Конспект открытого мероприятия "Подвиг Ленинградцев"
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель:
Расширить представления детей о подвиге жителей блокадного Ленинграда.
Задачи:
-обогатить знания детей о героическом прошлом нашего города-Блокаде.
-формировать любовь к родному городу.
-формировать уважение, внимание и заботу к старшему поколению.
-активизировать словарь по теме.
Предварительная работа:
-чтение худ. Литературы по теме.
-слушание песен военных лет.
-рассматривание иллюстраций, фотографий.
-просмотр фильмов.
-слушание стихов о блокадном городе.
Оборудование и материалы:
Слайды по теме, живые цветы, плакаты с иллюстрациями, документальные фильмы «Жила-была девочка», «Блокада» и другие, аудиозаписи с песнями.
Взаимодействие с родителями:
Стендовая информация по теме «Блокада» (плакат), рисунки детей совместно с родителями.
«Блокада»
Воспитатель:
Петербург-Петроград-Ленинград-Петербург. Об этом городе написано много, и многое с ним связано. Его судьба волновала разные поколения, его облик и судьба его жителей отражают вехи его истории.
Немало испытаний выпало на его долю. Но, самым страшным стала для него война с фашистской Германией.
Утром 22 июня 1941 года, в 3 часа 30 минут, Германия напала на Советский Союз.
Для нашего народа началась Великая Отечественная война.
Звучит песня «Священная война»
В сентябре 1941 года город оказался в «клещах» окружения. Ценой неимоверных усилий, потерь и напряжением всех сил, советские войска сдерживали натиск противника. Все их душевные силы были направленны на то, чтобы не пустить врага к Ленинграду, отсюда рождалась их беззаветная храбрость в борьбе с силами противника.
Ребенок:
В Блокадном кольце Ленинграда
На Лиговском, Невском проспекте
Снаряды и пули летят
Рано зима в этот год наступила
Морозы пришли, холода
И в мирную жизнь Ленинградцев
Нежданно ворвалась война.
Ребенок:
Враги ломились в город наш свободный,-
Крошили камни городских ворот ….
Но вышел на проспект Международный
Вооруженный трудовой народ.
Ребенок:
.....Наступит день, и, радуясь, спеша,
Еще печальных не убрав развалин.
Мы будем так наш город украшать,
Как люди никогда не украшали.
И вот тогда на самом стройном зданье,
Лицом к восходу солнца самого
Поставим мраморное изваянье
Простого труженика ПВО.
Пускай стоит, всегда зарей объятый,
Так, как стоял, держа неравный бой:
С закинутою к небу головой,
С единственным орудием-лопатой.
Воспитатель:
Враг пытался штурмом овладеть городом, но был отбит и оставлен на ближних подступах к нему. Началась героическая эпопея борьбы армии, флота и жителей города с врагами в тяжелейших условиях блокады. На защиту Ленинграда поднялись все его жители. В короткий срок он был превращен в город-крепость.
Ребенок:
Сентябрь 41, 8 число
Для Ленинграда смертельно оно,
Начало блокады, обстрелов и слез,
Не испугались страшных угроз.
Ребенок:
Горят Бадаевские склады
В огне пожаров Ленинград
Пришел он-первый день блокады
Гудят воздушные тревоги.
И все отрезаны дороги
В кольце, в осаде Ленинград.
Ребенок:
Вот первый день блокады
Их будет много-девятьсот
Но город наш, со смертью споря
Все одолеет, все снесет.
Ребенок:
Обстрелы, голод, холод, горе
С тех пор прошли уже года
Исчезли с улиц баррикады
Но день тот страшный и жестокий.
Мы не забудем никогда!
Воспитатель:
Но Ленинградцы не сдавались. Были построены 35 километров баррикад, 4170 дотов, 22 тысячи огневых точек, созданы отряды противовоздушной обороны, на заводах и фабриках-отряды по охране, организовали дежурства в домах, оборудовали медпункты. На защиту родного города встали не только взрослые, но и дети. Наравне с взрослыми, школьники, дежуря на чердаках и крышах домов, гасили зажигательные бомбы и возникшие пожары. Их называли «часовые ленинградских крыш».
Песня «Ленинградские мальчишки»
Воспитатель:
Блокада принесла ленинградцам и другие тяжелейшие испытания. Зимой 1941-1942 годов город сковала лютая стужа. Не было топлива и электроэнергии.
Истощенные голодом, обессилившие и измученные непрерывными бомбежками и обстрелами, ленинградцы жили в неотапливаемых комнатах с заделанными картоном окнами, потому что стекла были выбиты взрывной волной. Тускло светили коптилки. Замерзли водопровод и канализация. За водой для питья приходилось ходить на набережную Невы.
Ребенок:
Скрипят, скрипят по Невскому полозья.
На детских санках, узеньких, смешных,
В кастрюльках воду голубую возят,
Дрова и скарб, умерших и больных ….
Так с декабря кочуют горожане
За много верст, в густой туманной мгле,
В глуши слепых, обледеневших зданий.
Отыскивая угол потеплей.
Ребенок:
А девушка с лицом заиндевелым,
Упрямо стиснув почерневший рот,
Завернутое в одеяло тело
На Охтинское кладбище везет.
Везет, качаясь,-к вечеру добраться б …
Глаза бесстрашно смотрят в темноту.
Скинь шапку, гражданин!
Провозят ленинградца,
Погибшего на боевом посту.
Ребенок:
Скрипят полозья в городе, скрипят …
Как много нам уже недосчитаться!
Но мы не плачем; правду говорят,
Что слезы вымерзли у ленинградцев.
Нет, мы не плачем. Слез для сердца мало.
Нам ненависть заплакать не дает.
Нам ненависть залогом жизни стала:
Объединяет, греет и ведет.
О том, чтоб не прощала, не щадила,
Чтоб мстила, мстила, мстила, как могу,
Ко мне взывает братская могила
На Охтинском, на правом берегу.
Воспитатель:
А самое страшное-Осажденный Ленинград оказался почти без запасов еды. С 20 ноября по 25 декабря 1941 года нормы выдачи продуктов были самыми низкими, ничтожно малыми: рабочие и инженерно-технические работники получали лишь 250 граммов суррогатного хлеба, а служащие, иждивенцы и дети-всего 125 грамм в день!
Муки в этом хлебе почти не было. Его выпекали из мякины, отрубей, целлюлозы. Это было почти единственное питание ленинградцев. Кто имел дома столярный клей, сыромятные ремни, употребляли и их в пищу. Ели многое из того, что в мирное время считалось совсем несъедобным.
Смерть входила во все дома. Изнуренные люди умирали прямо на улицах.
Свыше 640 тыс. ленинградцев погибло от голода.
Ребенок:
Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре-
Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам.
Ребенок:
…. О, мы познали в декабре-
не зря «священным даром» назван
обычный хлеб, и тяжкий грех-
хотя бы крошку бросить наземь:
таким людским страданьем он,
такой большой любовью братской
для нас отныне освящен,
наш хлеб насущный, ленинградский.
Воспитатель:
Враги надеялись, что тяжелые лишения пробудят в ленинградцах низменные, животные инстинкты, заглушат в них все человеческие чувства. Они думали, что голодающие, мерзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и, в конце концов, сдадут его.
Но фашисты просчитались. Плохо знали они советских людей. Те, кто пережил блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность безмерно страдавших ленинградцев, их доверие и уважение друг к другу.
Ребенок:
О да, мы счастье страшное открыли-
Достойно не воспетое пока,-
Когда последней коркою делились,
Последнею щепоткой табака;
Когда вели полночные беседы
У бедного и дымного огня,
Как будем жить, когда придет победа,
Всю нашу жизнь по-новому ценя.
Воспитатель:
И вот, наконец, 21 ноября 1941 года была открыта долгожданная Ледовая трасс по Ладожскому озеру.
Днем и ночь по льду озера шли машины и доставляли в город продовольствие, вооружение, боеприпасы.
Ребенок:
Дорогой жизни шел к нам хлеб.
Дорогой дружбы многих к многим.
Еще не знают на земле
Страшней и радостней дороги.
Ребенок:
Зимой машины мчались вереницы
И лед на Ладоге трещал.
Возили хлеб для Северной столицы
И Ленинград нас радостно встречал.
Ребенок:
Чуть разогнешь-опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб-две тонны? Он спасет
Шестнадцать тысяч ленинградцев.
И вот в бензине руки он
Смочил, поджег их от мотора,
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
Примерзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарни до зари.
Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре-
Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам.
Ледовая дорога так же сыграла важную роль в эвакуации населения города.
Вывозили детей, стариков, больных, раненых жителей. Это была единственная «ниточка», связывающая осажденный город, с Большой Землей.
Звучит песня «Эх, Ладога»
Наконец наступила весна 1942 года, которую с таким нетерпением ждали ленинградцы. Но вместе с весной пришли новые заботы. Зимой город не очищали от трупов. Ленинградцам угрожал еще один смертельный враг-эпидемия. На нее очень надеялись фашисты. Необходимо было очистить город. Нелегко было работать голодным, измученным людям. Но город был полностью очищен.
Несмотря ни на что. Город жил!
В блокадном, голодном Ленинграде издавались книги, художники писали картины.
Ленинградцы-блокадники с благодарностью вспоминают о ленинградском радио, которое работало круглосуточно. По ленинградскому радио звучали и стихи поэтов- блокадников: Николая Тихонова, Веры Имбер, Ольги Бергольц.
Ребенок:
И если чем-нибудь могу гордиться,
То, как и все друзья мои вокруг,
Горжусь, что до сих пор могу трудиться,
Не складывая ослабевших рук.
Горжусь, что в эти дни, как никогда,
Мы знали вдохновение труда.
В грязи, во мраке, в голоде, в печали,
Где смерть, как тень тащилась по пятам,
Такими мы счастливыми бывали,
Такой свободой бурною дышали,
Что внуки позавидовали б нам.
Воспитатель:
Но умирающий в голоде и холоде город жил, 9 августа 1942 года зажглись огни Большого зала филармонии.
Звучала 7-ая, Ленинградская симфония Дмитрия Шостаковича.
Новое произведение Шостаковича потрясло слушателей; многие из них плакали, не скрывая слез.
Великая музыка сумела выразить то, что объединяло людей в то трудное время,-веру в победу, жертвенность, безграничную любовь к своему городу и стране.
Звучит «7-ая симфония» Шостаковича.
Воспитатель:
В блокадном Ленинграде работали театры и библиотеки. Вызовом врагу была работа 39 школ в осажденном городе. Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, дров, воды, теплой одежды, многие ленинградские дети учились. В бомбоубежищах, подвалах зданий, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Стоявшая в центре класса печурка- «буржуйка» не могла его обогреть. Руки коченели, мел то и дело выскальзывал из пальцев.
Писатель Александр Фадеев сказал: «И самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что они учились».
Ребенок:
Блокада … Далеко как это слово
От наших мирных светлых дней.
Произношу его и вижу снова-
Голодных умирающих детей.
Как опустели целые кварталы,
И как трамваи мерзли на пути,
И матерей, которые не в силах
Своих детей на кладбище нести.
Песня «Дети Блокады»
Воспитатель:
На защиту любимого города встали и моряки Балтийского флота.
Клятва Балтийцев.
Дорогие товарищи Ленинградцы! Мы даем Вам священную клятву. Пока бьется сердце, пока видят глаза, пока руки держат оружие, не бывать фашистской сволочи в городе Ленина! Теснее сомкнем ряды. Не пустим врага в наш город!
Будем биться за Ленинград! До последней капли крови, до последнего вздоха, но Ленинград на поругание не отдадим!
Защитим Ленинград!
Истребим врага!
Победим!
Танец «Яблочко»
И вот, настал долгожданный день.
Шестнадцатимесячная блокада Ленинграда усилиями советских воинов 18 января 1943 года была прорвана.
Ребенок:
Был день как день.
Ко мне пришла подруга,
Не плача, рассказала, что вчера
Единственного схоронила друга,
И мы молчали с нею до утра.
Какие ж я могла найти слова,
Я тоже-ленинградская вдова.
Мы съели хлеб, что был отложен на день,
В один платок закутались вдвоем,
И тихо-тихо стало в Ленинграде.
Один, стуча трудился метроном …
И стыли ноги, и томилась свечка.
Вокруг ее слепого огонька
Образовалось лунное колечко,
Похожее на радугу слегка.
Когда немного посветлело небо,
Мы вышли за водой и хлебом
И услыхали дальней канонады
Рыдающий, тяжелый, мерный гул:
То Армия рвала кольцо блокады,
Вела огонь по нашему врагу.
Воспитатель:
Эти 900 блокадных дней были нелегким испытанием для жителей Ленинграда. Они героически пережили горе, которое обрушилось на них внезапно.
И тогда, и теперь, когда прошло более полвека с тех пор, как Ленинград освободился от блокады, людей всего мира поражало и поражает одно: как народ смог выстоять? В чем была его сила?
Давайте почтим память погибших ленинградцев минутой молчания.
Звук метронома.
Ребенок:
Пусть сны тебе спокойные приснятся-
Битвы стихли на земле ночной.
Люди неба больше не боятся,
Неба, озаренного луной.
Ты проснешься на земле цветущей,
Вставшей не для боя-для труда.
Ты услышишь ласточек поющих:
Ласточки вернулись в города.
Гнезда вьют они-и не боятся!
Вьют в стене пробитой, под окном:
Крепче будет гнездышко держаться,
Люди больше не покинут дом.
Так чиста теперь людская радость,
Точно к миру прикоснулась вновь.
Здравствуй, сын мой, жизнь моя, награда,
Здравствуй, победившая любовь.
Воспитатель:
За героизм и мужество, проявленное в битве за Ленинград, 140 воинов армии,
126-флота, 19 партизан удостоены звания Героя Советского союза. 350 тыс. солдат, офицеров и генералов-участников обороны Ленинграда, 5,5тыс. партизан и около 400 работников ледовой дороги награждены орденами и медалями Советского Союза. 1,5 миллиона защитников Ленинграда были награждены медалью «За оборону Ленинграда».
Ребенок:
Осада длится.
Тяжкая осада
Ни виданная ни в одной войне.
Медаль за оборону Ленинграда.
Сегодня Родина вручает мне.
Звучит песня «За оборону Ленинграда».
Годы идут, но прошлого не уносят, мы и сейчас не забыли этот подвиг.
СПАСИБО, СПАСИБО, СПАСИБО,
ЗА ВАШ ПОДВИГ, ЛЕНИНГРАДЦЫ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект открытого мероприятия для родителей "День открытых дверей"
Цель: Познакомить родителей с тем, какие по содержанию м объеиу знания, умения, должны усвоить их дети за данный период. Увидеть воочию своего ребенка в новой обстановке, сравнить с другими деть...

конспект открытого занятия Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа)
Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа) ТЕМА: «Почему медведь зимой спит» (по мотивам сказки В. ...

Конспект открытого фронтального логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности в рамках Дня открытых дверей. Тема: "Перелётные птицы"
Подробный конспкет комплексного логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности с активным участием родителей. Будет интересен учителям - логопедам, воспитателям дошкольных обра...
Конспект открытого занятия по физической культуре в подготовительной группе ко дню открытых дверей на тему: «Туристы».
Данный материал будет полезен инструкторам по физической культуре и воспитателям....

Конспект открытого занятия "Будем солнышко искать и зверушкам помогать" конспект открытого занятия
Цель: Художественно – эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие...
Конспект открытого занятия во второй младшей группе по ХЭР аппликация «Ромашка».Конспект открытого занятия во второй младшей группе по ХЭР аппликация «Ромашка».
Конспект открытого занятия во второй младшей группе по ХЭР аппликация «Ромашка»....
