Программа по дополнительным образовательным услугам в ДОУ «Развитие творческих способностей через театрализованную деятельность»
рабочая программа

Абрахимова Роза Минзакиевна воспитатель МАДОУ "Малиновский д.сад"

Программа по дополнительным образовательным услугам в ДОУ «Развитие творческих способностей через театрализованную деятельность»

ПРОГРАММА  «И снова сказка к нам пришла»

«Развитие творческих способностей детей в процессе театрализованной деятельности».

                                    Пояснительная записка

 Будущее ближе к нам, чем принято думать. Оно совсем рядом – плачет, смеётся, ставит вопросы, заставляет страдать, радоваться и плодотворно жить. Это будущее – наши дети…

 

 Они взрослеют быстро, но самостоятельно и плодотворно жить смогут, если мы сегодня поможем развиться их способностям и талантам. Талантливые люди – главное богатство общества. Каждый ребёнок талантлив по-своему. Искусство призвано помочь развить в нём это качество. Работа над художественным словом в театральной студии, сценическая игра, встречи с интересными людьми, актёрами, посещение театра – всё это будет способствовать формированию творческой личности, самовыражению, приобретению навыков публичного поведения, решению характерологических конфликтов, снятию психологического напряжения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ «Малиновский д/с»

Программа по дополнительным образовательным услугам в ДОУ «Развитие творческих способностей через театрализованную деятельность»

C:\Users\Lenovo\Desktop\эмблема.jpg

Разработчики программы:

Воспитатели МАДОУ «Малиновский д/с »:

 Абрахимова Роза Минзакиевна

Кучешева Юлия Ивановна

Музыкальный руководитель МАДОУ «Малиновский д/с »:

 Николаева Людмила Николаевна

Ачинский район

пос.Малиновка

2017г

ПРОГРАММА  «И снова сказка к нам пришла»

«Развитие творческих способностей детей в процессе театрализованной деятельности».

                                    Пояснительная записка

 Будущее ближе к нам, чем принято думать. Оно совсем рядом – плачет, смеётся, ставит вопросы, заставляет страдать, радоваться и плодотворно жить. Это будущее – наши дети…

 Они взрослеют быстро, но самостоятельно и плодотворно жить смогут, если мы сегодня поможем развиться их способностям и талантам. Талантливые люди – главное богатство общества. Каждый ребёнок талантлив по-своему. Искусство призвано помочь развить в нём это качество. Работа над художественным словом в театральной студии, сценическая игра, встречи с интересными людьми, актёрами, посещение театра – всё это будет способствовать формированию творческой личности, самовыражению, приобретению навыков публичного поведения, решению характерологических конфликтов, снятию психологического напряжения.

Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки, Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.

Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Использование программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребенок начинает чувствовать, что логика — это не единственный способ познания мира, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Осознав, что не существует истины одной для всех, ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействуя фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.

 Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству.

 Педагогическая целесообразность данного курса для обучающихся обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно – эстетические чувства.

Направленность программы:

Данная программа направлена на воспитание творческого человека в процессе театральной деятельности, развитие у него самостоятельности, активности, инициативы в процессе овладения навыками театральной деятельности, а также в других видах деятельности: коммуникативной, художественно-эстетической, познавательной. Показ своего «Я» в рисовании, народно-прикладном искусстве, в создании стихотворений, придумывании рассказов, выражении сценического образа, в своем видении -какой-то познавательной проблемы, но в то же время уважение к коллективу, умение идти на компромиссы - важные моменты этой программы.

Новизна программы:

В дошкольном возрасте дети подражательны, не самостоятельны, творчество проявляется незначительно. Дети повторяют за педагогом, за другими детьми рассказ, рисунок, образ. Данная программа направлена на развитие у детей самостоятельности в художественном творчестве, активности. Я хочу научить детей самому придумывать игры, сказки, рассказы, сценарии, по-своему передавать сценический образ. Не копировать чужое, а самому создавать, фантазировать. Программа способствует развитию наблюдательности у детей. Лишь наблюдая за поведением животных, людей, дети могут понять реальные чувства наблюдаемых, донести до зрителя эти чувства. Данная программа охватывает, кроме театральной и другие виды деятельности: познавательную, художественно-эстетическую, коммуникативную. Дети проявляют творчество и в изобразительной деятельности – самостоятельно выбирают материал для изготовления различных видов театров, по-своему изображают героев сказки, передавая в рисунке свое отношение к нему, каким он представляет, видит данного героя, передает в рисунке эпизоды рассказа, придуманные им самим. В коммуникативной деятельности дети высказывают свое собственное мнение: «Я считаю», «Я полагаю». Важно научить ребенка думать, размышлять, не бояться высказывать собственное мнение, отличное от мнения других.

Цель: развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства, формирование у детей интереса к театрализованной деятельности.

Задачи:        

  • Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества по возрастным группам.
  • Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений
    детей старших групп перед младшими и пр.).
  • Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов.
  • Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
  • Ознакомить детей всех возрастных групп с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский театр и др.).
  • Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
  • Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

Задачи кружка:  

1. Развивать у детей интонационную выразительность речи.

2. Развивать умение чувствовать характер литературного произведения.

3. Развивать у детей выразительность жестов, мимики.

4. Развивать умение различать жанры: потешка, сказка, рассказ, выделять положительные и отрицательные качества персонажей.

5. Развивать умение оценивать поступки героев, ситуации, чувствовать юмор.

6. Развивать умение детей принимать участие в инсценировках по сюжетам знакомых художественных произведений.

7. Поощрять инициативу, творчество.

8. Развивать умение чисто и  чётко проговаривать все звуки; согласовывать слова в предложениях.  

9. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Формы работы.

1.  Театрализованные игры.

2.  Занятия в театральном кружке.

3.  Рассказы воспитателя о театре.

4.  Организация спектаклей.

5.  Беседы-диалоги.

6.  Изготовление и ремонт атрибутов и пособий к спектаклям.

7.  Чтение литературы.

8.  Оформление альбома о театре.

9.  Показ представлений.

        Программа составлена с учетом реализации меж предметных связей по разделам:

1. Художественно – эстетическое:

«Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой; слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное ее содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.

«Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с иллюстрациями, близкими по содержанию сюжету спектакля, учатся рисовать разными материалами по сюжету спектакля или отдельных его персонажей.

«Ритмика», где дети учатся через танцевальные движения передавать образ какого-либо героя, его характер, настроение.

2.     «Речевое развитие», на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.

3.     «Познавательное», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм организации театрализованной деятельности (занятий по театрализованной деятельности, театрализованных игр на других занятиях, праздниках и развлечениях, в повседневной жизни, самостоятельной театральной деятельности детей).

4.      «Социально - коммуникативная», где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театрализованных игр и упражнений.

Взаимодействие с родителями и специалистами :

Работа кружка проходит более эффективно и результативно при участии специалистов ДОУ:  к консультации педагога-психолога прибегаем для решения социально-нравственных проблем у детей. Советы логопеда помогают совершенствовать речевые навыки дошкольников. Другие педагоги принимают участие в праздниках, развлечениях в роли персонажей. Родители оказывают помощь в изготовлении атрибутов, костюмов к праздникам; участвуют в качестве персонажей.

Беседы с родителями, их участие в работе кружка помогают и дома закреплять знания и навыки, полученные детьми на занятиях и, тем самым, достичь желаемых нами результатов.

Ожидаемые результаты:

Дети овладевают навыками выразительной речи, правилами поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми.

Проявляют интерес, желание к театральному искусству.

Умеют передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию.

Самостоятельно исполняют и передают образы сказочных персонажей.

Дети стараются уверенно чувствовать себя во время выступлений.

Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ дополнилась разными видами театров, пособиями, рисунками, картотеками творческих игр.

Установлен тесный контакт с родителями.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ

2 младшая  группа

Умеют действовать согласованно.

Умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц.

Запоминают заданные позы.

Запоминают и описывают внешний вид любого ребенка.

Знают 5-8 артикуляционных упражнений.

Умеют делать длинный выдох при незаметном коротком вздохе.

Умеют произносить скороговорки в разных темпах.

Умеют произносить скороговорку с разными интонациями.

Умеют строить простейший диалог.

Умеют составлять предложения с заданными словами.

Средняя группа

Умеют действовать согласованно.

Умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц.

Запоминают заданные позы.

Запоминают и описывают внешний вид любого ребенка.

Знают 5-8 артикуляционных упражнений.

Умеют делать длинный выдох при незаметном коротком вздохе.

Умеют произносить скороговорки в разных темпах.

Умеют произносить скороговорку с разными интонациями.

Умеют строить простейший диалог.

Умеют составлять предложения с заданными словами.

Старшая группа

Готовность действовать согласованно, включаясь одновре¬менно или последовательно.

Уметь снимать напряжение с отдельных групп мышц.

Запоминать заданные позы.

Запоминать и описывать внешний вид любого ребенка.

Знать 5—8 артикуляционных упражнений.

Уметь делать длинный выдох при незаметном коротком вдохе, не прерывать дыхание в середине фразы.

Уметь произносить скороговорки в разных темпах, шепотом и беззвучно.

Уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.

Уметь выразительно прочитать наизусть диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями.

Уметь составлять предложения с заданными словами.

Уметь строить простейший диалог.

Уметь сочинять этюды по сказкам.

Подготовительная группа

Уметь произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.

Ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке.

Уметь двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога, соединяясь в пары, тройки, четверки.

Уметь коллективно и индивидуально передавать заданный ритм по кругу или цепочке.

Уметь создавать пластические импровизации под музыку разного характера.

Уметь запоминать заданные режиссером мизансцены.

Находить оправдание заданной позе.

На сцене выполнять свободно и естественно простейшие физические действия. Уметь сочинить индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.

Владеть комплексом артикуляционной гимнастики.

Уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.

Уметь произносить скороговорки и стихотворный текст в движении и разных позах. Уметь произносить на одном дыхании длинную фразу или стихотворное четверостишие.

Знать и четко произносить в разных темпах 8—10 скороговорок.

Уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями. Уметь прочитать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.

Уметь строить диалог с партнером на заданную тему.

Уметь составлять предложение из 3—4 заданных слов.

Уметь подобрать рифму к заданному слову.

Уметь сочинить рассказ от имени героя.

Уметь составлять диалог между сказочными героями.

Знать наизусть 7—10 стихотворений русских и зарубежных авторов.

Содержание  программы .

       Содержание программы включает восемь основных блоков , представленных в таблице . Перечислим их .

       Блок 1 – основы кукловождения .

       Блок 2 – основы кукольного театра .

       Блок 3 – основы актерского мастерства .

       Блок 4 – основные принципы драматизации .

       Блок 5 – самостоятельная театральная деятельность .

       Блок 6 – театральная азбука .

       Блок 7 – проведение праздников .

       Блок 8 – проведение досугов и развлечений .

        Следует отметить, что блоки 1 , 5 , 8 реализуются на одном – двух занятиях в месяц ; блок 2 реализуется на двух занятиях в месяц ; блоки 3 , 4 – на каждом занятии ; блок 6 – на тематических занятиях 2 раза в год (по три занятия в октябре и в марте ) ; блок 1 реализуется 1 раз в квартал .

Таблица :

Программа 2 младшей  группы ( сентябрь – май ) .

Блоки

Базовый компонент

          Компонент ДОУ

Национальный региональный  компонент  

           1

             2

                         3

              4

1 . Основы кукловождения

Приучать детей использовать в театрализованных играх образные игрушки настольного театра

Сентябрь. Задачи : формировать навыки кукловождения резиновой , пластмассовой , мягкой игрушки настольного театра .

Игра: «Театр двух актеров» .

Этюды: «Медведь и лиса» , «Встреча зайца и медведя» , «Пляска Маши» .

 Загадки : о зайце , собаке , кошке .

Музыкальные фонограммы для этюдов : «Кошка» - муз. С.Головина;

«Медведь» - муз. С.Головина ; «Зайчик» - муз. Г.Попова .

Октябрь. Задачи : обучать детей приемам кукловождения настольно – плоскостного театра.

Игра: «Театр двух актеров» .

Этюды : «В гости к Маше» , «Собака и медведь» , «Пляска деда и бабы» .

Ноябрь. Задачи : обучать детей приемам кукловождения настольного театра конусной игрушки .

Игра: «Театр двух актеров» .

Этюды: «Встреча зайца и лисы»

«Пляска лисы и кота» , «Бабушка и внучка» .  

Приучать детей использовать в театрализованных играх образные игрушки стендового театра , театра верховых кукол .

Декабрь. Задачи : обучать детей приемам последовательного накладывания картинок согласно сюжету простых, знакомых сказок (стендовый театр на фланелеграфе и магнитной доске) .

Этюды: «Встреча кошки с собакой» , «Пляска мышей» .

Муз. Фонограммы : - для этюдов «Пляски мышей» - «Полька» (разные коми муз. Инструменты) ;

«Новый год» - муз. С.Головина ;

«Мама гуляет» - муз. С.Головина .

Январь – февраль. Задачи : познакомить детей с театральной ширмой , с приемами вождения верховых кукол .

Игра: «Театр двух актеров» .

Этюды: «Мама гуляет» , «Девочка гуляет» , «Две мышки», «Дед и репа» .

Март – май. Задачи : обучать детей приемам вождения верховых кукол на ширме .

Игра: «Театр двух актеров» .

Этюды: « Встреча лисы и зайца», «Встреча мышки с лягушкой» , «Пляска зверей» .

Загадки : о зайце , собаке , петухе .

Муз. Фонограммы : «Пляска зверей» -  «Веселая весна» - муз. Г.Попова .

2 . Основы кукольного театра .

Сентябрь – ноябрь. Задачи : формировать эмоциональную выразительность речи детей ; воспитывать умение следить за развитием действия в сказке , развивать эмоциональный отклик на действия персонажей кукольного спектакля , вызывать сочувствие и желание помочь , обучать давать оценку поступкам действующих лиц .

Сказки : «Заюшкина избушка», р.н.с. . «Смоляной бычок» , р.н.с.  

Загадки : о зайце , собаке , петухе .

Муз . фонограммы : «Кто где живет ?» - муз. Г.Качанова;

«Медведь» - муз. С.Головина .  

Декабрь. Задачи : развивать умение давать оценку поступкам действующих лиц в спектакле ; продолжать формировать эмоциональную выразительность речи детей .

Сказки: «Маша и медведь» р.н.с.

Загадки : о кошке , собаке .

Муз. Фонограммы для сказок «Колобок» и «Репка» ; «Зайчик» - муз. Г.Попова ; «Медведь» - муз. С.Головина ; «Бабушка» - муз. Г.Качанова .

Январь – февраль. Задачи : познакомить детей с театральной ширмой , приемами вождения верховых кукол .

Игра: «Театр двух актеров».

Этюды: «Мама гуляет» , «Девочка гуляет» , «Две мышки», «Дед и репа» .

Март – май. Задачи : продолжать воспитывать у детей любовь к кукольному театру , вызывать желание участвовать в кукольном спектакле .

Сказки: «Как собака себе друга искала», мордовская народная сказка.

3 . Основы актерского мастерства .

Сентябрь – ноябрь . Задачи : формировать у детей характерные жесты отталкивания , притягивания , раскрытия , закрытия ; развивать способность детей понимать эмоциональное состояние другого человека и обучать адекватно выразить свое . Познакомить с пиктограммами (карточками – символами , изображающими разные эмоции человека – веселье , грусть ) ; воспитывать внимательность , развивать фантазию , воображение детей .

Этюды: М.Чистяковой на выразительность жеста : «Тише» , «Иди ко мне» , «Уходи» , «До свидания» ; на выражение основных эмоций : «Лисичка подслушивает» , «Вкусные конфеты» , «Новая кукла» , «Лисенок боится» , «Ваське стыдно» , «Молчок» ; М.Чехова на внимание , веру , наивность и фантазию .

Декабрь – февраль. Задачи : активизировать детей , развивать их память , внимание .

Игры : «Будь внимателен» , «Канон для малышей» , «Запомни свое место» , «Запомни свою позу» , «Флажок» М.Чистяковой .

Март – май. Задачи: развивать у детей способность правильно понимать эмоционально – выразительное движение рук и адекватно пользоваться жестами.

Этюды : «Это я !» , «Это мое !» , «Отдай !» , «Сосульки» , «Шалтай Болтай» , «Петрушка прыгает» М.Чистяковой .

Стихотворение П.Образцова «Петрушка» к этюду «Петрушка прыгает» .

4 . Основные принципы драматизации .

Обучать разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам , используя при этом выразительные средства (интонацию , мимику , жест ) .

Сентябрь – ноябрь . Задачи : совершенствовать импровизационные способности детей ; формировать положительное отношение к играм драматизациям ; поощрять стремление детей участвовать в играх – драматизациях по собственному желанию .

Сказки : «Теремок» , «Колобок» , р.н.с.

Сценка : «Еж и лиса» (по стихотворению Фетисова В. )

Сценки : «Еж и елка» , «Заботливый еж» (по стихотворениям П.Образцова ) .

Декабрь – февраль . Задачи : формировать у детей эмоционально насыщенную речь , активизировать словарь ; поддерживать заинтересованное отношение к играм – драматизациям , стремление участвовать в этом виде деятельности .

Сказки : «Рукавичка» , украинская народная сказка .

Сценки : «Медведь» (по стихотворению Г.Виеру «На праздник» ) .

Сценки : «На дворе зима» (по стихотворению П.Образцова ) .

Март – май. Задачи : совершенствовать импровизационные способности детей ; продолжать воспитывать заинтересованное отношение к играм – драматизациям .

Сказки : «Волк и семеро козлят» р.н.с. ; «Аленушка и лиса » р.н.с. ; «Красная шапочка» французская сказка .

Сценки «Кот» (по стихотворению Г.Виеру ) .

Сценки : « Из берлоги» (по стихотворению П.Образцова ) .

5 . Самостоятельная театральная деятельность

Сентябрь – ноябрь. Задачи : побуждать детей играть с куклами настольного театра , разыгрывать знакомые сказки , стихотворения .

Декабрь – февраль. Задачи : привлекать детей к самостоятельным играм со стендовыми видами театров (фланелеграф , магнитная доска ) и с театром верховых кукол .

Март – май. Задачи : поощрять стремление детей участвовать в играх – драматизациях .

6 . Театральная азбука .

Сентябрь – ноябрь. Задачи : формировать представления детей о театре ( артисты – волшебники театра , куклы – маленькие помощники артистов) ; познакомить детей с правилами поведения в театре ; пополнять и активизировать словарь детей , вводя специальную терминологию , связанную с театральной деятельностью – названия разнообразных кукол (отдельных видов кукольных театров ) ; названия театральных персонажей , предметов , декораций .

7 . Проведение праздников .

Воспитывать у детей чувство радости , желание выступать на утреннике : читать стихи , разыгрывать сценки . Поощрять участие детей в подготовке к праздникам , поддерживать радостное чувство от совместных действий , успешно выполненных заданий .

Сентябрь – ноябрь. Задачи : развивать способность свободно и раскрепощено держаться перед зрителями в соответствии с индивидуальными особенностями детей ; воспитывать и поддерживать желание доставить удовольствие своим выступлением родителям , воспитателям детского сада , малышам .

Мероприятия: «Праздник осени» .

 Народные игры : «Капуста» , «Медведь» .

Загадки : про овощи – капуста , лук , огурцы : про гриб , про дождь .

Декабрь – февраль. Задачи : продолжать развивать устойчивый интерес к выступлениям перед родителями , сотрудниками детского сада , малышами .

Мероприятия : «Новогодняя елка» .

Март – май . Задачи : продолжать развивать устойчивый интерес к выступлениям перед родителями , сотрудниками детского сада , малышами .

Мероприятия : «В гости к коту Леопольду» (праздник посвященный 8 марта ) .

8 . Проведение досугов и развлечений .

Развивать у детей интерес к различным формам представлений , подготовленных старшими детьми и взрослыми , и желание участвовать в них .

Сентябрь .

1 . «1 сентября – День знаний» - кукольный спектакль «Три поросенка» (исполняют педагоги детского сада ) .

2 . Кукольный спектакль «Машенька и медведь» ( исполняют педагоги ) .

Октябрь .

1 . Инсценировки: «Спор овощей», «Осенний листочек» (исполняют дети подготовительных групп) .

2 . «Веселая ярмарка» - театрализованное представление (педагоги).

Ноябрь.

1 . «Кукушка» - кукольный спектакль в исполнении детей старшей  группы .

2 . «Дом который построил Джек» - кукольный спектакль в исполнении детей подготовительной группы .

Декабрь – февраль. Задачи : развивать умение понимать содержание сказок , инсценировок , оценивать поступки действующих лиц , давать им объективную оценку .

1 . «Морозко» - р.н.с . в исполнении детей подг. Группы .

2 . «Твой носовой платок» - кукольный спектакль в исполнении сотрудников .

3 . «Кто петух и лиса» ; «Жихарка» - кукольные спектакли в исполнении детей старших групп .

Март – май . Задачи : обучать детей правильно выражать свои чувства и переживания ; поддерживать интерес к происходящему на сцене .

1 . «Шалунишки – котятки потеряли перчатки » , инсценировка по английской народной песенке (исполняют дети подготовительной группы )

2 . «Красная шапочка» - сказка в исполнении детей старших групп.

3 . «День смеха» - театрализованное представление к 1 апреля .

4 . «Как на Пасху куличи» - ярмарка .

5 . «1 июня – праздник лета» - театрализованное представление .

«Муравьи» - инсценировка по стихотворению Е.Козловой в исполнении детей подготовительной группы .

Программа средней группы ( сентябрь – май ) .

Блоки

Базовый компонент

          Компонент ДОУ

Национальный региональный  компонент  

           1

             2

                         3

              4

1 . Основы кукловождения

Приучать детей использовать в театрализованных играх образные игрушки настольного театра

Сентябрь . Задачи : формировать навыки кукловождения резиновой , пластмассовой , мягкой игрушки настольного театра .

Игра : «Театр двух актеров» .

Этюды : «Медведь и лиса» , «Встреча зайца и медведя» , «Пляска Маши» .

Загадки : о зайце , собаке , кошке .

Музыкальные фонограммы для этюдов : «Кошка» - муз. С.Головина;

«Медведь» - муз. С.Головина ; «Зайчик» - муз. Г.Попова .

Октябрь . Задачи : обучать детей приемам кукловождения настольно – плоскостного театра.

Игра : «Театр двух актеров» .

Этюды : «В гости к Маше» , «Собака и медведь» , «Пляска деда и бабы» .

Ноябрь .Задачи : обучать детей приемам кукловождения настольного театра конусной игрушки .

Игра : «Театр двух актеров» .

Этюды : «Встреча зайца и лисы» ,

«Пляска лисы и кота» , «Бабушка и внучка» .  

Приучать детей использовать в театрализованных играх образные игрушки стендового театра , театра верховых кукол .

Декабрь . Задачи : обучать детей приемам последовательного накладывания картинок согласно сюжету простых , знакомых сказок (стендовый театр на фланелеграфе и магнитной доске) .

Этюды : «Встреча кошки с собакой» , «Пляска мышей» .

Муз. Фонограммы : - для этюдов «Пляски мышей» - «Полька» (разные муз. Инструменты) ;

«Новый год» - муз. С.Головина ;

«Мама гуляет» - муз. С.Головина .

Январь – февраль . Задачи : познакомить детей с театральной ширмой , с приемами вождения верховых кукол .

Игра : «Театр двух актеров» .

Этюды : «Мама гуляет» , «Девочка гуляет» , «Две мышки», «Дед и репа» .

Март – май. Задачи : обучать детей приемам вождения верховых кукол на ширме .

Игра : «Театр двух актеров» .

Этюды : « Встреча лисы и зайца» , «Встреча мышки с лягушкой» , «Пляска зверей» .

Загадки : о зайце , собаке , петухе .

Муз. Фонограммы : «Пляска зверей» -  «Веселая весна» - муз. Г.Попова .

2 . Основы кукольного театра .

Сентябрь – ноябрь . Задачи : формировать эмоциональную выразительность речи детей ; воспитывать умение следить за развитием действия в сказке , развивать эмоциональный отклик на действия персонажей кукольного спектакля , вызывать сочувствие и желание помочь , обучать давать оценку поступкам действующих лиц .

Сказки : «Заюшкина избушка» , р.н.с. . «Смоляной бычок» , р.н.с.  

Загадки : о зайце , собаке , петухе .

Муз . фонограммы : «Кто где живет ?» - муз. Г.Качанова;

«Медведь» - муз. С.Головина .  

Декабрь . Задачи : развивать умение давать оценку поступкам действующих лиц в спектакле ; продолжать формировать эмоциональную выразительность речи детей .

Сказки : «Маша и медведь» , р.н.с.

Загадки : о кошке , собаке .

Муз. Фонограммы для сказок «Колобок» и «Репка» ; «Зайчик» - муз. Г.Попова ; «Медведь» - муз. С.Головина ; «Бабушка» - муз. Г.Качанова .

Январь – февраль . Задачи : познакомить детей с театральной ширмой , приемами вождения верховых кукол .

Игра : «Театр двух актеров» .

Этюды : «Мама гуляет» , «Девочка гуляет» , «Две мышки», «Дед и репа» .

Март – май . Задачи : продолжать воспитывать у детей любовь к кукольному театру , вызывать желание участвовать в кукольном спектакле .

Сказки : «Как собака себе друга искала» , мордовская народная сказка .

3 . Основы актерского мастерства .

Сентябрь – ноябрь . Задачи : формировать у детей характерные жесты отталкивания , притягивания , раскрытия , закрытия ; развивать способность детей понимать эмоциональное состояние другого человека и обучать адекватно выразить свое . Познакомить с пиктограммами (карточками – символами , изображающими разные эмоции человека – веселье , грусть ) ; воспитывать внимательность , развивать фантазию , воображение детей .

Этюды : М.Чистяковой на выразительность жеста : «Тише» , «Иди ко мне» , «Уходи» , «До свидания» ; на выражение основных эмоций : «Лисичка подслушивает» , «Вкусные конфеты» , «Новая кукла» , «Лисенок боится» , «Ваське стыдно» , «Молчок» ; М.Чехова на внимание , веру , наивность и фантазию .

Декабрь – февраль . Задачи : активизировать детей , развивать их память , внимание .

Игры : «Будь внимателен» , «Канон для малышей» , «Запомни свое место» , «Запомни свою позу» , «Флажок» М.Чистяковой .

Март – май . Задачи : развивать у детей способность правильно понимать эмоционально – выразительное движение рук и адекватно пользоваться жестами.

Этюды : «Это я !» , «Это мое !» , «Отдай !» , «Сосульки» , «Шалтай Болтай» , «Петрушка прыгает» М.Чистяковой .

Стихотворение П.Образцова «Петрушка» к этюду «Петрушка прыгает» .

4 . Основные принципы драматизации .

Обучать разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам , используя при этом выразительные средства (интонацию , мимику , жест ) .

Сентябрь – ноябрь . Задачи : совершенствовать импровизационные способности детей ; формировать положительное отношение к играм драматизациям ; поощрять стремление детей участвовать в играх – драматизациях по собственному желанию .

Сказки : «Теремок» , «Колобок» , р.н.с.

Сценка : «Еж и лиса» (по стихотворению Фетисова В. )

Сценки : «Еж и елка» , «Заботливый еж» (по стихотворениям П.Образцова ) .

Декабрь – февраль . Задачи : формировать у детей эмоционально насыщенную речь , активизировать словарь ; поддерживать заинтересованное отношение к играм – драматизациям , стремление участвовать в этом виде деятельности .

Сказки : «Рукавичка» , украинская народная сказка .

Сценки : «Медведь» (по стихотворению Г.Виеру «На праздник» ) .

Сценки : «На дворе зима» (по стихотворению П.Образцова ) .

Март – май . Задачи : совершенствовать импровизационные способности детей ; продолжать воспитывать заинтересованное отношение к играм – драматизациям .

Сказки : «Волк и семеро козлят» р.н.с. ; «Аленушка и лиса » р.н.с. ; «Красная шапочка» французская сказка .

Сценки «Кот» (по стихотворению Г.Виеру ) .

Сценки : « Из берлоги» (по стихотворению П.Образцова ) .

5 . Самостоятельная театральная деятельность

Сентябрь – ноябрь . Задачи : побуждать детей играть с куклами настольного театра , разыгрывать знакомые сказки , стихотворения .

Декабрь – февраль . Задачи : привлекать детей к самостоятельным играм со стендовыми видами театров (фланелеграф , магнитная доска ) и с театром верховых кукол .

Март – май . Задачи : поощрять стремление детей участвовать в играх – драматизациях .

6 . Театральная азбука .

Сентябрь – ноябрь . Задачи : формировать представления детей о театре ( артисты – волшебники театра , куклы – маленькие помощники артистов) ; познакомить детей с правилами поведения в театре ; пополнять и активизировать словарь детей , вводя специальную терминологию , связанную с театральной деятельностью – названия разнообразных кукол (отдельных видов кукольных театров ) ; названия театральных персонажей , предметов , декораций .

7 . Проведение праздников .

Воспитывать у детей чувство радости , желание выступать на утреннике : читать стихи , разыгрывать сценки . Поощрять участие детей в подготовке к праздникам , поддерживать радостное чувство от совместных действий , успешно выполненных заданий .

Сентябрь – ноябрь . Задачи : развивать способность свободно и раскрепощено держаться перед зрителями в соответствии с индивидуальными особенностями детей ; воспитывать и поддерживать желание доставить удовольствие своим выступлением родителям , воспитателям детского сада , малышам .

Мероприятия : «Праздник осени» .

Народные игры : «Капуста» , «Медведь» .

Загадки : про овощи – капуста , лук , огурцы : про гриб , про дождь .

Декабрь – февраль . Задачи : продолжать развивать устойчивый интерес к выступлениям перед родителями , сотрудниками детского сада , малышами .

Мероприятия: «Новогодняя елка» .

Март – май . Задачи : продолжать развивать устойчивый интерес к выступлениям перед родителями , сотрудниками детского сада , малышами .

Мероприятия : «В гости к коту Леопольду» (праздник посвященный 8 марта ) .

8 . Проведение досугов и развлечений .

Развивать у детей интерес к различным формам представлений , подготовленных старшими детьми и взрослыми , и желание участвовать в них .

Сентябрь .

1 . «1 сентября – День знаний» - кукольный спектакль «Три поросенка» (исполняют педагоги детского сада ) .

2 . Кукольный спектакль «Машенька и медведь» ( исполняют педагоги ) .

Октябрь .

1 . Инсценировки : «Спор овощей» , «Осенний листочек» (исполняют дети подготовительных групп) .

2 . «Веселая ярмарка» - театрализованное представление (педагоги ) .

Ноябрь .

1 . «Кукушка» - кукольный спектакль в исполнении детей старшей  группы .

2 . «Дом который построил Джек» - кукольный спектакль в исполнении детей подготовительной группы .

Декабрь – февраль . Задачи : развивать умение понимать содержание сказок , инсценировок , оценивать поступки действующих лиц , давать им объективную оценку .

1 . «Морозко» - р.н.с . в исполнении детей подг. Группы .

2 . «Твой носовой платок» - кукольный спектакль в исполнении сотрудников .

3 . «Кто петух и лиса» ; «Жихарка» - кукольные спектакли в исполнении детей старших групп .

Март – май . Задачи : обучать детей правильно выражать свои чувства и переживания ; поддерживать интерес к происходящему на сцене .

1 . «Шалунишки – котятки потеряли перчатки » , инсценировка по английской народной песенке (исполняют дети подготовительной группы )

2 . «Красная шапочка» - сказка в исполнении детей старших групп.

3 . «День смеха» - театрализованное представление к 1 апреля .

4 . «Как на Пасху куличи» - ярмарка .

5 . «1 июня – праздник лета» - театрализованное представление .

«Муравьи» - инсценировка по стихотворению Е.Козловой в исполнении детей подготовительной группы .

Программа старшей группы ( сентябрь – май ) .

     Блоки

     Основной компонент

           Компонент ДОУ

Национальный региональный компонент

          1

               2

                               3  

                4    

1 . Основы кукловож

дения

Сентябрь – ноябрь . Задачи : продолжать обучать детей приемам вождения верховых кукол .

Игра : «Театр двух актеров» .

Этюды : «Радостная встреча деда с Жучкой» , «Неприятный разговор» , «Игра в жмурки» .

Декабрь – январь . Задачи : закрепление навыка кукловождения пальчикового театра .

Игра : «Театр двух актеров» .

Этюды : «К нам пришел зайчик» , «Цыпленок и петушок» , «Кот и петушок» .

Музыкальная фонограмма к этюду «К нам пришел зайчик» : «Зайчик» - муз. С.Головина .

Февраль . Задачи : обучение детей приемам кукловождения театра Бибабо .

Игра : «Театр двух актеров» .

Март – апрель . Задачи : продолжать формировать у детей навык вождения кукол театра Бибабо , побуждать их создавать танцевальные композиции и игровые импровизации с куклами этого театра . «Русский хоровод» - танцевальная композиция .

Танцевальная композиция с использованием музыкальной фонограммы композиторов – «Полька» (разные муз. Инструменты) .

Куклы Бибабо с элементами р.н. костюмов (кокошник , поясок , фартук с орнаментом) .

Май . Задачи : познакомить детей с приемами кукловождения марионеток , кукол с «живой рукой» .

Этюды : «К нам в гости страус пришел» , «Танец Аленушки» .

2 . Основы кукольного театра .

Продолжать развивать умение использовать куклы разных театров в разыгрывании сценок по знакомым сказкам , стихотворениям .

Сентябрь – ноябрь . Задачи : прививать устойчивый интерес к кукольному театру ; поощрять активное участие детей в кукольном спектакле .

Сказки : «Кукушка» , ненецкая сказка .

Загадки : о кукушке .

Народная игра «Кукушка» (П.Образцов) .

Декабрь – февраль . Задачи : обучать детей правильному речевому дыханию , умению менять темп , силу звука , добиваться четкой дикции ; формировать интонационную выразительность речи ; вызывать интерес к пальчиковому театру , театру Бибабо , желание участвовать в спектакле с куклами этих театров ; развивать интерес к театру марионеток , к кукле с «живой рукой» .

Сказки : «Кот , петух и лиса» р.н.с. (пальчиковый театр ) .

«Жихарка» р.н.с. (театр Бибабо )

«Гуси лебеди» р.н.с.

«Хозяйка» - П.Синявский (Бибабо , кукла Аленушка из театра кукол с «живой рукой» ) .

Загадки : о коте , петухе , лисе , лодке , ветре , реке и береге .

Муз. Фонограмма «Трудолюбивая девочка» - муз. С.Головина .

3 . Основы актерского мастерства .

Сентябрь – ноябрь . Задачи : развивать способность понимать эмоциональное состояние человека и уметь адекватно выразить свое настроение .

Этюды : «Удивление» , «Цветок» , «Северный полюс» , «Сердитый дедушка» , «Провинившийся» (М.Чистяковой ) .

Игры с пиктограммами : «Подбери фразу» , «придумай и скажи фразу с интонацией карточки – пиктограммы »

Декабрь – февраль . Задачи : развивать память и фантазию детей .

Этюды : М.Чехова : на внимание , веру , наивность , фантазию .

Март – май . Задачи : развивать выразительность жеста .

Этюды : М.Чехова : «Вот он какой» , «Игра с камушками» , «Спать хочется» , «Карлсон» , «Золушка» .

Музыкальные фонограммы : для этюдов – колыбельные – музыка народная.

4 . Основные принципы драматизации

Продолжать развивать умения детей разыгрывать сценки по знакомым сказкам , стихотворениям с использованием атрибутов , элементов костюмов , декораций . Совершенствовать исполнительские умения

Сентябрь – ноябрь . Задачи : продолжать обучать детей самостоятельно выбирать средства для передачи образов , передачи диалогов , действий героев ; совершенствовать импровизационные способности , стимулировать желание изменять действия , вводить свои реплики ; обучать чувствовать своего партнера , стремиться подыграть ему ; продолжать воспитывать заинтересованное отношение к играм – драматизациям .

Сказки : «Три поросенка» , сказка в переводе С.Маршака .

Инсценировка : «Кто сказал «МЯУ» ?» (по В.Сутееву ).

Сценки : «Еж» , «Спор туч» (по стихотворению Л.Корчагина )

Сказки : «Лиса и заяц» , коми народная сказка.

Сценки : «Заболела наша Оля» , «Воробей» (по стихотворениям С.Попова ) .

Народные игры : «Воробей» , «Маленький воробышек» .

Декабрь – февраль . Задачи : продолжать развивать умение детей разыгрывать спектакль по знакомой сказке .

Сказки : «Лисичка – сестричка и серый волк» , р.н.с.

«Путаница» , К.И.Чуковский .

Инсценировки : «Одна варежка» (по стихотворению С.попова ) , «Зимний лес» (по стихотворению П.Образцова) .

Муз. Фонограммы к инсценировкам : «Пришла зима» - муз. Ф.Вокуева ; «Снег» - муз. В.Гущина ; «Падает снег» - муз. Г.Качанова ; «Снегирь» - муз. Г.Латкина .

Март – май . Задачи : развивать инициативу и самостоятельность детей в разыгрывании спектакля по знакомой сказке .

Сказки : «Красная шапочка» , Ш.Перро .

Инсценировка : «Кто колечко найдет ?» по стихотворению С.Я.Маршака .

Инсценировки : «Новоселье» (по стихотворению П.Образцова ) ; «Один цветок» , «Для чего длинные волосы» (по стихотворениям С.Попова ) .

5 . Самостоятельная театральная деятельность .

Сентябрь – ноябрь . Задачи : привлекать детей к самостоятельным играм с верховыми куклами на ширме .

Декабрь – февраль . Задачи : побуждать детей придумывать сказки , используя кукол пальчикового театра , театра Бибабо .

Март – май . Задачи : развивать желание импровизировать с куклами бибабо , марионетками , куклами с «живой рукой» .

6 . Театральная азбука .

Сентябрь – май. Задачи : продолжать формировать представления детей о театре , приобщать к театральной культуре ; познакомить с театром , его историей , устройством ; рассказать о театральных профессиях и видах театров , научить правилам поведения в театре .

Познакомить детей с театрами города через интернет .

7 . Проведение праздников .

Приучать детей к активному участию в подготовке и проведении праздников , в изготовлении атрибутов . Воспитывать эмоционально – положительное отношение к праздникам .

Сентябрь – май . Задачи : развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении перед взрослыми , сверстниками и малышами ; воспитывать любовь и интерес к театральному искусству .

Мероприятия : «Лесная ярмарка» (праздник осени ) ; «Новогодняя елка» ; «Красная шапочка» - утренник , посвященный 8 марта .

8 . Проведение досугов и развлечений .

Организовывать просмотр спектаклей , концертов , постановок кукольного театра . Обучать внимательно смотреть и слушать выступления взрослых , детей , малышей , эмоционально откликаться на них . Воспитывать доброжелательность , умение правильно оценивать действия персонажей . Приучать активно участвовать в различных развлечениях , используя умения и навыки , полученные на занятиях .

Сентябрь – ноябрь .

1 . «1 сентября – День Знаний» с кукольным спектаклем «Три поросенка» в исполнении педагогов детского сада .

2 . «Кот и лиса» , кукольный спектакль в исполнении педагогов .  

3 . «Веселая ярмарка» - театрализованное представление (педагоги) .

4 . «Кеша и Иришка приглашают в гости» - театрализованное представление .

5 . «Дом , который построил Джек» - кукольный спектакль в исполнении детей подготовительной группы .

Декабрь – февраль .

Задачи : обучать детей правильно оценивать поступки действующих лиц , воспитывать добрые чувства .

1 . «Морозко» - р.н.с . в исполнении детей подг. Группы .

2 . «Твой носовой платок» - кукольный спектакль в исполнении сотрудников .

3 . «Мороз Иванович»  - кукольный спектакль в исполнении детей подготовительной  группы .

Март – май . Задачи : вызывать устойчивый интерес к происходящему на сцене , желание активно участвовать в различных развлечениях .
1 . «Шалунишки – котятки потеряли перчатки » , инсценировка по английской народной песенке (исполняют дети подготовительной группы )

2 . «День театра » - театрализованное представление ко Дню театра (последняя неделя марта ) .  

3 . «День смеха» - театрализованное представление к 1 апреля .

4 . «Чистота – для здоровья нам нужна» - театрализованное представление ко дню здоровья (7 апреля ) .

5 . «Как на Пасху куличи» - ярмарка .

6 . « Как на пасху куличи» - кукольный спектакль в исполнении педагогов .

7 . «1 июня – праздник лета» - театрализованное представление .

1 . «Медвежьи няньки» - коми народная сказка в исполнении детей подготовительной группы .

    Программа подготовительной группы ( сентябрь – май ) .

        Блоки

   Основной компонент

          Компонент ДОУ          

Национальный региональный компонент

              1

               2      

                         3

                 4

1 . Основы кукловождения

Сентябрь – ноябрь . Задачи : познакомить детей с приемами вождения кукол – вертушек .

Игра : «Театр двух актеров»

Этюды : «Девочка и мальчик» , «Пляска кота и мыши» .

Муз. Фонограммы : народные песни ( караоке ) .

Декабрь – январь : Задачи : познакомить детей с различными приемами вождения тростевых кукол .

Игра : «Театр двух актеров»

Этюды : «Веселая зарядка» , «попугай умывается» , «Неожиданная встреча» .

Музыкальные фонограммы : для этюдов : «Как мы в садике живем ?» - муз. С.Головина ; «Новый год» - муз. С.Головина ; «Пришла зима» - муз. Ф.Вокуева .

Февраль . Задачи : познакомить детей с напольным видом театра – конусным , приемами вождения этих кукол .

Игра : «Театр двух актеров»

Этюды : «Прогулка в лес» , «Встреча друзей» , «Веселый перепляс» .

Март – май . Задачи : закреплять навыки кукловождения различных видов кукольных театров .

Этюды : по одному этюду для каждого вида кукольного театра по программам разных возрастных групп .  

2 . Основы кукольного театра .

Шире использовать в театральной деятельности детей разные виды театров .

Сентябрь – ноябрь . Задачи : формировать интерес к театру кукол – вертушек , желание участвовать в кукольном спектакле .

Инсценировка : «Дом , который построил Джек» - по английской песенке в переводе С.Я.Маршака.

Декабрь – февраль . Задачи : прививать детям устойчивый интерес к новым видам театров : тростевых и напольных кукол , развивать творческую самостоятельность в передаче образа .

Сказки : «Мороз Иванович» .

В . Одоевский .

Муз. Фонограммы коми композиторов к сказке : «Снегирь» - муз. Г.Латкина ; «Песня Деда Мороза» - муз. С.Головина ; «Падает снег» - муз. М.качанова ; «Новый год» - муз. С.Головина ; «Пришла зима» - муз. Ф. Вокуева ; «Снег» - муз. В.Гущина .

Март – май . Задачи : формировать устойчивый интерес к кукольному театру , желание управлять куклами различных систем .

Инсценировка «Карнавал кукол»

3 . Основы актерского мастерства .

Сентябрь – ноябрь . Задачи : способствовать расширению диапазона эмоционального восприятия и выражения различных эмоций (радость , горе , удивление , испуг ) ; обучать выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера .

Этюды : М.Чехова «Потерялся» , «Котята» , «Маленький скульптор» , «Часовой» , «Робкий ребенок» , «Повар лгун» .

Игры с карточками – пиктограммами : «Передавалки» , «Нарисуй и скажи» .

Декабрь – февраль . Задачи : обучать детей интуитивно распознавать атмосферу человека , события , места , времени года , дня и уметь вживаться в эту атмосферу ; развивать память и фантазию .

Этюды : М.Чехова : на внимание , веру , наивность , фантазию , атмосферу

Март . Задачи : развивать умение выражать основные эмоции и адекватно реагировать на эмоции окружающих людей .

Этюды : М.Чистяковой : на выражение основных эмоций – «Любопытный» , «Круглые глаза» , «Старый гриб» , «Гадкий утенок» , «Гневная гиена» .

Игры с карточками – пиктограммами .

Апрель – май . Задачи : развивать у детей выразительность жеста , умение воспроизводить отдельные черты характера .

Этюды : М.Чистяковой : «Я не знаю» , «Дружная семья» , «Насос и мяч» , «Карабас – Барабас» , «Три характера» , «Вредное колечко» .

Игры с карточками – пиктограммами .

4 . Основные принципы драматизации

Сентябрь – ноябрь . Задачи : совершенствовать импровизационные возможности детей , побуждать к поиску выразительных средств для передачи характерных особенностей персонажей спектакля .

Сказки : «Сказка про храброго зайца» Д.Мамин – Сибиряк .

Инсценировки : по стихотворениям Ю.Копотова – «Волнушки» ; В.И.Митясова – «Осенний листок» ; Ю.Тувима – «Спор овощей» .

Загадки : о топоре , олене , зайце , лесе , грибах , дожде , об овощах : капусте , луке , огурцах .

Народная игра : «Капуста» .

Сказки : «Ленивый Фома» - коми сказка Д.Сережина Пословицы о труде и лени .

Декабрь – февраль . Задачи : совершенствовать импровизационные возможности детей , развивать инициативу и самостоятельность в создании образов различных персонажей .

Сказки : «Морозко» , р.н.с.

Инсценировки : «Лиса и заяц» (по стихотворению С.Попова ) ; «Лыжи неумехи» (по рассказу Е.Козловой) .

Март – май . Задачи : совершенствовать импровизационные возможности детей , развивать инициативу и самостоятельность в создании образов различных персонажей .

Инсценировки : «Воробушки» (по стихотворению В.Берестова ) ; «Лось» (по стихотворению Н.Кордо ) ; «Шалунишки – котятки потеряли перчатки» ( по английской народной песенке в переводе И.Родина ) ; «Три мамы» .

Народные игры : «Воробей», «Маленький воробышек» .

Муз. Фонограмма к сценкам : «Воробушки» , «Лось» , «Веселая весна» (Г.Попова)

Сказки : «Медвежьи няньки» (коми народная сказка)

Сценки : «Муравьи» (по стихотворению Е.Козловой ) .

Загадки : о муравьях и муравейнике .

5 . Самостоятель-

Ная театральная деятельность  

Развивать самостоятельность в организации театрализованных игр : умение самостоятельно выбирать сказку , стихотворение , готовить необходимые атрибуты и декорации к будущему спектаклю , распределять между собой обязанности и роли . Развивать творческую самостоятельность в передаче образа.

Сентябрь – ноябрь . Задачи : побуждать детей самостоятельно сочинять и разыгрывать небольшие сказки , используя кукол – вертушек .

Декабрь – февраль . Задачи : побуждать детей придумывать небольшие сказки и разыгрывать их с помощью тростевых и напольных кукол .

Март – май . Задачи : побуждать детей использовать в творческих играх различные знакомые им виды кукольных театров .

6 . Театральная азбука .

Сентябрь – февраль . Задачи :

1 . Углублять знания детей о театре как виде искусства . Формировать устойчивый интерес к театральному искусству , потребность каждого ребенка обращаться к театру как к источнику особой радости , эмоциональных переживаний , творческого сочувствия .

2 . Уточнять сведения об основных средствах выразительности .

3 . Закреплять представления детей об особенностях различных театров (опера , балет , драматический театр , кукольный , детский , театр зверей ) .

4 . Расширять диапазон сведений о том , кто работает в театре (капельдинер , постановщик танцев ) .

5 . Закреплять навык поведения во время посещения театра , просмотра спектакля .

6 . Определять и называть разновидности знакомых кукольных театров (настольный , стендовый , бибабо , верховых кукол , марионетки , кукол с «живой рукой» , пальчиковый ) .  

Продолжать знакомство детей с театром города , их устройством .

Март – май . Задачи : уточнять и обобщать знания детей о театре , его истории , разновидностях , устройстве , театральных профессиях , костюмах , атрибутах , правилах поведения в театре , видах кукольных театров , театральной терминологии , средствах художественной выразительности .

Обобщать знания детей о театрах города , их разновидностях , отличиях .

7 . Проведение праздников .

Привлекать детей к активному участию в подготовке праздников . Воспитывать чувство удовлетворения от совместной работы . Развивать желание принимать активное участие в утренниках .

Сентябрь – февраль . Задачи : продолжать работу над способностью детей свободно и раскрепощено держаться при выступлении перед взрослыми , сверстниками и младшими детьми ; поощрять желание детей принимать активное участие в праздниках , используя импровизационные умения , приобретенные на занятиях и в самостоятельной театральной деятельности .

Мероприятия : праздник «Золотая осень» ;

«Морозко» - новогодний утренник .  

Март – май . Задачи : поощрять проявление творческой активности детей , желание доставить радость зрителям .

Мероприятия : весенний утренник посвященный 8 марта ; «Выпускной вечер»  - выпуск детей в школу .  

8 . Проведение досугов , развлечений .

Организовывать для детей представления кукольного театра , слушание сказок. Приучать всех детей активно участвовать в развлечениях .

Сентябрь – ноябрь . Задачи : вызывать устойчивый интерес к происходящему на сцене .

1 . «1 сентября – День Знаний» - театрализованное представление с кукольным спектаклем «Три поросенка» в исполнении педагогов детского сада .

2 . «Кот и лиса » - кукольный спектакль в исполнении педагогов детского сада .  

3 . «Веселая ярмарка» - театрализованное представление (педагоги ) .

4 . «Кеша и Иришка приглашают в гости» - театрализованное представление .

5 . «Кукушка» - кукольный спектакль в исполнении детей старших групп .

Инсценировка : «Лиса и заяц» -  народная сказка в исполнении детей старших групп .

Декабрь – февраль . Задачи : вызывать устойчивый интерес к происходящему на сцене .

1 . «Твой носовой платок» - кукольный спектакль в исполнении педагогов .

2 . «Кот , петух и лиса» - кукольный спектакль в исполнении детей старшей группы .

3 . «Жихарка» - кукольный спектакль в исполнении детей старшей группы .

Март – май . Задачи : воспитывать доброе отношение к сверстникам , побуждать каждого ребенка активно участвовать в развлечениях .

1 . «День театра» - театрализованное представление ко Дню Театра (последняя неделя марта ) .

2 . «День смеха» - театрализованное представление к 1 апреля .

3 . «Чистота – для здоровья нам нужна» - ко дню здоровья ( 7 апреля ) .

4 . «Как на Пасху куличи» - ярмарка .

5 . «Как на Пасху куличи» - кукольный спектакль в исполнении педагогов .

                      Требования к уровню подготовки воспитанников .

     Группа

    Базовый компонент

             Компонент ДОУ

Национальный региональный компонент

           1

                 2

                         3

                 4

2 младшая группа

 

Должен уметь :

1 . Заинтересованно заниматься театрально – игровой деятельностью .

2 . Разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам , используя выразительные средства (интонацию , мимику , жест ) .

3 . Использовать в театрализованных играх образные игрушки и бибабо , самостоятельно изготовленные игрушки из разных материалов .

Должен знать :

1 . Некоторые виды театров (кукольный , драматический , музыкальный , детский , театр зверей и др. ) .

2 . Некоторый приемы и манипуляции , применяемые в знакомых видах театров : резиновой , пластмассовой , мягкой игрушки (кукольный ) , настольном , настольно – плоскостном , конусной игрушки , стендовом на фланелеграфе и магнитной доске , верховых кукол .

Должен иметь представления :

1 . О театре , театральной культуре ;

2 . Роли артистов , кукол .

3 . Имеющихся правилах поведения в театре .

4 . Азбуке театра (название отдельных видов театров , театральных персонажей , предметов , декораций ) .

Должен уметь :

1 . Разыгрывать сценки по стихотворениям  поэтов (П.Образцова, С.Попова , Д.Сережина ) , писателей (Е.Козловой ) , используя выразительные средства (мимику , жесты , интонацию ) и музыкальные фонограммы композиторов .

2 . Изображать отгадки к загадкам , используя выразительные средства и музыкальные фонограммы композиторов .

3 . Выступать перед малышами , родителями с инсценировками и сказками.

     Группа

    Базовый компонент

             Компонент ДОУ

Национальный региональный компонент

           1

                 2

                         3

                 4

Средняя

 

Должен уметь :

1 . Заинтересованно заниматься театрально – игровой деятельностью .

2 . Разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам , используя выразительные средства (интонацию , мимику , жест ) .

3 . Использовать в театрализованных играх образные игрушки и бибабо , самостоятельно изготовленные игрушки из разных материалов .

Должен знать :

1 . Некоторые виды театров (кукольный , драматический , музыкальный , детский , театр зверей и др. ) .

2 . Некоторый приемы и манипуляции , применяемые в знакомых видах театров : резиновой , пластмассовой , мягкой игрушки (кукольный ) , настольном , настольно – плоскостном , конусной игрушки , стендовом на фланелеграфе и магнитной доске , верховых кукол .

Должен иметь представления :

1 . О театре , театральной культуре ;

2 . Роли артистов , кукол .

3 . Имеющихся правилах поведения в театре .

4 . Азбуке театра (название отдельных видов театров , театральных персонажей , предметов , декораций ) .

Должен уметь :

1 . Разыгрывать сценки по стихотворениям поэтов (П.Образцова, С.Попова , Д.Сережина ) , писателей (Е.Козловой ) , используя выразительные средства (мимику , жесты , интонацию ) и музыкальные фонограммы композиторов .

2 . Изображать отгадки к загадкам , используя выразительные средства и музыкальные фонограммы композиторов .

3 . Выступать перед малышами , родителями с инсценировками и сказками.

Старшая  

Должен уметь :

1 . Разыгрывать сценки по знакомым сказкам , стихотворениям , песням с использованием кукол знакомых видов театров , элементов костюмов , декораций .

2 . Чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев , вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами .

3 . Выступать перед сверстниками , детьми младших групп , родителями , иной аудиторией .

Должен знать :

1 . Некоторые виды театров (кукольный , драматический , музыкальный , детский , театр зверей и т.д. ) .

2 . Некоторые приемы и манипуляции , применяемые в знакомых видах театров ; верховых кукол , пальчиковом , бибабо .

Должен иметь представления :

1 . О театре , театральной культуре .

2 . Истории театра .

3 . Устройстве театра (зрительный зал , фойе , гардероб ) .

4 . Театральных профессиях ( актер , гример , костюмер , режиссер , звукорежиссер , декоратор , осветитель , суфлер )  .

Должен знать :

Театры города, их устройство , театральные профессии .

Подготови

тельная

Должен уметь :

1 . Самостоятельно организовывать театрализованные игры (выбирать сказку , стихотворения , песню для постановки , готовить необходимые атрибуты , распределять между собой обязанности и роли )

2 . Разыгрывать представления , инсценировки , использовать средства выразительности (поза , жесты , мимика , голос , движение ) .

3 . Широко использовать в театрализованной деятельности различные виды театров .  

Должен знать :

1 . Некоторые виды театров (кукольный , драматический , музыкальный , детский , театр зверей и т.д. )

2 . Некоторые приемы и манипуляции , применяемые в знакомых видах театров : кукол – вертушек , тростевых кукол , напольном конусном .

Должен иметь представления :

1 . О театре , театральной культуре .

2 . Театральных профессиях (капельдинер , постановщик танцев и т.д. ) .

Оборудование детской театральной студии

1.Настольный  театр игрушек.

2.Настольный театр картинок.

3.Стенд-книжка.

4.Фланелеграф.

5.Теневой театр.

6.Пальчиковый театр.

7.Театр Би-ба-бо.

8.Театр Петрушки.

9.Детские костюмы для спектаклей.

10.Взрослые костюмы для спектаклей.

11.Элементы костюмов для детей и взрослых.

12.Атрибуты для занятий и для спектаклей.

13.Ширма для кукольного театра.

14.Музыкальный центр, видеоаппаратура

15.Медиотека (аудио- и CD диски).

16.Декорации к спектаклям

17. Методическая литература

Список литературы

1 . Куревина О.А. «Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста» . М.,2003 .

2 . Куцакова Л.В. , Мерзляков С.И. «Воспитание ребенка – дошкольника : развитого , образованного , самостоятельного , инициативного , неповторимого, культурного , активно – творческого» . М.,2003 .

3 . Ледяйкина Е.Г. , Топникова Л.А. «Праздники для современных малышей» . Ярославль , 2002 .

4 . Медведева И.Я. «Улыбка судьбы . Роли и характеры .» М. , 2002.

5 . Мирясова В.И. «Играем в театр. Сценарии детских спектаклей о животных .» М., 2000 .

6 . Михайлова М.А. «Праздники в детском саду . Сценарии , игры , аттракционы.» Ярославль , 2002 .

7 . Науменко Г.М. «Фольклорный праздник в детском саду и школе .» М.,2000.

8 . Петрова Т.И. , Сергеева Е.А. , Петрова Е.С. «Театрализованные игры в детском саду» М.,2000 .

9 . Поляк Л. «Театр сказок» СПб . , 2001 .

10 . Праздник каждый день . (Сценарии , пьесы , инсценировки , развлечения для детских садов ) . Ростов н\Д. , 2002 .

11 . Сорокина Н.Ф. , Миланович Л.Г. «Театр – творчество – дети» . М., 1995 .

12 . Царенко Л.И. «От потешек к пушкинскому балу» . М. , 1999 .  

13.Фесюкова Л.Б. «Воспитание сказкой»М. 2000.

14.Антипенко А.Е. «Театрализованная деятельность в детском саду» М.2003.

15. Маханёва М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду» М.2003.

16. Калашникова О.В. «Путешествие в страну дорожных знаков и сказок» Волгоград 2005г.

17. Илларионова Ю.Г. «Учите детей отгадывать загадки» М.1985.

18.В.Цыбульник «Золотой карнавал сказок» М.2002.

19. О.А. Шорохова «Занятие по развитию связной речи дошкольников и сказкотерапия»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД во 2 мл. группе Развитие творческих способностей через театрализованную деятельность "В гости к сказке" ("Колобок")

На протяжении НОД дети развивают творческие способности через театрализованную деятельность...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности во 2 мл. группе развитие творческих способностей через театрализованную деятельность

Конспект непосредственно – образовательной деятельности во 2 мл. группе развитие творческих способностей через театрализованную деятельность...

"Развитие творческих способностей через театрализованную деятельность".

Опыт работы  "Развитие творческих способностей через театрализованную деятельность"...

Развитие творческих способностей через театрализованную деятельность.

Статья посвящена проблемме развития творческих способностей детей дошкольного возраста....

Развитие творческих способностей через театрализованную деятельность

На современном уровне общественного развития все большую актуальность приобретает творческий подход к решению различных задач. Что же такое творческая личность и на каком этапе начинается ее фор...

Конспект занятия по театрализованной деятельности в младшей группе детского сада по теме: "Развитие творческих способностей через театрализованную деятельность"

Конспект занятия по театрализованной деятельности в младшей группе детского сада по теме: "Развитие творческих способностей через театрализованную деятельность"...