«Сюжетные игры с ЛЕГО- конструктором». Мастер- класс для педагогов
методическая разработка

Горбунова Ольга Егоровна

Целевая аудитория: педагоги дошкольных учреждений.

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов- участников мастер-класса по ЛЕГО - конструированию в процессе активного педагогического общения.

Задачи:

  • обучать участников мастер-класса навыкам применения ЛЕГО–конструктора в сюжетных играх;
  • показать возможности развития социально – коммуникативных навыков детей с помощью сюжетно – ролевой игры и конструирования;
  • формировать у участников мастер-класса мотивацию на использование ЛЕГО - конструктора при организации сюжетно- ролевой игры с дошкольниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-_klass_.docx37.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Рябинушка»

 «Сюжетные игры

с ЛЕГО- конструктором»

Мастер- класс для педагогов

   

Подготовила

воспитатель

Горбунова О.Е.

г. Покачи

Мастер- класс для педагогов

«Сюжетные игры с ЛЕГО-  конструктором»

Целевая аудитория: педагоги дошкольных учреждений.

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов- участников мастер-класса по ЛЕГО - конструированию в процессе активного педагогического общения.

Задачи:

  • обучать участников мастер-класса навыкам применения ЛЕГО–конструктора в сюжетных играх;
  • показать возможности развития социально – коммуникативных навыков детей с помощью сюжетно – ролевой игры и конструирования;
  • формировать у участников мастер-класса мотивацию на использование ЛЕГО - конструктора при организации сюжетно- ролевой игры с дошкольниками.

Оборудование и материалы: конструктор ЛЕГО, картинки с изображением моделей ЛЕГО, проектор, картотека схем и образцов построек.

Планируемый результат:

  • информирование педагогов об организации сюжетных игр для детей дошкольного возраста с использованием ЛЕГО - конструирования;
  • формирование представлений педагогов о возможности работы с ЛЕГО- конструктором.

Мастер-класс для педагогов включает в себя 3 части:

  • теоретическую
  • практическую
  • заключительную

Ход мастер-класса:

1.Теоретическая часть.

Введение ФГОС ДО предполагает разработку новых образовательных моделей, в основу которых должны входить образовательные технологии, соответствующие принципам:

  • развивающего обучения;
  • единства воспитательных, развивающих и образовательных целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
  • интеграции образовательных областей;
  • решение программных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей;
  • учета ведущего вида деятельности дошкольника – игры.

Важнейшей отличительной особенностью ФГОС ДО является системно -  деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребенка. Такой подход можно реализовать в образовательной среде ЛЕГО, так как ЛЕГО позволяет ребенку думать, фантазировать, и действовать, не боясь ошибиться. Конструктор Лего (LEGO) - давно уже легендарный бренд и по-прежнему обыкновенное чудо: интерес к нему не затухает много десятилетий — с момента его появления в Дании в 1949 году. С того дня и вплоть до настоящего времени Лего (LEGO) ни разу не изменил своему девизу «Играй с удовольствием».

У слова Лего два значения: «я учусь» и «я складываю.

ЛЕГО позволяет детям учиться, играя. ЛЕГО — это новое открытие, новая идея, новый толчок к развитию. Ведь именно данный вид конструирования отвечает интересам детей, их способностям. Детей, увлекающихся конструированием, отличают богатые фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать; у них развиты пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, а именно это является основой интеллектуального и речевого развитии ребенка.

Некоторые преимущества ЛЕГО – технологии:

  • только с поделками из конструктора ребенок может играть, ощупывать их, не рискуя испортить;
  • при использовании конструктора ЛЕГО у ребенка получаются красочные и привлекательные поделки вне зависимости от имеющихся у него навыков. Ребенок уже испытывает психическое состояние успеха;
  • поскольку конструктор можно расположить не только на столе, но и на полу, на ковре, ребенку во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей;
  • конструктор безопасен, а убрать поделки можно легко и быстро.

         Основой образовательной деятельности с использованием ЛЕГО - технологии является игра. Игра – ведущий вид детской деятельности. ЛЕГО конструирование позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе. Средство развивающего обучения, стимулирует познавательную деятельность дошкольников, способствует воспитанию социально активной личности с высокой степенью свободы мышления, развития самостоятельности, способности решать любые задачи творчески, объединяет элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно -  речевую деятельность дошкольников.

Внедрение ЛЕГО-технологии в детский сад происходит посредством интеграции во все образовательные области, как в совместной организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей в течение дня.

В социально-коммуникативном развитии Лего позволяет: создавать совместные постройки, объединенные одной идеей, одним проектом; развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками; формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками; формировать позитивные установки к различным видам труда и творчества. Наборы Лего специально разработаны для поддержки социально- эмоционального развития дошкольников по трем направлениям: постижение себя, постижение окружающих и постижение мира, окружающего ребенка и затрагивают разнообразные темы. Использовать в режиссёрских играх, сюжетно-ролевых, играх фантазированиях театралзациях, экспериментирование как предметы –заместители, оформление игрового пространства, артрибуты, деление на части.

Развивая речетворчество дошкольников при помощи лего, воспитатель может предложить детям придумать сказку, рассказ о том, что это за постройка, из чего она построена, кто в ней будет жить, описать ее и т.д. Речь-рассуждение, речевое планирование. Созданные постройки из ЛЕГО можно использовать в играх-театрализациях, в которых содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т. д., а также имеются элементы творчества. Выполняя постройку, дети создают объемное изображение, которое способствует лучшему запоминанию образа объекта. О доме, животном или растении, который сделал сам, ребенок рассказывает охотнее, придумывает разные истории и т. д. Классифицировать понятия, подобрать существительные, глаголы или прилагательные при описании… Данное использование ЛЕГО — конструирование способствует и речевому творчеству: во время постройки персонажа ребенок описывает своего героя. Можно также предложить детям придумать свое окончание знакомой сказки, обыграть лучшую или все по очереди. Рассказать последовательность постройки, алгоритм..

Сюжетно-ролевая игра - основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Основными компонентами сюжетно-ролевой игры выступают: воображаемая ситуация, сюжет, роли. Среди основных сюжетно-ролевых игр характерных для детей старшего дошкольного возраста можно выделить: «Семья», «Большая стирка», «Автобус», «Путешествие по реке», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская» и т.д.

Применение конструирования в работе с детьми имеет много положительных моментов, т.к. конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Кроме этого, применение ЛЕГО- конструктора помогает развитию творческих способностей и коммуникативных навыков - так как предполагает не только обсуждение и сравнение индивидуально созданных моделей, но и совместное их усовершенствование, преобразование для последующей игры. Мы не заканчиваем НОД детей на моменте постройки - мы предлагаем им обыграть эту постройку, в сюжетно-ролевой игре. А что может быть лучше, чем самостоятельно проиграть игру с результатом своей деятельности. Понять, что было сделано хорошо, над чем придется поработать, что нужно доработать и усовершенствовать, какими новыми видами постройки можно в дальнейшем обогатить и развить игру. Развивать сюжет игры с помощью конструктора ЛЕГО очень интересно, т.к. яркий и разнообразный конструктор не оставит равнодушным ни одного ребенка.

Ситуации, возникающие в процессе создания построек и обыгрывание их, способствуют социально-коммуникативному развитию детей. В процессе создания моделей дети обсуждают и сравнивают, договариваются, учитывая мнение партнера, усовершенствуют модели, для последующей игры.

Включение сюжетно-ролевых игр с использованием ЛЕГО - конструктора помогает дошкольникам войти в мир социального опыта. У детей складывается единое и целостное представление о предметном и социальном мире.

В процессе сюжетно-ролевых игр с применением ЛЕГО конструктора, успешно идет развитие социально-коммуникативных навыков т.к. ЛЕГО - конструирование гармонично сочетает конструирование и сюжетную игру.

Дети – неутомимые конструкторы, их творческие способности оригинальны. Это способствует интересному развитию сюжета в игре. ЛЕГО - конструирование помогает ребенку воплощать в жизнь свои идеи, строить и фантазировать по заданному педагогом сюжету. Ребенок увлечённо работает и видит конечный результат. А любой успех побуждает желание учиться. Следует особо отметить, что сюжетно-ролевая игра не терпит авторитарности. «Управление» игрой возможно лишь как бы изнутри, когда воспитатель сам входит в воображаемый мир игры и ненавязчиво предлагает ребенку новые повороты в развитии сюжета. Это значительно труднее, чем организовать обучающее занятие. Научить игре можно, лишь играя. Вместе с тем без помощи взрослого игра сама не возникает. Взрослый дает ребенку нужные игрушки и материал для создания игрушек- заменителей, тем самым развивает его воображение, помогает увидеть один и тот же предмет под разными «углами», именно он помогает наладить детям взаимодействие и взаимоотношения в игре.

2. Практическая часть.

Для того чтобы наша с вами работа была слаженной и успешной, я предлагаю поиграть.  Давайте встанем в круг, круг у нас будет не простой, а круг радости и хорошего настроения. У меня отличное настроение, и я хочу поделиться им с вами, а помогать мне в этом будет вот такой цветочек. Этот цветочек не простой, он сделан из ЛЕГО конструктора, он несет в себе много энергии, улыбок и хорошего настроения. Давайте будем друг другу передавать цветочек, называть свое имя и пожелания.

Вот мы с вами и поделились своим хорошим настроением. Как известно, Лего - конструирование способствует развитию практически всех функций развития организма. Поэтому предлагаю начать с небольшой разминки. Давайте представим, что мы с вами роботы, и сделаем зарядку тоже как роботы.

Физкультминутка «Робот делает зарядку»

Робот делает зарядку             Шагаем друг за другом с высоким подниманием колен.

 И считает по порядку.

Раз – контакты не искрят,                Движение руками в сторону.

Два – суставы не скрипят,                Приседаем и шагаем друг за другом гуськом.

Три – прозрачен объектив                Имитируем налаживание объектива.

И исправен и красив.                         Руки на пояс, гордо поворачиваемся вправо, влево.

Ну, что настроение улучшилось? Теперь можем приступать. Мне нужны желающие (3-4 человека).

Сейчас мы с вами попробуем по небольшому одинаковому набору конструктора Лего (3 кубика, 3 кирпичика) создать образ уточки (без образца, не подглядывая друг у друга). Но для начала, давайте наши пальцы подготовим к работе и немного разогреем их.

Пальчиковая гимнастика «Строим дом».

Я хочу построить дом,                         Руки сложить домиком, и поднять над головой

Чтоб окошко было в нём,                 Имитируем окно

Чтоб у дома дверь была,                Ладошки рук соединяем вместе вертикально

Рядом чтоб сосна росла.                Одну руку поднимаем вверх и «растопыриваем» пальчики.

Чтоб вокруг забор стоял,                 Соединить ладони обеих рук, пальцы «растопырить»

Пёс ворота охранял,                Соединяем обе ладони, большой палец поднимаем вверх, имитируем пса

Солнце было, дождик шёл,                 Сначала поднимаем руки вверх, пальцы «растопырены». Затем пальцы опускаем вниз, делаем «стряхивающие» движения

И тюльпан в саду расцвёл!                Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики – «бутончик тюльпана».

Пальцы мы с вами разогрели, и теперь можем приступать.

Идет процесс создание педагогами «уточки». Ведущий следит за процессом и отмечает, что в результате одного задания получаются все уточки разные. Это и есть творческое воображение каждого человека. В итоге, мы можем сделать вывод, что у каждого человека свое видение мира, воображение, которое нужно развивать.

Теперь я предлагаю Вам разделиться на несколько творческих групп.

Следующее задание называется «Придумай свою историю».

Перед вами лежат наборы конструктора, и полоски бумаги, на которых написан некоторый набор слов. Вам нужно придумать и построить с этими словами историю.

Слова: кот, мышь, дерево, страх, собаки. Педагоги моделируют историю с этими словами. Например: «В саду под деревом жила мышь. Она боялась выйти на улицу, потому, что там гулял кот. Прибежали собаки и прогнали кота» (взрослые строят поляну, на ней дерево, а под деревом мышь и т. д.)

У следующей группы другая история. Например: слова: мальчик, мост, река, пароход. «Мальчик стоял на мосту и смотрел, как по реке плывет пароход».

Вот такие интересные, а главное разнообразные ситуации можно обыграть с помощью конструкторов ЛЕГО.

Ведущий следит за выполнением задания, и отмечает, что коллегам очень понравилось совместно работать, это очень сплотило коллектив и поэтому решает дать еще одно общее задание.

- Уважаемые коллеги, я предлагаю вам объединиться, придумать и создать из конструкторов ЛЕГО, одну общую историю «Волшебный ЛЕГО городок». Нашу историю мы поставим в наш ЛЕГО центр, и она послужит нам памятью о нашей с вами встрече.

Воспитатель проводит сюжетно- ролевую игру с педагогами.

Звучит таинственная музыка. С потолка на воздушном шаре спускается лего – человечек:

- Здравствуйте, я прилетел к вам из далекой лего – страны, сегодня ночью налетел ураган страшной силы и разрушил весь наш лего – город. Лего – жители просят вас помочь им восстановить свой город после разрушения. Вы поможете?

– Да!

- Хорошо, тогда нам нужно отправляться незамедлительно! Как же нам туда добраться? Варианты ответов педагогов: на самолете, на корабле и т.д..  Давайте отправимся с вами на воздушном шаре! Из мягкого модульного конструктора мастерим корзину, воспитатель выносит гелиевый воздушный шар. Педагоги рассаживаются по местам, звучит спокойная музыка.

- Управлять воздушным шаром будет пилот (выбрать педагога). Итак, полетели! Звучит спокойная музыка.

- Посмотрите, как высоко мы поднялись, вот уже наш город стал совсем маленьким (на экране вид Земли с воздушного шара). А пока мы совершаем наш полет, давайте поиграем в игру «На что похожи облака?» (показ на слайдах фото облаков).

- Ну вот, мы с вами и приземлились. Посмотрите, Лего – человечки очень рады нам! Давайте поздороваемся с ними. (Педагоги проходят к столам с конструкторами и пустыми платформами, жители лего – города, расположены на отдельной платформе).

- Какие постройки необходимо соорудить в лего- городе, чтобы лего – жители могли там комфортно жить? Ответы педагогов: дома, магазин, детский сад, парк и т.д.. Давайте вспомним кто самый главный на стройке?

- Архитектор!

- Пусть архитекторами у нас будут ….. Вы не против? Сначала они придумают проект лего – города, расскажут, какие постройки необходимо соорудить (команда архитекторов составляет эскиз города из геометрических фигур, а затем рассказывают). Пока наши архитекторы работают, мы с вами после воздушного перелета немного отдохнем (проводится ритмическая пауза).

Лего - умная игра,                                 пальчики сжимаем

Завлекательна, хитра                         руки в стороны

Интересно здесь играть,                         круговорот рук

Строить, составлять, искать!                лесенка, хлопок, очки

Приглашаю всех друзей                         руками зовем к себе

«Лего» собирать скорей.

Тут и взрослым интересно:                 прыжки на месте

В «Лего» поиграть полезно!                показать большие пальцы на руках.

- Давайте посмотрим проекты наших архитекторов и внимательно выслушаем их предложения (педагоги рассказывают про свои проекты, воспитатель по необходимости дополняет). Ребята, а еще нам нужно выбрать ландшафтных дизайнеров, чтобы лего - город стал по – настоящему красивым! Они будут рассаживать цветы в клумбы и сделают лего - парк, чтобы жителям лего – города было, где отдохнуть после работы. А теперь разделимся на бригады строителей и приступим к строительству нового Лего – города (педагоги разделяются на мини – бригады, определяют, какую постройку они будут сооружать).

Идет процесс коллективного создания конструкции. Педагоги выполняют строительные игровые действия, ландшафтные дизайнеры создают цветочные клумбы и парк, архитекторы следят за выполнением проектов.

Ведущий воспитатель следит за выполнением задания и отмечает, что весь коллектив работает слаженно и сообща, замечает, какие красивые и интересные постройки у них получаются, что лишний раз подтверждает тот факт, что все педагоги – это творческие и активные люди и настоящие мастера своего дела.

- Наша стройка подошла к концу! Лего – город готов (соединяем все платформы). Предлагаю пригласить всех лего – жителей на открытие!

Приходите! Приходите! Лего – город посмотрите! Будут здесь все дружно жить, веселиться, не тужить!

- Что вам сегодня понравилось больше всего? Давайте поблагодарим друг друга за хорошую работу!

Далее предлагаем детям обыграть постройки.

3.Заключительная часть. Рефлексия.

        Сюжетно-ролевая игра, с применением конструктора ЛЕГО, адекватная возрасту, наилучшее средство социально-коммуникативного развития дошкольников. Выполняя конструирование и обыгрывая его в сюжетно-ролевой игре, дети приобретают навыки общения со сверстниками и старшими детьми, приобщаются к самостоятельности, в полной мере раскрывают свои творческие способности, оказывают взаимопомощь и поддержку сверстникам, при выполнении совместной работы.

Сюжетно-ролевая игра, с применением конструктора ЛЕГО, обладает прекрасным психотерапевтическим эффектом, так как ребёнок может неосознанно высвободить накопившиеся негативные переживания, выполнив ту или иную постройку и обыграть ее. Сюжетно-ролевая игра, с применением конструктора ЛЕГО, даёт особое ощущение социальной значимости.

Мастер класс наш сегодня заканчивается. В заключение нашей встречи предлагаю построить пирамиду эмоций.
         Кирпичик красного цвета означает, что вам понравился данный мастер-класс, зеленого- то, что мастер-класс понравился, но вы еще что-то хотели бы увидеть, ну, а кирпичик желтого цвета покажет, что вам ничего не понравилось.
Участники строят пирамиду своих эмоций из деталей ЛЕГО трех цветов.


Спасибо всем за участие в мастер-классе!

Литература:

1. Бедфорд «Большая книга Лего». Издательство Манн, Иванов и Фербер,2014 год.

2. Березенкова Т. В. Моделирование игрового опыта детей на основе сюжетно-ролевых игр: технологические карты.- Волгоград: Учитель. - 2014 г.

3. Зверева О. Л., Кроткова Т. В. «Общение педагога с родителями в ДОУ.» Издательство ТЦ Сфера,Москва, 2005 год.

4. Комарова Л. Г. «Строим из Лего» Издательство Линка - Пресс, Москва, 2001год.

5. Касаткина Е. И. Игра в педагогическом процессе современного детского сада- Вологда, 2007 г.

6. Комарова Н. Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду. - М.: Скрипторий 2003, 2010 г.

7. Фешина Е. В. «Лего-конструирование в детском саду». Издательство Сфера,2012 год.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов: «ЛЕГО - конструирование как средство комплексного решения воспитательно-образовательного процесса в условиях ФГОС дошкольного образования»

Добрый день, уважаемые коллеги! LEGO (в переводе с датского) – означает увлекательная среда. И я предлагаю вам погрузиться в эту увлекательную среду.От рождения детям присуще стремлени...

Театрализация без границ (мастер - класс для педагогов дополнительного образования "Сказка "Заюшкина избушка" из ЛЕГО")

Опыт деятельности и новые формы предоставления услуг по дополнительному образованию в ДОУ...

Мастер класс для педагогов "Необычное в обычном. Лего- рисование"

Конструктор Лего можно использовать не только на занятиях по  конструированию, но и  на  рисовании, аппликации.Он может служить рамкой для картины. А может использоваться как основной м...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование ЛЕГО конструктора при подготовке к обучению грамоте»

Проблема подготовки детей старшего дошкольного возраста к овладению грамотой является одной из наиболее актуальных в дошкольной педагогике....

Мастер - класс для педагогов ДОУ по лего - конструированию "Обучаемся, играя!"

Мастер класс для педагогов ДОУ по лего - конструированию "Обучаемся, играя!"...

Сюжетные игрыс детьми раннего возраста

Сюжетные игрыс детьми раннего возраста...

Мастер-класс для педагогов «Сюжетные игры с ЛЕГО- конструктором»

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов по ЛЕГО - конструированию в процессе активного педагогического общения.Задачи:обучать участников мастер-класса навыкам применения ЛЕГО–конс...