Учебная программа дополнительного образования "Домисолька"
рабочая программа (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Моковоз Светлана Васильевна
Рабочая программа дополнительного образования "Домисолька" предназначена для музыкальных работников детских садов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ШКОЛА № 1133»

Принята на заседании

Методического (педагогического) совета

Протокол  № _____________

от «____» ________ 20___ года

«Утверждаю»

  Руководитель

  ГБОУ Школа № 1133

___________ М.В. Малхасян

   печать

Приказ № _____________

от «____» ________ 20___ года

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ДО-МИ-СОЛЬКА»

Направленность: художественная

Уровень программы: развивающий

Возраст учащихся: 3-7 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

Моковоз Светлана Васильевна,

музыкальный руководитель

Москва 2019

Пояснительная записка

Данная программа направлена на развитие у детей творческой активности в доступных видах музыкальной исполнительской деятельности (вокально-слуховой координации, ритмических движений, исполнительского мастерства, самовыражения в движении под музыку).

Уровень программы: развивающий.

Актуальность программы: Пение и танцевальные движения способствуют развитию органов дыхания, кровообращения, эндокринной системы и других систем организма ребенка.  

Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека.

В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период.

Сочетание направлений: «физическое развитие» и «художественно-эстетическое развитие» обеспечивает полноценное физическое развитие и оздоровление дошкольников, так как в музыкальной деятельности (танец, пение) содержание музыки, её характер, образы передаются в движениях, эмоциональном выражении исполнения песен.

Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно, природосообразно организовано, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.

Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, слабая память, низкая работоспособность. От здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

Особенно эффективно оздоровительную работу проводить с использованием такого могучего средства в решении воспитательных, образовательных и коррекционных задач, как музыка. Тем более что именно музыка из всех видов искусства является самым сильным средством воздействия на человека.

Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов.

Программа «До-Мисолька» составлена в соответствии с видом дошкольного образовательного учреждения – детский сад присмотра и оздоровления, в котором приоритетным направлением является сочетание физкультурной и оздоровительной работы, сохранение и укрепление здоровья детей, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей.

Программа «До-Мисолька» разработана с учетом нормативно-правовых документов:

  • Закона РФ «Об образовании» от 26.06.2010 г. (новая редакция), СанПиНа 2.4.1.2660-10 (с изменениями от 20.12.2010 г.), в соответствии с действующими Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (пр. Минобрнауки РФ от 23.11.2009 г. № 655) и к условиям её реализации (пр.Минобрнауки РФ от 20.07.2011 № 2151).
  • Программа «Здравики» разработана на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования МБДОУ № 95, примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, программы  музыкального образования детей дошкольного возраста «Камертон» под редакцией Э.П. Костиной.

Цель – содействовать всестороннему развитию личности дошкольника средствами вокально-танцевальной деятельности.

Создание двигательного режима, положительного психологического настроя способствует сохранению и укреплению здоровья ребёнка, его физическому и умственному развитию.

Задачи программы:

  1. Развитие музыкальности (вокального и танцевального искусства):
  1. Развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение, характер, понимать ее содержание.
  1. Формирование интереса к вокальному искусству.
  2. Развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха (мелодического, гармонического, тембрового, координации слуха и голоса), чувства ритма. Развитие умений петь естественным голосом, без напряжения; постепенно расширяя диапазон. Развитие певческого дыхания и артикуляции. Развитие эмоционально – выразительного исполнения песен.
  3. Развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков.
  4. Развитие музыкальной памяти.
  5. Определение видов танцевальных движений (танец, пляска, упражнение, игра).
  1. Развитие двигательных качеств и умений:

2.1. Развитие ловкости, точности, координации движений.

2.2. Развитие гибкости и пластичности.

2.3. Воспитание выносливости, развитие силы.

2.4. Формирование правильной осанки, красивой походки.

2.5. Развитие умения ориентироваться в пространстве.

2.6. Обогащение двигательного опыта разнообразными элементами русских народных, классических, современных танцевальных движений.

2.7. Выражение в движениях развитие музыкальных образов, согласование движений с характером музыки, наиболее яркими средствами выразительности

3. Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку:

  1. Развитие творческого воображения и фантазии.
  2. Формирование эстетического вкуса.
  3. Развитие способности к импровизации (придумывание «своего» игрового образа, персонажа, пляски, комбинируя танец и вокал);
  4.  Развитие эмоциональной отзывчивости к эстетической стороне окружающей действительности.
  1. Развитие и тренировка психических процессов:
  1. Развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике, пении, передавая характер музыки.
  2. Тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов.
  3. Развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.
  1. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:
  1. Воспитание умения сопереживать друг другу.
  2. Воспитание чувства коллективизма.
  3. Использование собственной самооценки в работе, оценка работы товарища.

Категория учащихся: Программа рассчитана на один год обучения, предназначена для детей 3-7 лет.

Занятия проводятся с 1 сентября по 31 мая (в январе – зимние каникулы), количество учебных недель 36. Основная форма работы с детьми – непосредственно образовательная деятельность. Длительность одного занятия 30 минут. Занятия проводятся во второй половине дня по подгруппам в количестве 10 человек в каждой, один раз в неделю. Во время зимних (с 09 по 15 января 2013 г.) и летних каникул занятия не проводятся.

Форма обучения: групповая.

Режим работы: вторник, четверг – с 15:00 до 17.00

Срок реализации программы: 1 год

На первом занятии, во время зимних каникул и на последнем (36-м) занятии проводятся контрольные срезы (диагностирование).

Программа строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей, основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.

При отборе детей учитывается желание ребенка, с предварительным собеседованием и согласием родителей (законных представителей), оформленном в заявлении и в родительском договоре на текущий учебный год.

Планируемые результаты освоения программы «До-Мисолки»

  1. Развитие музыкальности (вокального и танцевального искусства):

- имеет достаточный кругозор в области вокально-танцевального искусства (жанры песен и танцев, знаменитых композиторов), выполняет ритмические упражнения с музыкальным заданием;

- выполняет построения и перестроения в танцах и плясках;

- различает простейшие музыкальные понятия, понимает характер музыкального образа;

- проявляет устойчивый интерес к вокальному искусству, воспринимает музыку, чувствует её настроение, характер, понимает содержание;

- поёт напевно, легко, светло, без форсирования звука, соблюдает при пении певческую установку.

- исполняет песни и вокально-хоровые упражнения;  

- воспринимает песни разного характера;

- поет с музыкальным сопровождением и без него;

- выразительно произносит песенный текст.

  1. Развитие двигательных качеств и умений:

- правильно, точно, скоординировано и выразительно выполняет основные движения под музыку, танцевальные элементы, характерные и образные движения;

- уметь ориентироваться в пространстве;

- развита гибкость и пластичность;

- сформирована осанка и походка;

- знает движения русских, классических и современных танцев;

-выполняет движения согласованно с характером музыки, используя наиболее яркие средства выразительности.

  1. Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку:

- сочиняет собственные танцевальные и музыкально - игровые импровизации на предложенную музыку;

- выразительно двигается в соответствии с характером и ритмом музыки;

  1. Развитие и тренировка психических процессов:

- испытывает чувство эмоционального удовлетворения;

  1. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:

- умеет общаться в социуме в процессе концертной деятельности.

Программа «До-Мисольки» способствует:

  1. - стимулированию детей к двигательной активности;
  2. - развитию физических и музыкальных качеств;
  3. - решению физкультурно-оздоровительных и коррекционных задач вместе с педагогами и медицинскими работниками;
  4. - развитию творческих способностей личности;
  5. - поддержанию стремления к самостоятельной деятельности;
  6. - творческому использованию жизненного опыта детей;
  7. - самоопределению ребёнка в рамках ведущей деятельности.

Все занятия кружка «До-Мисолька» строятся по схеме:
     
1. Прослушивание музыкального произведения;
     
2. Разбор текста песни;
     
3. Работа с труднопроизносимыми словами;
     
4. Разучивание музыкального произведения;
     
5. Работа над выразительностью исполнения песни;  
      6. Знакомство с формой танца;

      7. Моделирование движений танца;

      8. Соотношение характера музыки и движений;

      9. Работа над выразительной передачей сюжета и характера персонажей с помощью движений.

     

Формы проведения занятий:

1. Занятия могут проходить со всем коллективом, по группам, индивидуально.
         2.  
Занятие – постановка, репетиция, на которой отрабатываются концертные номера, развиваются актерские

     способности детей.

  1. Заключительное занятие, завершающее тему – занятие – концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.
            

Движение и пение под музыку дают выход и разрядку отрицательным эмоциям, снимают нервное напряжение; создают приподнятое настроение; развивают активность, инициативу; певческие навыки, слуховое внимание, развивают координацию движений, способность произвольно ими управлять.

ОЦЕНКА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ПО ПРОГРАММЕ  «ЗДРАВИКИ»

Оценка знаний, умений и навыков детей по программе  «Здравики» проводится три раза в год в соответствии с общим диагностированием детей в детском саду: в начале года, по итогам первого полугодия учебного года (в дни зимних каникул) и второго полугодия на итоговом занятии.

        При диагностировании дошкольников используются высокий, средний и низкий уровни.

 1. Развитие музыкальности

 Высокий уровень ребенок в полном объеме освоил программу детской музыкальной культуры слушания произведений народной классической и современной музыки:

- хорошо разбирается в области вокально-танцевального искусства, знает жанры песен и танцев, знаменитых композиторов;

- сформирован интерес к вокальному искусству, воспринимает музыку, чувствует её настроение, характер, понимает содержание;

- поёт напевно, легко, светло, без форсирования звука, соблюдает при пении певческую установку.

- самостоятельно исполняет песни и вокально-хоровые упражнения;  

- воспринимает песни разного характера;

- поет с музыкальным сопровождением и без него;

- выразительно произносит песенный текст.

Средний уровень  ребенок в полном объеме освоил программу детской музыкальной культуры слушания произведений народной классической и современной музыки:

- в достаточной мере разбирается в области вокально-танцевального искусства, знает жанры песен и танцев, знаменитых композиторов;

- не плохо сформирован интерес к вокальному искусству, воспринимает музыку, чувствует её настроение, характер, понимает содержание;

- поёт напевно, легко, светло, без форсирования звука, соблюдает при пении певческую установку.

- исполняет песни и вокально-хоровые упражнения, иногда с помощью воспитателя;  

- воспринимает песни разного характера;

- поет с музыкальным сопровождением и без него;

- выразительно произносит песенный текст с помощью взрослого

Низкий уровень  ребенок не достаточно  освоил программу детской музыкальной культуры слушания произведений народной классической и современной музыки:

- имеет представление о жанрах музыки, но распознает, чаще с помощью взрослого;

- с трудом определяет музыку, чувствует её настроение, характер, понимает содержание;

- исполняет песни и вокально-хоровые упражнения, иногда с помощью воспитателя;  

- не различает песни разного характера;

- поет с музыкальным сопровождением и без него с помощью взрослого;

- выразительно произносит песенный текст с помощью взрослого

                         2. Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку:

  - сочиняет собственные танцевальные и музыкально - игровые импровизации на предложенную музыку;

- выразительно двигается в соответствии с характером и ритмом музыки;

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

                           3.     Развитие и тренировка психических процессов:

- испытывает чувство эмоционального удовлетворения;

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

                           

                           4.    Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:

- умеет общаться в социуме в процессе концертной деятельности.

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Приложение № 1

Структура занятия.

1. Распевание.

Работая над вокально-хоровыми навыками детей необходимо предварительно «распевать» воспитанников в определенных упражнениях. Начинать распевание попевок (вокализа, упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по полутонам. Для этого отводится не менее 10 МИНУТ. Время распевания может быть увеличено, но не уменьшено. Задачей предварительных упражнений является подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений. Такая голосовая и эмоциональная разминка перед началом работы - одно из важных средств повышения ее продуктивности и конечного результата.

2. Пауза. Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 1-2 минуты (физминутка).

3.  Пение и разучивание новых песен.

4. Навыки хореографии.   Разучивание   танцевальных движений. Работа направлена на развитие гибкости ребенка и танцевального мастерства.

4. Заключительная часть.  Разтяжка.  Подводим итоги занятия.

Методические приемы:

1. Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:

•        знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения)

•        работа над вокальными и хоровыми навыками;

•        проверка знаний у детей усвоения песни.

2. Приемы, касающиеся только одного произведения:

•        споем песню с полузакрытым ртом;

•        слоговое пение ( ,,ла,, ,,ля,,ра,, и др…)

•        хорошо выговаривать согласные в конце слова;

•        произношение слов шепотом в ритме песни;

•        выделить, подчеркнуть отдельную фразу, слово;

•        настроиться перед началом пения .

•        использовать элементы дирижирования;

•        пение без сопровождения

3.    Разучивание танцевальных движений.

•        выразительный показ;

•        образные упражнения;

•        оценка качества исполнения движений под музыку.

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН НА ГОД

№ п/п

Содержание

Количество занятий

количество часов

1.

Восприятие музыки

10

5

2.

Артикуляция, выразительная дикция

22

11

3.

Техника  дыхания

10

5

4.

Работа над чистотой интонирования

10

5

5.

Хореография и танцы

20

10

Итого:

72

36

        

ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА ПО ПЕНИЮ И ТАНЦАМ НА ГОД.

№ п/п

Репертуар

Количество

занятий

1.

Русские  народные песни  (с музыкальным сопровождением )

11

2.

Русские народные  песни (без музыкального сопровождения)

5

3.

Детские эстрадные песни (с фортепианным сопровождением)

8

4.

Детские эстрадные песни (под фонограмму)

5

5.

Песни из мультфильмов (с фортепианным сопровождением)

7

6.

Песни из мультфильмов (под фонограмму)

4

7.

Хореография и танцы

32

Всего:

72


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная программа дополнительного образования художественно-эстетического развития «Фабрика детского сада» для детей 5-6 лет.

Занятия в кружке позволяют развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук;  самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчест...

Рабочая учебная программа дополнительного образования с детьми 6-7 лет. Кружок «Уроки английского»

Иностранный язык сегодня становится в большей мере средством жизнеобеспечения общества. Роль иностранного языка возрастает в связи с развитием экономических связей, с интернационализацией народной дип...

Учебная программа дополнительного образования художественно-эстетического направления «Будущие художники» для детей 5-6 лет.

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце ...

Учебные программы дополнительного образования

 Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы разработаны согласно нормативным документам Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Емецкая средняя ш...

Учебная Программа дополнительного образования по курсу "Учим звуки и буквы" для детей подготовительной к школе группы

Основной целью данной программы является работа над звуковой культурой речи, над развитием фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза. Основное содержание - обучение дошкольников...

Рабочая учебная программа дополнительной платной образовательной услуги проведение занятий в сенсорной комнате «Маленькие волшебники» во второй младшей группе

Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира....

Рабочая учебная программа дополнительной платной образовательной услуги проведение занятий в сенсорной комнате «Маленькие волшебники» во второй младшей группе

Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о приз...