"Личностно - ориентированное взаимодействие педагога с детьми в условиях введения ФГОС ДО"
статья (старшая группа)

Цель личностно - ориентированного педагогического  взаимодействия  - создание благоприятных условий, содействие в формировании у ребенка нравственных ориентаций. Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности, необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться. Личностно - ориентированный подход в воспитании связан с процессом взаимодействия. Взаимодействовать сегодня - это значит, общаться на равных, учитывая интересы и потребности сторон. построение индивидуального  стиля взаимодействия, выделении времени для личного общения с каждым ребенком помогут нам в развитии навыков партнерского взаимодействия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №12 «Алтынчэч» Бавлинского муниципального района

Республики Татарстан

Выступление на семинаре

воспитателей младших и средних групп

Бавлинского муниципального района на тему:
«Личностно – ориентированное взаимодействие педагога с детьми в условиях введения ФГОС ДО»

                                                                     Воспитатель высшей

                                                                                  квалификационной категории

                                                                               МБДОУ «Детский сад № 12  

                                                                                «Алтынчэч»   Габдуллина А.А.

                                                                         

31 января 2020 г.

Личностно-ориентированное  взаимодействие педагога с детьми в условиях введения ФГОС ДО

Слайд 2.

        Цель личностно-ориентированного педагогического взаимодействия – создание благоприятных условий, содействие в формировании у него нравственных ориентаций, в его самоопределении.

Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться.     

Личностно - ориентированный подход в воспитании детей  связан с процессом взаимодействия. Взаимодействовать сегодня – это значит общаться на равных, учитывая интересы и потребности сторон. Построение индивидуального стиля взаимодействия; выделение времени для личностного общения с каждым ребенком помогут нам в развитии навыков партнерского взаимодействия. 

Уважаемые коллеги! Что  мы делаем, если ребенок дает неправильный ответ, ошибается (ответы участников)  - мы делаем замечание, указываем на ошибку. А согласно ФГОС ДО, педагог должен показать правильный способ или подвести к правильному ответу.

3 слайд. При этом мы используем речевые формулы личностно – ориентированной модели педагогического взаимодействия.

Эти речевые формулы помогают нам поддерживать детскую инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, обеспечивают эмоциональное благополучие, поддерживают индивидуальность и инициативу детей.

(«Интересно… А почему тебе так кажется?»«А как можно узнать?»«А если так, то, что получится?»«Так как же это называется? Ты согласен?» «Покажи нам как надо», «Особенно тебе удалось…»«Вот это у тебя замечательно получилось».

Слайд 4. Организация личностно-ориентированного взаимодействия именно в свободной деятельности требует от нас больших усилий, требует понимания, признания ребенка, принятия его как полноценного партнера, оказание ему помощи.

Личностно-ориентированное взаимодействие состоит еще в том, чтобы заложить в ребенке механизмы саморегуляции, самореализации, саморазвития, самоорганизации.

Слайд 5. При организации различных видов деятельности в течение дня используем  прием «Цветные ладошки» - три силуэта ладони - сигнала.

Зеленая ладонь  - «кричалка», означает, что можно бегать, прыгать, шуметь (прогулка, спортивные соревнования, самостоятельная двигательная деятельность).

Желтая ладонь – «шепталка», сигнал о том, что нужно передвигаться тихо и говорить в полголоса или шепотом (экскурсия по саду, укладывание спать, свободные игры, ручной труд и т.д.)

Красная ладонь – «молчалка», следует сесть тихо, замолчать (во время чтения художественной литературы, когда говорит взрослый).

Данный прием можно использовать уже со средней группы. Дети быстро запоминают символы и действуют в соответствии с ними. Использование данного приема способствует развитию у детей навыков самоорганизации, дает возможность воспитателю избегать лишних указаний.  

Слайд 6. В процессе взаимодействия с детьми мы создаем ситуации, ориентированные на личностное развитие: ситуация успеха, ситуация, обращенная к личному опыту ребенка, ситуации выбора задания, способа выполнения задания.

Создаваемая ситуация выбора — это спроектированная педагогом деятельность, когда детям предоставляется возможность отдать свое предпочтение одному из вариантов задания, тому или иному оборудованию, способу действия, партнеру по деятельности.

Слайд 7. Важным в личностно – ориентированном взаимодействии является создание развивающей среды.

Развивающая предметно-пространственная среда  группы должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Слайды 8- 17. Предметно-пространственную развивающую среду мы организовали так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Мы обозначили несколько основных центров, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов для познания, исследования, игровой деятельности. Центры развития позволяют детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.  Имеются материалы и оборудование, учитывающие интересы мальчиков и девочек.

Именно игры, инициированные самими детьми, наиболее ярко представляют игру как форму практического размышления, связанного с жизненным опытом ребенка, - его реальными переживаниями и впечатлениями.

Слайд 18. На процесс личностно - развивающего взаимодействия также влияет семья.

Родители обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Кроме взаимного информирования о ребенке, мы вовлекаем родителей в образовательный процесс и жизнедеятельность детского сада, посредством Дня открытых дверей, круглых столов.

Слайд 19 -21. По каждой тематической неделе, родители выполняют задания.  Тем самым, мы выстраиваем с родителями доверительные отношения.  Вовлечение семьи приносит пользу и детям, и детскому саду, и, прежде всего, самим родителям: эмоциональная вовлеченность позволяет родителям чувствовать себя продуктивными, энергичными, причастными к образованию своего ребенка.

Знаете, какое различие делал Гилфорд (автор одного из классических исследований) между креативными людьми и всеми остальными? Креативные ищут множество ответов на один вопрос, а все остальные ищут единственно правильный ответ из всех возможных. Так вот я вам желаю найти множество нестандартных ответов на единственно возможный ответ. И научить этому своих воспитанников.

Слайд 22 -23. Заключительное слово:

Раскрыть ребенка, как цветок,

Развить способности, талант, умения.

И проявить при этом все свое терпение.

Для творчества открыть ему пути,

Чтоб с ним по жизни было радостно идти,

Чтоб сказка снова вдруг пришла,

И детскую была душа!

В заключении мне хочется подарить вам небольшие буклеты, которые помогут вам в вашей работе.

Задания воспитателям:

1. Задание «Перевертыши». Дети не всегда четко умеют выразить свои мысли, поэтому в любом случае вы должны научиться их понимать. Вам нужно отгадать по «перевертышу» название известного фильма или пословицу.

- Василий Иванович остается на работе – «Иван Васильевич меняет профессию».

- Грустные взрослые – «Веселые ребята».

- Громче стоишь – ближе не будешь – «Тише едешь – дальше будешь».

- Крик баранов – «Молчание ягнят».

- Мужик на телеге – мерину тяжелее – «Баба с возу – кобыле легче».

2. «Игра»  Игра - это жизнь ребенка, его существование, источник развития его моральных качеств. В игре формируется произвольное поведение, активизируются познавательные процессы. В игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит потому, что ребенок воссоздает действия взрослого и приобретает опыт взаимодействия со сверстниками.

К началу предложения нужно придумать рифму:

- «Чтобы детям сладко спать

Нужно …музыку включать».

-«Лук, чеснок – вот это чудо… .

Ох, боится их …простуда».

-«Чтобы кашлем не страдать…

Надо правильно …дышать».

-«Раз фасоль и два фасоль…

Массажируем …ладонь».

 - «Трав душистых аромат

-Сон улучшит… во стократ».

- «Днем поспали и проснулись,

Потянулись, …улыбнулись…


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Личностно – ориентированное взаимодействие педагога с детьми в условиях реализации ФГОС ДО Подготовила воспитатель высшей квалификационной категории Габдуллина А.А, МБДОУ «Детский сад №12 «Алтынчэч»

Слайд 2

Цель личностно-ориентированного педагогического взаимодействия: создание благоприятных условий, содействие в формировании у него нравственных ориентаций, в его самоопределении.

Слайд 3

Речевые формулы личностно ориентированной модели педагогического взаимодействия «Интересно… А почему тебе так кажется?» ; «А как можно узнать?» ; «А если так, то, что получиться?» ; «Так как же это называется? Ты согласен?» «Покажи нам как надо» Я заметила, что ты сегодня очень хорошо…», «Особенно тебе удалось…» , «Вот это у тебя замечательно получилось» .

Слайд 4

Три П: П онимание ребенка – проникновение в его внутренний мир. П ризнание ребенка – право быть самим собой. П ринятие ребенка – безусловное положительное к нему отношение.

Слайд 5

Цветные ладошки

Слайд 6

Ситуации, ориентированные на личностное развитие ситуация успеха ситуация, обращенная к личному опыту ребенка ситуации выбора задания, способа выполнения задания

Слайд 7

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть: содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, Доступной, безопасной.

Слайд 22

Раскрыть ребенка, как цветок, Развить способности, талант, умения. И проявить при этом все свое терпение. Для творчества открыть ему пути, Чтоб с ним по жизни было радостно идти, Чтоб сказка снова вдруг пришла, И детскою была душа!

Слайд 23

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организованная образовательная деятельность педагога с детьми раннего возраста с использованием технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми

Материал конспекта учитывает возможность педагога ориентироваться на личностные возможности определенного ребенка для дальнейшего развития данного воспитанника....

Особенности личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми в процессе непосредственно образовательной деятельности.

Уважаемые коллеги, Вашему вниманию предлагается научный взгляд на проблему  личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми в процессе непосредственно образовательной деятельности. В ...

Технологии личностно - ориентированного взаимодействия педагога с детьми

Личностно – ориентированные технологии представляют собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания педагога – уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся...

Личный опыт педагога по теме самообразования "Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми"

Модернизации российского образования предполагает смену традиционной модели взаимодействия воспитателя с детьми на личностно-ориентированную модель. Но действия педагогов,их установки и стереотип...

Мастер – класс для педагогов «Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми раннего возраста в коммуникативных играх»

Цель мастер-класса - продемонстрировать практическое применение коммуникативных игр при личностно-ориентированном взаимодействии с детьми раннего возраста....

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы по познавательному развитию « Былинные богатыри земли русской» с использованием здоровьезберегающих педагогических технологий, технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми,

Цель: Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.Задачи:Обучающие:Познакомиться с оружием богатырей;Сформи...