"Система организации познавательно-исследовательской деятельности, с детьми используя технологию Савенкова А.И"
методическая разработка

Ирина Викторовна Разливаева

Современные дети живут и развиваются в эпоху информации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Ребёнок - дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности. Подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшими задачами современного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Доклад к презентации ""Система организации познавательно-исследовательской деятельности по технологии Савенкова А.И"49 КБ
Файл Презентация"Система организации познавательно-исследовательской деятельности, с детьми используя технологию Савенкова А.И"2.38 МБ
Файл Методические рекомендации по организации познавательно-исследовательской деятельности детей в детском саду 13.83 КБ
Файл Памятка для воспитателей Планирование работы по организации познавательно- исследовательской деятельности с детьми.12.46 КБ
Файл Презентация "Занимательная геометрия"2.08 МБ
Файл Презентация "Кто такие птицы"2.32 МБ
Файл Презентация "Откуда берётся бумага"2.58 МБ
Файл Презентация "Электричество"2.58 МБ
Файл Презентация"Путешествие в страну геометрия"1.78 МБ
Файл Исследование бумаги14.74 КБ
Файл исследование Линии12.65 КБ
Файл Исследование птичьего пера14.29 КБ
Файл Опыты с электричеством18.38 КБ
Файл Мастер класс с педагогами21.72 КБ

Предварительный просмотр:

Система организации познавательно-исследовательской деятельности, с детьми дошкольного возраста используя технологию Савенкова А.И.(Слайд 1)

Развитие познавательного интереса через развитие исследовательского поведения ребенка. «Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде». (А.И.Савенков). Следовательно, необходимо увеличивать долю исследовательских методов обучения в образовательном процессе. (Слайд 2)

Исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы. Однако нет целостного подхода к развитию исследовательской деятельности в аспекте личностного развития ребенка-дошкольника. И это свидетельствует об актуальности проблемы развития исследовательской деятельности у дошкольников и о недостаточной ее разработанности в плане развития ребенка. (Слайд 3)

С введением федеральных государственных требований в систему дошкольного образования меняются требования и к самому воспитателю, к методам обучения и воспитания дошкольников. К моменту поступления в первый класс ребенок должен уметь решать такие сложные задачи как:

  • уметь видеть проблему и ставить вопросы;
  • уметь доказывать;
  • делать выводы;
  • высказывать предположения и строить планы по их проверке.

Именно исследовательский метод является одним из основных методов, который может помочь дошкольнику решить выше обозначенные задачи. Ведь исследовательский метод наиболее полно соответствует природе ребенка и современным требованиям воспитания и обучения.

В дошкольном возрасте во время проведения занятий дети должны получать только положительные эмоции, удовлетворение и чувство самоуважения от достигнутых результатов. Следовательно, нужен особый подход к обучению, который построен на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Это – исследовательское обучение, так как оно направлено на развитие у ребенка умений и навыков научного поиска, на воспитание истинного творца. А это значит, что исследовательская деятельность должна быть свободной, практически нерегламентированной какими-либо внешними установками или временем. (Слайд 4)

Следовательно, необходимо искать новые пути для полноценного развития познавательной активности детей. С этой целью были изучены и систематизированы материалы соответствующей методической литературы по теме «Детское исследование». За основу работы взяты методы и приемы исследовательского обучения, предлагаемые А.И.Савенковым «Технология исследовательского обучения» (Слайд 5)

(Слайд 6) Целью данной методики заключается в развитие познавательной активности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка, путем совершенствования его исследовательских способностей.

Подходя к созданию исследовательской деятельности у дошкольников, необходимо выполнить следующие задачи:

1. Организовать предметно-развивающую среду.

2. Обучить детей умениям и навыкам исследовательского поиска.

3. Развить умения использовать исследовательские и коммуникативные способности в процессе обучения и в повседневной жизни.

4. Организовать работу с родителями по развитию исследовательской деятельности дошкольников.

Этапы реализации исследовательской деятельности.

  • самостоятельная исследовательская практика;
  • тренинг исследовательских способностей;
  • мониторинг исследовательской деятельности детей.

Самостоятельная исследовательская практика.

Основное содержание работы на этом этапе – проведение детьми самостоятельных исследований и выполнение ими творческих проектов. Занятия в его рамках выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска и творческого проектирования постепенно возрастает.

Тренинг исследовательских способностей.

В ходе данного тренинга дети должны овладевать специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска. Они должны научиться:

  • видеть проблемы;
  • ставить вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • давать определения понятиям;
  • классифицировать;
  • наблюдать;
  • проводить эксперименты;
  • делать умозаключения и выводы;
  • структурировать материал;
  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Мониторинг исследовательской деятельности детей.

Мониторинг включает в себя мероприятия, необходимые для управления процессом исследовательского обучения. Ребенок должен знать, что результаты его работы интересны другим, все, что им обнаружено и изучено, очень важно для всех, и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умением аргументировать собственные суждения, умозаключения и выводы.

Этапы детских исследований.

Учебное исследование дошкольника включает следующие основные этапы:

  • выделение и постановку проблемы (выбор темы исследования);
  • выработку гипотез;
  • поиск и предложение возможных вариантов решения;
  • сбор материала;
  • обобщение полученных данных;
  • подготовку материалов исследования к защите;
  • защиту.

Специфика организации воспитательно-образовательного процесса.

 Первый этап заключается в предварительной подготовке детей  дошкольного возраста к проведению исследовательской деятельности, предполагает знакомство детей с оборудованием и материалами мини-центра «Опыты и эксперименты», их назначением. В данном мини-центре имеются:

  • приборы – «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты неживой природы, ёмкости для игр с водой разного объёма и формы;
  • природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.;
  • утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
  • разные виды бумаги;
  • красители: гуашь, акварельные краски;
  • медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл);
  • прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, сито, свечи, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.

Далее идет ознакомление детей с миром удивительной литературы познавательного характера (книги, наборы открыток, альбомы), выяснение их ценности.

    Второй этап (практический) - занятия по приобретению детьми специальных знаний (тематического словаря научного характера) и развитию у них специальных умений и навыков исследовательского поиска. Для этого проводятся занятия-тренинги, предложенные А.И.Савенковым (с добавлением нескольких своих игр и упражнений). Целью этих занятий является введение ребенка в исследовательскую деятельность. Здесь ребенок учится делать выбор интересующей его темы, строить план действий, общаться со сверстниками и взрослыми, искать и собирать информацию, систематизировать ее и выступать с докладом. Также занятия-тренинги способствуют тому, что дети становятся увереннее в себе, научаются слушать и слышать друг друга. Такой вид работы проводится в свободное время - в утреннее или вечернее время, между занятиями, на прогулках - со всей группой или в индивидуальной форме. Одновременно планируются целевые прогулки, экскурсии, кратковременные и долгосрочные наблюдения за объектами живой и неживой природы. Еженедельно проводятся беседы, которые направлены на развитие детской любознательности, потребности в новых знаниях. Такая работа позволяет выявить детей активных, любознательных, способных на креативное мышление. Затем из группы таких детей создается клуб знатоков «Я познаю мир».  Далее проводятся занятия по познавательному циклу, разработанные с применением методов исследовательского обучения. На этих занятиях присутствуют дети все одновременно или по подгруппам (в соответствии с сеткой занятий).

Ценность таких занятий состоит в увлекательном совместном приобретении детьми знаний путем собственных поисков необходимой информации по предложенной теме. Программное содержание занятий позволяет максимальное внедрение методов и приемов, которые активизируют использование сохранных анализаторов детей, что очень важно для наших детей. Ведь чувственное познание окружающего принято считать начальной ступенью познания. Дети, живя в мире предметов, человеческих отношений, стремятся их понять, раскрыть с помощью своих чувств. Поэтому, участие в исследовательской деятельности, особенно в экспериментальной её части, помогает нашим детям проникать вглубь объектов – живых и неживых, а также помочь осознать их внутренние свойства и отношения. В свою очередь, чувственный опыт детей прочно связан с речью, следовательно, исследовательская деятельность способствует выполнению  - развитию коммуникативных способностей детей. И еще одно немаловажное обстоятельство: на подобных занятиях большое внимание в виде похвалы уделяется  неуверенным в себе, детям, чей интерес к поисковой деятельности несколько снижен. Таким образом, активизируется их дальнейшее участие в совместной работе и постепенно развивается чувство самоуважения. В результате дети становятся более смелыми, постепенно раскрывают свои естественные таланты: умение слушать, говорить, просто общаться. А это в свою очередь служит гарантом саморазвития личности, они учатся по-своему мыслить, доказывать, спорить и т. д. Таким образом, выполняется главная функция исследовательского поведения – функция развития. После проведения нескольких совместных занятий по познавательному циклу можно начинать работу клуба. В клубе знатоков дети самостоятельно выбирают тему для исследований по предложенным картинкам (например, с изображениями воды, света, воздуха, вулканов, звуков, молока и т.д.). Совместно обговаривают план работы по понравившейся теме и устанавливают примерный срок выполнения. Далее в течение определенного времени «знатоки» занимаются самостоятельным поиском информации, иллюстраций, материалов для проведения экспериментальной части работы. Главные исследователи вместе с «научным руководителем» (воспитателем) обрабатывают собранный материал, проводят занятие по исследованию выбранного объекта и назначают время для доклада. Выступающие с «научным» докладом, дети надевают мантию и академический головной убор. Вся атрибутика создает атмосферу таинственности и важности всей проводимой работы, некоторое приобщение к миру взрослых. Конечным результатом работы по теме становится папка (альбом) с иллюстрациями, с зарисованными опытами и, конечно, самое главное в ней – сам доклад, записанный в виде символов.

Исключительно большая роль в проведении такой огромной работы отводится родителям. Они являются важным и неотъемлемым звеном данной работы. Их задачей является всемерное, безотказное содействие своим детям в поиске информации, иллюстраций по изучаемым темам. А также чрезвычайно важно проведение еженедельных акций «Вместе с ребенком», которые предполагают тесный контакт родителей с детьми, ориентируют их на эмоционально-познавательное общение. Следовательно, такое взаимодействие с родителями благотворно влияет на психологическое развитие ребенка и, как следствие, дает большие возможности для повышения уровня его познавательных способностей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ ДС «Золушка» г.Волгодонска Система организации познавательно-исследовательской деятельности, с детьми дошкольного возраста используя технологию Савенкова А.И. Подготовила воспитатель: Разливаева И.В 2021 г.

Слайд 2

Актуальность. Современные дети живут и развиваются в эпоху информации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Ребёнок - дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности. Подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшими задачами современного образования.

Слайд 3

С введением федеральных государственных требований в систему дошкольного образования меняются требования и к самому воспитателю, к методам обучения и воспитания дошкольников. К моменту поступления в первый класс ребенок должен уметь решать такие сложные задачи как: уметь видеть проблему и ставить вопросы; уметь доказывать; делать выводы; высказывать предположения и строить планы по их проверке. Именно исследовательский метод является одним из основных методов, который может помочь дошкольнику решить выше обозначенные задачи. Ведь исследовательский метод наиболее полно соответствует природе ребенка и современным требованиям воспитания и обучения .

Слайд 4

«Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде» (А.И.Савенков). Савенков Александр Ильич доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии развития Московского педагогического государственного университета . Автор более 150 публикаций по проблемам диагностики развития детской одарённости в образовательной среде. Среди них книги: «Путь к одарённости: исследовательское поведение дошкольников», «Методика исследовательского обучения дошкольников».

Слайд 5

Исследование – поиск информации по какой-либо проблеме, за которым следует ее обобщение (написание исследовательской работы и заключение) Главная особенность исследовательского обучения – активизировать учебную работу детей, придав ей исследовательский характер, и, таким образом передать детям инициативу в организации своей познавательной деятельности. Учебное исследование дошкольника, так же, как и исследование, проводимое взрослым исследователем, неизбежно включает следующие элементы : • выделение и постановку проблемы (выбор темы исследования) ; • выработку гипотез; • поиск и предложение возможных вариантов решения; • сбор материала; • анализ и обобщение полученных данных; • подготовку и защиту итогового продукта (сообщение, доклад, макет и др.).

Слайд 6

Технология проведения исследований со старшими дошкольниками А.И.Савенкова ЦЕЛЬ: развитие познавательной активности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка, путем совершенствования его исследовательских способностей. Реализация цели предполагает решение следующих задач: 1.Организовать предметно-развивающую среду. 2.Обучить детей умениям и навыкам исследовательского поиска. 3.Развить умения использовать исследовательские и коммуникативные способности в процессе обучения и в повседневной жизни. 4.Обучить детей умениям и навыкам исследовательского поиска.

Слайд 7

Формы исследований: . ЭКСКУРСИЯ КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ НАБЛЮДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КОЛЛЕКТИВНЫЕ ИГРЫ

Слайд 8

Этапы: 1.Выделение и постановка проблем 2.Выработка гипотез и предложений. 3.Поиск и предложение возможных вариантов. 4.Сбор материала. 5.Обобщение полученных данных. 6.Подготовка материалов исследования к защите (докладу, сообщению) Методы: 1.Подумай сам 2.Спроси у другого 3.Посмотри в книги 4.Посмотри по телевизору 5.Понаблюдай 6.Проведи эксперимент 7.Получи информацию из интернета .

Слайд 9

Создание уголка «Маленький исследователь»: . Материалы и приборы Карточки с символическими изображениями «методов исследования» Карточки с изображениями «темы исследования» Карандаши и фломастеры + маленькие листочки Папка исследователя.

Слайд 10

Карточки с изображением тем исследования Подготовка к занятиям :

Слайд 11

Карточки с символическим изображением « методов исследования».

Слайд 12

Педагог должен: Обладать сверхчувствительностью к проблемам, быть способным видеть «удивительное в обыденном». Уметь находить и ставить перед воспитанниками реальные учебно-исследовательские задачи в понятной для детей форме. Уметь увлечь воспитанников проблемой, сделав ее проблемой самих детей. Быть способным к выполнению функций координатора и партнера в исследовательском поиске. Уметь быть терпимым к ошибкам детей, допускаемым ими в попытках найти собственное решение. Предлагать свою помощь или адресовать к нужным источникам информации только в тех случаях, когда ребенок начинает чувствовать безнадежность своего поиска. Организовывать мероприятия для проведения наблюдений, экспериментов и разнообразных «полевых» исследований. Внимательно следить за динамикой детских интересов к изучаемой проблеме. Уметь закончить проведение исследований и работу по обсуждению и внедрению решений в практику до появления у детей признаков потери интереса к проблеме. Быть гибким и при сохранении высокой мотивации разрешать отдельным воспитанникам продолжать работать над проблемой на добровольных началах, пока другие учащиеся изыскивают пути подхода к новой проблеме.

Слайд 13

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Слайд 14

ПАПКА ИССЛЕДОВАТЕЛЯ

Слайд 15

Электричество Бумага

Слайд 16

Птицы Линия



Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по организации

 познавательно-исследовательской деятельности

детей  в детском саду старший дошкольный возраст.

В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие - это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность.

Известно, что к старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Поэтому преобладающими становятся вопросы: «Почему?», «Зачем?», «Как?». Нередко дети не только спрашивают, но пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснения непонятного, а порой и провести «эксперимент». Характерная особенность этого возраста - познавательные интересы, выражающиеся во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации и стремлении узнать у взрослого, где, что и как растет, живет.

Познавательно – исследовательская деятельность создает условия для обогащения развития ребенка. Она позволяет спроектировать условия возникновения таких психических способностей и свойств, которыми ребенок пока не обладает, направить процесс их становления не только извне – через побуждение, но и изнутри – путем построения деятельности, педагога и ребенка.  

Основные методы работы с детьми:

 - экспериментальная деятельность

 - решение проблемных ситуаций

Цель познавательно-исследовательской деятельности в детском саду:

формирование у дошкольников способность к исследовательскому типу мышления.

Задачи познавательно-исследовательской деятельности: 

-формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

-развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

- формировать умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

-развивать желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности;

-развивать способность выдвигать гипотезы и самостоятельно формулировать выводы.

Формы развития познавательно-исследовательской деятельности:

-Экспериментирование; 

-исследование;

- коллекционирование;

-проектирование.

Предметно-пространственная среда для экспериментирования

Организация мини-лабораторий в детском саду

В мини-лабораториях может быть выделено:
1. Место для постоянной выставки.
2. Место для приборов.
3. Место для выращивания растений.
4. Место для хранения природного и бросового материалов.
5. Место для проведения опытов.
6. Место для неструктурированных материалов (стол «песок-вода» и емкость для песка и воды и т.д.)

Приборы и оборудование для мини-лабораторий

1. Микроскопы, лупы, зеркала, термометры, бинокли, весы, веревки, пипетки, линейки, глобус, лампы, фонарики, венчики, взбивалки, мыло, щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, колесики, дерево, металл, мел, пластмасса и т.п.
2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.
3. Материалы: природные (желуди, шишки, семена, спилы дерева и т.д.), бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т.д.)
4. Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, листья, пенопласт и т.д



Предварительный просмотр:

Памятка для воспитателей

Планирование работы по организации

познавательно- исследовательской деятельности с детьми

Старшего дошкольного возраста.

Работа с детьми направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов  предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений. Основными задачами, решаемыми педагогом в процессе экспериментирования, являются:

- активное использование результатов исследования в практической (бытовой, игровой) деятельности (Как быстрее построить прочный дом для кукол?);

-классификация на основе сравнения: по длине (чулки- носки), форме (шарф-платок - косынка), цвету орнаменту (чашки: одно- и разноцветные), материалу (платье шелковое – шерстяное), плотности, фактуре (игра «Кто назовет больше качеств и свойств?»).

Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:

1.    О материалах (ткань, бумага, стекло, фарфор, пластик, металл, керамика, поролон).

2.      О природных явлениях (явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад) и времени (сутки, день- ночь, месяц, сезон, год).

3.      Об агрегатных состояниях воды (вода – основа жизни; как образуются град, снег, лед, иней, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу; круговорот воды в природе и пр.)

4.      О мире растений (особенности поверхности овощей и  фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений - цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений).

5.       О  предметном мире (родовые и видовые признаки-транспорт грузовой, пассажирский, морской, железнодорожный и пр.).

6.      О геометрических эталонах (овал, ромб, трапеция, призма, конус, шар).

В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме того, дети знакомятся с происхождением слов, с омонимами, многозначностью слова (ключ), синонимами (красивый, прекрасный, чудесный), антонимами (легкий - тяжелый), а также фразеологизмами (« лошадь в яблоках».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кто такие птицы?

Слайд 2

У всех птиц есть: клюв, голова , шея , туловище , ноги , 2 крыла , хвост .

Слайд 3

Всё тело у птиц покрыто перьями. Ни у каких других животных перьев нет . Маленькие и пушистые пуховые перья – для тепла, большие – чтобы летать, разные по цвету – украшают птиц

Слайд 4

Птичий нос не только нос, но ещё и рот, поэтому его назвали клювом. Клюв бывает только у птиц. Клювы у птиц разные. Самый большой - у пеликана, а самый маленький – у ласточки.

Слайд 5

Птицы, которые не улетают в теплые края, называются зимующими. Например: ворона, сорока, синица, воробей, голубь, дятел , клёст и другие

Слайд 6

Клёст выводит птенцов зимой, в очень холодное время года.

Слайд 7

Клест питается орехами, поэтому у него такой особенный клюв.

Слайд 8

Бывают перелётные птицы: ласточки, скворцы, иволги, соловьи, лебеди и другие

Слайд 9

Существуют птицы, которые не умеют летать: страусы, киви, пингвины, казуары

Слайд 10

Киви- живут в Новой Зеландии, в густых сырых лесах и ведут ночной образ жизни. Крылья у них почти не развиты. А ноги сильные. Едят киви червей, которых они выкапывают клювом из почвы.

Слайд 11

Птицы приносят много пользы людям и природе. Они уничтожают вредных насекомых, переносят семена растений, уничтожают слабых и больных животных. Нужно охранять и заботиться о птицах


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ ДС «Золушка» г.Волгодонска Откуда берётся бумага Воспитатель: Разливаева И.В

Слайд 2

Раньше бумаги не было. Люди писали на бересте (береста –наружная часть берёзовой коры) и царапали особыми острыми палочками . Но такой способ был неудобным т.к. свитки бересты занимали много места.

Слайд 3

Тогда люди придумали листы из тонкой кожи молодых животных – пергамент.

Слайд 4

Но шло время и в Китае придумали рецепт изготовления бумаги: брали кору дерева бамбук расщепляли , вымачивали сушили и разглаживали .

Слайд 5

В наше время бумагу делают на бумажной фабрике: Привозят брёвна Сдирают кору, измельчают на щепки

Слайд 6

Отправляют на варку, получается бумажная масса

Слайд 7

Которая попадает в бумагоделательную машину, у которой много-много валик ов Одни валики отжимают, другие высушивают, третьи полируют. Так переходя с валика на валик, древесина превращается в белую бумагу.

Слайд 8

Предметы из бумаги

Слайд 9

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация для детей старшего дошкольного возраста «Волшебное электричество» МБДОУ ДС «Золушка» г.Волгодонска Подготовила воспитатель: Разливаева И.В

Слайд 2

Зачем нам электричество? Электричество – это наш друг. Оно помогает нам во всём. Утром мы включаем свет, электрический чайник. Ставим подогревать пищу в микроволновую печь. Пользуемся лифтом. Едем в трамвае, разговариваем по сотовому телефону. Трудимся на промышленных предприятиях, в банках и больницах, на полях и в мастерских, учимся в школе, где тепло и светло. И везде «работает» электричество.

Слайд 3

Откуда берется электрический ток? Получают электричество на специальных станциях. Оно может возникать из солнечной энергии, падающей воды, специальных устройств - генераторов, либо получаться при возникновении какой-либо химической реакции.

Слайд 4

Электричество вырабатывается на электростанциях и приходит к нам в дом по проводам. Электрический ток чем-то похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут очень маленькие частицы-электроны.

Слайд 5

Молния – это то же такой мощный заряд электричества .

Слайд 6

Что было раньше и что сейчас!

Слайд 7

Электричество – это великое открытие. Ученые научились получать электрический ток около 200 лет назад. Сейчас все предприятия в городе работают с помощью электричества.Человеку помогают компьютеры, станки, роботы .

Слайд 8

Зачем нужна осторожность при обращении с электричеством? Электричество похоже на множество маленьких сердитых пчелок, которые бегают по проводам и заставляют приборы работать. Увидеть их невозможно, не стоит и пытаться. Игры с током всегда плохо заканчиваются - электричеством может сильно ударить, обжечь, а то и убить. Не зря каждый родитель объясняет, что электрический ток - это очень опасно. Так что от розеток и проводов лучше держаться подальше. Электричество похоже на множество маленьких сердитых пчелок, которые бегают по проводам и заставляют приборы работать. Увидеть их невозможно, не стоит и пытаться. Игры с током всегда плохо заканчиваются - электричеством может сильно ударить, обжечь, а то и убить. Не зря каждый родитель объясняет, что электрический ток - это очень опасно. Так что от розеток и проводов лучше держаться подальше.

Слайд 9

Внимание! Электричество! Как и многое в нашей жизни, электричество, имеет не только положительную, но и отрицательную сторону. Электрический ток, как волшебника-невидимку, нельзя рассмотреть, учуять его по запаху. Определить наличие или отсутствие тока можно только, используя приборы, измерительную аппаратуру. Ток – невидим, а потому особенно коварен. Что не нужно делать взрослым и детям? Не дотрагивайтесь руками, не подходите близко к проводам и электрощитам. Недалеко от линий электропередач, подстанций не останавливайтесь на отдых, не разводите костров, не запускайте летающие игрушки. Лежащий на земле провод может таить в себе смертельную опасность

Слайд 11

Расскажите правила безопасного пользования электроприборами по иллюстрации.

Слайд 12

Неопасное электричество живет в батарейках.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Путешествие в страну Геометрию. Тема: Точка, линия, прямая.

Слайд 2

Задание №1 На какие геометрические фигуры похожи эти предметы?

Слайд 4

Знакомство с точкой Вот цыплятки на полянке Накормлю их посмотри: Одна точка, две, три.

Слайд 5

Знакомство с линией Если ставить точки близко друг к другу. Что получилось? Линия!

Слайд 6

Виды линий: кривая, прямая, ломаная.

Слайд 7

Кривая линия Используя шнурок выложите кривую линию

Слайд 8

Что нарисовано кривыми линиями?

Слайд 9

Прямая линия! Возьмите шнурок, натяните его. У вас получилась прямая линия?

Слайд 10

Что нарисовано прямыми линиями?

Слайд 11

Какой инструмент поможет нарисовать прямую линию? Возьмите линейку и начертите ровную дорожку к дому.

Слайд 12

Ломанная линия Выложите из палочек ломаную линию

Слайд 13

Найди ломаные линии на рисунке

Слайд 14

Закрепление Виды линий: кривая, прямая, ломаная.

Слайд 15

Дорожка какая?

Слайд 17

Кривая линия Размотался клубок С ним играл кот Пушок. Какая линия получилась?

Слайд 18

Отрезок

Слайд 19

Отрезок

Слайд 20

Из отрезков можно построить разные геометрические фигуры

Слайд 21

Из отрезков можно выложить различные фигуры: треугольник, четырехугольник и т.д. Каждый отрезок является одной из сторон фигуры.

Слайд 22

Задание № Сколько нужно отрезков чтобы составить треугольник?

Слайд 23

Что еще в окружающей жизни напоминает точки? (Капельки дождя, бусинки, град, снежинки, ягоды, крупа — гречка, манка, пшено, горох.)

Слайд 24

— Что вам напоминают звезды?

Слайд 25

Молодцы!



Предварительный просмотр:

Исследование бумаги.

Материал для участников мастер-класса: бумага ,картон, гофрокартон, ножницы, ёмкость с водой, масло растительное.

Давным-давно, в некотором царстве, китайском государстве появилась на свет Бумага. Секрет ее изготовления долгое время хранился в строжайшей тайне. Но время шло, и китайский секрет перестал быть секретом. Во всем мире люди научились делать бумагу.

В наше время мы не представляем себе жизни без бумаги. На бумаге мы рисуем, пишем, печатаем книги, журналы, газеты, деньги. В бумагу мы упаковываем. Бумагу мы используем в быту, и на производстве. Бумагу мы используем для изготовления предметов декора, и для художественного творчества.

Существуют разные виды бумаги: бумага обычная, цветная, бархатная, гофрированная, упаковочная, газетная, салфетки, картон.

Бумагу можно смять, расправить, сложить. Бумагу можно порвать, разрезать, склеить. Работа с бумагой очень увлекательное и полезное занятие.

Опыт №1 "Бумага мнется"

-А сейчас проведем опыт: возьмите по одному листу бумаги разной  плотности и сомните ее. У всех бумага смялась? А всем легко ее было смять? Как вы думаете , почему у одних бумага легко смялась, а у других нет?

-Значит делаем вывод: бумага мнется, чем толще бумага тем она труднее мнется, а теперь попробуйте разгладить лист бумаги. (полезно мять бумагу для поделок, нельзя мять книги и тетради)

 Это первое свойство бумаги.

Опыт №2 "Бумага рвется"

Возьмите бумагу и начните рвать. Какую бумагу легче рвать, плотную или тонкую? 

Вывод: картон толще, чем бумага. Бумага рвется в зависимости от толщины: чем тоньше бумага, тем легче она рвётся.

Второе свойство бумаги - бумага рвется.

Опыт №3 "Бумага режется"

 Сейчас мы попробуем разрезать два вида бумаги картон и тонкую бумагу. Сначала режем тонкую бумагу. Теперь попробуем разрезать картон (толстую бумагу). Какую бумагу было легче резать? Какую труднее? Какой сделаем вывод?

Вывод:  картон толще, чем бумага.  Бумага режется в зависимости от толщины: тонкая бумага режется легче, картон – труднее.

Опыт 4 "Бумага намокает".

Опустите в воду сначала салфетку, затем альбомный листок бумаги. Что произошло? Вся бумага намокла? Какая бумага намокла быстрее?

Вывод: тонкая бумага намокла быстрее и распалась, бумага потолще тоже намокает, но ей потребуется больше времени: бумага боится воды, бумага материал непрочный.

Опыт №5, "Бумага впитывает масло"

Намочите ватную палочку в масле и оставьте ею след на бумаге. Что произошло?

Вывод: масло пропитывает бумагу.

Опыт №7 "Бумага издает звук" 

Возьмем тонкий лист бумаги и выполним движения- стирка белья, а теперь картон . Бумага шуршит, скрипит, звук разный.

Вывод:  при смятии, трении- бумага издает звук.

Опыт №8 "Бумага летает" 

Может ли бумага летать? Для этого нужно подуть на полоски бумаги.

Вывод: бумага может летать , если на неё подуть.

Бумага бывает по своему строению тонкая и толстая.

1.Бумага мнется.

2. Бумага рвется.

3. Бумага можно резать.

4. Бумага намокает.

5. Бумага впитывает масло.

6. При смятии бумага издает звук.

7. Летает.

 



Предварительный просмотр:

Опыты с Линией. Сказка «Город  линий»

Игра «Превращение линий"

Материал для участников мастер-класса: мини-коврики, верёвочки липучки.

В одной сказочной стране был город Линий. В нем жили разные линии. На одной улице жила прямая вертикальная линия. Она был очень красивая строгая и гордая, ходила все время прямо, высоко подняв голову, и смотрела только вверх и вниз. С этой линией жили ее сестренки, такие же прямые вертикальные линии, только ростом пониже.

Рядом с семейством вертикальных линий жили прямые горизонтальные линии, большие и маленькие. Они тоже были красивые и строгие и смотрели только вправо и влево.

Недалеко от этих линий дружной семьей жили прямые наклонные линии. Они были очень похожи на вертикальные прямые линии, но при ходьбе наклонялись вправо и влево.

На другой улице жили закругленные линии. Они были красивые, добрые и плавные. При ходьбе они, словно мячики, перекатывались с боку на бок. Одни линии были полукруглые, как половинка мяча, другие — закругленные, как носик или спинка у дыни.

Линии дружили и часто ходили друг к другу в гости. Они очень любили танцевать: брались за руки, и их ритмичные танцы составляли красивые волнистые и зигзагообразные линии, множество разнообразных узоров.

Решили линии построить себе красивые замки. Прямые линии построили замок из одних прямых линий — вертикальных, горизонтальных, наклонных. Закругленные линии построили себе замок из одних закругленных линий — полукруглых и полуовальных. Свои красивые замки они украсили узорами соответствующих линий.



Предварительный просмотр:

Опыты с птичьим пером.

Материал для участников мастер-класса: перья маховые и пуховые, ножницы, проволока, лупа, молния, вода, масло, чернила.

Опыт №1. - Потрогайте перо. Какое оно? (плотное, жесткое, большое) - Интересно, легкое оно или тяжелое?

Опыт №2 Подбросьте перо. Что вы видите? ( падает медленно, плавно кружась). - А за счет чего оно легкое? (стержень пустой)

Опыт №3 Отрежьте край у пера – видим пустоту (можно попробовать вставить проволоку цветную, проверить пустоту.)

- Вот почему оно легкое, стержень пустой.

Опыт №4 «Как устроено перо»

Помашите пером, что вы ощущаете? (Воздух) - Когда птица машет крыльями, перо эластично пружинит, не расцепляя волоски. Эти перья называются маховыми.

- Давайте рассмотрим перо через лупу.

- Видите, мы обнаруживаем потрясающее зрелище.

Как мы все знаем, посреди пера идет стержень. Очень много маленьких бородок выходят из каждой стороны стержня. Бороздки различной мягкости и размеров. Более того, к каждой бороздке присоединены огромное количество маленьких-маленьких бороздочек, которые можно увидеть через лупу. Эти бороздочки сцепляются вместе посредством крючочков. Крючки легко соединяются, застегивая поверхность пера, а если они расцепляются, то птица клювом соединяет их.

Когда - то это увидели очень внимательные люди и изобрели замок-молнию.

Опыт № 5 с молнией и с маховым пером.

- А какие перья лежат у вас ещё?

- Пуховые (маленькие, пушистые, тоненькие, волоски не сцепленные, стержень тоненький) .

Сравнение перьев

Накладываем пуховое перо на маховое и сравниваем по величине. Какое больше?

Затем водим пуховым пером по руке – мягкое, пушистое. -Как вы думаете, зачем такое перо птице? (Пуховое перо служит птице для сохранения тепла. Находятся на туловище, голове, крыльях, лапах).

- Интересно, какое перо легче – пуховое или маховое? «Взвешать» на ладонях, затем подуть на перья.

- А как вы думаете, почему у водоплавающих перья не намокают? Потому что, у них есть специальная жировая железа и птицы сами клювом смазывают перья.

Давайте проведем эксперимент.

Опыт №6

- У вас маховое перо капните на него воду. Вода скатывается, вот так с перьев птиц. Не зря говорит пословица «Как с гуся вода». Вот поэтому перья не намокают! А теперь окуните перо в масло.

- Что произошло? (Слиплись волоски пера.)

- Птица может погибнуть, поэтому нужно беречь природу.

- О чем узнали мы сегодня в лаборатории ? - О том, как устроены птичьи перья и их назначение. Исследовав перья в нашей лаборатории, мы можем сделать вывод - зачем птицам перья? (Помогают птице взлететь, держаться на воздухе, предохраняют от намокания, греют)

- Птицы каждый день заботятся о своих перьях, тщательно чистят свое оперение, удаляют грязь.

- Давным-давно люди писали перьями, потому что не было тогда карандашей и т.д..

-Давайте и мы попробуем рисовать перьями.



Предварительный просмотр:

Опыты с электричеством.

Материал для участников мастер-класса: пластиковые палочки, шерстяной лоскуток, емкость с водой, соль, перец, одноразовый стаканчик, фольга, ножницы, воздушный шарик, лист бумаги, расческа.

Жил был мальчик Электрончик. Уж очень он был любопытный, как и все дети. Однажды Электрончик услышал разговор Воздушного Шарика с Расческой про магнетизм и электричество. Это заинтересовало и удивило его. И Электрончик отправился в путешествие в страну «Электрических явлений».

Выйдя из дома, он встретил своего друга – Протончика, пересказал ему услышанный разговор Воздушного Шарика и Расчески и предложил ему отправиться вместе с ним в страну Электрических явлений на Электричке.

Долго ехали они на электричке и вот, наконец, вышли на станции «Электрические заряды».

Опыт № 1 «Понятие об электрических зарядах»

Цель: показать, что в результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение электрических разрядов.

Оборудование:

1. Воздушный шарик.

2. Шерстяной лоскуток.

Опыт: надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной лоскуток и попробуем дотронуться шариком до различных предметов в комнате. Получился настоящий фокус! Шарик начинает прилипать буквально ко всем предметам в комнате: к шкафу, к стенке, а самое главное –к нашему телу. Почему?

Это объясняется тем, что все предметы имеют определенный электрический заряд. Но есть предметы, например - шерсть, которые очень легко теряют свои электроны. В результате контакта между шариком и шерстяным лоскутком происходит разделение электрических разрядов. Часть электронов с шерсти перейдет на шарик, и он приобретет отрицательный статический заряд.

Вывод: в результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение электрических разрядов.

Гуляя по станции они вдруг увидели грустную Фольгу.

- Почему ты грустишь, Фольга?

- Меня пригласили на бал, но я не умею танцевать…

- Не грусти, мы тебе поможем. И они пригласили балетмейстера Расческу.

Опыт №2 «Танцующая Фольга»

Цель: показать, что разноименные статические заряды притягиваются друг к другу, а одноименные отталкиваются.

Оборудование:

1. Тонкая алюминиевая фольга (обертка от шоколада).

2. Ножницы.

3. Пластмассовая расческа.

4. Бумажное полотенце.

Опыт: нарежем алюминиевую фольгу (блестящую обертку от шоколада или конфет) очень узкими и длинными полосками. Высыпаем полоски фольги на бумажное полотенце. Проведем несколько раз пластмассовой расческой по своим волосам, а затем поднесем ее вплотную к полоскам фольги. Полоски начнут «танцевать».

Почему так происходит?

Волосы, о которые мы потерли пластмассовую расческу, очень легко теряют свои электроны. Их часть перешла на расческу, и она приобрела отрицательный статический заряд. Когда мы приблизили расческу к полоскам фольги, электроны в ней начали отталкиваться от электронов расчески и перемещаться на противоположную сторону полоски. Таким образом, одна сторона полоски оказалась заряжена положительно, и расческа начала притягивать ее к себе. Другая сторона полоски приобрела отрицательный заряд, легкая полоска фольги, притягиваясь, поднимается в воздух, переворачивается и оказывается повернутой к расческе другой стороной, с отрицательным зарядом. В этот момент она отталкивается от расчески. Процесс притягивания и отталкивания полосок идет непрерывно, создается впечатление, что "фольга танцует".

Вывод: разноименные статические заряды притягиваются друг к другу, а одноименные отталкиваются.

Счастливая Фольга поблагодарила своих друзей и вместе с Расческой убежали на бал.

Счастливые и довольные, что помогли Фольге, Электрончик и Протончик отправились дальше и вдруг услышали плач Золушки. Оказывается, Злая мачеха перемешала соль и перец и сказала, что если Золушка не сможет отделить перец от соли, то не отправится на бал. И наши друзья решили помочь и Золушке.

Опыт № 3«Поможем Золушке».

Цель: показать, что в результате контакта не во всех предметах возможно разделение статических электрических разрядов.

Оборудование:

1. Чайная ложка молотого перца.

2. Чайная ложка соли.

3. Бумажное полотенце.

4. Воздушный шарик.

5. Шерстяной лоскуток.

Опыт: Расстелем на столе бумажное полотенце. Высыплем на него перец и соль и тщательно их перемешаем. Можно ли теперь разделить соль и перец? Очевидно, что сделать это весьма затруднительно! Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной лоскуток, затем поднесем его к смеси соли и перца. Произойдет чудо! Перец прилипнет к шарику, а соль останется на столе.

Это еще один пример действия статического электричества.

Когда мы потерли шарик шерстяной тканью, он приобрел отрицательный заряд. Потом мы поднесли шарик к смеси перца с солью, перец начал притягиваться к нему. Это произошло потому, что электроны в перечных пылинках стремились переместиться как можно дальше от шарика. Следовательно, часть перчинок, ближайшая к шарику, приобрела положительный заряд и притянулась отрицательным зарядом шарика. Перец прилип к шарику. Соль не притягивается к шарику, так как в этом веществе электроны перемещаются плохо. Когда мы подносим к соли заряженный шарик, ее электроны все равно остаются на своих местах. Соль со стороны шарика не приобретает заряда, она остается незаряженной или нейтральной. Поэтому соль не прилипает к отрицательно заряженному шарику.

Вывод: В результате контакта не во всех предметах возможно разделение статических электрических разрядов.

Довольная Золушка поблагодарила Электрончика и Протончика и уехала на бал, а Электрончик и Протончик, отправились дальше. Но путь им преградила горная речка. Что же делать? И нашим друзья пришла идея построить корабль для того, чтобы переплыть речку и продолжить путешествие дальше.

Опыт № 4 «Волшебный корабль»

Цель: показать детям, что посредством электричества можно управлять предметами.

Оборудование:

1. Емкость, заполненная водой

2. Надутый шарик

3. Самодельный кораблик из бумаги.

4. Шерстяной лоскуток

Опыт: запускаем кораблик в воду. Намагничиваем шарик посредством шерстяной тряпочки или волос, затем подносим шарик к кораблику, не прикасаясь - посредством электричества, задаем направление кораблю.

В чем же секрет этого опыта для детей?

Вывод: В результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение электрических разрядов. Поскольку сила трения на воде незначительна, то кораблики легко приходят в движение.

Друзья весело шли дальше, все ближе и ближе страна Электрических явлений. И вдруг они увидели красивый водопад и решили перебраться по выступам скал и не упасть в воду.

Опыт № 5 «Гибкая вода»

Цель: показать, что в воде электроны свободно перемещаются.

Оборудование:

1. Раковина и водопроводный кран.

2. Воздушный шарик.

3. Шерстяной лоскуток.

Опыт: откроем водопроводный кран таким образом, чтобы струя воды была очень тонкой. Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной лоскуток, затем поднесем его к струйке воды. Струя воды отклонится в сторону шарика.

Электроны с шерстяного свитера при трении переходят на шарик и придают ему отрицательный заряд. Этот заряд отталкивает от себя электроны, находящиеся в воде, и они перемещаются в ту часть струи, которая дальше всего от шарика. Ближе к шарику в струе воды возникает положительный заряд, и отрицательно заряженный шарик тянет ее к себе.

Вывод: в воде электроны могут свободно перемещаться.

Встретив на пути столько необычных препятствий, которые они преодолели, наши друзья поняли, что они побывали в нескольких городах удивительной страны Электрических явлений. Счастливые и довольные они отправились домой, чтобы поделиться со своими близкими всем, что они увидели и узнали в этой необычной волшебной стране. Вот и подошла к концу наша сказка.



Предварительный просмотр:

Мастер – класс с педагогами 

«Система работы с воспитанниками в дошкольном образовательном учреждении по познавательно-исследовательской деятельности  с использованием технологий Савенкова А.И.»

Цель: развитие начальной  компетенции у взрослых, исследовательских способностей и умений.

Задачи: познакомить воспитателей с общей схемой исследовательской деятельности.  Познакомить с  пиктографическим письмом, которое позволяет отразить информацию, полученную  посредством различных сенсорных каналов при помощи различных символов. Развивать интеллектуально-творческий потенциал личности. Учить ставить вопрос (выделять проблему). Развивать мышления, творческие способности, речь. Учить смело высказывать свои определения.

Подготовка к занятию: карточки с символическими изображением «методов исследования»; карточки с «темой» будущего исследования; ручки, карандаши, листочки бумаги размером А-4; макет папки юного исследователя; детские энциклопедии; компьютер, головной убор, мантия.

Словарная работа: исследование, исследователи, пиктографическое письмо, доклад.

Ход мастер-класса   

Сегодня мы  будем изучать мир -  как изучают  взрослые учёные; учиться проводить самостоятельные исследования – так же, как это делают учёные. Кто знает,  что такое исследование? Кто слышал это  слово?

Исследование – это значит узнать, о чём- то побольше, получение новых знаний, о том, что мы исследуем.

Для демонстрации этапов проведения исследовательской работы понадобится 8 «добровольцев».  Им предстоит вместе со мной выполнять работу. Остальные  будут участвовать как активные зрители и помощники.

Выбор темы.

В обсуждении по поводу темы включаем всех участвующих в занятии воспитателей. При выборе темы   ориентировать  взрослых к тому, чтобы они выбирали то, что им действительно интересно и что интересно исследовать.

Выбранную  карточку с темой , кладём на середину круга  образованного сидящими. Остальные карточки (с «темами исследования») убираем.

Составление  плана исследования. Подгруппа  (6-8 взрослых) располагается вокруг несколько составленных вместе столов.

Тема нашего исследования  «______». Объясняем нашим исследователям: наша задача – получить как можно больше новых сведений о  ________ и подготовить, о нём сообщение – небольшой доклад. Для  того чтобы выполнить эту работу, надо исследовать всё, что можно, собрать всю доступную  информацию и  обработать её. Как это можно сделать?

Что мы должны сделать в начале? Как вы думаете, с чего начинает исследование  учёный? Вопросы обращены ко всей группе взрослых. В ходе коллективного обсуждения они  называют  основные методы: «прочитать в книге»,  «понаблюдать»,  «узнать в интернете» и др. Каждый ответ обязательно отмечаем. После того как, например, кто-то из воспитателей  сказал, что новое можно узнать из книг, положить  перед ними карточку с  изображением этого метода исследования.

  Можно спросить у нас, у  других коллег.  Показываем карточку.

  Провести эксперимент. Показываем карточку. Значит, сделать, что- то   практически.

   А мы можем подумать и самостоятельно? Конечно. Показываем карточку.

  Вот постепенно у нас выстраивается цепочка методов исследования. Карточки с обозначением методов исследования, лежащие перед нами на столе, - не что иное, как план нашего будущего исследования.  

С чего начать наше исследование? Взрослые предлагают самые разные варианты. «Подвести» их к идее, что сначала надо подумать самостоятельно. Как только взрослые с этим согласились, кладём на первое место карточку с символом, обозначающим действие «подумать самостоятельно».                                                               Воспитатели делятся информацией по теме исследования «_______».                                                                      Воспитатель- исследователь спрашивает  у коллег, хотели бы, они  узнать дополнительную информацию о солнце? Тогда мы переходим к следующему этапу нашей работы.

Следующий этап – сбор материала. Мы начинаем действовать по намеченному плану. Его надо зафиксировать. Собираемые сведения можно просто запомнить, но, это трудно, поэтому лучше сразу  зафиксировать. Для этого  существует пиктографическое письмо. На маленьких листочках бумаги ручкой, карандашом или фломастерами можно делать заметки – рисунки, значки, символы.  Это могут быть несложные изображения, отдельные буквы или слова, а также специальные, изобретённые «на ходу» значки и различные символы.

Мы можем зарисовать схематично, зафиксировать идею. (Например, солнце светит ярко.  Солнце – это звезда. На закате солнце красное, окрашивает облака, воздух).

Сбор материала.

Воспитателям предлагается выбрать карточки с методами исследования и распределиться в пары.

Первая пара с карточкой компьютер – подходят к компьютеру и ищут  информацию по выбранной теме в социальной сети интернет и фиксируют полученную информацию, с помощью схематических рисунков.

Вторая пара с карточкой - ученого, спрашивают информацию у других гостей, присутствующих на мероприятии и фиксируют полученную информацию, с помощью схематических рисунков.

Третья пара с карточкой найти в книге- подходят к столу с энциклопедиями и ищут информацию в них.

Четвертая пара с карточкой эксперимент - подходят к столу и проводят эксперименты предложенные педагогом и фиксируют полученную информацию, с помощью схематических рисунков. (Опыты: Воспитатели проводят эксперименты: по выбранной теме).

План исследования составлен. Наши исследователи и их помощники готовы – все участники занятия – готовы к поиску.

Обобщение полученных данных. Теперь собранные  сведения  надо проанализировать и обобщить. Воспитатели возвращаются с полученной информацией и собираются за круглым столом проанализировать и обобщить добытые знания.  Раскладывают на столе свои  записи и пиктограммы и начинают смотреть и рассуждать: что интересного узнали.

Доклад.

Как только информация обобщена, взрослые – ученые выбирают докладчика, надевают на него академический головной убор и мантию и он  делает сообщение – «Доклад по теме исследования».

Сегодня я познакомила вас с методикой Савенкова А. И. о проведении исследований в детском саду, постаралась показать, как можно его использовать в работе с детьми. 
Я благодарю вас за работу и в заключении хотелось бы услышать ответы на следующие вопросы:
- Что вы узнали для себя нового?
- Было ли вам интересно?
- Захотелось ли вам использовать данную методику в своей работе?

На практике мы убедились, что методы исследовательской деятельности актуальны и очень эффективны. Он дает возможность ребенку синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, творить и исследовать, что позволяет ему успешно адаптироваться к окружающему миру.
Уважаемые педагоги! Желаю вам успеха в развитии творческой индивидуальности средствами исследовательской деятельности.