Развития речи "Звуковой анализ слова "дом"
план-конспект занятия (старшая группа)

Аплеева Арина Янсетовна

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Звуковой анализ слова дом. Подбор слова с заданным звуком"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по «Подготовке к обучению грамоте»

Звуковой анализ слова «дом». Подбор слова с заданным звуком.

Цели:

Образовательные задачи:

  1. Освоение умения делать звукобуквенный разбор слова «дом».
  2. Закрепление дифференциации твердых и мягких согласных звуков.
  3. Формирование умения сравнивать слова по их звуковой схеме

Развивающие задачи:

  1. Развитие фонематического слуха, мышления, памяти.
  2. Развитие умения строить предложения, отвечая на заданный вопрос.
  3. Развитие мелкой моторики рук

Воспитательные задачи:

  1. Воспитание внимательности, целеустремленности

Демонстрационный материал: доска, указка, таблица слова «дом», изображение дома, фишки зеленого, синего, красного цвета, гномы Тим и Том.

Раздаточный материал: рабочие тетради, фишки зеленого, синего, красного цвета.

Ход занятия

1.(Дети встают в кругу)

- Ребята, давайте вспомним пальчиковую гимнастику «Я хочу построить дом».

Я хочу построить дом,

Чтоб окошко было в нем,

Чтоб у дома дверь была,

Рядом чтоб сосна росла

Чтоб вокруг забор стоял,

Пёс ворота охранял.

Солнце было, дождик шел.

И тюльпан в саду расцвел.

  1. Дети садятся за стол.

- Какое главное слово было в пальчиковой гимнастике?(Дом)

Выставляется картинка дом.

- Но сначала вспомним: звуки мы слышим или видим? (Мы их можем слышать) Давайте их послушаем. Что вы слышите? (Мы слышим как работает дезар.)

- Произнесите слово дом, определите сколько в нем звуков. (В нем 3 звука)

Дети произносят слово Д-О-М за воспитателем.

1 звук –Д

2 звук – О

3 звук – М

- Какие бывают звуки?(Гласные- поющиеся, обозначаются красным цветом «а,о,у».Согласные, звуки которые не поются«м,к,д»).Они бывают твердые и мягкие.

Воспитатель выставляет схему на доску.

  1. Анализ слова «дом»
  1. Первый звук в слове дом - Д. Этот звук согласный или гласный? Он твердый или мягкий? (Твердый). Какую фишку мы поставим? (Синюю)
  2. Второй звук в слове – О. Он гласный или согласный? Он поется? (Да, попробуем пропеть) Каким цветом отметим его (Красным)
  3. Третий звук М. Какой это звук гласный или согласный?(Согласный)Он твердый или мягкий? (Твердый) Каким цветом его обозначим? (Дети кладут синюю фишку)

- Мы узнали, что слово «дом» состоит из трех звуков. Сколько гласных? Сколько согласных? Согласные твердые или мягкие? (1 гласная, 2 твердые согласные)

4.Физминутка

Стук-стук-постук, раздается где-то стук

Молоточки стучат, строят домик для зайчат

Вот с такою крышей, вот с такими окнами,

Вот с такою дверью,

И вот с таким замком.

5.Теперь присядьте на ковер. У нас есть 2 брата-гнома, одного зовут Том, другого зовут Тим. Сколько звуков в имени Том? (три) Сколько звуков ив имени Тим? В именах количество звуков одинаковое – три.

Разбор слова «Том»

- Какой первый звук? Он согласный или гласный? Он твердый или мягкий? (Т – согласный, твердый) К гному выставляем синюю фишку.

Второй звук О. Он гласный или согласный? Каким обозначим цветом? (Гласный, красный)

Третий звук М.- Он гласный или согласный? Твердый или мягкий? (Согласный, твердый, синий)

Имя второго гнома Тим.

-Какой первый звук? Он согласный или гласный? Он твердый или мягкий? (Ть – согласный, мягкий) К гному выставляем зеленую фишку.

- Второй звук И. Он гласный или согласный? Каким обозначим цветом?(Гласный звук,обозначаем красным цветом)

- Третий звук М.- Он гласный или согласный? Твердый или мягкий? (Согласный, твердый, синий)

Сравните первую и вторую схему. Чем они различаются? (первый звук твердый, второй звук мягкий.) Чем они схожи? (2 звук - гласный, 3 звук – синий, согласный твердый)

6. Игра «Назови слово» (в кругу с мячом)

Воспитатель просит назвать первый звук в слове «дом». Это звук «Д». Далее следуют названия слов со звуком «д» или «дь». По правилам игры слова не повторяем.

Примеры слов: дым, дуб, дыня, дорога, дверь, доска, дедушка, дятел.

7. Рефлексия

- Какие трудности вы испытали? Что было вам легко сделать? Что вам понравилось?

- Вы все молодцы. Занимались отлично.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для развития звукового анализа и синтеза при подготовке к обучению грамоте

Подобраны задания для развития звукового анализа и синтеза ....

Развитие языкового анализа и синтеза у дошкольников.

Система работы по развитию языкового анализа и синтеза (звукового. слогового, отграничения речевых единиц) у детей дошкольного возраста с целью профилактики устной и письменной речи, коррекция голоса,...

Развитие фонематического анализа и синтеза //Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах.

Развитие фонематического анализа и синтеза//Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. ...

Игры и упражнения для развития звукового анализа и синтеза

Готов ли мой ребенок в школу? Этот вопрос задает каждый родитель. И родители должны знать, что при обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ речи, то есть мысленн...

Развитие фонематического анализа, синтеза и представлений с целью профилактики дислексии и дисграфии.

Актуальность выюранной темы, пример активной коррекционной деятельности воспитанников....

Памятка для родителей «Развитие фонематического анализа и синтеза у детей с временной задержкой психического развития»

Прежде чем учить ребенка читать, необходимо сформировать у него навыки фонематического анализа и синтеза....

Развитие фонематического анализа и навыков звукового анализа

В консультации предлагаются игры, развивающие фонематические процессы у детей дошкольного возраста...