Главные вкладки

    ПРИЕМЫ ФАСИЛИТАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ
    материал

    Берлин Виктория Валерьевна

    С введением ФГОС ДО значительно изменились подходы к организации взаимодействия педагоговс родителями. Если раньше педагоги дошкольного образования видели свою миссию в том, чтобы учить, контролировать действия родителей, указывать на их ошибки, недостатки в воспитании детей, то в настоящее время возникла необходимость вклюения законных представителей ребенка в образовательный процесс. В нормативных документах отмечено, что ответственность за воспитание и развитие детей несутродители, а педагоги дошкольных образовательных организаций (ДОО) обязаны всячески содействовать родителям, но не заменять их. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Берлин Виктория Валерьевна, старший воспитатель

    МАДОУ №1 «Маленькая страна»

    ПРИЕМЫ ФАСИЛИТАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ

    С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) значительно изменились подходы к организации взаимодействия педагогов с родителями. Если раньше педагоги дошкольного образования видели свою миссию в том, чтобы учить, контролировать действия родителей, указывать на их ошибки, недостатки в воспитании детей, то в настоящее время возникла необходимость активного включения законных представителей ребенка в образовательный процесс. В нормативных документах отмечено, что ответственность за воспитание и развитие детей несут родители, а педагоги дошкольных образовательных организаций (ДОО) обязаны всячески содействовать родителям, но не заменять их.

    С точки зрения современных педагогов-исследователей в организации взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации и родителей можно выделить следующие направления:

    • повышение уровня социально-психологической культуры родителей;
    • обеспечение понимания родителями самоценности периода дошкольного детства и его значения для формирования личности в целом;
    • вооружение родителей навыками «педагогической рефлексии»;
    • информирование родителей об особенностях жизни и деятельности детей в дошкольной образовательной организации;
    • помощь родителям в установлении субъектной позиции в образовании своих детей.

    Изучение психолого-педагогической литературы показало, что на современном этапе многие авторы признают, что для реализации данных направлений необходимо искать новые технологии работы с родителями. Технологии фасилитации позволяют по-новому взглянуть на роль педагога в работе с детьми и родителями.

    Понятия «фасилитация» и «фасилитатор» (от англ. facilitate – облегчать, помогать, способствовать) пришли в педагогику из гуманистической психологии. Разработку концепции педагогической фасилитации начал в 50-х гг. ХХ века К. Роджерс совместно с другими представителями гуманистической психологии. В отечественной педагогике вопросы   фасилитации    рассматривают    Э.Ф.    Зеер,    И.В.    Жижина,  Р.В. Овчарова, С.Я. Ромашина и др. В области дошкольного образования вопросами внедрения  фасилитативных  технологий  в  ДОО  занимается  А.А. Майер.

    Фасилитативная педагогика меняет взгляд на установление взаимодействия между родителями и педагогами дошкольного образования. В процессе активного сотворчества и соразвития родители из «ведомых» постепенно превращаются в «сведущих», а затем и в «ведущих». Роль воспитателя, как фасилитатора, человека, поддерживающего и стимулирующего, заключается в создании необходимых условий для свободного жизнепроявления. Конечной целью работы педагога- фасилитатора должна стать самостоятельность и активность родителей в решении всех необходимых вопросов, связанных с образованием детей.

    Осознавая необходимость изменить традиционный подход к взаимодействию педагогов с родителями, коллектив МАДОУ №1 «Маленькая страна», начиная с 2018 года, начал использовать приемы фасилитативных технологий. Была разработана программа взаимодействия с родителями «Семья». В соответствии с образовательными областями, обозначенными в ФГОС ДО, определены направления работы: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие и речевое развитие.

    В области художественно-эстетического развития детей совместно с родителями организовывались театрализованные постановки, как с долгосрочной подготовкой, так и театр-экспромт. Задачей педагогов детского сада было не только привлечение родителей к созданию костюмов, декораций, помощи детям в репетициях, но и побуждение к участию в написании сценария к постановкам, исполнению ролей в спектаклях. Для театрализованных постановок выбирались народные и авторские сказки с  большим количеством действующих лиц, такие как «Заюшкина избушка»,

    «Волк и семеро козлят», «Теремок» и другие.

    Особый интерес у родителей вызвало участие в занятиях студии изобразительного искусства, на которых была предоставлена возможность ознакомиться с нетрадиционными техниками рисования, использованием нестандартных материалов в продуктивной деятельности. Многие родители, имея навыки творческой деятельности, смогли организовать мастер-классы для дошкольников, демонстрируя свою субъектную позицию и заинтересованность в образовании детей.

    Для привлечения родителей к участию в познавательном развитии дошкольников, были организованы детско-родительские игровые, где законные представители, самостоятельно изготовив развивающую математическую игру, учили детей в нее играть. Организация квест-игр, экспериментальных лабораторий позволила обратить внимание родителей на специфику знакомства детей с научными знаниями. Результатом информирования родителей в области современных тенденций в дошкольном образовании стало создание домашних мини-музеев, лэпбуков и последующая их презентация в группе.

    В области физическое развитие, наряду с традиционными семейными соревнованиями, проводились совместные с родителями утренние физические зарядки различной направленности, например логопедическая, математическая зарядки и другие.

    Осуществляя взаимодействие с родителями в социально- коммуникативном развитии детей, педагоги детского сада в течение года планировали и проводили совместные экскурсии в магазины, библиотеки, школы, на рабочие места родителей. По материалам экскурсий и других ярких событий в каждой группе делались пубикации, также фотоматериалы обобщались и оформлялись в соц. сетях,  при активном участии родителей.

    Взаимодействие с родителями в области речевого развития обеспечивалось логопедом детского сада. Для старших дошкольников и их родителей один раз в месяц проводились развивающие логопедические сюжетно-ролевые игры. Родители вместе с детьми учились делать дыхательную, артикуляционную, пальчиковую гимнастику, учились слушать и различать разные звуки, правильно произносить чистоговорки и скороговорки. В детском саду стала традиционной ярмарка детско-родительских работ» Осенний вересень», конкурс «Новогодняя фантазия» и многие другие. Такая работа позволяет детям научиться держаться перед публикой, отвечать и задавать вопросы, а взрослым почувствовать сопричастность к образовательному процессу.

    Приемы фасилитативной технологии успешно использовались в организации родительских собраний. Планируя собрания в течении года, мы придерживались рекомендаций А.А. Маера, предложившего реализовывать 4 блока родительских собраний:

    1. й блок  «Мы их……». Такого рода собрания предполагают ведущую роль педагога и рассчитаны на вооружение родителей необходимыми психолого-педагогическими знаниями. Родительские собрания проводились в форме заседания дискуссионного родительского клуба, обсуждались темы:

    «Воспитываем вместе», «На пороге школы», «Что такое ФГОС ДО» и другие. Необходимо отметить, что воспитатель на таких собраниях не просто доносил информацию, а выступая в роли тьютора, организовывал совместное обсуждение, обобщение имеющейся информации с использованием интерактивных форм организации взаимодействия.

    1. й блок  «Мы с ними….». В этом блоке собрания организовывались воспитателем совместно с родителями и проводились в форме Брейн-рингов, круглых столов, творческих гостиных, педагогических лабораторий. Родители под руководством воспитателя подбирали материал, готовили выступления, задания, игры, позволяющие в непринужденной обстановке решать текущие вопросы образования детей.
    2. й блок  «Они с нами…». Специфика этого блока заключается в том, что родители самостоятельно определяют тему родительского собрания, обсуждают с педагогом вопросы, которые необходимо осветить, возможные формы проведения, необходимость присутствия специалистов детского сада. Собрание проводят члены родительского комитета, либо заинтересованные и компетентные в обсуждаемой теме родители.
    3. й блок  «Они без нас….». Этот блок собраний родители проводят самостоятельно без участия педагогов, подводят итоги, анализируют произошедшее за год, что было положительным, что  отрицательным, каких результатов достигли к концу года, какие трудности встретили на своем пути и т.д.

    Перед каждым собранием воспитателями проводилось анкетирование, целью которого было выявление наиболее актуальных для родителей вопросов, обеспечение мотивации к обсуждению выявленных проблем. Обозначить важные для обсуждения темы позволяла родительская почта и личные блоги воспитателей, где родители могли задавать интересующие их вопросы. Немаловажным было использование рефлексивных листов, позволяющих обеспечить обратную связь и вооружить родителей элементами педагогической рефлексии.

    Таким образом, приемы фасилитативных технологий, используемые в организации взаимодействия педагогов дошкольного образования и родителей, позволяют создать основу для проявления субъектной позиции родителей в образовании детей, обеспечить для законных представителей детей ситуацию доверия, открытости и успеха, а значит способствовать эффективному образованию дошкольников.

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Давыдова О.И. Как эффективно использовать технологии фасилитации на родительских собраниях в ДОО / О.И. Давыдова, А.А. Майер. – Москва : Центр педагогического образования, 2014. – 144 с.
    2. Кощиенко И. В. Взаимодействие педагогов и родителей как социальная и психолого- педагогическая проблема // Проблемы педагогики и психологии. – 2011. – №1. – С. 209- 212.
    3. Ромашина С.Я. Фасилитативная педагогика в высшем образовании / С.Я. Ромашина, А.А. Майер // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2012. – № 2. – С.45-49.
    4. Филь Т.А. Фасилитация в педагогической деятельности // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2013. – № 32. – С. 71- 75.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья "Организация взаимодействия педагогов и родителей на этапе подготовки детей к обучению в школе"

    Опыт работы по организации взаимодейтсив япедагогв и родителей по подготовке детей к обучению в школе....

    Консультация для педагогов Тема: «Организация взаимодействия педагогов с родителями старших дошкольников с ОНР»

    В работах А.В. Запорожца, М.И. Лисиной и многих других указывается на тот факт, что общения ребенка со взрослым является основой его психического развития. Еще Л.С. Выготский говорил о том, что наибол...

    Проект «Создание оптимальных условий для комфортной благоприятной адаптации детей 2-3 лет к условиям ДОУ через организацию взаимодействия педагогов и родителей»

    Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Часто случается...

    Организация взаимодействия педагогов с родителями воспитанников и возрастные особенности детей 3-4 лет

    Всем известно, что взаимодействие педагогов с родителями очень сложный процесс, он требует специальной подготовки воспитателей. В первую очередь необходима убеждённость педагогов в том, что взаимодейс...

    Организация взаимодействия педагогов с родителями

        Как показывает практика общения с родителями, любой разговор лучше начинать и заканчивать в позитивном, дружественном тоне.При обсуждении любой темы первое, что должны увидеть род...

    Статья на тему: "Организация взаимодействия педагогов и родителей в логопедической группе"

    Статья адресована воспитателям логопедических групп. В статье представлен опыт организации взаимосвязи педагогов и родителей, способствующий наиболее эффективному способу коррекции недостатков речевог...

    Использование здоровьесберегающих технологий в рамках взаимодействия педагогов с родителями воспитанников.

    В настоящее время идет постоянный поиск методов оздоровления детей в условиях детского сада. От состояния здоровья в первую очередь зависит возможность овладения детьми всеми умениями и навыками, кото...