Правильная речь педагога
статья (средняя группа)

Павленко Светлана Анатольевна

В статье говорится о том, что речь воспитателя должна быть правильной и грамотой для детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pravilnaya_rech_pedagoga.docx16.97 КБ

Предварительный просмотр:

Правильная речь педагога, как основной компонент речевой среды

Павленко Светлана Анатольевна, воспитатель

МБДОУ «Центр развития ребенка-детский сад №168»

Формирование правильной речи ребенка- одна из основных задач дошкольного образования. Все современные системы образования, в том числе ФГОС ДО стремятся к тому, чтобы знания добывались самими детьми, а воспитатель был дирижером, развивающий разум ребенка, образованным, развитым, грамотным, думающим, помогающим найти способы решения возникающих проблем. Одной из важнейших составляющих развивающей среды является речь педагога. Всем известна поговорка «Слово- визитная карточка человека». От того насколько грамотно человек выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.

Дети каждой возрастной категории в течение дня общаются со своим воспитателем в различных видах деятельности: хозяйственно-бытовой, трудовой, учебной. Воспитатель организует игры с детьми, говорит с ними на всех занятиях, знакомит с художественными произведениями во время чтения и т.д., следовательно, развивающий потенциал речевой среды целиком зависит от качества речи воспитателя. Для воспитателей детского сада владение образцовой речью- это показатель профессиональной подготовленности. Он обязан развить в себе совершенное владение теми речевыми навыками, которые потом передаст детям. Поэтому забота о совершенствовании коммуникативно-речевых умений воспитателя имеет важнейшее значение в педагогическом процессе дошкольного учреждения и является нравственным и общественным долгом каждого педагога.

Речь — воспитателя- это образец подражания для детей, поэтому что подражание является одним из основных механизмов овладения детьми родным языком. Подражая взрослым, ребенок перенимает не только тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства, и ошибки, которые встречаются в речи.

Исходя из целей речевого развития детей в дошкольном учреждении, к речи педагога предъявляются определенные требования:

Чистота- отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку.

Принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников, воспитатель заботится о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов- паразитов, диалектных и жаргонных слов.

Выразительность. Воспитатель, владеющий различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота, голоса и др.), способствует не только формированию выразительности ребенка, но и полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

Богатство. Богатый лексикон воспитателя способствует расширению словарного запаса ребенка, помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи, так как в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка.

Уместность- это употребление в речи слов, соответствующих ситуаций и условиями общения. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога у детей культуры речевого поведения (навыки общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника).

Словарь подразумевает частоту употребления слов, которые медленно усваиваются детьми, точность обозначения оттенков цвета, материал, форму, фразеологических оборотов.

Звуковая сторона — речи- это чистое звукопроизношение, четкая дикция, орфоэпическая правильность. Речь воспитателя должна быть яркой, выразительной: необходимы богатая мимика, приветливый, доброжелательный тон по отношению ко всем окружающим.

Связная речь- это умение вести диалог, рассказывать и слушать рассказы и ответы детей. Речь воспитателя должна быть немногословной, но очень понятной и логичной.

Возрастная направленность- это доступность содержания, использование соответствующих возрасту детей слов. Особенно это важно при работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. В этом случае для педагога характерны некоторое замедление темпа, особо подчеркнутые артикуляция и дикция, эмоциональность речи.

К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести также правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Грамматически правильная речь педагогов.

Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают на только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства речи, которые встречаются у...

Семинар –практикум для воспитателей «Грамматически правильная речь педагога - образец для подражания»

Семинар –практикум для воспитателей«Грамматически правильная речь педагога - образец  для подражания»...

Консультация для педагогов "Грамматически правильная речь педагога в ДОУ"

Консультация для педагогов   Грамматически правильная речь педагога в ДОУ...

Консультация для педагогов "Грамматически правильная речь педагога"

Консультация для педагогов "Грамматически правильная речь педагога"...

Практикум "Правильная речь педагога-залог грамотной речи дошкольника"

Речь педагога-образец для подражания , главное средство обучения, воздействие на мировоззрение ребенка.Педагог должен иметь грамотную, логичную, интонационно-выразительную речь. В данном материале сод...