План самообразования в первой младшей группе
учебно-методический материал (младшая группа)

Капля Зульфия Жевдетовна

«Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей через различные виды деятельности»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya.docx33.29 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 42 «Солнышко» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА п. СВЕРДЛОВСКИЙ ЩЁЛКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Тел 8(496)563-08-77                                                         Е-mail: mdou42solnychko@mail.ru

План по самообразованию воспитателя

первой младшей группы «Непоседы»

Тема: «Развитие мелкой моторики и координации движений рук

у детей через различные виды деятельности»

                                                                                                                                                   Капля Зульфии Жевдетовны

На 2017-2018г.

ТЕМА: «Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей через различные виды деятельности»

Цель: 

Развиваем пальчики -  улучшаем речь.

Задачи:

1. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук, сенсорику;

2. Улучшить общую двигательную активность;

3. Содействовать нормализации речевой функции, через развитие мелкой моторики;

4. Развивать воображение, наглядно-образное мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

5. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, посещения семинаров по самообразованию.

6. Использовать все изученные новаторские идеи в повседневной работе с детьми

Предварительная работа:

1. Разработать проект  работы с детьми на тему: «Развиваем пальчики -  улучшаем речь»

2. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

3. Оформить в группе уголок: «Наши ручки – почемучки»!

4. «Предметная развивающая среда» — система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

5. «Безопасность материалов и оборудования» — обеспечение ребенка такими материалами и оборудованием, при использовании которых его физическому и психическому здоровью не угрожает опасность, материал должен быть доступным, интересным и разнообразным.

6. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.

7. Подготовить  и провести консультацию для педагогов на тему: «Развивая пальчики - улучшаем речь»

Актуальность

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку, на его речь, что зачастую приводит к замкнутости ребёнка. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности, ребёнку тяжело освоиться среди сверстников и такие дети считают себя «чужими».

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, мышление, ЗУН (знание, умение, навыки, а также словарный запас.

Дидактические игры учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющих, принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение.

Основная особенность дидактических игр – обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правила дает возможность воспитателю более планомерно использовать эти игры для умственного воспитания детей. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей, но не открыто, а реализуются через игровую задачу. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций.

Детское конструирование (создание различных построек из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева) тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей. Здесь сенсорные процессы осуществляются не изолированно от деятельности, а в ней самой, раскрывающей богатые возможности для сенсорного воспитания в широком его понимании.

Конструируя, ребенок учится различать не только внешние качества предмета, образца (форму, величину, строение); у него развиваются познавательные и практические действия. В конструировании ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель (так в действии осуществляет он анализ и синтез).

Рисование, аппликация и лепка – виды деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности. Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения. Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой – то предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомится, запомнить его форму, величину, конструкцию, расположение частей, цвет. Дети воспроизводят в рисунке, лепке, аппликации, постройке то, что восприняли раньше, с чем уже знакомы.

Таким образом, актуальность темы заключается в необходимости ее всестороннего изучения, потому что развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Она создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Дети, обладающие сенсорной культурой, становятся способны различать широкую гамму красок, звуков, вкусовых ощущений.

Форма отчётности:

• Организовать консультацию для воспитателей по развитию мелкой моторики дошкольников «Развиваем пальчики, улучшаем речь».

• Провести анкетирование родителей, собрание на тему: «Развивающие игры для ребёнка, чему они способствуют».

• Составить картотеку пальчиковых игр, артикуляционных гимнастик, дыхательных упражнений.

Формы работы:

- совместная деятельность педагога с детьми;

- индивидуальная работа с детьми;

- консультативная работа с родителями;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Методы и приемы работы: (Объяснение, показ, беседа, игра)

• Массаж кистей рук;

• пальчиковая гимнастика, физкультминутки;

• пальчиковые игры со стихами, со скороговорками;

• пальчиковый театр;

• конструирование: работа с конструктором ЛЕГО;

• лепка из пластилина и теста;

• Дидактические игры;

• Шнуровка, пуговицы, прищепки;

• игры с мелкими предметами;

• пазлы, мозаика, матрёшки, пирамидки;

1 ЭТАП информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)

Изучение научной и учебно-методической литературы:

Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз», 2007.

Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006.

Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.

Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.

Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М. : Эксмо, 2006.

6. Кольцова М. М «Развитие моторики»

7. Елена Данилова «Пальчиковые игры»

2 ЭТАП — внедрение в практику.

3 ЭТАП — представление опыта работы по заданной теме.

Выступление на педсовете, выступление на родительском групповом собрании.

План работы

самообразование

с детьми

с педагогами

с родителями

примечание

С е н т я б р ь

Составление плана работы по самообразованию

Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.

Подбор  материалов для последующей работы по самообразованию

Проведение наблюдения и выявление уровня сенсорного развития детей в ходе применения специализированных дидактических игр

Посещение курсов повышения квалификации

Подготовка к проведению открытого просмотра НОД

Разработать анкеты и консультации для работы с родителями.

Собрать данные в ходе проведения анкетирования родителей по темам: «Знакомство», «Социально-демографическая анкета» и «Выявление интересов и знаний родителей воспитанников.

Формирование картотеки дидактических игр, направленных на сенсорное развитие детей, изготовление материала для игр

О к т я б р ь

1.Сенсомоторное развитие детей раннего возраста.Т.П.Высокова,2008г.

Оборудование уголка дидактических игр.

Шнуровки – сейчас в магазинах развивающих игрушек достаточный ассортимент разнообразных игр-шнуровок. Они отлично развивают мелкую моторику рук, к тому же благодаря им малыш овладевает повседневным практическим навыком шнурования обуви.

.

Посещение курсов повышения квалификации

Формирование картотеки дидактических игр, направленных на сенсорное развитие детей, изготовление материала для игр

Проведение открытого просмотра НОД

Проведение консультации для родителей «Адаптация ребенка к условиям ДОУ» и «Сенсорное воспитание детей раннего возраста».

Подборка дополнительный материал по сенсорному развитию детей раннего возраста из Интернет – источников.

н о я б р ь

Литература для изучения: Вартан В.П. Сенсорное развитие дошкольников – Мн.: БрГУ, 2007.

            Игры с пуговицами и бусинами — нанизывание на нитку, застёгивание пуговиц на петли, перебирание пальцами бус из пуговиц или бусин. Можно нашить на одну ткань пуговицы разных размеров, а на другую — разные петли. Ребёнок будет тренировать пальчики, одновременно развивая сообразительность и осваивая понятия большой-маленький

Оформление папки-передвижки для родителей на тему: «Сенсорные игры малышей»

Подготовка к проведению открытого  мероприятияНОД

Проведение консультации для родителей «Развиваем пальчики — улучшаем речь»
 

Д е к а б р ь

Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006.

Фасолевые ванны — в миску или коробку нужно насыпать фасоль или горох, бросить туда мелкие игрушки и размешать. Малыш запускает руки в фасоль и выискивает игрушки. Эффекты: массаж, развитие координации пальцев.

Проведение НОД открытого

Подготовка родителей к участию в новогоднем утреннике. Участие

я н в а р ь

Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

         Игры с крупами: перебирать в разные ёмкости перемешанные горох и фасоль, а затем и более мелкие крупы; пересыпать и перемешивать крупы

Формирование картотеки дидактических игр, направленных на развитие мелкой моторики рук детей, изготовление материала для игр

Формирование картотеки дидактических игр, направленных на развитие мелкой моторики рук детей, изготовление материала для игр

Ф е в р а л ь

Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз», 2007.

Лепка из разных материалов (солёное тесто, пластилин, глина, обычное тесто). Кроме очевидного творческого самовыражения, малыш также развивает гибкость и подвижность пальцев, что способствует улучшению речи

Проведение консультации для родителей на тему: «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста».

Подборка упражнений и игры на развитие сенсорных эталонов обоняния. Создание развивающего центра «Территория запахов»

М а р т

Елена Данилова «Пальчиковые игры»

Пазлы – красочные картинки разовьют внимательность, сообразительность, координирование работы глаз и кистей и нужную нам мелкую моторику.

.

Пополнение материалом уголка дидактических игр

Подготовить (провести) мастер-класс для педагогов по теме: «…»

Формирование картотеки дидактических игр, направленных на развитие мелкой моторики рук детей, изготовление материала для игр

А п р е л ь

Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

            Катание ладошкой карандашей, шариков по столу или другой поверхности. Такое занятие — дополнительный массаж ладошек и улучшение координации движений кисти.

Подготовить (провести) мастер-класс для педагогов по теме: «…»

м а й

Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006.

Переливание  жидкостей из одной емкости в другую.

 Рвите бумагу. Как ни странно, это тоже хорошо развивает мелкую моторику рук

Анкетирование родителей позволяющее оценить уровень удовлетворённости родителей работой дошкольного учреждения

Сентябрь

Подготовительный

Наличие плана работы по самообразованию

Литература для изучения:

2.Мой любимый малыш. Позитивная книга о роли взрослых в успехах ребенка от рождения до трех.М.Счастливая,2015г.

на тему: «Организация образовательного процесса в ДОУ в соответствии ФГОС»

Получение новых знаний в ходе изучения нормативных документов ФГОС ДО.

Заполнение карты наблюдения за детьми и выявление индивидуального уровня сенсорного развития детей на начало учебного года

Получение данных в ходе проведения анкетирования родителей по темам: «Знакомство», «Социально-демографическая анкета» и «Выявление интересов и знаний родителей воспитанников

по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников».

Октябрь

Ноябрь

Основной

Продолжать изучение литературы по заданной тематике

Литература для изучения:

1.Комплексная программа психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста.Е.В.Башкирова,Н.И.Куликова,Л.В.Климина,2014.

Участие в педсовете

Участие в работе педсовета, анализ проведенного открытого просмотра и успехов по реализации подготовительного этапа плана работы по самообразованию

Формирование картотеки дидактических игр, направленных на сенсорное развитие детей, изготовление материала для игр

Наличие дидактических игр в картотеке и материалов к ним

Подготовка консультации для родителей

Проведение консультации для родителей на тему: «Как провести выходной день с ребенком».

Декабрь

Продолжать изучение литературы по заданной тематике

Литература для изучения: Вартан В.П. Сенсорное развитие дошкольников – Мн.: БрГУ, 2007.

Подготовка консультации для родителей

Проведение консультации для родителей на тему: «Какие игрушки необходимы детям».

Формирование картотеки дидактических игр, направленных на сенсорное развитие детей, изготовление материала для игр

Наличие дидактических игр в картотеке и материалов к ним

Создание развивающего оборудования «Тактильная дорожка», обучение детей работе с ним

Наличие оборудования

Оформление папки-передвижки для родителей на тему: «Сенсорные игры малышей»

Наличие папки-передвижки

Январь

Подготовка консультации для родителей

Проведение консультации для родителей на тему: «Первые уроки нравственности для детей раннего дошкольного возраста».

Продолжать формирование картотеки дидактических игр, направленных на сенсорное развитие детей, изготовление материала для игр

Наличие дидактических игр в картотеке и материалов к ним

Упражнения и игры на развитие сенсорных эталонов обоняния. Создание развивающего центра «Территория запахов»

Проведение упражнений и игр

Продолжать изучение литературы по заданной тематике

Литература для изучения:

Февраль

Подготовка к проведению открытого просмотра НОД «Зайка»

Проведение открытого просмотра НОД «Зайка»

Участие в педсовете

Участие в работе педсовета, анализ проведенного открытого просмотра

Экспериментирование с водой.

Опыт «Разноцветная вода». Опыт «Прозрачность воды».

Формирование картотеки дидактических игр, направленных на на развитие тактильных ощущений: «Чудесный мешочек», «Определи на ощупь», «Платочек для куклы», «Узнай фигуру», «Найди пару».

Наличие дидактических игр в картотеке

Подготовка консультации для родителей

Проведение консультации для родителей на тему: «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста».

Март

Подготовка консультации для родителей

Проведение консультации для родителей на тему: «Роль развивающих игр для детей».

Формирование картотеки дидактических игр, направленных на закрепление понятия формы: «Найди предмет указанной формы», «Из каких фигур состоит…?», «Найди предмет такой же формы», «Какая фигура лишняя?».

Наличие дидактических игр в картотеке и материалов к ним

Продолжать изучение литературы по заданной тематике

Литература для изучения:

Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателя детского сада - М.: 1983

Продолжение оформления папки-передвижки для родителей на тему: «Сенсорные игры малышей»

Наличие папки-передвижки

Апрель

Подготовка консультации для родителей

Проведение консультации для родителей на тему: «Пойми меня!»:о чем сигнализируют детские капризы..

Продолжать изучение литературы по заданной тематике

Литература для изучения:

Формирование картотеки дидактических игр, направленных на закрепление цвета: «Какого цвета не стало?», «Какого цвета предмет?», «Собери  гирлянду» «Какие цвета использованы?», «Уточним цвет».

Наличие дидактических игр в картотеке и материалов к ним

Оформление буклетов для родителей на тему: «Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста»

Наличие буклетов

Май

Итоговый

  1. Подготовка к проведению открытого просмотра НОД «Матрешки»

Проведение открытого просмотра НОД «Матрешки»

  1. Участие в педсовете

Участие в работе педсовета, анализ проведенного открытого просмотра и успехов по реализации подготовительного этапа плана работы по самообразованию

  1. Анкетирование родителей

Анкетирование, позволяющее оценить уровень удовлетворённости родителей работой дошкольного учреждения.

  1. Формирование картотеки дидактических игр, направленных на сенсорное развитие детей, изготовление материала для игр

Наличие дидактических игр в картотеке и материалов к ним

  1. Закрепление пройденного с детьми. Оценка уровня сенсорного развития детей

Заполнение карты наблюдения за детьми и выявление индивидуального уровня сенсорного развития детей на конец учебного года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План профессионального самообразования воспитателя первой младшей группы Третьяковой Г.В.

Тема: «Сенсорное воспитание детей 2-3 лет через дидактические игры».Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности....

План самообразования воспитателя первой младшей группы на тему "Активизация словаря детей 3-4 лет"

План самообразования воспитателя первой младшей группы №2 «Василёк» на тему "Активизация словаря детей 3-4 лет"...

План профессионального самообразования воспитателя первой младшей группы

повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности....

План по самообразованию воспитателя первой младшей группы

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном во...

План работы по самообразованию воспитателя первой младшей группы

Тема: «Развитие коммуникативных способностей через применение пальчиковых игр с детьми младшего дошкольного возраста»...

План самообразования воспитателя первой младшей группы

Представлен план самообразования воспитателя первой младшей группы по теме "Использование нестандартного физкультурного оборудования с детьми 2-3 лет"...