Главные вкладки

    Сотрудничество воспитателя музыкального руководителя.
    статья

    Среди многих проблем последнего времени, касающихся дошкольного воспитания, выделяется проблема взаимодействия воспитателей и специалистов. А проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя - одна из самых важных: от её решения зависит успешность процесса не только музыкального, но и общего эстетического развития дошкольников.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sotrudnichestvo_vospitatelya_i_muzykalnogo_rukovoditelya.docx25.54 КБ

    Предварительный просмотр:

    Сотрудничество воспитателя и музыкального руководителя в развитии музыкальности детей

    Среди многих проблем последнего времени, касающихся дошкольного воспитания, выделяется проблема взаимодействия воспитателей и специалистов. А проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя - одна из самых важных: от её решения зависит успешность процесса не только музыкального, но и общего эстетического развития дошкольников.

    Я думаю, что каждому музыкальному руководителю, хотелось бы видеть заинтересованность воспитателей в процессе музыкального занятия. Когда ребёнок видит, что воспитатель с интересом выполняет все задания, то сам включается в процесс с ещё большим вдохновением. Ведь воспитатель для него абсолютный авторитет, и чтобы не происходило на занятии, ребёнок будет постоянно ориентироваться на воспитателя.

    Музыкальное развитие – это художественно-педагогический процесс, способствующий формированию музыкальности ребенка, его личности и освоению действительности через музыкальные образы. Музыкальная деятельность играет важную роль в развитии выдержки, воли, внимания, памяти, в воспитании коллективизма, что способствует подготовке к обучению в школе. На них осуществляется планомерное воспитание каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.

    Практика работы нашего детского сада показывает, что без активной помощи воспитателя, продуктивность музыкальных занятий оказывается гораздо ниже возможной. Осуществление процесса музыкального воспитания требует от педагога большой активности.

    Воспитывая ребенка средствами музыки, мы, педагоги, должны хорошо понимать ее значение в гармоничном развитии личности. Для этого надо ясно и отчетливо представлять, какими средствами, методическими приемами можно закладывать основы правильного восприятия музыки.

    Педагогическое взаимодействие между воспитателем и музыкальным руководителем необходимо рассматривать как субъект - субъектные отношения, характеризующиеся единством цели, в качестве которой выступает музыкальное развитие ребенка как главного объекта педагогических отношений.

    Проведение музыкальных занятий не является монополией музыкального руководителя, а составляет часть педагогической работы, которую ведет воспитатель.

    Как же проявляется заинтересованность воспитателя в деятельности по музыкальному развитию? Прежде всего, воспитателю необходимо понять, что он такой же участник, как и дети, а не надзиратель. Представьте, что вы ребёнок, вам всё интересно и вы вместе с детьми весело поёте песни, задорно танцуете, вдумчиво слушаете музыку… И делаете это не как повинность, а с душой, но не забываете, что идёт педагогический процесс, который необходимо контролировать.

    Участие воспитателя в музыкальной деятельности зависит от возрастной группы, музыкальной подготовленности детей и конкретных задач.

    Наибольшая роль воспитателю отводится в тех частях ООД, что связаны с музыкально-ритмической деятельностью (упражнения, танцы, игры, меньшая – в процессе слушания музыки, пения и музицирования. Воспитатель, не имеющий специальной музыкальной подготовки, перед ООД должен проконсультироваться с музыкальным руководителем.

    Сотрудничество воспитателя и музыкального руководителя в каждой из возрастных групп различно, а степень его активности обусловлена не только возрастом детей, но и теми конкретными задачами, которые ставит музыкальный руководитель при проведении ООД.

    В младших группах детского сада воспитатель является активным участником педагогического процесса: он поёт вместе с детьми, играет с ними, водит хороводы, следит за правильной позой детей, помогает им при выполнении различных действий. Музыкальный руководитель привлекает воспитателя для показа движений в упражнениях.

    В средней группе детского сада самостоятельность детей возрастает, и функции воспитателя становятся иными. Он действует лишь по необходимости, зачастую в косвенной форме напоминает, указывает, сопоставляет. При разучивании песен, танцев, игр воспитатель показывает их отдельные фрагменты, элементы, при исполнении же с детьми уже выученного музыкального репертуара лишь оценивает их деятельность.

    В группах старшего возраста воспитатель выполняет в основном вспомогательные функции: следит, как дети поют, танцуют, выполняют музыкально-ритмические движения и творчески проявляют себя в различных видах музыкальной деятельности; отмечает ошибки, чтобы в дальнейшем (в индивидуальной работе) их исправить. При знакомстве с инструментальной музыкой проводит беседу по картине, при пении может исполнить отдельный куплет или фразу, при разучивании игры выбирает ведущего, помогает распределить роли, т. е. не участвует, а только организует.

    Жизнь ребенка становится красочнее, полнее, радостнее, если не только в музыкальной деятельности, но и в остальное время в детском саду создаются условия для проявления его музыкальных склонностей, интересов, способностей.

    Умения, полученные в ООД по музыкальному развитию, обязательно должны закрепляться и развиваться также в течение всего дня. В разнообразных играх, на прогулках, в часы, отведенные для самостоятельной деятельности, дети по собственной инициативе могут петь песни, водить хороводы, слушать музыку, подбирать простейшие мелодии на металлофоне. Таким образом, музыка входит в быт ребенка, музыкальная деятельность становится любимым занятием.

    В музыкальной ООД сообщаются новые сведения о музыкальных произведениях, формируются певческие и музыкально-ритмические навыки, обеспечивается последовательное музыкальное развитие всех детей. В повседневной жизни детского сада акцент делается на индивидуальной работе с детьми – развитии их музыкальных способностей, формировании чистой интонации, обучении детей игре на ДМИ. Ведущая роль здесь отводится воспитателю. Учитывая возраст детей, он определяет формы включения музыки в режим дня. Навыки, полученные в ООД, необходимо закреплять, а это значит, что музыка должна звучать и во время индивидуальной работы, утренней гимнастики, подвижных играх, в вечернее часы досуга, стать иллюстрацией к рассказу, сказке и т. д.

    Музыка может быть использована в сюжетно-ролевых творческих играх детей, при проведении некоторых водных процедур, во время прогулки (в летнее время, вечеров развлечений, перед сном. Допускается включение музыки в разные виды деятельности: изобразительной, физкультурной, по ознакомлению с природой и развитию речи.

    Игра, безусловно, является основной самостоятельной деятельностью ребенка вне организованной деятельности. Включение музыки в игру делает ее более эмоциональной, интересной, привлекательной. Возможны различные варианты применения музыки в играх. В одних случаях она является как бы иллюстрацией к действиям игры. Например, играя, дети поют колыбельную песню, празднуют новоселье, пляшут. В других случаях дети отражают в играх впечатления, полученные в музыкальной ООД, праздниках. Многие сюжетно-ролевые игры возникают лишь тогда, когда детям дают игрушечный телевизор, пианино, театральную ширму. Дети начинают играть в «музыкальные занятия», «театр», выступать с концертами по «телевидению».

    Музыка может входить как составная часть и в организованную деятельность. Эстетическое восприятие природы порождает у детей любовь к Родине. Музыка же помогает им более глубоко эмоционально воспринимать образы природы, ее отдельные явления. В то же время, наблюдения за природой углубляют восприятие музыки. Она становится более понятной и доступной. Например, если, идя на прогулку, дети обратят внимание на красивую стройную березку, то воспитатель может предложить детям внимательно ее рассмотреть, вспомнить о ней стихотворение, а еще лучше спеть песню или водить хоровод. Таким образом, воспитатель закрепляет детские впечатления, полученные от непосредственного наблюдения природы при помощи музыкального произведения. Кроме того, воспитатель может проводить летом на прогулках игры с пением. Это придает прогулкам содержательность. Заранее разученный в музыкальной ООД материал, связанный с темой природы, позволяет детям быть более внимательными при наблюдениях. Они начинают понимать, что каждое явление природы, каждое время года по-своему прекрасно. Музыка, в зависимости от задач, которые ставит воспитатель, или предшествует наблюдению, или закрепляет детские впечатления.

    Велика роль воспитателя в руководстве самостоятельной деятельностью детей. В своей работе воспитатель должен применять косвенные методы руководства и гибкий творческий подход. Он активно формирует художественные интересы ребёнка, влияет на его музыкальные впечатления, полученные в совместной музыкальной деятельности, праздниках, в семье.

    Поэтому ещё раз хочется подчеркнуть, что воспитателю необходимо владеть определённым объёмом музыкально-эстетических знаний.

    Воспитатель так же должен позаботиться о создании условий для формирования и проявления творчества в музыкальной деятельности. В первую очередь необходимо в группе выделить место для музыкальной зоны, которая должна содержать технические средства для слушания (магнитофон, музыкальный центр). Во-вторых, важно, чтобы в музыкальном уголке имелись портреты известных композиторов, а также книги музыковедческого характера. Эти книги должны соответствовать возрасту детей и хорошо иллюстрированы. Очень хорошо, если воспитатель подберёт иллюстрации к тем музыкальным произведениям и песням, которые дети изучают в музыкальной ООД.

    Также следует иметь ударные, шумовые, свистящие инструменты как наиболее доступные детям по способам игры и поэтому быстро осваиваемые.

    Особое внимание следует обратить на наличие в музыкальном уголке музыкально-дидактических игр и пособий, которые помогают педагогу формировать у детей достаточно сложные понятия о музыке простыми и доступными средствами.

    Театрализованные игры и игры-драматизации являются средством всестороннего воспитания ребёнка дошкольного возраста. Они обогащают детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивают интерес к литературе, музыке, театру.

    С этой целью в группе оборудуется мини-сцена/ ширма, используются разные виды кукольного театра, ткань, костюмы для ряжения.

    В результате создания благоприятной обстановки и умелого руководства взрослых, начинается самообразование детей.

    Итак, мне бы хотелось подвести итог своего выступления, что только в совместной согласованной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, можно достигнуть поставленных целей программы развития ребёнка:

    -развитие музыкально-художественной деятельности,

    -способности эмоционально воспринимать музыку;

    - приобщение воспитанников к музыкальному искусству.

    Для развития музыкальности детей

    педагогу-воспитателю необходимо:

    1. Знать все программные требования по музыкальному развитию.

    2. Знать музыкальный репертуар своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю в музыкальной ООД.

    3. Оказывать помощь музыкальному руководителю в освоении детьми программного музыкального репертуара, показывать образцы точного выполнения движений.

    4. Организовывать регулярно совместную музыкальную деятельность с детьми группы в случае отсутствия музыкального руководителя.

    5. Проводить индивидуальную работу по музыкальному развитию с отстающими детьми.

    6. Углублять музыкальные впечатления детей путем прослушивания музыкальных произведений в группе с помощью технических средств.

    7. Развивать музыкальные умения и навыки детей (мелодический слух, чувство ритма) в процессе проведения дидактических игр.

    8. Владеть элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах (металлофоне, тембровых колокольчиках, деревянных ложках и др.) .

    9. Осуществлять музыкальное развитие детей, используя все разделы программы: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игру на ДМИ, музыкально-дидактические игры.

    10. Учитывать индивидуальные возможности и способности каждого ребенка.

    11. Развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр в организованной деятельности, на прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной художественной деятельности.

    12. Создавать проблемные ситуации, активизирующие детей для самостоятельных творческих проявлений.

    13. Привлекать детей к творческим играм, включающим в себя знакомые песни, движения, пляски.

    14. Использовать имеющиеся у детей музыкальные умения и навыки в других видах деятельности.

    15. Включать музыкальное сопровождение в организацию режимных моментов.

    16. Принимать непосредственное участие в диагностическом обследовании своих воспитанников по выявлению музыкальных умений и навыков, индивидуальных возможностей каждого ребенка.

    17. Принимать активное участие в подготовке и проведении праздников, развлечений, музыкальных досугов, кукольных спектаклей.

    18. Готовить тематические подборки поэтического материала к развлечениям и музыкальным утренникам.

    20. Быть артистичным, изобретательным, эмоционально отзывчивым.

    Роль воспитателя на музыкальном занятии.

    Часто воспитатели допускают следующие ошибки на занятиях:

    Воспитатель сидит с безучастным видом;

    Воспитатель перебивает исполнение;

    Дает словесные указания наравне с музыкальным руководителем (хотя двух центров внимания не может быть);

    Нарушает ход занятия (входит и выходит из зала);

    Активность воспитателя зависит от трех фактов:

    От возраста детей: чем меньше дети, тем больше воспитатель поет, пляшет и слушает наравне с детьми.

    От раздела музыкального воспитания: самая большая активность проявляется в процессе разучивания движений, несколько меньше в пении, самая низкая – при слушании.

    От программного материала: в зависимости новый или старый материал.

    Воспитатель обязан присутствовать на каждом музыкальном занятии и активно участвовать в процессе обучения детей:

    Поет вместе с детьми (не заглушая детского пения). При пении воспитатель садится на стул перед детьми, чтобы показывать при необходимости, движения, высоту звуков, прохлопывать ритм и пр.

    При обучении детей музыкально-ритмическим движениям (особенно в младших группах) – участвуют во всех видах движений, активизируя тем самым малышей. В старших группах – по мере необходимости (показывая то или иное движение, напоминая построение или давая отдельные указания в пляске и игре).

    Направляет самостоятельную музыкальную деятельность, включая музыку в игры, прогулки, трудовой процесс, используя выученный с муз. руководителем материал.

    Воспитатель должен уметь играть на всех инструментах, которые используются детьми на музыкальных занятиях, чтобы уметь правильно показать детям способы звукоизвлечения на каждом инструменте.

    Повторяет с детьми слова песен, причем не заучивает, как стихи, а поет с детьми.

    Повторяет движения танцев, записав предварительно музыку на аудионоситель.

    Знает приемы кукловождения.

    Чем активнее воспитатель делает эту работу, тем больше нового дети могут узнать на музыкальных занятиях, в противном случае музыкальное занятие превращается в бесконечное повторение одного и того же.

    Советы воспитателям:

    На музыкальном занятии дети должны быть опрятно одетыми, на ногах удобная обувь, девочки обязательно в юбочках.

    Начиная со средней группы детей необходимо строить, чередуя мальчика и девочку.

    На занятия приходить за две-три минуты до начала, чтобы построится и настроить на занятие.

    Во время занятия желательно не покидать зал, чтобы не пропустить какой-либо материал.

    Выполнять вместе с детьми упражнения, движение танцев, дидактически и пальчиковых игр, петь песни и т.д.

    Следить за правильным выполнением движений.

    Перед занятием необходимо соблюдать музыкальную тишину: не включать музыку, так как у детей нарушается слуховое восприятие и сосредоточенность.

    В свободной деятельности закреплять материал, полученный на занятии.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект совместной деятельности воспитателя, музыкального руководителя с детьми и родителями в младшей группе

    Творческая гостиная. Встреча первая. "Зимняя сказка"- сближение детей, родителей, воспитателя через общение в игре, творчестве....

    Конспект совместной деятельности воспитателя, музыкального руководителя с детьми и родителями в младшей группе.

    Предлагаю конспект совместной деятельности воспитателя, музыкального руководителя с детьми и родителями в младшей группе...

    Конспект совместной деятельности воспитателей, музыкального руководителя с детьми старшего дошкольного возраста. Викторина "Мы друзья природы"

    Викторина "Мы друзья природы" в виде соревнования двух команд, которая сопровождается музыкальными играми, централизованной инсценировкой и песнями....

    Анкета для родителей по изучению потребностей и интересов в вопросах сотрудничества с музыкальным руководителем

    Уважаемые родители! Цель данной анкеты: изучить Ваши потребности и интересы в вопросах сотрудничества с музыкальным руководителем....

    "Роль взаимодействия воспитателя, музыкального руководителя и воспитателя по ИЗО в художественно - эстетическом развитии детей"

    В каждом детском саду должна быть построена работа по взаимодействию педагогов ДОУ между собой. Так как одним из требований ФГОС ДО является интеграция всех образовательных областей то, след...