Роль взрослого в коммуникативном развитии ребенка
консультация

Галина Александровна Новикова

Речь пойдет о  том какую роль  взрослый играет  в коммуникативном развитии ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_vzroslogo_v_razvitii_rebenka.docx17.07 КБ

Предварительный просмотр:

Роль взрослого в коммуникативном развитии ребенка

Социально-коммуникативное развитие ребенка – это процесс, в результате которого он учится устанавливать и поддерживать необходимые контакты с окружающим миром и людьми. Основной целью данного направления является позитивная социализация детей, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Показателями коммуникативного развития являются:

  • Выражение эмоций;
  • Умение слушать собеседника;
  • Умение договариваться в конфликтной ситуации.

Важно ли и на сколько важно – коммуникативное развитие современного ребенка?

В процессе общения с ближайшими родственниками малыш знакомится с общечеловеческим опытом, впитывает культуру поведения и формирует представления о предметах, людях и природных явлениях.

На раннем развитии ребенок видит своих родственников и учится на их примерах общаться с окружающими его людьми.

Затем поступив в детский сад в этот круг добавляется воспитатель и другие сотрудники детского сада. А также он активно осваивает сферу общения со сверстниками. В дошкольном возрасте межличностные отношения обуславливают развитие таких сфер как познавательная, социальная и личностная.

Взрослый человек выступает в роли носителя общественных функций и отношений, потому социальная ситуация, характерная для дошкольного возраста, называется «ребенок - общественный взрослый»

Нужно помнить, что общительные дети находят способы выхода из конфликтной ситуации с меньшими негативными последствиями.

Успешные результаты в развитии социально-коммуникативных навыков у дошкольников закладывают основу для раскрытия творческого потенциала, нахождению своего места в мире и построения успеха в жизни и являются одним из основных показателей психологического здоровья.    

Нельзя не отметить, что в современном мире вопросы коммуникативного развития стали весьма актуальными и проблемными. Информационное развитие общества ограничивает и меняет характер общения как детей, так и взрослых.

  • Неадекватные родительские позиции (потакающая, отстраненная, неустойчивая);
  • Незнание нормативов детского развития в онтогенезе (завышенные или заниженные требования к ребенку);
  • Малый объем речевого общения, увлечение гаджетами.

Если раньше родители придя домой контактировали с ребенком, то сейчас они садят его за «гаджет» и спокойно проводят вечер.

Таким образом возникает дефицит общения со взрослым.

Ребенок испытывает ограничения не только в тактильном, но и в эмоциональном отношении.

Дефицит социального взаимоотношения приводит к нарушениям регуляции эмоционально-волевой сферы, формировании самооценки и самосознания.

По данным ЮНЕСКО, 93% современных детей дошкольного возраста смотрят на экран около 4-х часов в день, что намного превышает среднее время общения с родителями.

 Примерно каждый пятый ребенок имеет расстройства психики, детская депрессия (возникающая вследствие материнской депривации, жестокости, смерти значимого для ребенка человека, под влиянием депрессии одного из родителей) существенно снизила возрастную планку, и подростковая депрессия выросла на 37% за последние 15 лет

Савина Е.Г. в своей работе отмечает что именно развитие коммуникативных умений является «важнейшим направлением социально-личностного развития детей»

Козлова К.М   обращает внимание что развитие коммуникативного общения – это «смена качественно-своеобразных целостных образований, представляющих собою определенный генетический уровень коммуникации и называемых формами общения».

В рамках же внедрения Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования   развитие речи дошкольников приобретает первостепенное значение.

        В семье, несмотря на постоянно возрастающий культурный уровень, взрослые   не всегда имеют достаточные   знания, не умеют установить правильные отношения между собой и ребенком, не проявляют достаточной заботы о гармоничном развитии его личности. Поэтому   в детском саду ведут воспитательно-образовательную работу как с детьми, так и с родителями.

       Специалисты детских садов систематически и активно распространяют педагогические знания, помогают семье правильно воспитывать детей, пропагандируют лучший опыт семейного воспитания, развивают преемственные связи между общественным и семейным воспитанием. Систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей предусматривает ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой работы с детьми.

      Таким образом, естественно предположить, что эмоциональные контакты со взрослым могут оказывать стимулирующее влияние на становление вербальной функции благодаря тому, что вызывают у ребенка желание говорить, как говорит взрослый.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль взрослых в воспитании здорового ребенка

Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясните им, и они будут беречься». Так писал Януш Корчак в своей книге «П...

Роль взрослого в овладении речью ребенком

В практике работы с детьми раннего возраста выработались многочисленные приемы, при помощи которых взрослые помогают ребенку быстрее и совершеннее овладеть речью, обогатить словарный запас, развить пр...

Консультация для родителей "Роль взрослого в речевом развитии ребенка"

В данной консультации описаны основные моменты правильного поведения взрослых для полноценного речевого развития ребенка....

Роль сюжетно-ролевой игры в социально-коммуникативном развитии ребенка в средней группе .(из опыта работы)

Из опыта работы ,освещен вопрос о роли сюжетно-ролевых игр в развитии детей дошкольного возраста. В частности, о влиянии сюжетно-ролевых игр на социально-коммуникативное развитие детей ....

Консультация для родителей: "Роль семьи в коммуникативном развитии ребенка"

Формирование коммуникативной сферы ребенка в семье и в окружающем мире....

Из опыта работы: «Роль взрослого в формировании у ребенка навыков общения со сверстниками и взрослыми в процессе игровой деятельности»

Наблюдая за детьми, я обратила внимание на то, что не все дети в группах имеют одинаковый уровень речевого развития: одни правильно произносят слова, могут высказать свою просьбу, общаются друг с друг...