моя педагогическая философия
материал
Предварительный просмотр:
«Моя педагогическая философия»
«Я – воспитатель!»
«Если вы удачно выберете труд и вложите
в него свою душу, то счастье само отыщет вас».
К.Д.Ушинский
Вырастить человека в полном смысле слова - это значит совершить чудо, а такие чудеса совершаются ежедневно, ежечасно, ежеминутно обыкновенными людьми - педагогами детских садов.
Хороший воспитатель - это универсальный человек, он педагог, и психолог, и профессионал, знающий своё дело. Он же и актер, сценарист и художник. В его силах превратить любое занятие в сказку.
В условиях модернизации системы образования, перехода на качественно новый ее уровень ключевая роль реализации требований общества отводится личности педагога. Именно воспитатель закладывает фундамент патриотизма, зарождения будущего страны. А наше будущее, наш потенциал - это, прежде всего, наши дети.
В руках воспитателя находится самое дорогое, что есть у человека - дети. Это счастье осознавать, свою причастность к великому делу Воспитания. Дети это наша опора, именно в дошкольном детстве закладываются основы личности человека будущего, а значит, мы педагоги являемся, не побоюсь этого слова, «строителями» истории.
Мне хочется, чтобы нас окружали развитые люди, высокообразованные, с богатым духовным миром. И, конечно же, прежде всего, я должна быть сама носителем этих качеств, т.е. эталоном для подражания.
В процессе реализации ФГОС ДО современный педагог должен создать условия для развития ребёнка. Открывать возможности для социализации ребенка, развития, творческих способностей, на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками, во всех видах деятельности. Воспитателю отводится особая роль, поскольку личность взрослого «мощный фактор развития личности ребёнка» (В. А. Петровский).
Через воспитателя, его личность, его культуру и его нравственную позицию происходит освоение ребёнком нравственных норм и правил. Личностно-профессиональная позиция воспитателя - не врождённое качество, она формируется под влиянием образовательной окружающей среды. В процессе модернизации системы образования в России приоритетной становится диалоговая модель воспитания, основанная на ценностно-смысловом равенстве педагога и ребёнка. Поднимаются вопросы гуманистической позиции воспитателя, интеграции личностной. Считаю, что воспитатель и ребёнок являются друзьями, и партнёрами, уважающими друг друга.
Что бы быть востребованной в своей профессии я постоянно повышаю свой профессиональный уровень. Как говорится в русской поговорке «Я и жнец, и жрец, и на дуде игрец».
Каждый ребёнок уникален, открыт для общения, чутко реагирует на ложь и несправедливость. В нём живёт художник, и пытливый наблюдатель, и неутомимый экспериментатор.
Глаза ребенка. В силу своей профессии я часто смотрю в детские глаза. Как много в них можно прочесть. В детских глазах есть все, что нельзя увидеть в глазах взрослых, это чистота, открытость, доверие. В тот момент, когда мои глаза находятся на одном уровне с детскими глазами, и ребёнок открывает мне свои чувства, говорит об обидах, радостях (пусть не значительных для взрослых, но таких важных для него), сразу все мои «неразрешимые» взрослые проблемы отодвигаются на задний план. Остается желание защитить ребёнка, вселить в него уверенность, помочь ему не потеряться в такой сложной жизни, порой очень жестокой жизни.
Я считаю долгом воспитателя научить детей оставаться благородными и добрыми в любых жизненных ситуациях. А учатся дети, как известно, на примерах взрослых. Поэтому, я должна помнить, что каждый день должна быть примером для подражания, осознавать свое предназначение, свою миссию – воспитывать человека.
Главное назначение педагога, по мнению Я.А. Коменского, состоит в том, чтобы своей высокой нравственностью, любовью к детям, трудолюбием и другими качествами стать примером для подражания своим воспитанникам, чтобы воспитать в них человечность. А для этого нужно быть одухотворенным всем тем, что ты делаешь вместе с детьми . Быть честным и деятельным, любить свое дело и стремиться к самосовершенствованию.
В наше время воспитатель не может быть только источником знаний, он должен учить детей добывать знания, объективно оценивать себя и свои возможности, учить работать самостоятельно. Воспитатель выступает, как организатор и координатор психолого-педагогического процесса.
Мои цели и задачи тесно связаны с целью и задачами детского сада и направлены на обеспечение разностороннего развития и саморазвития воспитанников.
Цель моей работы - создать условия для личностного роста, развития творческой инициативы, организации педагогического сопровождения детей, что позволяет адаптировать образовательный и воспитательный процесс к индивидуальным особенностям детей. А для этого нужно в первую очередь вдохнуть в них творческое начало, превращать их пребывание в детском саду в сказку, создать атмосферу психологического комфорта, это позволяет доставить детям радость, праздник, воспитывать их на положительных персонажах сказок, прививать вкус, любовь к прекрасному.
В первую очередь мне необходимо было понять, как развить творческие способности детей, как умело построить процесс обучения и воспитания. Образование не стоит на месте, поэтому в своей работе применяю новые формы работы. Где ставлю для себя задачи - научить ребенка любить окружающий мир, привить любовь к его красоте и величию, научить восхищаться, радоваться и беречь его. Только такой человек сможет, уважая окружающих, общаться и договариваться с ними.
Особое внимание я уделяю осуществлению воспитательно-образовательной деятельности на основе активного взаимодействия с социумом и семьёй. В работе, широко и массово привлекаю родителей, создаю условия для формирования семейных ценностей, сплачиваю, воспитываю чувства толерантности, активного досуга. Родители воспитанников активные союзники и помощники в организации детской деятельности. Я стремлюсь достичь таких отношений, когда мамы и папы небезучастны к творчеству детей. Родители с удовольствием участвуют в театрализованных представлениях в качестве актеров, создают костюмы, организуют посещения театров.
По-моему, воспитатель – это первый после мамы, учитель, который встречается детям на их жизненном пути. Воспитатель в душе всегда остается ребенком, иначе дети не пустят в свой мир «постороннего». Самое главное в нашей профессии – это любить детей, любить просто так, отдавать им свое сердце.
Для меня моя профессия – возможность постоянно находиться в мире детства, в мире сказки и фантазии. Могла ли я предположить, что смогу научиться рисовать, заниматься цветоводством, овладею актерским делом, пением, танцами, актерским мастерством, художественным вкусом. Я, как воспитатель всегда должен быть интересна для своих детей. Отдавая тепло своего сердца, поддерживая детей своей любовью, понимаешь, что именно ты закладываешь ростки будущих характеров. А теперь, я знаю точно – чем больше воспитатель знает и умеет, тем легче и интереснее ему работать с детьми.
За время работы в детском саду я поняла, что именно воспитатель, дает ребенку необходимые знания, знакомит с увлекательным миром, учит правильно действовать в различных ситуациях, уважать старших и не обижать слабых. Каждое детское мероприятие – это маленькое представление , которое поглощает ребенка в тот мир, где затрагиваются тонкие струны детских душ, и если душа ребенка раскрывается и поет – значит, педагог состоялся, значит, все получилось. Качество воспитателя – это умение любить детей. Они разные, но мы должны относиться с пониманием к каждому из них.
Конечно же, воспитатель – это, прежде всего, человек! Человек, любящий детей, дающий им знания, поэтому и дети и он счастливы. А счастливого воспитателя сразу видно – он понимает потребности детей, живет в их среде, налаживает контакты с их родителями, вдумчиво относится ко всем переменам в образовании, ко всему, что его окружает в педагогической жизни. Труд воспитателя очень ответственный порой даже нелегкий, отнимающим порой все и физические и моральные силы, но это та работа которая дает результат и приносит радость и удовлетворение. Быть воспитателем - огромная ответственность, но и огромное счастье. Ведь суть профессии – знакомить ребенка с этим красочным миром, удивлять прекрасным. И для того чтобы воплотить в жизнь необходимо обладать большим профессионализмом. Я уверенна, что человеку, выбравшему профессию воспитателя, необходимо быть влюбленным в нее, искренне заинтересованным, стремиться познавать новое в образовании и науке, повышать свой профессиональный уровень. Важно уметь применять профессиональные знания на практике: организовывать учебно-воспитательный процесс с учетом личностных особенностей каждого ребенка, веря в него и уважая внутренний мир ребенка. На первом месте стоит педагогическая культура, она имеет большое значение в успешности воспитателя. Доброжелательность, профессионализм, грамотная речь, коммуникабельность помогут найти подход к каждому ребенку, найти общий язык с родителями и коллегами. Воспитатель должен быть в курсе всех инновационных преобразований, воплощать новые технологии в работу. Я постоянно ищу эффективные модели организации педагогического процесса, направленного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи. В своей работе я активно применяю информационно-коммуникационные технологии, так как современную образовательную деятельность невозможно представить без технических средств обучения. Но, никакой, даже самый современный компьютер не заменит воспитателя, его эмоционального слова. Для образовательной деятельности нужно постоянно искать новую информацию, профессионально её использовать, чтобы соответствовать современному миру.
Понимаю, что дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В дошкольные годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него формируются, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. отношение к людям, к труду.
Я работаю на сохранение связи поколений с самого дошкольного возраста, эта «тоненькая ниточка» необходима в приобщении ребёнка к народной культуре, играм, традициям.
Когда я прихожу в детский сад, в моих руках находится самое главное в жизни – дети. В детском саду мы готовим их к большой жизни, и какими они станут, зависит и от нас – воспитателей.
Я люблю свою интересную, нелёгкую, но необходимую профессию и благодарю судьбу за возможность прожить детство многократно. Ведь вместе с воспитанниками я расту, развиваюсь, проживаю самые счастливые годы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
МОЙ ПУТЬ СТАНОВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЕМ....
Моя педагогическая философия
В большей мере я ребенок. Мне все в округе интересно также, как и моим малышам. И наверное поэтому они с удовольствием вкладывают свои ладошки в мою руку и ждут от меня чуда......
Эссе Моя педагогическая философия
Эссе подготовлено к конкурсу "Воспитатель года"...
Эссе "Моя педагогическая философия"
Размышляя о своем жизненном пути, я не могу понять – кто я?! Я – «ручей» или я – «путь»? Не могу провести грань, когда заканчивается моя работа и начинается личная жизнь? Эти две тропы, два понятия, ...
Моя педагогическая философия "ЭССЕ"
Размышляя о том, каким должен быть педагог я осознаю: главное – это порядочность, трудолюбие, доброжелательность, терпенье и, конечно, самое главное, любовь, любовь к детям, к своему делу....
Педагогическое эссе на тему "Моя педагогическая философия"
Эссе - прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции - одна из принятых форм самовыражения педагога на профессиональных конкурсах "Учитель года" и "Воспитатель года". Педагогиче...