель: закреплять знания  детей по лексической теме «Игрушки».Задачи: Образовательные:  обогащать пассивный и активный словарь детей по теме «Игрушки» с  исп...

Конспект НОД с детьми старшего возраста с использованием игровой технологии и технологии нетрадиционной техники рисования Тема: «Птицы»

Цель: закреплять знания  детей по теме «Птицы», создавая модели птиц с помощью 3Д ручки.Задачи: Образовательные:  обогащать пассивный и активный словарь детей по...

Технология " Нетрадиционная техника рисования"

: Рисование - интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами с использованием разных материалов создаются живописные и графические изображения. Изобразительная деятел...