Консультация для педагогов и родителей "Что стоит за жалобой дошкольника"
консультация

В консультации говорится о том, что такое жалоба и как на нее правильно реагировать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация16.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов и  родителей

«Что стоит за жалобой дошкольника»

Педагоги дошкольных учреждений знают, что дети часто жалуются.  Справедливости ради оговоримся: это наблюдается не у всех детей, но у многих. Почему же дети жалуются?  На этот вопрос психологи, педагоги отвечают по-разному. Одни этот факт связывают с отклонениями в развитии личности; другие видят проявление слабости ребенка   и полагают, что запрет  способствует  развитию их самостоятельности. Однако многие педагоги и психологи, считают, что жалобы раскрывают  характер детей, что нежалующиеся  ребята часто отстают в нравственно-этическом развитии, что, наконец, в этом проявляется процесс освоения  ими социальных норм и правил.    

Чтобы педагогу правильно отнестись к детской жалобе, адекватно оценить её, необходимо прежде всего понять психологическую суть этого явления. Иными словами,  найти ответ на вопрос: что же стоит за жалобой ребенка, что ее порождает, что хочет малыш от взрослого, обращаясь к нему?

  Жалоба – инициативное обращение ребенка к старшему, стремление рассказать о себе, о своих невзгодах. Собственно, уже одно это позволяет рассматривать жалобу как  своеобразное проявление потребности ребенка в общении  со взрослым.

Но жалоба не обычный процесс общения младшего со старшим. Она сигнализирует о некотором неблагополучии малыша, о его дискомфортном состоянии. Кроме того,  жалоба, как правило, более эмоционально окрашена, нежели обычное общение. Поэтому можно предположить, что в ней выражается переживание ребенка,  его стремление поделиться со старшим. Из этого предположения вытекает второе: жалоба – потребность ребенка в контакте со взрослым, но в контакте эмоционально окрашенном.

Анализ материалов показал: жалоба – сложное психологическое образование, разнообразное по характеру выражаемых в ней переживаний  ( обида, гнев, возмущение, тревожность), по характеру поводов для переживаний (физическая боль, стремление обладать предметом, недоброжелательность сверстника, сложность во взаимоотношениях с близкими взрослыми), по целям обращения ребенка к взрослому (стремление к тому, чтобы взрослый приласкал его, положительно оценил деятельность). Это с одной стороны.  А  с другой  –  в ней проявляются  и общие  моменты: отрицательные переживания и стремление разделить их  со старшими.

Выделяют  четыре  типа жалоб. Первый тип назван конкретно - эмоциональным. Содержание такого рода жалобы – огорчение, обида, вызванные физической болью, причиненной сверстником, душевный дискомфорт. Внешне обида сопровождается яркими аффектами (плачем, криком) и разрешается в конкретных, эмоционально окрашенных ситуациях. Ребенок ищет у педагога в одних случаях ласки и внимания,  в других – сочувствия к себе.

Второй тип жалоб это практически действенные. Они возникают в ситуациях предметных действий и взаимодействий детей, как результат столкновения интересов сверстников. Наиболее распространенное эмоциональное оформление – возбуждение, возмущение. Плач и крик используются как средство  «нажима» на педагога, как средство поиска реальной помощи.  С такого рода жалобами дошкольники обычно  обращаются к взрослому, когда испытывают острую заинтересованность в предмете, когда сопереживают товарищу, терпящему какое-либо бедствие, т. е. тогда, когда им самим нужна помощь, нужно содействие.

Третий тип жалоб назван -  познавательно - этические. Возникают они в ситуациях нарушения сверстниками различного рода правил и окрашены сравнительно спокойным тоном. От  взрослого ребенок ничего не требует.   Косвенные данные свидетельствуют о том, что ему нужна поддержка старшего для утверждения себя в понимании правила. Разрешается конфликт обычно введением нарушителя в ситуацию, соответствующую правилам общежития. К этой же категории  относятся и  жалобы - информации о товарищах и проступках сверстников, не обнаруживая,  на первый взгляд , в этом никакой личной заинтересованности.

Наблюдения психологов показали: наиболее часто с подобными жалобами дети обращаются к тем педагогам, к которым больше расположены, кто для них является авторитетом.

Четвертый тип жалоб – личностные. Они возникают во взаимоотношениях дошкольников  со взрослыми и сверстниками и связаны с аффективно-оценочным аспектом этих отношений. Поясним эту мысль. Жалуясь на сверстника, дети стремятся показать себя педагогу с лучшей стороны, получить его одобрение,  как в познавательном,  так и в нравственном плане, стремятся добиться его расположения, выражения положительного отношения к себе. В эмоциональном аккомпанементе такого рода жалобы доминирует  обида, тревога, возбуждение. Этот тип жалобы также является информацией о проступках сверстников. В одних  случаях   жалующиеся  хотят  избежать возможного наказания  и,  сообщая о проступке сверстника, как бы отделяют себя от случившегося.  В  других – дети открыто стремятся к похвале. Частота такого рода жалоб зависит от особенностей характера воспитателя. Их больше в тех группах, где работают  авторитарные педагоги, т. е. те,  кто отличаются властностью, кто стремится строгостью утвердить свой авторитет.

Итак, мы рассмотрели несколько видов жалоб, отличающихся содержанием переживаний, поводами и целями обращения к педагогу. Однако несмотря на отличие, в них есть нечто общее. Суть его в том, что, жалуясь, ребята ищут у взрослого поддержки, такого же отношения к тем явлениям и событиям, которые так или иначе значимы для них, волнуют их. Переживания детей (их эмоции)  связаны с оценкой ими объектов или ситуаций и с выражением их отношения к ним (М. И. Лисина).  Иными словами, обращаясь к взрослым, дети выражают свое стремление к сопереживанию взрослого.

В  жалобах дошкольника потребность в сопереживании взрослого выражается по-разному. В одних случаях ребенок стремится к сопереживанию взрослого в чистом виде, т. е ждет от него ласки, внимания, расположения или стремится выразить свои сомнения в отношении понимания им норм и правил общежития. В других – сопереживание взрослого он использует для того,  чтобы побудить последнего  действовать. Это происходит тогда,  когда ребенок в общем знает, что нужно сделать, чтобы изменить ситуацию, но сам оказывается беспомощным. Сопереживание старшего служит инструментом побуждения взрослого к действию.

Посредством жалобы ребенок сообщает воспитателю о своем переживании несоответствия ситуации своим потребностям. И педагог может снять это несоответствие, организовав  определенным образом его деятельность или поведение ( если ребенок не осознает, что он хочет, либо не знает, как с этим справиться). Однако это возможно при одинаковом отношении взрослого и ребенка к данной ситуации.

Содержание потребности в сопереживании взрослого видоизменяется в зависимости от  активности самого ребенка, особенностей его общения со взрослым, характера его общей жизнедеятельности. Так, младшие дошкольники полностью предоставляют  взрослому урегулировать сложившееся  положение. Сами они лишь добиваются, чтобы взрослые чувствовали то же, что и они.

Ребята постарше – имеется в виду средний и старший дошкольный возраст – стремятся самостоятельно регулировать ситуацию, но не знают, как это сделать. Вот почему образцы и нормы регуляции они черпают у взрослых, соотнося свое отношение к ситуации с отношением взрослого. Теперь уже не у всякого взрослого ищут они сопереживания, и различные взрослые толкают ребенка к поиску неодинакового по содержанию сопереживания. Так, с авторитетным и уважаемым человеком ребенок согласует свои оценки и отношения к окружающим людям. Перед авторитарным же взрослым потребность в сопереживании приобретает у малыша характер некоторой аномалии и выражается в форме «доносов».

Потребность дошкольников в сопереживании взрослого требует действительного участия со стороны педагога. Но различное содержание потребности обусловливает неодинаковое отношение к жалующимся. В одних случаях достаточно приласкать ребенка, в других – удовлетворить потребность в положительной оценке, предварительно дав образцы соответствующего адекватного поведения; в третьих:  – помочь организовать взаимодействие со сверстниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой"

В материале отражены  психологически аспекты знакомсва детей дошкольного возраста с книгой. Раскрыты все их возрастные особенности.  ...

Консультация для педагогов ДОУ «Предупреждение психоэмоционального напряжения у дошкольников»

Нерациональное скудное питание, плохо организованный сон, дефицит свободы движений, реакция организма на погоду, неразрешенность детских проблем могут также стать источниками психоэмоционального напря...

"Что стоит за жалобой дошкольника"

Жалоба – инициативное обращение ребенка к старшему, стремление рассказать о себе, о своих невзгодах. Своеобразное проявление потребности в общении со взрослым....

Консультация для педагогов "Виртуальная экскурсия как средство ознакомления дошкольников с родным городом"

Консультация для педагогов "Виртуальная экскурсия как средство ознакомления дошкольников с родным городом"                          ...

Консультация для педагогов. "Использование песочной терапии в развитии дошкольников"

В консультации раскрывается терапевтический эффект игры с песком. Рассказывается как создать песочную терапию, что для этого понадобится....

Что стоит за жалобой дошкольника

Что стоит за жалобой дошкольника...

Консультация для родителей. Книги, которые стоит прочесть родителям дошкольников.

Существуют книги, которые нужны всем родителям. Предлагаю Вам ознакомиться с одними из самых полезных, которые могут помочь Вам лучше понимать и воспитывать ребенка....