КВН для детей старшего дошкольного возраста и их родителей « Мы знаем свои права»
методическая разработка (старшая группа)

Мероприятие способствовует формированию у участников проекта правового сознания 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад №3 «Одуванчик», г.Демидова, Смоленской области

КВН

для детей старшего дошкольного возраста и их родителей

« Мы знаем свои права»

                                       Воспитатель Терентьева Н. А.

КВН  для детей старшего дошкольного возраста и их родителей

« Мы знаем свои права»

ЦЕЛЬ: закрепить представления детей и родителей о правах и

обязанностях ;способствовать формированию у участников проекта правового сознания .

ЗАДАЧИ: 1.Воспитывать уважение к ребенку, как к личности, формировать у родителей осознание того, что ребенок имеет чувство собственного достоинства.

                  2.Развивать коммуникативные навыки у детей, уверенность в себе, любовь и уважение к себе и окружающим людям.

                   3.Закрепить знания родителей о правах детей, сформировать индивидуальную воспитательную родительскую позицию, ответственность и инициативу.

МАТЕРИАЛ: аудиозапись музыкальной заставки к игре «КВН», эмблемы команд, пособие «Цветок прав». 2 конверта с плакатами «Здоровье, это…», 2 плаката «Урок в лесной школе» и «Буратино идет в школу», 2 кроссворда на слово «образование»,

два генеалогических древа семей-участников, ленты к подвижной игре «Ловишка», четыре иллюстрации к статьям Конвенции «Все дети равны, независимо от расы и национальности». Схемы-модели пословиц о семье, маме; медали каждому участнику.

 ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

- проведение игровых бесед  и развивающих с детьми с целью ознакомления с основными правовыми документами

- анкетирование родителей по теме

- чтение детской художественной литературы, дидактические и сюжетно-ролевые игры, разучивание стихов, пословиц.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Ведущая «Добрый день, дети и взрослые! Начинаем наш КВН» (звучит музыкальная заставка к игре).

                           По извилистой дорожке

                           Шли по миру чьи-то ножки,

                           Вдаль смотря широкими глазами.

                           Шел малыш знакомиться с правами.

                           Рядом мама крепко за руку держала,

                           В путь-дорогу умницу свою сопровождала.

                           Знать должны и взрослые, и дети

                           О правах, что защищают их на свете.

1 команда – «МУДРЕЦЫ», капитан команды….( Ф.и.ребенка)

2 команда – «Умники», капитан команды (Ф.и. ребенка)

   Девиз команды «Мудрецов» ( все члены команды хором)

            «Знаем мы права свои,

              Защищают нас они!»

Девиз команды «Умников» (все члены команды хором)

              «Права нам каждому даны,

                И по ним мы все равны!»

Ведущая: «Наша задача сегодня – в ходе игры собрать «Цветок прав», а для этого вспомним те права, с которыми мы уже знакомы.

        Представляю вам членов жюри, которые будут внимательно следить за игрой и выберут команду-победителя. (представление членов жюри)

        Итак, начинаем нашу игру и первое задание для команд:

- по очереди в течении 1 минуты назвать знаменитые имена России.

- выяснить, у кого из членов вашей команды самое длинное имя, хором назвать его с одновременным прохлопыванием этого имени.

        Вопрос всем играющим – какое право «спряталось» в первом задании? («Каждый ребенок имеет право на имя»). Прикрепите к нашему «Цветку прав» первый лепесток.

        Второе задание командам прислал доктор Айболит (каждой команде вручается конверт с плакатом). Задание такое – в течении 3 минут написать на плакате, что такое «здоровье» - «Здоровье – это…»

(затем каждая команда зачитывает свои определения)

        Пока жюри подводит итоги первых двух конкурсов, послушаем стихи:

1-й ребенок: «Зуб болит, иль голова,

                         Знаешь – это не беда.

                         Ты имеешь право без сомнения

                         Получить у врача лечение»

2-й ребенок: «Чтобы нам не болеть и не простужаться,

                          Физкультурой мы всегда будем заниматься.

                          Все у нас хорошо, все у нас в порядке,

                          Мы в саду каждый день делаем зарядку»

О каком праве идет речь? («Каждый ребенок имеет право на медицинское обслуживание»).

Добавим еще один лепесток к нашему «Цветку прав».

Сейчас немного отдохнем – музыкальная пауза (дети вместе с родителями выполняют музыкальную аэробику).

Ведущий: «Предоставляем слово жюри! (объявляют итого первых двух конкурсов, на панно выставляются символы-цветы)

        Переходим к третьему заданию (ведущий вывешивает на доске два плаката, по одному каждой команде – «Урок в лесной школе» и «Буратино идет в школу»)

Задание – каждая команда (дети) составляют короткий рассказ по своему плакату из 3-х предложений, взрослые записывают и затем зачитывают их.

        Задание для родителей «Кто скорее отгадает зашифрованное слово в ребусе»

(заслушиваются ответы)

Ведущий: « Стих о праве, зашифрованном в ребусах, расскажет…»

Ребенок читает: «Скоро в школу мы пойдем

                              С новым, ярким букварем,

                               Получать мы будем знания,

                               У нас есть право на образование».

Добавим к нашему «Цветку прав» еще один лепесток.

Далее каждая команда предоставляет оформленное генеалогическое древо одной из семей со своими комментариями.

О праве, которое «спряталось» в этом задании, расскажет…

Ребенок  читает: «Мы растем с каждым днем,

                                Скоро в школу мы пойдем.

                                Это право запомнить старайся –

                                Живи и развивайся».

(находит соответствующий лепесток и прикрепляет к «Цветку прав»)

Ведущий: «Пока жюри подводит итоги этих конкурсов, объявляется «Веселая переменка» (проводится совместно с родителями подвижная игра «Ловишка с лентой» - водящими становятся сначала дети, затем родители)

Понравилась вам игра? О каком праве она вам напомнила? («Все дети имеют право на отдых и развлечение»).

        Капитан выигравшей команды прикрепляет соответствующий лепесток к «Цветку прав».

Ведущий: «Слово предоставляется жюри! (объявляются итоги третьего и четвертого конкурсов, итоги отмечаются на панно с цветами).

        Звучит музыкальная заставка к конкурсу капитанов.

Ведущий: « А сейчас – конкур капитанов! Вам нужно выбрать по две иллюстрации к такой статье к Конвенции о правах ребенка, как «Все дети равны, независимо от расы и национальности» и рассказать, что вы об этом знаете.

Пока капитаны готовят свое выступление, послушайте стих.

Ребенок читает: «Белые, черные и краснокожие,

                               Все мы с вами очень похожие.

                               На планете – мы одни,

                               Дружат дети всей Земли».

(далее выступление капитанов) Кто найдет лепесток к нашему «Цветку прав»? Прикрепи.

        Последнее задание нашей игры. Отгадайте загадку:

                               Кто вас, детки, крепко любит?

                               Кто вас нежно так голубит?

                               Не смыкая ночью глаз,

                               Кто заботится о вас?

Скажите хором, кто это? Мама. Знаете ли вы пословицы и поговорки о маме, о семье? Сейчас проверим. (ведущая по очереди показывает каждой команде по 2-е схемы-модели пословиц, играющие называют пословицу).

Пока жюри подводит итоги нашего КВН, мы все вместе – и взрослые, и дети, и болельщики споем песню «Наши права».

        Жюри объявляет итоги игры КВН. Все участники награждаются медалями в виде «Цветка прав» за 1-е и 2-е место.

Ведущий: «Спасибо вам за игру, дети, мамы и папы!»



Предварительный просмотр:

Конспект занятия для родителей «Права ребенка»

Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые родители. Мы снова рады видеть вас у нас в гостях. Сегодня – очередное заседание родительского клуба, тема разговора очень важная и нужная «Права ребенка». Книга «Права ребенка и обязанности государства» начинается с обращения к ребенку: «Ты – гражданин России. У тебя, как и у любого человека есть гражданские обязанности и права. Но знай, твои права особые. Это – «Права ребенка». Они дают тебе преимущество перед взрослыми. Они защищают тебя от несправедливости».

Процесс формирования личности обусловлен социально-правовой охраной детства и социальным воспитанием. Под социально-правовой охраной понимается контроль государства за соблюдением прав маленьких граждан, а также разъяснение этих прав детям и родителям. Это и будет цель нашего заседания.

Повестка дня: Просмотр фрагмента занятия в старшей группе «О правах, играя».

Воспитатель: Знаем ли мы права ребенка - покажет деловая игра с родителями.

Деловая игра «Знаем ли мы права детей»

Цель: пропаганда правового воспитания детей среди родителей.

Часть 1. Согласны ли вы с моим высказыванием? Если нет, то почему?

1. «У детей есть только одно право: делать то, что им велят родители и воспитатели. Все остальные права приходят в свое время, когда закон наделяет человека полной правовой ответственностью».

(Ответ: это высказывание неправильное. Ст. 2 Конвенции о правах ребенка говорит, что все права распространяются на всех детей без исключения. Государство обязано защищать ребенка от любых форм дискриминации и принимать необходимые меры по его защите.)

2. «Ребенок должен жить в своей семье, несмотря на то, что это противоречит его наилучшим интересам».

(Ответ: Ст. 9 Конвенции о правах ребенка гласит: «Ребенок имеет право жить со своими родителями, за исключением тех случаев, когда это противоречит наилучшим интересам ребенка». Ребенок также имеет право сохранить связь с любым родителем в случае разлучения.)

Часть 2. Выберите правильный ответ из 3-х предложенных:

1) «Счастье всего мира не стоит одной слезы невинного ребенка». Кому принадлежат эти слова?

а) Ф.М. Достоевский

б) А.П. Чехов

в) А.М. Горький

2) В каком году генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка?

а) 1968 г.

б) 1982 г.

в) 1989 г.

3) Какие различия (расовая, национальная принадлежность, пол, состояние здоровья и т.д.) могут влиять на неодинаковое использование детьми своих прав?

а) таких различий нет

б) национальная принадлежность

в) состояние здоровья

(Согласно ст. 2, все права распространяются на всех детей, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических убеждений, социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения).

4) Кто несет ответственность за воспитание ребенка?

а) педагоги

б) родители

в) члены правительства

(Ст. 18 гласит, что родители несут основную ответственность за воспитание ребенка, государство должно оказывать им надлежащую помощь).

5). ООН считает человека ребенком от рождения до:

а) 16 лет

б) 18 лет

в) 19 лет

(Согласно ст. 1, ребенком признается лицо, не достигшее 18 лет. Исключение составляют случаи, когда в соответствии с национальными законами предусматривается совершеннолетие в более раннем возрасте.)

Нормативные основы защиты прав детей

Право – это совокупность обязательных правил поведения (норм), установленных или санкционированных государством.

Права человека – это законы, которые никто не вправе нарушать: без прав нет справедливости, нет нормальной жизни.

Благодаря праву человек получает возможность не только что-либо делать, действовать, поступать каким-либо образом, но и требовать соблюдения своих прав.

Вопрос о необходимости регулирования прав детей возник в России во второй половине 19 века. На страницах газет и журналов педагоги, врачи, ученые, литераторы, общественные деятели заговорили о единстве и равноправии, о достоинстве человека и необходимости защиты прав взрослых и детей. Наиболее значимым событием в то время, связанным с защитой прав детей, стало создание Лигой Наций в 1919 году Комитета детского благополучия, деятельность которого была направлена на оказание помощи беспризорникам и сиротам. Одновременно с Комитетом действовали и другие неправительственные организации, работающие под созданием социальных стандартов защиты прав детей. И вот Международный союз спасения детей, основанный англичанкой, разработал Декларацию прав ребенка. А в 1923 году эта Декларация была принята Лигой Наций и стала первым международным правовым документом по охране прав и интересов детей. В ней подчеркивалось: забота о детях и их защита не являются исключительной обязанностью семьи и даже отдельного государства. Все человечество должно заботиться о защите детства.

Окончательная система защиты прав ребенка сложилась только после провозглашения Организацией Объединенных наций принципа уважения прав человека. Как необходимость разработки мер по охране прав детей был создан Детский фонд ООН – Юнисеф, который осуществляет международную защиту прав ребенка.

К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимися прав детей относятся:

- Декларация прав ребенка (1959 г.)

- Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.)

- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.)

Декларация прав ребенка является первым международным документом. Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. В ней указывается, что ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.

На основе Декларации прав ребенка был разработан другой важнейший международный документ – Конвенция о правах ребенка. Значение этого документа в том, что впервые в рамках Конвенции был создан международный механизм контроля – Комитет по правам ребенка, уполномоченный в пять лет рассматривать доклады о принятых мерах по осуществлению положений Конвенции.

Конвенция признает за каждым ребенком, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, национального и социального происхождения юридическое право:

- на воспитание;

- на развитие;

- на защиту;

- на активное участие в жизни общества.

Конвенция увязывает права ребенка с правами родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.

Контролировать соблюдение прав ребенка в семье возможно только при наличии определенного механизма, которым является дошкольное образовательное учреждение. Детский сад в силу своей близости к семье может стать важнейшим элементом в системе такого контроля и в состоянии повлиять на защиту следующих прав ребенка – дошкольника, представленных в Конвенции:

- право на охрану здоровья;

- право на образование;

- право на участие в играх;

-право на сохранение своей индивидуальности;

-право на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного и грубого отношения.

Но Конвенция не является документом прямого действия. На ее основе разрабатываются нормативно-правовые документы федерального и регионального уровней.

Согласно Конституции РФ, материнство, детство и семья находятся под защитой государства. Для развития механизма реализации прав ребенка принят целый ряд законодательных актов:

- Семейный Кодекс РФ (вступил в силу 1 марта 1996 г.);

- Закон «Об образовании»;

- Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

Каждому ребенку необходимо познакомиться со своими правами. В этом ему помогают педагоги, работающие в детском саду. Через проводимые разнообразные формы работы педагогический коллектив постепенно будет осуществлять поставленные задачи по повышению правовой культуры родителей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Что мы знаем о природе и ее охране» (КВН для детей старшего дошкольного возраста и их родителей)

Развивать творческое воображение, внимание, смекалку, речь;Обобщать и уточнять знания детей о животных, растениях, птицах; воспитывать умение работать сообща, оказывать друг другу помощь....

Проект по теме: «Система работы педагога ДОУ в формировании правил безопасности дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста и их родителей через явления общественной жизни».

Проект по теме: "Система работы педагога ДОУ в формировании правил безопасности дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста и их родителей через явления общественной жизни"...

Игровой тренинг для родителей и детей старшего дошкольного возраста на тему: «Что мы знаем о безопасности»

Дошкольный возраст-это важнейший период, когда формируется человеческая личность.Определить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах, очень сложно. Тем не менее нео...

Сценарий тематического развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Знают все мои друзья, знаю ПДД и Я» .

Это тематическое развлечение предназначено для детей старшего дошкольного возраста  и направлено на  расширение и закрепление знаний по правилам дорожного движения. В сценарии представлен хо...

Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста с участием родителей по профилактике здорового образа жизни «Сохраним свое здоровье»

Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития л...

КВН для детей старшего дошкольного возраста и их родителей « Мы знаем свои права»

Мероприятие способствовует формированию у участников проекта правового сознания...

План-конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Люби и знай свой край родной»

План-конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» с детьми старшего дошкольного возраста  на тему: «Люби и знай свой край родной»...