Главные вкладки

    Адаптированная образовательная программа для детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья
    рабочая программа

    Адаптированная образовательная программа

    для детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon adaptirovannaya_programma_sindrom_dauna.doc232 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад «Сказка»

    ПРИНЯТА:                                                                                                УТВЕРЖДАЮ:

    Советом педагогов МКДОУ                                                                Заведующая МКДОУ

    детского сада «Сказка»                                                                        М.Ю. Селиверстова________ протокол № _____                                                                                Приказ №________                                                                                                                                                 

    от «  » сентября 2019                                                                            «  » сентября  2019 г.

    Адаптированная образовательная программа

    для детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья

    (синдром Дауна)

    Воспитатели: Губанова Е.Н.

    Селянина Н.Л..

    2019 г.

    Содержание

    I.Целевой раздел

    Пояснительная  записка  индивидуальной  адаптированной образовательной  программы  для  ребенка  с  ОВЗ

    (синдром  Дауна)

    3

    1.2.

    Цели  и  задачи  реализации  Программы

    4

    1.3.

    Принципы  и  подходы  к  реализации  Программы

    4

    1.4.

    Характеристики, значимые  для  разработки  и  реализации  Программы

    5

    1.5.

    Планируемые  результаты  как  целевые  ориентиры  освоения воспитанником  Программы

    7

    II. Содержательный раздел

    2.1.

    Коррекционно-образовательная  деятельность  в  соответствии  с                    направлениями  развития  ребенка  с  синдромом  Дауна, представленными  в  пяти  образовательных  областях

    10

    2.2.

    Вариативные  формы, способы, методы, средства  реализации Программы

    13

    2.3.

    Организация  коррекционно-развивающей  деятельности  для  ребенка           с  синдромом  Дауна

    14

    2.4.

    15

    III. Организационный раздел

    3.1.

    Обеспеченность  методическими  материалами  и  средствами  обучения  и  воспитания

    21

    I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

    1.1.Пояснительная записка

    На современном этапе в условиях внедрения ФГОС ДО концепция интегрированного обучения и воспитания является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране. Это означает равномерное включение развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной) личности во все возможные и необходимые сферы жизни социума, ее достойный социальный статус и самореализацию в обществе.

    Постепенное включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в коллектив сверстников с помощью взрослого требует от педагога новых психологических установок на формирование умения взаимодействовать в едином детском коллективе. Такой ребенок может реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и особых образовательных потребностей, заданных характером его психического развития.

    Индивидуальная адаптированная образовательная программа МКДОУ детский сад «Сказка» для ребенка с ОВЗ (синдром Дауна) (далее – Программа) разработана на основании нормативно-правовых документов, регламентирующих функционирование системы дошкольного и коррекционного образования в Российской Федерации:

    • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
    • Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
    • Комментарии Минобрнауки России к ФГОС дошкольного образования от 28.02.2014 г. № 08-249
    • Приказ Минобрнауки России от 30августа 2013 г. N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»
    • Приказ Минобрнауки России от 28.12.2010 г. № 2106 «Об утверждении и введении в действие федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»
    • Письмо Минобрнауки России от 07.06.2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»
    • Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.3049-13).
    • Основная образовательная программа дошкольного образования МКДОУ детский сад «Сказка».

    Программа обеспечивает комплексную психолого-педагогическую и медико-социальную помощь, ориентируясь на основные характеристики образовательной системы учреждения (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров Программы).

    Программа предусмотрена для освоения ребенком с синдромом Дауна в возрасте 2-х лет образовательных отношений в общеразвивающей группе сверстников.

    Программа разработана на основе базовых программ: Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой в соответствии с ФГОС и «Ранняя педагогическая помощь детям с отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки» / М. Питерси, Р. Трилор.

    1.2. Цели и задачи реализации индивидуальной адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ

         Цель реализации Программы: 

    • ранняя коррекция психофизического развития ребенка с синдромом Дауна с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей в условиях общеразвивающей группы сверстников.

    Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:

    • создать условия для всестороннего развития ребенка с синдромом Дауна в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников;
    • формировать у ребенка представления о самом себе и элементарных навыках для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения к себе; умения сотрудничать со взрослыми и сверстниками, адекватно воспринимать окружающие предметы и явления, положительно относиться к ним;
    • объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
    • взаимодействовать с родителями воспитанника (законных представителей) для обеспечения полноценного психофизического развития ребенка с синдромом Дауна.

    1.3. Принципы и подходы к формированию Программы

    Программа построена на следующих принципах:

    • развивающего обучения связан с необходимостью не только преодоления отставания и нормализации развития, но и его обогащения, то есть амплификации развития; определение индивидуальных возможностей ребенка с синдромом Дауна возможно только при активном участии педагогов, которые «ведут» развитие ребенка, выявляют его потенциальные возможности, зону ближайшего развития;
    • коррекционной направленности воспитания и обучения, предполагающий индивидуально-дифференцированный подход к ребенку, построенный на учете структуры и выраженности нарушений ребенка, выявлении его потенциальных возможностей ребенка; является одним из ведущих в воспитании и обучении детей с ОВЗ; пронизывает все звенья воспитательно-образовательного процесса;
    • учета ведущего вида деятельности, основной акцент делается на организации самостоятельных детских «открытий» в процессе разнообразных видов деятельности детей (игре, общении, исследовании и пр.); педагог выступает, прежде всего, как организатор образовательного процесса;
    • системности опирается на представление о речи, как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой  находятся в тесном взаимодействии, в связи с этим изучение речи, процесса ее развития и коррекции нарушений предполагает воздействие на все компоненты, все стороны речевой функциональной системы;
    • психологической комфортности, взаимоотношения между детьми и взрослыми строятся на основе доброжелательности, поддержки и взаимопомощи;
    • целостности, стратегия и тактика образовательной работы с детьми опирается на представление о целостной жизнедеятельности ребенка. У ребенка формируется целостное представление о мире, себе самом, социокультурных отношениях;
    • вариативности, детям предоставляются возможности выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, информации, способа действия;
    • интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
    • интерактивный принцип построения образовательного процесса на основе разработанной «Сетки» в основной образовательной программе дошкольного образования ДОУ, в которую включены основные события, ориентированные на все направления развития ребенка дошкольного возраста.

    Такой подход обеспечивает:   «проживание» ребенком содержания дошкольного образования во всех видах детской деятельности;  поддержание эмоционально-положительного настроя в течение всего периода освоения Программы;   многообразие форм подготовки и проведения мероприятий;  возможность реализации принципа построения программы по спирали (от простого к сложному);  выполнение функции сплочения общественного и семейного дошкольного образования (включение в совместную образовательную деятельность родителей воспитанников).

    1.4. Характеристики, значимые для разработки и реализации Программы

    Учреждение образовательную деятельность осуществляет по адресу: п. Лиственичный, ул. Ценральная д.7.

    Режим работы дошкольного учреждения – 12 часов, рабочая неделя – 5 дней. В реализации программы задействованы 3 педагогов, из них: 2 воспитателя, музыкальный руководитель.

    Учреждение располагает достаточно хорошей материально-технической базой: предметная среда в группе оптимально насыщены, выдержана мера «необходимого и достаточного» для каждого вида деятельности, представляет собой «поисковое поле» для ребенка, стимулирующее процесс его развития и саморазвития, социализации и коррекции.

    Характеристика ребенка с синдромом Дауна

    Синдром Дауна - врожденное нарушение развития, проявляющееся умственной отсталостью, нарушением роста костей и другими физическими аномалиями. Для больных с синдромом Дауна характерно сохранение физических черт, свойственных ранней стадии развития плода, в том числе узких раскосых глаз, придающих больным внешнее сходство с людьми монголоидной расы; маленькая округлая голова, гладкая влажная отечная кожа, сухие истонченные волосы маленькие округлые уши, маленький нос, толстые губы, поперечные бороздки на языке, который зачастую высунут наружу, т. к. не помещается в полости рта. Пальцы короткие и толстые, мизинец сравнительно мал и обычно загнут вовнутрь. Расстояние между первым и вторым пальцами на кистях и стопах увеличены. Конечности короткие, рост, как правило, значительно ниже нормы.

    Интеллект обычно снижен до уровня умеренной умственной отсталости. Традиционно описываются такие черты, как покорность, ласковость, сочетающиеся с упрямством, отсутствием гибкости, склонность к подражательству, а также чувство ритма и любовь к танцам.

    Особенности развития ребенка с синдромом Дауна

    Структура психического недоразвития ребенка с синдромом Дауна своеобразна: речь появляется поздно и на протяжении всей жизни остаётся недоразвитой, понимание речи недостаточное, словарный запас бедный, часто встречается звукопроизношения в виде дизартрии или дислалии. Трудности в освоении речи связаны с частыми инфекционными заболеваниями среднего уха, снижением остроты слуха, пониженным мышечным тонусом, маленькой полостью рта, задержкой в интеллектуальном развитии; кроме того, маленькие и узкие ушные каналы. Всё это отрицательно влияет на слуховое восприятие и умение слушать, то есть слышать последовательные согласованные звуки окружающей среды, концентрировать на них внимание и узнавать их.

    Ребенок с синдромом Дауна фиксируют своё внимание на единичных особенностях зрительного образа, предпочитает простые стимулы и избегает сложных изобразительных конфигураций.

    Эмоциональная сфера остаётся практически сохранённой. Они могут любить, смущаться, обижаться, хотя иногда бывают раздражительными, злобными и упрямыми. Большинство из них любопытны и обладают хорошей подражательной способностью, что способствует привитию навыков самообслуживания и трудовых процессов. Уровень навыков и умений, которого может достичь ребенок с синдромом Дауна весьма различен. Это обусловлено генетическими и средовыми факторами.

    Коррекционное обучение ребенка с синдромом Дауна может привести к значительным сдвигам в его развитии, что должно повлиять на качество жизни и дальнейшую судьбу. 

    Характеристика воспитанника ДОУ

    Воспитанник 2г., синдром Дауна, регулярная трисометрия по 21 хромосоме. Задержка психо-речевого развития. Субклинический гипотериоз. ВПС.

    Мальчик достаточно контактен, с незнакомыми застенчив, стеснителен. Настроение в целом позитивное. Понимает простейшие инструкции, помощь взрослого принимает. Не конфликтен, не агрессивен, эмоционален.

    Темп деятельности неравномерный.

    Основные культурно-гигиенические навыки не сформированы.

    Отмечается неравномерность развития ребенка в различных сферах: наиболее развита двигательная и социально-эмоциональная сфера, речевая деятельность неразвита.

    Преобладает зрительное запоминание. Восприятие развито не достаточно, (зрительное восприятие преобладает над слуховым), процесс наблюдения на стадии формирования. Активное внимание нарушено, истощаемо. Переключаемость и распределение внимания характеризуется незавершенностью, отвлекаемостью, не сформирована его концентрация.

    Познавательная активность низка, истощаема, игровой интерес отсутствует.

    Общая координация движений и мелкая моторика снижены, захват и сила сжатия предмета в норме.

    Отмечается грубая задержка речевого развития, присутствуют вокализации, беспорядочные сочетания звуков.

    Волевые установки не развиты, отмечается замена гибкого поведения, на однотипные, многократно заученные повторяемые действия.

    Уровень актуального развития 1г.

    1.5. Планируемые результаты как целевые ориентиры освоения воспитанником индивидуальной адаптированной образовательной программы  

    Планируемые результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров – характеристик возможных достижений ребенка, которые зависят от ряда факторов, в том числе: от характера, структуры и степени выраженности первичных нарушений; от наличия и степени выраженности вторичных нарушений: психофизических свойств ребенка с синдромом Дауна (скорости целенаправленных психических процессов, выносливости, эффективности долговременной декларативной памяти), свойств, обеспечивающих управление психическими процессами (устойчивости целенаправленного поведения, гибкости психических процессов, торможения психических реакций, планирования поведения); сенсомоторных возможностей (удержания равновесия и передвижения, зрительно-моторной координации, билатерального взаимодействия рук); интегративных возможностей (зрительно-моторного, слухоречевого подражания, ориентировочно-исследовательского поведения).

    Целевые ориентиры образования в раннем возрасте:

    • Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.

    • Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; проявляет навыки опрятности.

    • Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу.

    • Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами.

    • Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку.

    • С пониманием следит за действиями героев кукольного театра.

    • У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

    Реализация программы предполагает оценку индивидуального развития детей в рамках педагогического мониторинга (диагностики).

    Мониторинг индивидуального детского развития проводится два раза в год (в сентябре, в мае), целью которого является определение уровня психического развития и состояния интеллекта ребенка с синдромом Дауна

    Интересующие сведения можно получить при использовании таких методов, как непосредственная беседа с родителями ребёнка, педагогическое наблюдение. Педагогическое наблюдение должно быть специально спланированным, точно ориентированным и систематическим. Оно позволяет оценить степень сформированности деятельности в целом — ее целенаправленность, организованность, произвольность, способность к планированию действий. Особенно важно наблюдение за познавательной активностью ребенка, в процессе которого может отмечаться мотивационный аспект деятельности.

    Полученные сведения позволяют в дальнейшем целенаправленно вносить коррективы в организацию процесса воспитания и обучения ребенка с синдромом Дауна.

    II. Содержательный раздел

    2.1. Коррекционно-образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка с синдромом Дауна, представленными в пяти образовательных областях

    Содержание программы ориентировано на разностороннее развитие ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных возможностей, поэтому должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определённые направления развития и образования дошкольников:

    -социально-коммуникативное развитие,

    -познавательное развитие,

    -речевое развитие,

    -художественно-эстетическое развитие,

    -физическое развитие.

    Содержание образовательных областей

    Направление

    Образовательная область

    Разделы, цели и задачи

    Физическое развитие

    Здоровье

    Учить:  

    • самостоятельно умываться мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом;
    • учить пользоваться расческой, носовым платком;
    • навыкам аккуратного приема пищи: правильно пользоваться столовыми приборами (ложка), пользоваться салфеткой.

    Адаптивная физическая культура

    Учить выполнять упражнения по показу, по подражанию и отдельные задания по речевой инструкции.

    Развитие общих движений:

    • учить переползать под скамьей, под ворота, через обруч;
    • учить ударять ногой по мячу (играть в футбол).  
    • учить выполнять движения под речевые высказывания: ходить в присядку, руки на коленях («Мы маленькие цыплятки, мы говорим-цып-цып. Мы маленькие утятки, мы говорим – кря-кря»).

    Развивать движения рук и совершенствовать ручную и мелкую моторику:

    • учить ловить мячи разного размера и разные по весу; доставать предметы, находящиеся вверху, становясь на носочки.

     Социально-коммуникативное развитие

    Безопасность

    Закреплять элементарные правила поведения в детском саду: играть с детьми, не мешая им и не причиняя боль.

    Закреплять правила безопасного передвижения в помещении: быть осторожными при ходьбе (смотреть под ноги).

    Социализация

    Формировать потребность эмоционально-личностного контакта со взрослыми.

    Учить здороваться, прощаться, благодарить.

    Формировать способность адекватно реагировать на выполнение режимных моментов: переход от бодрствования ко сну, к занятиям.

    Продолжать совершенствовать представления о своих частях тела и лица, их назначении, уточнить представление об их назначении в игровой форме: «Где глазки, носик, где ротик?»,

     «Где голова спинка, руки, ноги?»; (провести игру подуем на шарик).

    Продолжать формировать способы взаимодействия со сверстниками: здороваться и прощаться при встрече, передавать игрушки, вместе парами ходить по помещениям учреждения т.д.

    Труд

    Воспитывать желание участвовать в элементарной трудовой деятельности.

    Побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений. Приучать соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке.

    Познавательное развитие

    Познание

    Ориентировка в пространстве.

    Учить ориентироваться в расположении частей своего тела.

    Развитие продуктивной (конструктивной) деятельности

    В процессе игры с настольным и напольным строительным материалом знакомить с деталями – кубик, кирпичик.

    Продолжать учить сооружать элементарные постройки по образцу, поддерживать желание, что-то строить самостоятельно.

    Продолжать учить действовать двумя руками.

    По окончании игры приучать убирать все на место.

    Ознакомление с окружающим миром

    Дать представление о предметах окружающей действительности (игрушки, посуда, одежда, мебель и т.д.).

    Продолжать учить узнавать предметы в ближайшем окружении и на картинках, показывать, личные вещи.

    Коммуникация

    Развитие слухового внимания и восприятия.

    Развивать слуховое внимание и слуховое восприятие.

    Развитие понимания речи.

    Развивать понимания речи:

    • понимание конкретных слов (жестов) и обиходных выражений;
    • понимание однословного предложения;
    • понимание вопросов: «Куда?  Где? Откуда? Что? Кому? Откуда? Для    кого?»;
    • понимание целостных словосочетаний, подкреплённых наглядным     предметным   действием;
    • понимание двухсловного предложения.

    Формирование двигательных навыков и жестикуляции.

    Формировать направленность к собеседнику и речевую позу.

    Формировать целостное речевое движение.

    Развивать жестикуляцию.

    Формирование подвижности органов речи.

    Формировать голос.

    Формировать речевой выдох.

    Развивать подвижность органов речи.

    Развитие элементарных произносительных навыков.

    Формирование экспрессивной речи.

    Накопление пассивного словаря.

    Развитие неречевых психических функций.

    Развитие общей и мелкой моторики.

    Речевое развитие

    Художественно-эстетическое развитие

    Восприятие художественной литературы и фольклора

    Формировать эмоциональное восприятие литературных произведений и интерес к ним.

    Закреплять умение слушать художественный текст и реагировать на его содержание.

    Приобщать к рассматриванию иллюстраций в книгах.

    Продолжать учить выполнять игровые действия, соответствующие тексту знакомых потешек.

    Вызывать голосовые реакции при чтении художественных произведений, добиваться звукоподражаний.

    Изобразитель-

    ная деятельность

    Рисование. Учить наносить отпечатки на листе бумаги с помощью своих пальчиков и ладошек; держать в руке карандаш, фломастер, кисточку. Учить наблюдать за действиями взрослого при рисовании.

    Лепка. Воспитывать интерес к лепке.

    Закреплять знания о свойствах пластилина: мягкий, можно отделять куски лепить из него.

    Музыкальная деятельность

    Учить внимательно слушать музыкальные произведения и мелодии, исполняющиеся на различных инструментах.

    Формировать эмоциональное общение ребенка со взрослым, развивать предпосылки к общению со сверстниками.

    Учить получать положительные эмоции в процессе музыкальной и театрализованной деятельности

    Содержание образовательных областей предполагает перспективное тематическое планирование коррекционно-образовательного процесса на 2019  - 2020 учебный год

    2.2.Вариативные формы, способы, методы, средства реализации Программы

    Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы подбираются с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанника с ОВЗ, специфики его образовательных потребностей и интересов в разных видах детской деятельности, социального запроса родителей (законных представителей).

    Виды детской деятельности:

    Образовательная область

    Формы организации детских видов деятельности

    Социально-коммуникативное развитие

    Игровые ситуации, дидактические игры, подвижные игры, творческие игры (сюжетные, сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные) и др.

    Беседы, речевые ситуации.

    Познавательное развитие

    Непосредственно образовательная деятельность, наблюдения, экскурсии, целевые прогулки.

    Речевое развитие

    Непосредственно образовательная деятельность, игры.

    Художественно-эстетическое развитие

    Непосредственно образовательная деятельность.

    Слушание музыкальных произведений, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры.

    Физическое развитие

    Непосредственно образовательная деятельность, утренняя гимнастика, игровые упражнения, двигательные паузы.

    Для решения образовательных задач Программы используются следующие методы обучения:

    Методы по источнику знаний

    Методы по характеру образовательной деятельности

    Словесные

    Наглядные

    Практические

    Информационно-рецептивный

    Репродуктивный

    Частично-поисковый

    Активные методы

    Формы организации каждой образовательной деятельности – индивидуальная, продолжительностью 10 минут.

    Коррекционно-развивающая работа с ребенком  с синдромом Дауна в основном представляет собой игровую деятельность. Педагогический замысел каждого игрового занятия направлен на решение коррекционно-развивающих, образовательных и воспитательных задач. Все специалисты, работающие с воспитанником, используют в разных формах организации детской деятельности  именно игровой метод как ведущий.

    В середине каждой непосредственно образовательной деятельности статического характера педагог проводит физкультурные минутки. Обязательны десятиминутные перерывы между периодами непосредственно образовательной деятельности.

    2.3. Организация коррекционно-развивающей деятельности для ребенка           с синдромом Дауна

    Основной формой организации коррекционно-развивающей деятельности в дошкольном образовательном учреждении для ребенка с синдромом Дауна являются индивидуальные педагогические мероприятия, на которых осуществляется формирование, коррекция и компенсация психических процессов и развитие языковой системы. Коррекционно-развивающая работа предполагает четкую организацию пребывания ребенка в детском саду, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию.

    Цель коррекционной работы – это максимальная коррекция и компенсация психических процессов и познавательных способностей ребенка с синдромом Дауна; освоение им коммуникативной функции языка, приближенными к возрастным нормативам.

    В соответствии с поставленными целями в ходе реализации программы решаются следующие задачи:

    • системное, комплексное изучение личностных психофизических особенностей ребенка, способствующее накоплению количественных и качественных показателей для определения содержания и основных направлений коррекционной работы;
    • сочетание изучения развития ребенка с целенаправленным педагогическим воздействием, позволяющим программировать динамику перехода ребенка из зоны актуального развития в зону ближайшего развития;
    • систематическая регистрация результатов обследования, позволяющая проследить эффективность коррекционно-педагогического воздействия, помогающая определить перспективу развития ребенка и выработать рекомендации по дальнейшему воспитанию и обучению;
    • интеграция полученных в результате обследования данных в различные образовательные занятия;
    • использование новейших методик и технологий для оказания комплексной дифференцированной помощи ребенку, испытывающих затруднения в различных видах деятельности.

    Коррекционная работа включает время, отведенное на:

    • индивидуальные коррекционно-развивающие занятия учителя-логопеда;
    • непосредственно образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) с квалифицированной коррекцией недостатков в психофизическом развитии ребенка;
    • образовательную деятельность с квалифицированной коррекцией недостатков в развитии ребенка, осуществляемую в ходе режимных моментов;
    • самостоятельную деятельность ребенка;
    • взаимодействие с семьей ребенка по реализации индивидуальной адаптированной программы дошкольного образования для ребенка с синдромом Дауна.

    Структура коррекционной работы представлена блоками:

    I блок. Диагностический

    Для успешности воспитания и обучения ребенка необходима правильная оценка его возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-медико-педагогической диагностике, позволяющей:

    • выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка с синдромом Дауна;
    • спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;
    • оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;
    • определить условия воспитания и обучения ребенка;
    • консультировать родителей ребенка.

    Одним из основных принципов диагностики нарушенного развития является комплексный подход, который включает всестороннее обследование, оценку особенностей развития ребенка с синдромом Дауна всеми специалистами и охватывает познавательную деятельность, поведение, эмоции, волю, состояние зрения, слуха, двигательной сферы, соматическое состояние, неврологический статус. Изучение ребенка включает медицинское (на уровне медицинских учреждений) и психолого-педагогическое обследование.

    Обследование ребенка проводится индивидуально учителем-логопедом, воспитателем. На основании данных, полученных каждым специалистом, на психолого-медико-педагогическом консилиуме выносится коллегиальное заключение, и составляются рекомендации для разработки индивидуальной адаптированной программы, с учетом его возможностей и особенностей, ведется планирование коррекционных мероприятий.

    В середине учебного года ПМПк специалистов проводит промежуточный мониторинг динамики развития, его успешности в усвоении основной и индивидуальной коррекционной программы развития, куда в случае необходимости вносятся изменения. В конце учебного года (май) консилиум обсуждает результаты коррекционно-развивающего обучения ребенка на основании динамического наблюдения и делает вывод об эффективности коррекционно-образовательной работы. 

    Учитель-логопед проводит комплексное обследование речи детей, которое включает: обследование звукопроизношения, фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза, лексического строя речи, особенностей словообразования, грамматического строя речи, связной речи.

    Воспитатель осуществляет наблюдение за ребенком в течение дня.

    Медицинское обследование включает изучение данных анамнеза, изучение и оценку соматического здоровья в соответствии с возрастом ребенка и диагнозом.

    II блок. Коррекционно-развивающий

    Коррекционно-развивающая работа с ребенком осуществляется индивидуально ежедневно (в чередовании разными специалистами).

    Большая часть мероприятий проводится в отдельных, специально оборудованных для этого кабинетах. Кабинеты оснащены дидактическим и учебным материалом, обеспечивающим возможность проведения эффективной коррекционной работы.

    Продолжительность одного организованного педагогического мероприятия составляет 5 - 10 минут, включая непосредственно содержательный аспект в соответствии с сеткой важных дел, пальчиковые игры и игровые упражнения, артикуляционную гимнастику, интерактивные мультимедийные презентации, подвижные и речевые игры, организационные и заключительные моменты занятия.

    Содержание материала подобрано таким образом, чтобы способствовать не только преодолению незрелости познавательно-речевой сферы ребенка, но и его социальной адаптации к окружающей действительности, формированию познавательных интересов.

    Содержание психолого-педагогической работы по освоению ребенком образовательных областей в группе наряду с задачами, отражающими специфику образовательной области, включает реализацию коррекционно-развивающих задач.

    Коррекционно-развивающая работа строится на основе личностно-дифференцированного подхода с включением оперирования разными видами обучения, методами и приемами актуализации знаний ребенка и его психических процессов.

     Дифференциация деятельности педагогических работников группы и Содержание работы определяется с учетом индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, структуры отклоняющего дефекта в рамках единой лексической темы и планируется на каждую неделю.

    Одним из условий повышения эффективности коррекционно-педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка (культурные ландшафты, физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая, музыкально-театральная среда и др.).

    Важным условием при организации работы в группе является соблюдение специального режима, в том числе речевого. Воспитателю необходимо создать в группе благоприятную внешнюю среду, спокойный эмоциональный фон, постоянно стимулировать ребенка к речевому общению. При подготовке праздников воспитателю следует подбирать лексический материал (стихи, тексты) в соответствии с возможностями ребенка.

    Реализация Программы предусматривает обеспечение здоровьесберегающих условий и предполагает:

    • внесение изменений в режим дня: увеличено время на проведение гигиенических процедур, время, отводимое на сон, прием пищи;
    • профилактику физических, умственных и психологических перегрузок воспитанника (оптимальный режим учебных нагрузок; широкое варьирование организационных форм коррекционно-образовательной деятельности: использование при планировании работы наиболее доступных методов работы: практических и наглядных, включение движения в образовательный процесс).

    Для оптимизации коррекционно-образовательного процесса, повышения его эффективности педагогами используются современные педагогические технологии: игровая технология, технология проектирования, ИКТ.

    Реализация основной образовательной программы обеспечивает участие всех детей, независимо от степени выраженности нарушений их развития вместе с нормально-развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятиях.

    III блок. Информационно просветительская работа

    Информирование родителей (законных представителей) по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам воспитания и обучения ребенка с синдромом Дауна в условиях общеобразовательной группы сверстников.  Для реализации этой задачи организуется работа семинаров, родительских собраний, тренингов, информационных стендов и др. Ответственные за организацию и проведение информационно-просветительской работы:  учитель-логопед,  старший воспитатель, воспитатели.

    Психолого-педагогическое просвещение педагогических работников по вопросам развития, обучения и воспитания ребенка с синдромом Дауна. Задача реализуется через посещение и организацию воспитателями группы, учителем-логопедом, семинаров, методических объединений, изучение новинок методической литературы в области логопедии, дефектологии, детской психологии.

    IV блок. Консультативная работа

    Консультативная работа обеспечивает непрерывность психолого-педагогического сопровождения ребенка с синдромом Дауна через взаимодействие учителя-логопеда, с педагогами, специалистами учреждения, семьей воспитанника в вопросах организации психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации, а также реализации индивидуально-дифференцированного и личностно-ориентированного подхода.

     

    Взаимодействие педагогических работников в разработке и реализации коррекционных мероприятий:

    Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поставленных Программой, обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий всех специалистов.

    Педагоги ДОУ осуществляют комплекс мероприятий по диагностике и коррекции нарушений у воспитанника и консультируют их родителей по вопросам коррекционно-образовательного процесса; проводят занятия по расписанию, утверждённому администрацией учреждения.

    Учитель-логопед 

    Развивает слуховое внимание и слуховое восприятие.

     Развивает понимания речи:

    Формирует направленность к собеседнику и речевую позу.

    Формирует целостное речевое движение.

    Развивает жестикуляцию.

    Формирует голос.

    Формирует речевой выдох.

    Развивает подвижность органов речи.

    Формирует экспрессивную речь.

    Накапливает пассивный словарь.

    Развивает общую и мелкую моторику.

    Воспитатель проводит занятия по программе и заданию специалистов в вечернее время.

    Создаёт доброжелательную обстановку в группе, способствующую активизации речи детей.

    Обеспечивает индивидуальный подход к воспитаннику с учётом рекомендаций специалистов.

    Развивает психические процессы и мелкую моторику.

    Объясняет задания специалистов родителям для закрепления пройденного материала.

    Систематический сформированных навыков  не только во время занятий, но и в режимные моменты.

    Музыкальный руководитель развивает музыкальные и творческие способности воспитанника, исходя из его индивидуальных возможностей.

    Инструктор по физической культуре:

    1) определяет наиболее адекватную деятельность, способствующую полноценному удовлетворению потребностей ребенка в движении, его моторному развитию;

    2) осуществляет дифференцированную работу для коррекции физического и двигательного развития;

    3) вовлекает родителей в процесс формирования здорового образа жизни ребёнка.

    Администрация учреждения осуществляют тесное взаимодействие педагогических и медицинских работников;

    создают оптимальные условия для организации преемственности в работе сотрудников педагогического коллектива; оказывают методическую помощь педагогам; привлекают родителей к активному участию в коррекционно-педагогическом процессе; оценивают качество и устойчивость результатов коррекционной работы и эффективности проводимых коррекционных воздействий.

    Все специалисты, осуществляющие коррекционные мероприятия, сопровождение ребёнка, совместно участвуют в решении следующих задач: определение причин трудностей с помощью комплексной диагностики; разработка индивидуальной адаптированной программы ее реализация; анализ результатов реализации.

     Задачу взаимодействия специалистов решает психолого-медико-педагогический консилиум ДОУ (ПМПк).

    2.4.  Основные формы взаимодействия с семьей:

    1.Знакомство с семьей: встречи-знакомства, анкетирование семьи.

    2.Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток, буклетов. Использование современных устройств, для общения с родителями: виртуальное общение с родителями через Интернет, использование сотовой связи. Размещение информации на сайте учреждения.

    3.Образование родителей: организация «школы для родителей» (лекции, семинары, семинары-практикумы, проведение мастер-классов, тренингов, создание библиотеки (медиатеки). Присутствие родителей на индивидуальных коррекционных занятиях, с целью обучения их приемам и способам работы с особым ребенком. Круглые столы, где родители делятся собственным опытом воспитания и обучения ребенка с ограниченными

    возможностями.

    4.Совместная деятельность: привлечение родителей к организации конкурсов, прогулок, экскурсий, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности. Проведение совместных праздников, где родитель может видеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком (мама рядом).

    III. Организационный раздел

    Организационный раздел индивидуальной адаптированной программы, предполагающий режим дня воспитанника; материально-техническое обеспечение; особенности традиционных событий, праздников и мероприятий; организацию развивающей предметно-пространственной среды соответствует организационному разделу основной образовательной программы ДОУ 

    3.1. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

    Диагностический инструментарий

    Направления развития

    Диагностические методики

    Интеллектуальное развитие – ответственный учитель-дефектолог

    Сформированность знаний об окружающем мире.

    Исследование зрительной

    памяти.

    Методики Ж.М. Глозман,

    А.Ю. Потанина, А.Е. Соболева.

    Изучение особенностей

    установления причинно-

    следственных связей.

    Методика «Последовательные картинки»

    С.Д. Забранная (3-4 года), Н.Я. Семаго,

    Н.М. Семагго (4-6 лет).

    Выявление уровня развития

    зрительно-моторной

    координации.

    Методика «Графическая деятельность»

    О.В. Конаплева, А.Ю. Меньшутина

    Уровень развития мышления.

    Методика работы с разрезными картинками. С.Д. Забранная

    Выявление умения

    анализировать и сравнивать

    изображения.

    Методика «Найди пару»

    Е.А. Стребелева

    Определение объема

    непосредственной образной

    памяти.

    Методика Анкета «Наблюдение за поведением ребенка» А.Романова (3-4 года)

    Методика «10 картинок для запоминания» Т.Д. Мартенковская (4-5 лет)

    Методика «10 предметов» Т.Д. Мартенковская (5-6 лет)

    Развитие мелкой моторики.

    Методика «Соедини точки»

     О.В. Коноплева, А.Ю. Меньшутина (4-6 лет)

    Особенности развития

    внимания.

    Методика «Найди отличия» Черемошкина Л.В. (4-6 лет)

    Особенности развития памяти.

    Методика нахождения недостающих деталей»

     Д.Векслер (4-6 лет) Н.Я Семаго, М.М. Семаго (4-6 лет).

    Сформированность

    Пространственных представлений.

    Методика «Простые невербальные аналогии» Н.Я Семаго, М.М. Семаго.

    Интеллектуальное развитие.

    Методика «Четвертый – лишний» (4-6 лет)

    Речевое развитие – ответственный учитель-логопед

    Звукопроизношение

    Методика О.Б. Иншаковой О.Е. Грибовой.

    Фонематическое восприятие.

    Методика В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста

    Словарь и словообразование.

    Методика Р.А. Кирьяновой. Комплексная диагностика дошкольников.

    Слоговая структура слова.

    Грамматический строй речи.

    Связная речь.

    Методика С.Е. Большаковой. Логопедическое обследование ребенка.

    Эмоционально-волевая сфера – ответственный педагог-психолог

    Адаптация детей дошкольного

    возраста к детскому саду.

    Методика Н.В. Соколовской «Адаптация ребенка к условиям детского сада»

    Наблюдение за поведением

    ребенка в группе.

    (карта) Е.Г. Юдина.

    Эмоциональное состояние ребёнка.

    Модификация цветового теста М.Люшера, методика «Поезд»

    Выявлению понимания детьми эмоциональных состояний по мимике.

    Методика С.Д.Забрамной, О.В.Боровик

    Исследование тревожности ребенка по отношению к жизненным ситуациям общения с другими людьми.

    «Детский тест тревожности» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен)

    Методическое обеспечение программы

    Перечень программ и технологий

    1. Аксенова Л.И., Лисеев А.А., Тюрина Н.М. Программа ранней комплексной диагностики уровня развития ребенка от рождения до 3-х лет. Дефектология, 2002-№5.

    2. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. -Спб. :Издательство «Союз», 2001.

    3. Екжанова. Е. А, Стребелева. Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта.

    4. Жиянова П. Л. Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна. Методическое пособие. –Москва. 2002.

    5. Мойра Питерси и Робин Трилор. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Пер. с английского. М. : Ассоциация Даун Синдром, 2001.

    6. Мерковская. А. В, Т.П. Есипова. Рекомендации по комплексному развитию детей с синдромом Дауна раннего возраста.

    7. Проект программы обучения детей 3-летнего возраста с ЗПР в диагностико-коррекционной группе/под ред. С.Г.Шевченко.

    8. Стребелева Е.А. Вариант индивидуальной программы воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста с интеллектуальным нарушением // Дефектология. – 2002. – № 5. – C. 68-72.

    Перечень пособий

    1. Алехина А.В. Психологические особенности развития сенсорно-перцептивных действий у детей с синдромом Дауна//Дефектология-1999. -№5.-С 11-18.

    2. Аксенова Л.И. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одно из приоритетных направлений современной специальной (коррекционной) педагогики. Дефектология, 2002-№3.

    3. Громова О.Е. лексические темы по развитию речи детей 3-4 лет: метод. пособие / О.Е. Громова, Г.Н. Соломатин, - М.: ТЦ Сфера, 2005, -128 с.

    4. Материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru

    5. Саломатина И.В. Программа сенсорного развития с грубыми множественными нарушениями. //Деффектология – №2, 1998.

    6. Семаго Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с

    различными видами отклоняющегося развития // Дефектология. 2000. № 1. С.66-75

    7. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. пособие / Стребелева Е.А. – 3-е издание М.: Просвещение, 2007.- 164 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методы народной педагогики в социокультурной абилитации детей раннего возраста, имеющих ограниченные возможности здоровья.

    Фольклор применяется нами как комплексное средство воздействия на ребенка; с его помощью формируется картина образов и представлений, которая и становится базой для дальнейшего конструирования с...

    Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья .

    Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования с учетом основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения. Со...

    АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ для детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья.

    Целью данной Программы является построение системы работы в группах компенсирующей направленности для детей с ОВЗ. Всестороннее развитие психических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальн...

    АДАПТАЦИОННАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ «ИГРУШКИ»

    Аннотация: адаптационная коррекционно-развивающая  программа «Игрушки» предназначена для детей от 2 до 3 лет, имеющих статус «Ребенок с ограниченными возможностями здоровья&raqu...

    ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ «ПИРАМИДКА»

    Аннотация: коррекционно-развивающая  программа «Пирамидка» предназначена для детей от 2 до 3 лет, имеющих статус «Ребенок с ограниченными возможностями здоровья». Программ...

    Адаптированная основная образовательная программа для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

    Одним из актуальных направлений развития системы образования является внедрение в широкую практику инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями и нормально развивающихся све...