План работы по самообразованию Тема: «Использование дидактических игр на занятиях по развитию речи в среднем дошкольном возрасте»
методическая разработка (средняя группа)

Абрахимова Роза Минзакиевна воспитатель МАДОУ "Малиновский д.сад"

 

Тема моего самообразования – «Использование дидактических игр на занятиях по развитию речи в среднем дошкольном возрасте», которую я обозначила для себя на этот учебный год.

Цель:  повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу особенности использования дидактических игр по речевому развитию  в соответствии с ФГОС ДО.

Задачи:

1.                    Изучить и обобщить психолого- педагогическую и методическую литературу по речевому развитию в среднем дошкольном возрасте.

2.                    Изучение опыта педагогов на интернет-сайтах.

3.                    Разработать и подобрать  дидактические игры и триггеры, способствующих речевому развитию.  

 

Тема  выбрана мной не случайно. Данная тема очень актуальна для дошкольного образования, ведь овладение правильной речью способствует формирование у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств. Развитие  речи у детей считают одной из главных задач детского сада, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых; дает возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ «Малиновский детский сад»

План работы по самообразованию

Тема:

«Использование дидактических игр на занятиях по развитию речи

в среднем дошкольном возрасте»

2018-2019 учебный год

(средняя группа)

Воспитатель средней «А»группы

Абрахимова Р.М.

Ачинский  район

п.Малиновка

2018год

ВВЕДЕНИЕ

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток представлений, понятий.

Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

Тема моего самообразования –

В.А. Сухомлинский

Тема моего самообразования – «Использование дидактических игр на занятиях по развитию речи в среднем дошкольном возрасте», которую я обозначила для себя на этот учебный год.

Цель:  повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу особенности использования дидактических игр по речевому развитию  в соответствии с ФГОС ДО.

Задачи:

  1. Изучить и обобщить психолого- педагогическую и методическую литературу по речевому развитию в среднем дошкольном возрасте.
  2. Изучение опыта педагогов на интернет-сайтах.
  3. Разработать и подобрать  дидактические игры и триггеры, способствующих речевому развитию.  

Тема  выбрана мной не случайно. Данная тема очень актуальна для дошкольного образования, ведь овладение правильной речью способствует формирование у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств. Развитие  речи у детей считают одной из главных задач детского сада, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых; дает возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию. Связное высказывание дошкольника свидетельствует, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем и одновременно отражает уровень готовности ребенка к школе. Что касается игры? Игра – основной и наиболее доступный для ребенка вид деятельности. Играя, дети обучаются всему тому, что так пригодиться в жизни. Поэтому именно с помощью «дидактической игры» я и решила развивать  речь у детей: пополнять и активизировать словарь, формировать правильное звукопроизношение, развивать связную речь, умение правильно выражать свои мысли.  

Игра на занятиях по речевому развитию  и  в свободной самостоятельной деятельности необходима для снижения психических и физических нагрузок. Во избежание повышенной утомляемости воспитанников, провожу занятия в игровой форме, т. е. играя – обучаю.  

Очень важно вовремя исправлять недостатки речи, так как труднее это сделать впоследствии, когда они укрепятся. Ведь дошкольный возраст – это время энергичного развития речи.    

 Кроме речевого развития, в игре осуществляется познавательное развитие, так как дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.

Условия реализации:

В группе «Солнышко» - средний дошкольный возраст 4-5 лет.

Применение:

Применять дидактические материалы для дошкольников в условиях детских образовательных учреждений и в кругу семьи.

Представлена  поэтапность  дидактических игр для речевого развития детей. Подобран и систематизирован материал для овладения речи у детей.

Ожидаемый результат

Воспитанники должны:

  • Самостоятельно объяснять правила игры
  • Самостоятельно составлять рассказы по сюжетной картине
  • Пересказывать небольшие литературные произведения
  • Отгадывать загадки
  • Подбирать к существительному прилагательное
  • Подбирать слова-антонимы

Срок работы по теме самообразования: 1 год

Форма самообразования: индивидуальная, групповая.

п/п

Этапы работы

Содержание работы

Срок проведения

Формы представления  результата работы

1.

2.

3.

I этап 

Организационно-диагностический

(информационно-ознакомительный)

Цель: работа данного этапа заключалось в выборе и планирование темы по самообразованию, изучение нормативных документов.

                

II этап 

Теоретический-Практический- Обобщающий

Цель:

  • изучение психологических особенностей развития детей среднего дошкольного возраста; изучение и обобщение психолого-педагогической и методической литературы по речевому развитию в среднем дошкольном возрасте;
  • формирование и оформление методической копилки (составление  плана по самообразованию, картотека игр, стихов, потешек и т.д.);
  • формирование и развитие фонематического восприятия, а также развитие лексико-грамматических категорий и связной речи.

 

 

III этап

 Итоговый

Итоговый мониторинг по образовательной области «Речевое развитие»

Систематичность обеспечивается ежедневным проведением разнообразных дидактических игр: на занятиях, построенных в игровой форме, и в свободной самостоятельной деятельности.

Систематическое проведение дидактических игр помогает в решении вопросов умственного развития детей, так как совершенствуется такое ценное качество памяти, как припоминание, значительно улучшается произвольное внимание, развивается быстрота мышления. Речь детей становится более четкой, правильной, выразительной.

  • Анализ ситуации   по выбранной теме.
  •  Мониторинг по образовательной области «Речевое развитие», выявление противоречий, нуждающихся в коррекции
  • Подбор и изучение, методической литературы по данной теме.
  • Теоретический анализ педагогической литературы по данной проблеме;
  •  Анализ детских произведений, отбор их для занятий по развитию связной речи.
  • Постановка целей и задач. Определение проблемы, подлежащей решению.
  • Анализ проведенных исследований по данной проблеме.
  • Консультации с логопедом  МАДОУ Усковой О.С. по теме «Использование дидактических игр на занятиях по речевому развитию среднего дошкольного возраста»
  • Подбор и изучение литературы.

  • Внедрение в практику полученных теоретических знаний  
  • Изготовление демонстрационного материала
  • Использование мнемотаблиц в составлении рассказов дошкольниками.
  • Внедрение нововведений инновационных технологий в ДОУ.
  • Разработать конспект итогового мероприятия
  • Использование мнемоквадратов. Графическая зарисовка мнемотаблицы.
  • Взаимодействие с учителем-логопедом

  • Подбор и разработка игр, способствующих речевому развитию
  • Создание картотеки дидактических игр
  • Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр
  • Оформить карточки схемы и картинки для разучивания стихотворений.
  • Оформить карточки схемы и картинки для пересказывания рассказа.

Сентябрь

Октябрь:

Игры

Уровень сформированности звуковой культуры речи:

  • «Повтори

правильно»

  •  «Скажи чистоговорку»
  •  «Выдели первый звук в слове»

Уровень сформированности грамматической стороны речи:

  •  «Закончи предложение»
  •  «Прятки»
  •  «Сервируем стол»

Уровень развития связной речи:

  •  «К нам пришел почтальон»

Ноябрь:

Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи:

  • «Похлопаем-потопаем»
  • «Повтори»
  • «Послушай и скажи»
  • «Угадай, кто меня позвал»

Игры для развития лексической стороны речи (формирования словаря):

  • «Что бывает осенью?»
  • «Один-много»
  • «Загадки зайца»
  • «Назови ласково»
  • «Поваренок»

Игры для грамматического строя речи:

  • «Подумай и назови»
  • «Чего много»
  • Мой-моя-моё-мои»
  • «Дополни предложение»

Игры для развития связной речи:

  • «Дай определение словам»
  • «Дай действия словам»
  • «Наоборот»

«Четвертый лишний»

Декабрь:

Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи:

  • «Чей голос»
  • «Придумай своё слово»
  • «Найди ошибку»
  • «Очень нужные слова – для тебя и для меня»

Игры для развития лексической стороны речи (формирования словаря):

  • Магазин «Фрукты»
  • «Узнай игрушку»
  • «Кто во что одет?»
  • «Чего не хватает?»

Игры для грамматического строя речи:

  • «Подумай и назови»\
  • «Наоборот»
  • «Кто больше»
  • «Какой предмет»

Игры для развития связной речи:

  • «Четвертый лишний»
  • «Кто у кого?»
  • «Назови одним словом»
  • «Узнай по описанию»

Январь:

Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи:

  • «Здравствуй, Петрушка»
  • Упражнение на речевое дыхание

Игры для грамматического строя речи:

  • «Узнай игрушку»
  • «Один много»
  • «Назови ласково»
  • «Давай познакомимся»

Игры для развития связной речи:

  • «Угадай звук»
  • «Используй каждое мгновение»
  • «Вкус и запах»
  • «Измени предложение»

Февраль:

Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи:

  • Упражнение на речевое дыхание
  • «Ветерок»
  • «Эхо»
  • «Моторчики»

Игры для грамматического строя речи:

  • «Закончи фразу»
  • «Какое это бывает»
  • «Кто что делает»
  • «Разбуди кота»

Игры для развития связной речи:

  • «Когда это бывает?»
  • «Разноцветный сундучок»
  • Драматизация сказки «Волк и семеро козлят»

«Кто это, что это?»

Март:

Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи:

  •    Упражнение на речевое дыхание
  •   «Чей голос»
  •   «Угадай, кто меня назвал»
  •   «Кто как кричит»

Игры для грамматического строя речи:

  • «Назови одним словом»
  • «Скажи наоборот»
  • «Закончи фразу»
  • «Угадай звук»

Игры для развития связной речи:

  • «Чего не стало, кого не стало?»
  • «Подбери разные слова»
  • «Смысл слова»

«Закончи предложение»

Апрель:

  • «На чем дети катаются?»
  • «Доскажи словечко»
  • «Что за предмет?»
  • Разучивание стихотворения по опорным картинкам

Май:

 

Работа с родителями:

  • Изготовление буклетов, информационных стендов для родителей по внедрению ФГОС,
  • анкетирование родителей;
  • индивидуальные беседы с родителями поступивших детей;
  • представление родителям речевых игр и упражнений, используемых в детском саду для  формирования речи младших дошкольников;

Просветительская:

  • Родительское собрание «Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по развитию речи в соответствии с ФГОС»
  • - анкетирование «Развиваем речь детей»;
  • - выставка педагогической литературы;
  • - дискуссия «Развиваем речь дома»;
  • - посещение мероприятий в ДОУ (праздники, спортивные мероприятия).
  • Консультативная:
  • Консультация: педагогический всеобуч «Ребенок 4-5 лет» (особенности развития детей)
  • Консультация для родителей «Как можно легко научить ребенка пересказывать по опорным схемам?»
  • Консультация для родителей «Как можно легло выучить стихотворение по опорным картинка?»
  • Консультация «Учимся играть правильно» (картотека игр для развития речи)
  • «Значения связной речи в жизни дошкольника»,
  • Методические рекомендации по речевому развитию в играх «Учимся играть правильно»
  • Диалог с родителями «Вопрос-ответ»
  • - индивидуальные консультации.

Работа с детьми:

  • Разработка перспективного плана работы по развитию связной речи с детьми среднего возраста на 2018-2019 учебный год.
  • Выбор оборудования для предметно-развивающей среды
  • Поисково-исследовательский
  • В течении года                                Анализ детской деятельности.

 Для воспитателей ДОУ:

- консультации;

- беседы;

- обмен опытом;

- изготовление атрибутов (дидактических игр, мнемотаблиц);

артотек дидактических и словесных игр по развитию связной речи детей дошкольного возраста:

Конспекты интегрированных игр – занятий для детей средней  группы.

Пополнение развивающей среды:

создание  картотек и альбомов по дидактическим играм и мнемотехнике.

Проведение итогового   мероприятия

Обобщение из опыта работы по теме самообразования

Отчет о проделанной работе

Родительское собрание

«Что изменилось в речевом развитии у ребенка?»

Методическая литература:

  1. Маханёва М. Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет» методическое пособие. Изд. «ТЦ Сфера». – Москва. – 2016 г. ;
  2. Нищева Н. В. «Обучение детей пересказу по опорным картинкам». Изд. – «ДЕТСТВО – ПРЕСС». Санкт-Петербург. – 2016 г.
  3. Полянская Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»; Учебно-методическое пособие. Изд. – «ДЕТСТВО – ПРЕСС». Санкт-Петербург. – 2009 г.
  4. под ред. Савушкин С. Н. «Развитие речи. Логопедический фольклор. Считалки. Заклички. Дразнилки.» изд. «Карапуз». Москва. – 2014г.
  5. под ред. Савушкин С. Н. «Развитие речи. Логопедический фольклор. Пословицы. Поговорки» изд. «Карапуз». Москва. – 2014г.

Источники самообразования: методическая литература, журналы, семинары и конференции,  курсы повышения квалификации,

мастер-классы, открытые занятия коллег, сеть Интернет.

  1. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (ФГОС) от 17 октября 2013 г. №1155
  2. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ «Закон об образовании»
  3. Бодраченко И.А.  Журнал «Современное дошкольное образование» №3, 2010 г.
  4. Васильева Л «Развитие речи. Средняя группа» изд. «Мозайка – Синтез» 2010г.
  5. Гербова В. Журнал «Дошкольное воспитание» №8 2013г.
  6. Губанова Н. Ф «Развитие игровой деятельности» изд. «Мозаика- Синтез» 2012г
  7. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. М. : Дрофа, 2011 г.
  8. Козлова С, Куликова Т «Дошкольная педагогика» М. : Академия, 2010г.
  9. Козлова С. А. «Дошкольная педагогика» -М: Дрофа. -2013 г.
  10. ПетроваТ. И., Петрова Е. С. «Игры и занятия по развитию речи дошкольников»-М:Школьная Пресса. 2013г Периодические издания
  11. Ушакова О.С., Е. М. Струнина «Развитие речи детей 4-5 лет»изд. Вентана-Граф-2012г.
  12. Ушакова О.С. «Развитие речи дошкольников»- М. : Академия, 2012г
  13. О. Ушакова, Л. Щадрина. журнал «Дошкольное воспитание» №2 2012г
  14. htt:|\\detsad-kitty.ru
  15. 15.htt: \\ www.i-deti.ru
  16. http://www.maam.ru/detskijsad Сайт педагогов дошкольного образования
  17. razvitie_detei_doshkolnogo_vozrasta_v_usloviyah_vvedenia_fgos/.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕВЕРБАЛЬНЫХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СРЕДНЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ПОСРЕДСТВОМ РИТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Данный проект посвящен проблеме совершенствования речевого развития, коммуникативных способностей, повышения эффективности речиу детей дошкольного возраста. Описывается система работы по риторич...

План самообразования. Тема: Использование элементов логоритмики для развития речи детей среднего дошкольного возраста, имеющих нарушение речи.

Преодоление речевого нарушения у детей путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы, моторики и речи, через музыкально-логоритмическую деятельность....

Конспект занятия по развитию речи для среднего дошкольного возраста. на тему: «Путешествие в страну сказок.»

занятие способствует формированию интереса к сказкам, расширяет представления детей о сказках (вспомнить названия. содержания, героев знакомых сказок), развивает связную речь, память....

Конспект занятия по развитию речи детей среднего дошкольного возраста «Цветик - семицветик».

Конспект  занятия по развитию речи детей среднего дошкольного возраста    «Цветик - семицветик».Цель:  приобщение детей среднего дошкольного возраста к устному народном...

Интегрированное занятие по развитию речи детей среднего дошкольного возраста с использованием малых форм фольклора

Интегрированное занятие по развитию речи детейсреднего дошкольного возраста с использованиеммалых форм фольклора...

Организация проведения занятий по развитию речи в среднем дошкольном возрасте

Есть все основания утверждать, что формирование характера, личности, эмоции и интеллектуальное развитие ребенка зависит от речи. Овладение родным языком является одним из главных приобретений ребенка ...