Проектная деятельность в детском саду
материал

Ладченко Марина Геннадьевна

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_v_detskom_sadu.docx22.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Квитокская средняя общеобразовательная школа № 1

Проектная деятельность на уровне

дошкольного образования

как этап подготовки

к формированию

универсальных учебных действий

Воспитатель I кв.категории

Ладченко М.Г.

2019 год

В условиях модернизации отечественного образования, российские дошкольные образовательные учреждения активно перестраивают собственную работу в соответствии с новым регламентирующим документом «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования». Реформирование системы образования, демократизация и гуманизация этой важной для общества социальной сферы требуют нового подхода как к организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, так и к системе её планирования. Образовательный стандарт предусматривает изменение форм и методов образовательной деятельности, интеграцию образовательных областей при организации обучения дошкольников.

Приоритетным направлением в работе является осуществление инновационных педагогических технологий в организации образовательной деятельности дошкольников. Метод проектов можно рассматривать как одну из наиболее эффективных форм организации совместной деятельности детей и взрослых. Познавательно-исследовательская деятельность определена во ФГОС (п.2.7) как сквозной механизм развития ребенка. А п. 3.2.5 части 3 «Требования к условиям реализации Основной образовательной программы» предполагает использование метод проекта, который делает образовательную систему дошкольного учреждения открытой и доступной для активного участия родителей.

Проектная деятельность способствует развитию у дошкольников целевых ориентиров:

обеспечивает включение каждого ребёнка в самостоятельную познавательную деятельность, создавая для каждого адекватную нагрузку, способствует развитию личностных качеств; помогает осваивать детям окружающую действительность, всесторонне изучать ее; активизировать самостоятельную познавательную и поисковую деятельность детей; развивать творческие способности, обобщать и анализировать; развивать мышление, воображение, память, внимание; развивать речь; контролировать свое поведение;  организовать свою деятельность; сотрудничать со взрослыми и детьми разного возраста

Основной целью проектного метода в детском саду является –

создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов, способствующих самопознанию и саморазвитию всех участников педагогического процесса.

Тема проекта «проецируется» на все образовательные области, предлагаемые ФГОС, и на все структурные единицы образовательного процесса, через различные виды детской деятельности. Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Это позволит ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усвоить больший объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями.

Главные идеи метода проектов для дошкольного образования:

Быть вместе от

формулирования идеи и выбора содержания проекта;

планирования проекта;

выбора места и роли в выполнении общего плана (индивидуального, в партнерстве или в команде);

активного действия по своему собственному плану, в своем темпе, в своей логике;

до

привлечения нужных ресурсов (материалов, технических средств, источников знаний и умений);

анализа, коррекции и оценки результатов;

осмысления и применения.

Проекты делятся

По количеству участников в проекте:

индивидуальные

групповые

коллективные

По продолжительности выполнения проекта:

краткосрочные (1-3нед.)

среднесрочные (средней продолжительности) (до 1 мес.)

долгосрочные (полугодие, учебный год)

По характеру содержания:

монопроекты – охватывают 1 образовательную область, (поэтому чаще используются в школе)

Интегрированные (межпредметные) –охватывают  2 и более образовательных областей.

По доминирующему виду деятельности: (по Л. В. Киселевой)

Творческо-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

Исследовательско-творческие (дети исследуют, экспериментируют, анализируют, а результаты выдают в виде дневников наблюдений, исследовательских карт, коллажей по результатам экспериментов);

 Информационно-практические (дети осваивают новую информацию и реализуют ее в создании различных предметов, подкрепляя это практикой в реальной жизни в оформлении группы, в подготовке к сюжетно-ролевой игре;

Творческо- продуктивные (результат в виде детского праздника, сюжетно -ролевой игры, театрализованной игры).

Существуют несколько способов разработки проектов:

«Модель трех вопросов»;

Системная паутинка по проекту;

Метод «Мыслительных карт» (Тони Бьюзен);

Образ «Семь мы» (по Е.С. Заир-Бек)

В своей работе по проектной деятельности мы используем «Модель трех вопросов». Её суть в том, что воспитатель задаёт детям три вопроса:

1. Что мы знаем?

Общее обсуждение, что они уже знают об определённом предмете или явлении.

2. Что мы хотим узнать?

Сбор  информации происходит чтение книг, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий, воссоздание предмета или события.

3. Что узнали?

Дети дают ответы на вопрос из полученной информации

При разработке проектов, выделяем основные этапы проектирования

– Погружение в проект (педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.);

– Организация деятельности (план деятельности по достижению цели);

– Осуществление деятельности (практическая часть - создание игровой мотивации, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик);

– Презентация продуктов проекта

Таким образом, проектная деятельность помогает дошкольникам:

- осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее;

- активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей;

- развивать творческие способности детей, навык обобщать и анализировать;

- развивать мышление, воображение, развивать речь, память, внимание;

- контролировать свое поведение

- организовать свою работу (разложить материалы, отбирать необходимое);

- сотрудничать (со взрослыми и с детьми разного возраста)

Представляем ряд проектов, проводимых педагогами детского сада «Теремок».

Работа над проектами позволяет изменить стиль работы с детьми.

Метод  проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивает творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации дошкольного обучения. Дети приобретают необходимые для них умения, которые являются первой ступенью к формированию универсальных учебных действий.

Важно научить ребенка радоваться и гордиться своими достижениями. Научить учиться самостоятельно и сформировать потребность узнавать новое!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»

В статье представлен опыт работы  по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....

Проектная деятельность в детском саду. Проект "Пустите папу в детский сад"

В этом документе вы можете найти интересную информацию по взаимодействию с родителями в ДОУ....

Проектная деятельность в детском саду. Проект "Пустите папу в детский сад"

Работа по взаимодействию с родителями согласно с ФГОС...

Проектная деятельность в детском саду "В детский сад без слез"

В материале описана работа педагога - психолога по сопроводждению семьи и ребенка в период адаптации к ДОУ...

Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...

Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...