Музыкотерапия как здоровьесберегающая технология в работе с дошкольниками.
статья (подготовительная группа)

Глазкова Надежда Николаевна

 

Этот материал представлен в виде отчёта о проделанной работе по профилактике нарушений осанки и координации движений с помощью музыкотерапии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx21.31 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкотерапия как здоровьесберегающая технология в работе с дошкольниками.

(профилактика нарушений осанки,  нарушение координации движения)

         Я работаю в подготовительной группе компенсирующей направленности.

В настоящее время мою группу посещают 15 детей. В прошлом году, когда дети поступили в нашу группу, я просмотрела медицинские карты детей, понаблюдала за ними и заметила, что у некоторых детей есть нарушение осанки и нарушена координации движения. В моей группе у 2 детей плохо развита координация движений и 4 человека имеют нарушение осанки. Отклонения в здоровье детей дошкольного возраста влияют на их дальнейшую адаптацию и социализацию в обществе.

В своей практике я  всё чаще вижу  таких детей. Этому способствует увлечение детей современными гаджетами, недостаточная физическая активность, неправильное положение тела на  занятиях и во время сна. В последнее время большую популярность у детей приобретают компьютерные игры. Одной из причин нарушения осанки также может быть неправильная поза при нахождении ребёнка за компьютером. А так как наши ребята будущие школьники то  эффективно начать учебу в школе могут только здоровые дети, обладающие достаточной функциональной готовностью и здоровьем. Частота нарушений осанки у дошкольников значительно возрастает при недостатках педагогического воздействия в дошкольном возрасте. Поэтому я считаю, что  очень важно осуществлять квалифицированную коррекцию имеющихся недостатков в развитии, начиная с раннего возраста.

Для того, чтобы помочь детям приобрести красивую осанку и улучшить координацию движений, я использую музыкотерапию в комплексе с игровыми упражнениями.  

 Что же такое музыкотерапия и чем она полезна?

Влияние музыки на состояние детей первым в нашей стране начал изучать выдающийся психоневролог В. М. Бехтерев еще в начале XX столетия. Уже тогда было видно: детям полезно слушать классику и колыбельные, что музыка не только развивает детей, но и оздоравливает их.

Американский ученый Дон Кемпбелл – один из общепризнанных авторитетов в области мировой музыкотерапии как науки – в своей знаменитой книге “Эффект Моцарта” приводит следующие обобщенные данные о специфике воздействия музыки на человеческий организм:

 – музыка влияет на дыхание;

– музыка влияет на сердечный ритм, пульс и кровяное давление;

– музыка может замедлить и уравновесить электромагнитные волны активности головного мозга;
– музыка снижает мышечное напряжение и повышает подвижность и координацию тела;

– музыка влияет на температуру тела;

– музыка регулирует выделение гормонов, снижающих стресс;

– музыка и звуки могут активизировать иммунную функцию;

– музыка изменяет наше восприятие пространства;

– музыка изменяет наше восприятие времени;

– музыка может улучшить память и обучаемость;

– музыка повышает производительность труда

– музыка стимулирует пищеварение;

– музыка повышает упорство;

– музыка помогает вырабатывать чувство безопасности ».

Современные исследования показали, что возможности применения музыкотерапии как в психолого-педагогической коррекции, так и в лечебно-профилактической медицине достаточно широки.

  В течении года я  разработала  игровые комплексы, которые в ходе нашей работы усложнялись в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, степени их трудности для выполнения детьми. Подобрала фонотеку в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Созданные мною  игровые комплексы соответствуют реальным нарушениям опорно-двигательного аппарата у детей, способствуют созданию комфортной для воспитанников образовательной среды.

Для обеспечения образовательной среды были разработаны комплексы игровых заданий по видам нарушений:

1.Комплекс игровых заданий, направленных на коррекцию и профилактику нарушений осанки.

2.Комплекс игровых заданий, направленных на коррекцию и профилактику координации движений. А так же мною было изготовлено  нестандартное оборудование: дорожка здоровья, змейка, следы из пуговиц, чудесные колёсики, разноцветные шарики.

  Я заметила, что нестандартное оборудование обеспечивает:

 - развитие интереса у детей к выполняемым упражнениям

- улучшение качества выполнения упражнений.  

- формирование правильной осанки и профилактики плоскостопия.

 - улучшение координации движений, увеличение силы и выносливости мышц. 

Нестандартное оборудование используется для формирование правильной осанки, развития координации движений, умения сохранять равновесие, развивается самостоятельность, формируется потребность в движении. Оздоровительный массаж ступней оптимизирует обменные процессы и кровообращение, что помогает улучшать иммунитет и активизирует защитные силы организма.

При подборе музыкально-игровых упражнений я соблюдала принципы:

  • доступности (преемственность и постепенность усложнения задач);
  • индивидуализации (соответствие упражнений выявленным нарушениям);
  • постепенного повышения требований (чередование нагрузок с отдыхом);
  • систематичности (непрерывность, регулярность, при многократных повторениях образуется двигательный стереотип);
  • сознательности и активности (формирование и закрепление у детей представлений о здоровом образе жизни, вовлечение в активную коррекционную работу всех участников образовательного процесса);
  • наглядности (показ и объяснение педагога, других детей).

Также была создана фонотека для выполнения игровых упражнений (диск)

составлены рекомендации для воспитателей и родителей по применению игровых упражнений.

 В результате проведенной работы я заметила положительные результаты :

у детей улучшилась осанка, движения стали более скоординированы.  

  •  Использование музыки при выполнении игровых упражнений оказывает положительную динамику в состоянии опорно-двигательного аппарата и эмоционально-волевой сфере воспитанников групп компенсирующей направленности.
  • Я  считаю, что использование игровых упражнений, сочетающих музыкотерапию и музыкально-ритмические движения является перспективным направлением в коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата и служит полноценным дополнением к уже существующим методам и приемам.
  • В дальнейшем я планирую пополнить, разнообразить и расширить игровые комплексы для детей групп компенсирующей направленности с нарушениями осанки и  координации движения.

;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы детского сада «Применение нетрадиционных методик и здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками»

Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе детского сада....

Статья "Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя младшей группы)"

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Име...

Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы)

Самой актуальной темой для разговора во все времена была тема здоровья человека.Немаловажную роль в воспитании основ здорового образа жизни у ребенка – дошкольника отводится ДОУ. В ФГОС дошкольн...

Статья "Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя подготовительной группы)"

Статья Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя подготовительной группы)...

«Здоровьеформируюшие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя подготовительной группы)»

Здравствуйте, уважаемые коллеги!Данная статья отражает не сколько методы и техники физического развития детей, сколько самих воспитателей и их возможностей передать личный опыт и быть личным примером ...

Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя подготовительной группы).

Борисова Светлана ЛеонидовнаВоспитательГБДОУ детский сад №9 комбинированного видаПушкинского района Санкт-Петербурга  Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольн...

Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя младшей группы)

Материал о сохранении и укреплении здоровья детей.О задачах и целях здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий. Об особенностях питания, режиме дня,прогулок для детей данного возраста...