Развлечение "Зимние забавы"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Сидорина Ольга Николаевна

Как развлекались наши предки зимой? Во что играли? Данное мероприятие поможет детям узнать об этом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_i_zabavy_na_rusi.docx34.64 КБ

Предварительный просмотр:

«Игры и забавы на Руси»

Старшая группа  Б – 2021г

Задачи: Расширять представления детей о народных праздниках, побуждать интерес к народному искусству, воспитывать бережное отношение друг другу, культуру поведения в обществе.

Материал: Убранство русской избы, стол с самоваром, две лавки, два лукошка, бублики, баранки, бубен, снежинки из бумаги, пара валенок.

Предварительная работа: Беседы «Народные праздники на Руси». Рассматривание иллюстраций убранство избы. Разучивание народных игр. Знакомство с народными инструментами.

Звучит весёлая народная музыка, выходит ведущая, одета в русский народный костюм.

Вед.:

              Здравствуйте, красны девицы! Здравствуйте, добры молодцы! Отправимся мы сегодня с вами во времена прошлые, в старину глубокую. Только чур, уговор! Я рассказывать буду, а вы мне поможете. Всё это у нас называться будет «посиделки»Посиделки – это когда собирались красны девицы и добры молодцы в большой избе, садились по лавкам, что вдоль стен поставлены, друг на дружку смотрели, да беседы вели. А ещё всякие потехи и забавы придумывали. По - нынешнему это называется конкурсы или соревнования. Кто побеждал, тот награду получал. Раньше говорили угощенье. Потому что призы раньше были не как сейчас, съедобными были. Кто выигрывал – тот получал мягкий бублик. А кто проигрывал – сухую баранку. А в конце посиделок пили чай с этими бубликами и баранками. А вы как, от чая с бубликами и баранками не откажетесь, да с вареньем и медком?

         Готовы в посиделках поучаствовать? Готовы в забавах посоревноваться?

Конкурс 1. «Пересаживание».

      Ой, вижу, кому то не сидится, не терпится посоревноваться. Что ж если не сидится, устроим мы пересаживание. Вы сидите, вперемешку, мальчики с девочками, а надо пересесть мальчик к мальчикам, девочки к девочкам. Дети делятся на две команды, девочки в одну, мальчики в другую. А теперь давайте пересядем на три лавочки: в красных одеждах на одну лавочку, в белых – на другую, в синих на третью. (Под бубен.)

Конкурс 2. «Двое в одном валенке».

В старину с тем забавы устраивали, что было под рукой или под ногой. Что у вас на ногах?  А раньше обувь как называлась, в которой  ходили зимой? (валенки). А знаете, сколько затей можно с валенками учинить?

Конкурс- эстафета

     Вот ещё с одной  забавой вы познакомились, а теперь другая.

   

Конкурс 3 «Передай снежинку на кулачке».

        В руках у меня бумажная снежинка, а раньше, когда в деревнях бумага была большой редкостью, их вырезали из бересты. Нужно на кулачках снежинку бумажную передать, да так чтобы она не упала. С какого кулачка упала на тот и возвращается и игра продолжается. Эта игра требует ловкости.

Конкурс 4. «Передай колечко».

Вед.:

        Я надеюсь, вы не забыли, что у нас посиделки? А в старые времена, да и в наши дни принято наряжаться да украшаться. Конечно, наипаче себя украшали девицы. Приходили они на посиделки в бусах покупных да в колечках литых. А парни с этими колечками и бусами забавы устраивали. А знаете, сколько с одним колечком можно устроить разных затей. И по столу катать, и на нитке крутить, и на ёлке средь ветвей прятать. И мы с вами сейчас будем передавать колечко из рук в руки, только не думайте, что с ладошки в ладошку. Колечки будем передавать с мизинца на мизинец. Вот и попробуйте, красны девицы, да добры молодцы, передать это колечко друг дружке, с мизинца на мизинец. Другой рукой и пальцами не помогайте. Готовы? Чья команда первой колечко передаст, та и выиграла.

Конкурс 5. «Весёлое пение».

   

      Вед.:

                А как вы думаете, без чего не может быть новогодних посиделок? Правильно! Без песен.

Песня она любые посиделки украшает. А вы знаете такую забаву, когда песню поют по очереди. Каждый следующий продолжает строчку песни. Поэтому нужно быть внимательным и слушать соседа. (Командам исполнить песню «Маленькой ёлочке холодно зимой»)

Вед.:      Хороши были посиделки с играми, забавами и угощениями. Во главе стола -  самовар. Хорош чаёк в зимние вечера. А что мы знаем о чае?

1. Чай с вареньем и лимоном,

С пряниками и поклоном.

Он бальзам от всех болезней,

И напитка нет полезней.

2. Чёрный, красный и зелёный,

Рассыпной и листовой.

Чай-напиток бесподобный,

Это скажет вам любой.

Хорошо, гостей встречая,

Посидеть за чашкой чая!

3. Ведь полезен разный чай!

Если пьешь ты чёрный чай,

Бодрость льётся через край.

Если чай зелёный пить,

То легко здоровым быть!

4. Ну а красный чай прекрасен,

И не только тем, что красен,

Помни, если чай ты пьёшь, -

Каждый чай собой хорош!

5. Чай в жару нас освежает,

А в морозы согревает,

И сонливость переборет,

И с усталостью поспорит,

Сокрушит любой недуг,

Чай здоровью - лучший друг!

Исполняют песню «Самовар»

Вед.: Это точно. Чай сначала и был как лекарство.

Лекарь испробовал действия отвара из этих листьев на заболевшем придворном: через некоторое время ему стало легче. Вот и начали лечить этим питьем царя и его приближенных. Для крестьян же чай был практически недоступен, и они пили его лишь в особых случаях. Поэтому-то и возникло выражение «чайком побаловаться».

А, вот загадка.

Сладкие, печеные,

Глазурью золоченые,

Тульские резные,

Ажурно-расписные

Кушают Андрюши,

Маши, и Надюши,

И Максимки, и Иринки,

Разломив на половинки.

Угостят и Танечку

Ароматным ….(пряничком)

     

        6.Игра «Ложки»

        В центре игровой площадки на столе лежат ложки, на одну меньше, чем количество игроков. Дети, взявшись за руки, ходят вокруг и говорят стишок:

Кашу мы варили,

Ели да хвалили.

Маленькой Дуняше

Не хватило каши.

Ты не плачь, Дуняша,

Будет тебе каша,

Погоди немножко,

Принесу я ложку.

Как только приговорка заканчивается, дети бегут к столу за ложками. Кому не хватило - выбывает из игры. Затем одна ложка убирается. Игра повторяется до тех пор, пока ребёнок не возьмёт последнюю ложку.

Вед.: Что ж, победить в новогодних посиделках – большой почёт, да только и проиграть – не велика потеря. Так всегда на посиделках было, все баранки и бублики высыпались в одно большое блюдо и каждый, кто хотел лакомился ими, чай прихлёбывая. Вот и мы сейчас стол накроем да ватрушки с творогом на стол поставим, самовар согреем. Будем чай пить да с праздником новогодним поздравлять друг друга. А коль захочется и пляски устроить можем.

 Общий танец – хоровод.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение для детей старшего возраста "Зимние забавы". Развлечение для детей младшего возраста "Зимние забавы".

Стимулировать совместную музыкально-игровую деятельность, развивать эмоциональную отзывчивость. Побуждать детей активно участвовать в развлечении....

ООД. ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ РОДИТЕЛЕЙ И МАЛЫШЕЙ. РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИНЫ «ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ»

уточнить представления о зимних играх, учить рассматривать сюжетную картину, отвечать на вопросы по изображению, воспроизводить движениями конкретные действия, сопровождая их речью; развивать слуховое...

ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ РОДИТЕЛЕЙ И МАЛЫШЕЙ. РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИНЫ «ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ»

Формируем умение рассматривать сюжетные картинки отвечать на вопросы по изображению, воспроизводить движениями конкретные действия сопровождая их речью....

Проект : "Забавы с зимушкой - зимой» по лексической теме «Зимние забавы»"

Проблема. У детей дошкольного возраста недостаточные представления о здоровом образе жизни, не сформированы начальные представления о зимних развлечениях, зимних  видах спорта, способствующих пра...

Статья на тему: «Игры-забавы и игрушки-забавы»

Русские игрушки-забавы – неваляшка, погремушки с различными наполнителем, гремелки, «Лялька», курочки, клюющие зернышки, звенящие деревянные шары, волчки, кувыркающиеся акробат...

Конспект занятия во второй группе раннего возраста по лексической теме «Зимние забавы родителей и малышей. Рассматривание картины «Зимние забавы»

Конспект интегрированного занятия во второй группе раннего возраста по теме "Зимние забавы и развлечения" по программе "От рождения до школы"...