Конспект НОД
план-конспект занятия (младшая группа)

Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе по ФГОС

Тема: «В гости к сказке»

Тема занятия:  «В гости к сказке»

Цель занятия: развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста.

Задачи занятия:

Образовательные: Продолжать учить произносить звукосочетания: мяу-мяу, гав-гав. Продолжать учить узнавать животное по описанию, подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных. Закрепить понятие “домашние животные”.

Развивающие: Развивать связную речь детей, слуховое восприятие и фонематический слух, память, мышление, воображение.

Воспитывающие: Воспитывать у детей желание внимательно слушать взрослого, повторять простые предложения; способствовать развитию разговорного общения; в ходе занятий поощрять активность, любознательность. Воспитывать нравственные качества малышей: сострадание, желание прийти на помощь.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.docx22.92 КБ
Файл proekt_folklor.docx32.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №4 «Радуга» дополнительный адрес «Ракета»

Поспелихинского района, Алтайского края

Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе по ФГОС

Тема: «В гости к сказке»

ФИО: Мамон  Светлана Александровна

         Должность: воспитатель

         Группа: младшая 2

2020 год

Схема конспекта занятия

Образовательная область: Речевое развитие, Познавательное развитие, Социально – коммуникативное развитие.

Возрастная группа: 2 младшая

Тема занятия:  «В гости к сказке»

Цель занятия: развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста.

Задачи занятия: 

Образовательные: Продолжать учить произносить звукосочетания: мяу-мяу, гав-гав. Продолжать учить узнавать животное по описанию, подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных. Закрепить понятие “домашние животные”.

Развивающие: Развивать связную речь детей, слуховое восприятие и фонематический слух, память, мышление, воображение.

Воспитывающие: Воспитывать у детей желание внимательно слушать взрослого, повторять простые предложения; способствовать развитию разговорного общения; в ходе занятий поощрять активность, любознательность. Воспитывать нравственные качества малышей: сострадание, желание прийти на помощь.

Оборудование: письмо в конверте, цветы, дерево, домик, кот, собака, мышь, музыкальное сопровождение, угощение для детей - пирожки.

 

Предварительная работа:

1.Совместная деятельность: Свободное общение по сказке «Репка», беседа о героях сказки. Рассматривание картин с изображением персонажей участников сказки. Отгадывания загадок. Аппликация и лепка «репки».

2. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов: дидактические игры на развитие математических способностей. Разрезные картинки и пазлы по сказке «Репка». Подвижные игры.

3. Самостоятельная деятельность детей: рассматривание иллюстраций по сказкам, настольный театр. Рисование и лепка героев сказки. Игры-драматизации с элементами костюмов (шапочки) и атрибутами как внешними символами роли.

4.Словарная работа: обогащение словаря словами (заплатка, геометрические фигуры, витамины). 

 

  1. Вводная часть
  1.  Вводная часть (3 мин)

Воспитатель: Мы сегодня не одни!

Гости в группу к нам пришли

Чтобы вежливыми быть

Нужно здравствуй говорить

-Давайте ребята поздороваемся с нашими гостями!

 

Вот и солнышко взошло, с собой сказку привело.  (звучит музыка)

Что за сказочка такая ты попробуй, угадай:

Кошка, внучка,

Мышка и собака Жучка

Деду с бабой помогали,

 В огороде урожай собирали?

Ответы детей.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети: Письмо.

Воспитатель: Ой, ребята, кто-то к нам пришел? Нам принесли письмо.

Стук в дверь, принесли письмо

2. Основная часть занятия.

Деятельность   детей

Деятельность   педагога

Примечание

Дети: Да.

Воспитанники повторяют за воспитателем.

Дети: Ворона

Дети: На дереве.

Дети: Кар-кар..

Дети: собака.

Дети: Собачка.

Дети: Лает, сторожит дом, рычит, грызет кости, бегает, виляет хвостом.

Дети: Гав-гав.

В лесу.

Дети: (варианты ответов) Репка.

Дети:  Жучка. (дети зовут собачку)

В лесу.

Домашнее, живет дома

Домой

Дети: кошка.

Дети: мяу-мяу.

Дети: Кошечка, кисонька.

Дети: Ловить мышей, лакает молоко, мурлычет, царапается, играет.

Дети: Мягкая, пушистая.

Дети: кс-кс-кс.

Дети: Домашнее.

Дети: Потому что она живет дома.

Дети: (варианты ответа) мышка.

Дети: мышка, мышенька.

Дети: пи, пи.

Воспитанники приносят и отдают животных бабушке.

Повторяют движения

Воспитатель: Давайте прочитаем, что же там написано, и от кого пришло письмо. А письмо нам прислала бабушка, из сказки «Репка». Она пишет: «Ребята, дедушка никак не может вытащить репку в огороде, помогите ему, пожалуйста».

Воспитатель: Ребята, вы хотите помочь дедушке вытащить репку?

Воспитатель: Тогда мы с вами отправимся к ним в гости. А поедем мы на паровозе. Чтобы попасть на него необходимо слово отгадать. Кто первый назовет слово, тот и становится за мной. Начинаем:

• кошка большая, а мышка - … маленькая

• белка большая -…уточка маленькая

• мяч большой – кубик маленький.

•машина большая - паровозик маленький

• стол большой –стул маленький

(дети по очереди становятся в паровозик)

Посмотрите, какой у нас поезд длинный получился.

Воспитатель: Поехали.

 

Воспитатель: - Вот ребята мы и приехали на полянку. Сколько здесь цветов много. Давайте понюхаем их аромат.

Дыхательная гимнастика “Аромат цветов” - через нос делаем спокойный вдох, задерживаем дыхание и медленно выдыхаем “А - ах!”.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, кто это сидит?

- А ворона где сидит?

- А как кричит ворона?

Воспитатель: - Посмотрите, ворона волнуется. Она говорит, что у бабушки и дедушки пропали животные. Они убежали из избушки в лес  и заблудились в лесу, поэтому они не могут вытащить репку.

- Ребята, отгадайте загадки, и мы с вами узнаем, кто убежал:

Громко лает на дворе, отдыхает в конуре,

Сторожит хозяйский дом, и виляет мне хвостом.

Воспитатель

-Назовем собаку ласково?

- Что собака делает? 

- Как она лает?

 Воспитатель

Загадку мы отгадали, о собачке поговорили, но ее мы не нашли. Где же она?

- Ребята, скажите, из  какой сказки мы ищем животных?

Воспитатель: - А как звали собачку в сказке Репка?

- Тимоша, иди, найди Жучку, и верни её в дом к дедушке и бабушке.

- Где сейчас собачка находится?

- Собачка домашнее или дикое животное?

- Куда надо вернуть Жучку?

- Ребята, давайте поможем животным вернуться домой к бабушке и дедушке.

У нас еще загадка:

В мягкой шубке ходит, песенки выводит,

Молоко из плошки пьет, возле норки мышку ждет.

Воспитатель:

- А как она кричит?

-Как  ласково назовем кошку?

-Дети, а что любит делать кошка?

- А какая кошка?

Воспитатель: Давайте позовем кошку. Как нужно позвать кошечку?

Воспитатель: А вот и наша кошечка.

- Ребята, а какое это животные? Домашнее или дикое?

-А почему?

- Но в сказке Репка был еще один зверек. Кто это?

-Как ласково мы назовем мышь?

-А как пищит она?

-Как хорошо, что мы всех нашли.

Теперь они могут вытащить Репку.

Физкультминутка
Вот мы репку посадили (наклониться) 

И водой ее полили. ( Имитация движения) 

А теперь ее потянем, (имитация движения) 

И из репки кашу сварим, (имитация движения)

И будем мы от репки, здоровые и крепкие, (показать силу)

Бабушка вас благодарит.  Ребята, какие вы молодцы!  Помогли  найти помощников.

Она приготовила для вас угощение - вкусные пирожки.

Макет паровоза.

Играет музыка про паровоз. «Паровоз-букашка»)

На ковре

Дети садятся на стульчики

Дерево, ворона

На мольберте картинка «лес» и «дом»

Картина-панно: дикие и домашние животные.

Собачка (игрушка).

Картина-панно: дикие и домашние животные.

Возле стульчиков

Корзина с угощением

(пряники).

3. Заключительная часть занятия:

Деятельность       детей

Деятельность     педагога

Примечание

Воспитанники становятся друг за другом, едут на поезде.

Дети: У дедушки и бабушки из сказки Репка.

Искали животных.

Дети: Помогали домашним животным найти дорогу домой.

Воспитатель:  - Ну а теперь нам пора возвращаться в детский сад.

Воспитатель:  - Ребята, где мы с вами были?

- А что мы у них делали? Каких?

Воспитатель: Вот и солнышко заходит,

 с собой и сказочку уводит.

Мы сегодня молодцы, постарались от души.

 Сказку вспоминали и героям помогали.

Вот мы и в детском саду. Угощение.



Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №4 «Радуга» (корпус «Ракета»)

Поспелихинского района, Алтайского края

Краткосрочный проект во второй младшей группе на тему: «Фольклор для малышей»

Выполнила: Мамон С.А.

20019г.

Содержание:

  1. Пояснительная записка……………………………………………………2
  2. Актуальность………………………………………………………………3
  3. Цель………………………………………………………………………...4
  4. Задачи………………………………………………………………………4
  5. Продолжительность, участники………………………………………….4
  6. Формы, методы и приемы организации…………………………………5
  7. Планируемые результаты………………………………………………...5
  8. Этапы (подготовительный, основной, заключительный)………………5
  9. Комплексно – тематическое планирование……………………………..6
  10. Сотрудничество с родителями…………………………………………..9
  11. Результативность………………………………………………………….9
  12.  Список литературы………………………………………………………10

1.Пояснительная записка.

Речь является одним из важных источников познания окружающего мира, необходимым компонентом общения, в процессе которого она формируется. Для ребенка хорошая речь – залог успешного обучения и развития. Кому неизвестно, что дети с плохо развитой речью не редко оказываются неуспешными по многим предметам. Да и взаимоотношения со сверстниками у таких детей не складываются. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами, свободно вступать в речевое общение со сверстниками. Не все дети одинаково успешно овладевают фонетической, лексической, грамматической стороной речи. Но именно их взаимосвязь является важнейшим условием формирования связной речи. Проблемой развития речи занимались такие ученые А.А. Леонтьев, А.С. Рубинштейн, О.С. Ушакова. Л.С. Выгодский на основе длительного изучения мышления и речи пришел к выводу: «Есть фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование характера и эмоций находится в непосредственной зависимости от речи». Ведь своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте одно из условий нормального развития ребенка.

Детский фольклор – это особая часть народной культуры имеет важнейшее значение в становлении и развитии личности, каждого вновь появившегося на свет человека. Ценность детского фольклора заключается в том, что с помощью его взрослые легко устанавливают с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазий, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость, и в тоже время оказывают на ребенка воспитательное, развивающее воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме народные произведения таят в себе не малое богатство – смысловое, звуковое и речевое.

2.Актуальность:

Каждый педагог хочет, чтобы речь его маленьких воспитанников была не только правильной, точной, но и живой, выразительной, чтобы воспитанники чувствовали красоту родного языка и умели пользоваться его богатствами! Ведь именно родной язык играет уникальную роль в установлении личности человека.

Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит необходимым условием воспитания и обучения, особенно в младшем дошкольном возрасте.

Особую значимость в развитии речи малыша с первых дней посещения ДОУ играет фольклор. Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с произведений устного народного творчества – потешек, прибауток, песен, народных сказок. Особую значимость фольклор приобретает в период привыкания к новой обстановке детского сада, когда он скучает по дому, маме, еще не может общаться с взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания.

Язык произведений фольклора отличается образностью, выразительностью, он воздействует не только на мысли, но и на чувства ребенка. Именно ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. Ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, веры в ребенка.

Произведения художественной литературы и устного народного творчества – важное средство формирования образности речи. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, ребенок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности слова. Простота звучания потешек помогает детям запомнить их. Они начинают вводить народные потешки в свои игры. Осознавая роль художественной литературы как средства умственного воспитания, детей нужно знакомить с достоинствами разных жанров литературных произведений, устного народного творчества, развивать поэтический слух, умение чувствовать языковое богатство литературного языка.

3. Цели:

1.Приобщение детей к культурным ценностям и народным традициям.

2.Развивать у детей интерес к народному фольклору, и желание его разучивать.

4.Задачи:

1.Формировать представление младших дошкольников о культурных ценностях, и народных традициях средствами народного фольклора.

2.Познакомить детей с народным фольклором, помочь им понять содержание, желание повторять и использовать самостоятельно в повседневной жизни.

3.Расширить и активизировать словарь детей.

4.Прививать любовь к красоте и мудрости русской речи средствами народного фольклора.

5. Вид проекта:групповой

Тип проекта:познавательно - творческий

Срок реализации:01.11.- 30.11.19г.

Участники проекта:дети, воспитатели, родители.

Предварительная работа:

Подбор фольклора: сказок, потешек, колыбельных песен, загадок, считалок, пальчиковых игр, прибауток в соответствии с возрастом детей. Подбор иллюстративного, наглядного, дидактического материала. Взаимодействие с родителями, рекомендации. Организация предметно-развивающей среды в группе.

6. Форма проведения:

Работа в различных образовательных областях: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Продукт проекта:

Картотека потешек, загадок, считалок.

7.Планируемый результат:

Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры, средствами народного фольклора развитие диалогической и монологической речи детей, использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок, колыбельных песен, установление партнёрских взаимоотношений педагога и родителей по вопросам патриотического воспитания детей.

I этап. Подготовительный

8.Задачи:

1.Проанализировать состояние воспитательно-образовательного процесса детского сада по использованию фольклора.

2. Подобрать литературу по фольклору.

3. Изучить программно-методическое обеспечение по развитию речи.

4.Обмениваться опытом работы с воспитателями по расширению знаний в использовании фольклора.

5. Оформление лэп-бука по теме «Фольклор для самых маленьких».

Создание предметно-развивающей среды для развития речи посредством фольклора

Жанры фольклора

Необходимый материал

Потешки и прибаутки

Игрушки: коза, петушок, кошка, заяц…

Куклы БИ-БА-БО: лиса, заяц, ворон…

Картины животных, птиц…

Маски: козы, кошки, мышки…

Музыкальные инструменты: дудочка, колокольчики, бубен…

Ширма

Колыбельные

Куклы, кроватки

Сказки

Настольный театр по сказкам: «Репка», «Теремок»…

Книжки со сказками

Пальчиковый театр по сказке «Репка»

Игрушки

Ширма

Пальчиковые игры

Картинки: сорока

Объемные модели ладони

Загадки

Игрушки животных, птиц

Картинки

2 этап:

9.Реализация проекта:

На данном этапе ведётся работа в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие» через режимные моменты, организованную образовательную деятельность педагога с детьми, совместную деятельность педагога с детьми, самостоятельную детскую деятельность.

Дата

Вид деятельности

Результат

Предметно-развивающей среда

1 –я неделя

Разучивание потешек «Кисонька – Мурысенька»

Разучивание прибаутки «Кошка в лукошке»

Пальчиковая игра «Пальчик-пальчик, где ты был?»

Словесная игра «Ладушки , ладушки»

Закличка «Медведь топтучий»,

- н/п игра «Собери картинку»

Дети знают потешку и играют в пальчиковую игру.

Книги с потешками.

Картинки животных для игры

2 –я неделя

Беседа об особенностях зимы на тему «Зима не лето, в шубу одета»

Разучивание потешки «Идет коза рогатая»

Народные игры с движениями из серии «Говорушки»

Разучивание колыбельной «Ай-бай,бай, ты собачка не лай»

Пальчиковая игра «Этот пальчик хочет спать»

Чтение русской народной сказки «Снегурочка»

Инсценировка по сюжету литературного произведения «Сказка о глупой мыши»

- словесная игра «Расскажи сказку»

Дети знают признаки зимы и колыбельную песню.

Картинки: зима, лето.

Книга «Снегурочка».

Картинки, куклы для инсценировки сказки: Мама-мышка, мышонок, утка, жаба, лошадь, свинка, курица, щука, кошка.

3 –я неделя

Беседа на тему «Докучные сказки»

«Пришел медведь к броду, бултых в воду»

Пальчиковая игра «Моя семья»

Разучивание колыбельной«Котик серый, хвостик белый»

н/п игра «Вспомни сказку»,

театр на палочках

Дети знают пальчиковую игру «Моя семья»; колыбельную.

Герои сказок на палочках.

4 –я неделя

Беседа о русской народной песне

Беседа о прибаутках

Разучивание пестушки «Потягушки, потягушки»

Дети знают пестушку «Потягушки, потягушки»

Аудио записи русских народных песен.

10.Результативность: 

1.Сформировано представление младших дошкольников о культурных ценностях, и народных традициях средствами народного фольклора.

2.Воспитанники познакомились с народным фольклором, понимают содержание, повторяют и используют самостоятельно в повседневной жизни.

3.Расширин и активизирован словарь воспитанников.

4.Прививата любовь к красоте и мудрости русской речи средствами народного фольклора.

5.Проанализировано состояние воспитательно-образовательного процесса детского сада по использованию фольклора.

6. Подобрана литература по фольклору.

7. Изучены программно-методическое обеспечение по развитию речи.

8.Обмен опытом работы с воспитателями по расширению знаний в использовании фольклора.

9. Оформлен, лэп-бук по теме «Фольклор для самых маленьких».

11. Сотрудничество с родителями:

-Подобраны методические рекомендаций для родительского уголка по использованию фольклора и народных игр в домашних условиях.

- Привлечены родители к изготовлению разных видов театра (на палочках, пальчиковый).

- Участие родителей совместно с детьми в подготовке выставки рисунков по потешкам.

12. Использованная литература:

1. Белая К.Ю. Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении: Подготовка и проведение. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 48с

2. Под. ред. Драгуновой О.В.Программа воспитания ребенка дошкольника.-Чебоксары: Чуваш.кн.изд-во, 1995.-231с.

3. Елецкая О.В., Вареница Е.Ю. День за днем говорим и растем: Пособие по развитию детей раннего возраста.-М.:ТЦ Сфера,2005.-224с.

4. Мельников М.Н. Русский детский фольклор: Учебное пособие для студентов педагогических институтов – М.: Просвещение, 1987. – 240с.

5. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М.: Изд-во Институт Психотерапии, 2001. – 240с.

6. Федоренко Л.П., Фомичева Г. А., Лотарев В. К., Николаичева А.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебное пособие для учащихся дошкольных педагогических училищ. – 2-е издание, доработанное – М.: Просвещение, 1984. – 240с.

7. Хрестоматия для маленьких.

8. Павлова Л.Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Э.Г.Раннеедетство:познавательное развитие. Методическое пособие.-М.; Мозаика-

Синтез,2000.-152с.

9. Под. ред.Запорожца А.В. и Марковой Т.А. Воспитание и обучение в детском саду. -М.: «Педагогика»,1976.-560с.

10. Сохин Ф.А., Ушакова О.С., Арушанова А.Г. и др.Занятия по развитию речи в детском саду; Кн.для воспитателя детского сада.-М.: Просвещение,1993


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....