Методическая разработка. Конспект занятия по познавательному развитию с использованием ИКТ в средней группе «Путешествие по правилам дорожного движения».
методическая разработка (средняя группа)

Шадрина Ольга Сергеевна

Конспект непрерывной образовательной деятельности с использованием ИКТ в средней группе «Путешествие по правилам дорожного движения» и прилагаемая к нему презентация для проведения данного мероприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ikt_pdd.docx123.15 КБ
Файл prezentatsiya_ikt_pdd.pptx161.46 КБ

Предварительный просмотр:

25 марта 2020 г.Шадрина О.С.

Конспект занятия по познавательному развитию

с использованием ИКТ

в средней группе
«Путешествие по правилам дорожного движения»

 

Картинки по запросу "пдд в доу"

Выполнила:

Воспитатель ГБДОУ № 32

Центрального района

Шадрина Ольга Сергеевна

Санкт-Петербург

2020 г.

Оглавление

Пояснительная записка        3

Актуальность рассматриваемой темы.        3

Предмет материала        4

Предмет материала:        4

Объект исследования        4

Объект исследования:        4

Предмет исследования        4

Предмет исследования:        5

Проблематичность рассматриваемого опыта        5

Цель        5

Задачи        5

Материал        6

Предварительная работа        6

Ход занятия        6

Заключение        12

Перспективы развития данного опыта        12

Список используемых источников        14

Пояснительная записка

Актуальность рассматриваемой темы.

Данная работа посвящена актуальной проблеме – обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Актуальность  проблемы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) обусловлена ростом дорожно-транспортных происшествий (ДТП), в которых гибнут и получают травмы не только взрослые, но и подрастающее поколение - дети. В настоящее время во всем мире ДТП - основная причина смертности и инвалидности людей в возрасте от 3 до 35 лет. 

Таблица 1. Статистика ДТП в Санкт-Петербурге

За 9 месяцев 2019 г.

2018 г.

Всего ДТП с пострадавшими

5823

5818

Погибло людей

139

162

Из них детей

5

4

Ранено людей

5684

5656

Из них детей

521

497

Очень часто виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые переходят дорогу в неположенном месте, играют вблизи дорог. Детская непосредственность, любопытство часто ставят дошкольников перед реальными опасностями, в частности на улицах. Приводят к этому элементарное незнание основ правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. В сложной ситуации, при появлении опасности, взрослого человека иногда выручают инстинкт самосохранения, ловкость, быстрота реакции. К сожалению, дети обладают этими качествами не в полной мере и, оказавшись в критической ситуации, не могут моментально принять правильное решение.

 Рост количества машин на улицах городов и посёлков нашей страны, увеличение скорости движения являются одной из причин дорожно-транспортных происшествий. Никого не оставляют равнодушными сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются и дети. Проблемы роста дорожно-транспортного травматизма с участием детей в стране направило нас на поиск новых, более совершенных подходов в решении данного вопроса.

Комплексное решение вопросов, введение интерактивных методов обучения, которые очень интересны детям, способно изменить деятельность дошкольного учреждения, создать условия для привития детям устойчивых навыков безопасного поведения на дороге.

     Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и всё, что ребёнок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда.

Предмет материала

           Предмет материала: конспект непрерывной образовательной деятельности с использованием ИКТ в средней группе «Путешествие по правилам дорожного движения» и прилагаемая к нему презентация для проведения данного мероприятия.

Объект исследования

Объект исследования: предметно-практическая деятельность детей среднего дошкольного возраста в процессе изучения правил дорожного движения.

Предмет исследования

Предмет исследования: Процесс формирования основ безопасного поведения детей среднего дошкольного возраста на дороге в рамках воспитательно-образовательной деятельности.

Проблематичность рассматриваемого опыта

Проблематичность рассматриваемого опыта: Изучение с детьми Правил дорожного движения и формирование у них навыков безопасного поведения на улицах города является необходимым в дошкольном учреждении. Мы твердо убеждены, что работа педагогов с детьми по этой проблеме не должна ограничиваться только словесными объяснениями - «это можно, а так нельзя». Главная её цель, по нашему мнению, - формирование у детей навыков осознанного поведения на улицах города, где ключевым - является слово «осознанного».

Работа по воспитанию навыков осознанного безопасного поведения детей на улицах проводится планово, систематически, постоянно. Она охватывает все виды детской деятельности с тем, чтобы полученные «теоретические» знания ребёнок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.

Цель: закрепление у детей  знаний правил дорожного движения.

Задачи

  1. Образовательные:
  • расширить и закрепить знания детей о сигналах светофора и правилах дорожного движения, знания о правилах поведения на улице, и в транспорте;
  • закреплять название и назначение дорожных знаков; пешеходных переходов, воспитывать ответственное отношение к своей безопасности на улице;
  1. Развивающие:
  • развивать речь детей, память, обогащать словарный запас;
  1. Воспитательные:
  • воспитывать культуру безопасного поведения на улице, вырабатывая потребность в соблюдении правил дорожного движения;
  • воспитывать дружеские взаимоотношения среди сверстников.

Материал: дорожные знаки, видео-презентация, компьютер, видеопроектор, мяч, шаблон Светофора, кукла Буратино.

Предварительная работа: Изучение правил дорожного движения, беседы по ПДД, разбор обозначения знаков дорожного движения, знакомство со светофором, знаками дорожного движения («пешеходный переход, «зебра» и т.д.).

 

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!

“Утренний круг».

Смотрите, какое солнце, как мы ему рады! (дети поднимают руки вверх)

А вы слышите как поют птицы? Как мы им рады (дети поднимают руки вверх)

А какая красивая улыбка у каждого мальчика и девочки, покажите какие красивые улыбки у нас,(Улыбаются друг другу)

Как мы рады всем, кто живет на этой планете, (разводят руками)

«Доброе утро!» скажем мы вместе (берутся за руки)

«Доброе утро!» маме и папе

«Доброе утро!» останется с нами

Ребята, у вас сейчас какое настроение?

Дети: Хорошее!

Воспитатель: Сегодня таким добрым утром к нам в гости пришел Буратино!!! Пойдемте посмотрим (дети подходят к столам, садятся на стульчики) .  (Воспитатель показывает детям куклу – Буратино). Он хочет познакомиться с вами и лучше узнать наш город. А ещё Буратино хочет прогуляться по городу, но он не знает правил поведения на улице. А вот, о каких правилах идёт речь, вы узнаете из стихотворения:

По городу, по улице не ходят просто так

Когда не знаешь правила, легко попасть впросак.

Всё время будь внимательным и помни наперёд.

Свои имеют правила

Водитель, пешеход.

Скажите, о каких правилах идёт речь в стихотворении?

Дети: о Правилах дорожного движения.

Воспитатель: Верно! Ребята, поможем Буратино разобраться в Правилах дорожного движения?

Дети: Поможем.

Воспитатель: Вы, конечно, знаете, что по городским улицам движется огромное количество машин. Где же ходят пешеходы? (Ответ детей.)

- Улицы разделены между водителями машин и людьми так: пешеходы ходят по тротуарам, а транспорт движется по проезжей части улицы. Тротуары – это дорожки, окаймляющие с двух сторон проезжую часть и отделенные от нее невысоким каменным ограждением – бордюром. Пешеходы должны ходить по правой стороне тротуара, чтобы не мешать другим пешеходам.

- Представьте себе, что вам нужно перейти на противоположную сторону улицы. Для этого нужно воспользоваться правилами перехода. Поговорим о них.

- Прежде всего, выясним, какие бывают переходы через улицу. Они бывают нескольких видов. Как вы думаете, какими бывают пешеходные переходы? (ответы детей)

- Правильно!

- В городе есть подземные пешеходные переходы. Подземный переход является самым безопасным переходом. На экране набор знаков перехода, покажите, пожалуйста,  нужный с помощью указки.  (Слайд.)

Во-вторых, в городе есть и надземные переходы (Слайд.) Как вы думаете, где здесь знак надземного перехода?

Это застекленные тоннели, поднятые на опорах высоко над улицей. Чтобы перейти через улицу по надземному переходу, нужно подняться по лестнице, пройти в тоннеле над землей и спуститься по другой лестнице.

Наконец, третий вид перехода – наземный. Покажите, пожалуйста,  знак наземного пешеходного перехода. (Слайд.)

Наземный переход еще называют «зеброй. Как вы думаете, почему? (Ответы детей).

На слайде изображение зебры - животного. Дети сравнивают его с полосами на пешеходном переходе.

Вот мы с вами и вспомнили переходы, и надеюсь, что наш гость Буратино сможет с легкостью в них разобраться.

Ребята, Буратино хочет сыграть с нами в игру, но сначала отгадайте загадку:

Три моих волшебных глаза

Управляют всеми сразу.

Я моргну - пойдут машины.

Встанут женщины, мужчины.

Отвечайте вместе, хором:

Как зовусь я?... (Светофором.)

Правильно, при переходе через улицу по наземному переходу пешеходам помогает светофор.

Воспитатель (показывает слайд светофора). А для чего нужен светофор?

Дети. Светофор нужен для того, чтобы регулировать дорожное движение, чтобы на улицах и дорогах был порядок.

Воспитатель. Давайте вспомним, какие сигналы есть у светофора

Дети. Красный, желтый, зеленый.

Воспитатель. Что обозначает каждый сигнал светофора?

Дети. Красный сигнал светофора говорит о том, что путь для движения закрыт, желтый предупреждает: «приготовься», зеленый сигнал светофора разрешает движение.

Красный цвет – опасный цвет,

Это значит: хода нет.

Желтый – не спешите

И сигнала ждите.

Цвет зеленый горит:

Вот теперь вам путь открыт!

Игра «Собери правильно светофор».  

 Воспитатель: Буратино предлагает нам сыграть в игру. Она называется «Собери правильно светофор». Мне нужен помощник. Кто хочет мне помочь?

(выходит один ребенок)

Воспитатель: Нужно правильно расставить по порядку все сигналы светофора. Итак, начинаем! (ребенок расставляет сигналы в определенном порядке)

Воспитатель: Посмотрите, дети, правильно он сделал?

Дети: Да

Воспитатель: Буратино тебе понравилось, как дети играли?  

Воспитатель: Уверена, что и в сигналах светофора Буратино тоже сможет разобраться. Предлагаю повторить все правила дорожного движения для Буратино, чтобы он лучше их запомнил.

Итак, начинаем.

1. Никогда не переходите улицу в неположенном месте. Даже если на проезжей части нет ни одной машины. Обстановка на дороге меняется мгновенно. Сейчас машин нет, через несколько секунд они появятся. (Просмотр и обсуждение видео на слайде).

2.Обязательно переходите через улицу только по подземному, надземному или наземному  пешеходному переходу. (Слайд.)

3. Внимательно следите за сигналами светофора.

Красный сигнал - перехода нет.

Желтый сигнал - готовься, жди,

Зеленый сигнал – иди. (Слайд.)

4. Если загорелся зеленый сигнал светофора  - не бегите через улицу сломя голову, идите спокойно. Посмотрите сначала налево, а дойдя до середины направо. (Слайд.) 

5. Никогда не выходите на проезжую часть из-за стоящей у обочины машины, из-за куста, сугроба. (Слайд.)

6. Не стойте у края остановки. (Слайд.)

Воспитатель: Буратино запомнил правила дорожного движения и приготовил для вас викторину, но он так устал, предлагает вам стать водителями, а он будет пассажиром. Какое главное правило? Правильно - пристегнуться ремнем безопасности (Буратино пристегиваем бутафорском ремнем безопасности к стулу). Ну что поехали?

Физминутка «Мы - шоферы»:

Воспитатель:

Качу, лечу, во весь опор (дети шагают)

Я сам-шофер (имитируют управлением рулем)

И сам – мотор (круговые движения плечами)

Я нажимаю на педаль (сгибают ногу в колене)

И машина мчится в даль. (бег на месте)

Дети приезжают на ковер с подушками. Отстегивают Буратино.

Викторина «Будь внимательным»

Воспитатель: А теперь я вас проверю,

И игру для вас затею.

Я задам сейчас вопросы –

Отвечать на них не просто.

Если вы поступаете согласно Правилам дорожного движения, то дружно отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья!» А если вы так не поступаете  -  то просто молчите.

  1. Кто из вас идёт вперёд

Только там, где переход?

  1. Кто летит вперёд так скоро

Что не видит светофора?

  1. Знает кто, что свет зелёный

Означает – путь открыт

А что жёлтый свет всегда нам

О вниманье говорит?

  1. Знает кто, что красный свет –

Это значит, что хода нет?

  1. У кого терпенья нет подождать зелёный свет?
  2. Кто вблизи проезжей части

Весело гоняет мячик?

  1. А кто слушает без спора указания светофора?

Воспитатель: Молодцы дети! Вы очень хорошо знаете Правила дорожного движения.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что еще, кроме светофора и правил дорожного движения помогает водителям ориентироваться на дороге? (Дорожные знаки.) Верно, есть самые строгие дорожные знаки – запрещающие. Они имеют форму круга с красной каймой или красным фоном. Вам надо запомнить следующие знаки…

Показывает знак «Движение пешеходов запрещено». (Слайд.)

В дождь и ясную погоду

Здесь не ходят пешеходы.

Говорит им знак одно:

«Вам ходить запрещено!»

Воспитатель показывает знак «Движение на велосипеде запрещено». (Слайд.)

Велосипед на круге красном –

Значит, ехать здесь опасно!

Ребята, так же есть знаки особых предписаний, выглядят как синие прямоугольники или квадраты с различными рисунками. Они помогают водителю и пешеходам справится с правилами дорожного движения.

«Пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса». (Слайд.)

Дидактическая игра «Подумай — отгадай»

Ребята, пришло время поиграть и посмотреть, насколько хорошо вы знаете все правила дорожного движения. Я буду бросать мяч вам, и задавать вопрос, а вы отвечать на вопрос и возвращаете мяч мне в руки. А ответы появятся на экране нашего компьютера.

Вопросы:

  1. Какие виды переходов вы знаете? (наземный, подземный, надземный)
  2. Сколько сигналов у светофора? (три или два)
  3. Можно ли переходить через улицу, если горит красный сигнал? (нет)
  4. Можно ли переходить через улицу, если горит зеленый сигнал? (да)
  5. Чем отличаются светофор транспортный от пешеходного? (количеством сигналов)
  6. Кто ходит по тротуару? (Пешеход.)
  7. Кто управляет автомобилем? (Водитель.)
  8. Как называется место пересечения двух дорог? (Перекрёсток.)
  9. Для чего нужна проезжая часть? (Для движения транспорта.)
  10. По какой стороне проезжей части движется транспорт? (По правой.)
  11. Что может произойти, если пешеход или водитель нарушил правила дорожного движения? (Авария или ДТП.)
  12. Какой сигнал верхний на светофоре? (Красный.)
  13. С каким животным сравнивают пешеходный переход? (С зеброй.)

Молодцы ребята вы правильно назвали правила дорожного движения и помогли нашему гостю Буратино.

Воспитатель: 

А сейчас ребята я предлагаю вам сделать коллективную работу: вам нужно правильно расположить на экране сигналы светофора и дорожные знаки. Мы вашу работу подарим Буратино, чтобы он больше никогда не забывал правила дорожного движения.

Рефлексия.

Ребята, вам понравилось помогать Буратино?

- Что вам запомнилось больше всего?

- Какие задания показались вам трудными? (Краткий опрос по занятию.)

Заключение

Анализируя проведенную работу, можно смело утверждать, что данная НОД нашла большой эмоциональный отклик у детей: знакомый им Буратино вызвал у детей сострадание и желание ему помочь, и дальнейшее чувство радости из-за оказанной ему помощи. А используемые информационно-коммуникационные технологии вызвали большой интерес у детей, повысив тем самым их внимание и желание активно участвовать в данном мероприятии.

Как результат проделанной работы можно  назвать активно формируемые навыки безопасного поведения детей на дороге и рядом с ней. У детей появилось желание дальнейшего развития данной тематики. У детей появилось правильное понимание значимости соблюдения правил дорожного движения для их жизни и здоровья.

Благодаря использованию современных образовательных  технологий,  интегрированных в различные виды деятельности детей, была достигнута положительная динамика   уровня знаний детьми ПДД после проведения НОД.

В ходе НОД дети закрепляют такие понятия как: пешеход, водитель, тротуар, знак, пешеходный переход (их виды), светофор, сигнал светофора, запрещающие дорожные знаки, знаки особых предписаний, перекресток.

Детям представлены следующие игры: «Найди нужный знак пешеходного перехода», «Какого знака не бывает?», «Собери правильно светофор», викторина «Будь внимательным», дидактическая игра «Подумай – отгадай».

Важно отметить, что дети закрепили следующие навыки и умения: правильно называть сигналы светофора, отличать виды пешеходных переходов, знают, кого называют водителем, пешеходом, пассажиром, на какой сигнал светофора можно переходить дорогу, и т.д., закрепили правила безопасного поведения на улице, формируется умение ориентироваться в различных проблемных ситуациях.

Перспективы развития данного опыта:

  1. Использовать в образовательном процессе данную работу, а также создать подобные работы на другие возрастные группы с учетом их возрастных особенностей.
  2. Широко использовать информационно-коммуникационные технологии по данной тематике, что позволит продолжать развивать знания детей по безопасному поведению на улице и ПДД.
  3. Продолжить расширять и обновлять РППС (центр ПДД) в соответствии с ФГОС, пополнить дидактический, наглядный и демонстрационный материал по правилам дорожного движения, в соответствии с возрастом детей.
  4. Пополнение методической литературы, а также пополнение художественной литературы для детей по правилам дорожного движения.
  5. Сотрудничество с ГИБДД  для разъяснения необходимости безопасного поведения детей на улице и ПДД, и обязательное их соблюдение детьми и их родителями.

Список используемых источников:

  1. Авдеева Н.Н., Стеркина Р. Б., Князева О.Л., «Безопасность».
  2. Гончарова, Л.М. Правила дорожного движения для дошкольников [Текст] / Л.М. Гончарова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2012. - 251 с.
  3. Дереклеева, Н.И. Азбука дорожного движения [Текст] / Н.И. Дереклеева. - М: Знания, 2010. - 346с.
  4. Дорожная безопасность: обучение и воспитание дошкольника [Текст]: учеб. – методич. пособие / Под ред. В.Н. Кирьянова. – М.: Третий Рим, 2010. – 88 с.
  5. Занятия по правилам дорожного движения/Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева и др.; под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. -М. : ТЦ Сфера, 2008.
  6. Извекова Н. А. Правила дорожного движения – М.: Просвещение, 1983.
  7. Шорыгина Т. А. Беседы о правилах дорожного движении с детьми 5-8 лет – М.:ТЦ Сфера, 2009.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Непосредственно-образовательная деятельность с использованием ИКТ в средней группе «Путешествие по правилам дорожного движения» Воспитатель ГБДОУ № 32 Центрального района Шадрина О.С.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию с использованием экспериментирования в средней группе "Свойства воды"

Данное занятие помогагает сформировать у детей представления о свойствах воды....

Конспект занятия с использованием ИКТ в старшей группе «Путешествие по правилам дорожного движения»

               Цель: закрепление знаний у детей правил дорожного        движения....

Методическая разработка конспекта занятия по познавательному развитию (ФЭМП) в средней группе на тему: «Счет движений, высота предметов»

Методическая разработка конспекта занятияпо познавательному развитию (ФЭМП)в средней группена тему: «Счет движений, высота предметов»...

Конспект спортивного развлечения в средней группе «Путешествие по Правилам Дорожного Движения»

Конспект спортивного развлечения для детей средней группы цель которого расширение знаний детей о проезжей части дороги, тротуаре, о правилах перехода улицы, пешеходном переходе, светофоре....