Проект «Воспитание нравственности у дошкольников посредством ознакомления с православной религией» с использованием 3D моделирования
методическая разработка (подготовительная группа)

Татьяна Александровна Куницына

Аникина О.В., Карасева О.А., Куницына Т.А.

«Воспитание нравственности у дошкольников посредством ознакомления с православной религией»

 

                                                     

        Проект «Воспитание нравственности у дошкольников посредством ознакомления с православной религией»  направлен на пополнение и совершенствование   организационно-методических условий, обеспечивающих приобщение детей старшего дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям посредством разработки методик, направленных на ознакомление с основами православной культуры.  Данная методическая разработка составлена с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и мнения родителей, выполняет задачу воспитания духовно-нравственной личности ребенка. Этот комплекс непосредственно организованной образовательной деятельности  составлен на основе педагогического опыта и соответствует требованиям православного  компонента дошкольного образования. Материал проекта составлен из нескольких модулей, в одном из которых представлен опыт использования инновационной технологии - 3D моделирования в работе по ознакомлению с церковной архитектурой. Проект разработан для подготовительных к школе групп ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Северо-Западный административный округ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы "Курчатовская школа"

       ---------------------------------------------------------------------------------------

           Москва,  Тепличный переулок, д. 5, к. 1      Тел.  +7(499)194-10-44 доб.77 

«Воспитание нравственности у дошкольников посредством ознакомления с православной религией»

Возраст детей: 6-7 лет

                                                        Срок реализации: 1 год

Разработчики:

воспитатели дошкольных групп

Аникина Ольга Викторовна,

 Карасева Ольга Александровна,

Куницына Татьяна Александровна.

Москва

2021


Введение.

В современном обществе наблюдается смещение акцентов в развитии маленьких детей в сторону ранней интеллектуализации, в то время как природные закономерности свидетельствуют о том, что возраст от рождения до 8 лет – это сенситивный период для формирования сенсорной, эмоциональной и нравственных сфер. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений, именно детские дошкольные учреждения являются одним из резервов духовного возрождения страны, восстановления её многолетних православных традиций.

         Важность введения основ православной культуры в детском саду вызвана необходимостью обеспечения преемственности дошкольного и общего образования.

           Вопросы  духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», так же проблема духовно-нравственного воспитания отражена в Концепции модернизации образования.

В связи с изменениями федерального законодательства в сфере образования ФГОС дошкольного образования дает право  государственным, муниципальным и частным образовательным организациям самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные программы в соответствии с требованиями данного документа и с учетом примерных образовательных программ дошкольного образования. Православный компонент дошкольного образования к основной образовательной программе дошкольного образования даёт возможность государственным и муниципальным дошкольным образовательным организациям лучше ориентироваться в подборе материала по духовно-нравственному воспитанию, повысить значимость взаимодействия Церкви, семьи, детского сада, осуществлять непрерывность и преемственность процесса духовно-нравственного воспитания с начальным общим образованием.

    Целью нашей работы является пополнение и совершенствование   организационно-методических условий, обеспечивающих приобщение детей старшего дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям посредством разработки методик, направленных на ознакомление с основами православной культуры.

   Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста и мнение родителей,  мы выделили следующие задачи:

   Задачи:

- Формирование первоначальных представлений о духовном мире, знакомство с основными религиозными понятиями, элементарными сведениями из Священной истории;

- Первоначальное ознакомление детей с Заповедями Божьими как основой нравственной жизни человека;

- Интеграция духовно-нравственного содержания в повседневной жизни детского сада, во все виды детской деятельности.

- Содействие освоению социальных навыков и норм поведения, налаживанию коммуникаций с взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи;

- Содействие формированию навыков доброжелательного и добродетельного поведения, способности к сопереживанию, проявлению этих чувств.

- Создание условий для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования, достижения целевых ориентиров дошкольного образования.            

                  Православный компонент дошкольного образования призван удовлетворить запросы в сфере образования православных родителей (законных представителей детей), для которых развитие религиозного самосознания их детей и воспитание в духе исторически сложившихся православных традиций является важнейшим компонентом образования.

А также обеспечивает возрождение и сохранение традиционных духовно-нравственных и культурных идеалов, ценностей в современном обществе; духовную безопасность личности, семьи и общества;

консолидацию общества на основе уважения, взаимопонимания и доверия друг к другу людей разных исповеданий.

        Современные инновационные технологии позволили сделать наш проект увлекательным и интересным. Использование 3D-моделирования в работе по ознакомлению с церковной архитектурой вызывает интерес к новым знаниям и умениям. Созданием объемных моделей с удовольствием занимаются и дети  взрослые.

        Подбирая материал для работы с детьми, мы постарались использовать все возможные информационные технологии, так для современного ребенка они являются неотъемлемой частью жизни. А также отвели место в проекте самостоятельному созданию детьми обучающих пособий (макет, видео-экскурсия), чтобы дети сами представили полученные знания своим сверстникам.

         


Проект

«Воспитание нравственности у дошкольников посредством ознакомления с православной религией»

Данный проект - это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и новых решений в воспитании у детей духовности и нравственности.

Цели проекта: воспитание духовно-нравственной личности ребенка, через приобщение дошкольников к основам православной культуры.

Задачи проекта:        

1.        Приобщение детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям,

2.        Раскрытие духовной одаренности ребенка и его личностных дарований,

3.        Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами православной культуры).

4.        Формирование гражданского самосознания, любви к Родине и русскому народу,

5.        Охрана и укрепление душевного, духовного и физического здоровья детей,

6.        Создание одухотворенного игрового и образовательного пространства жизнедеятельности ребенка.

7.        Способствовать повышению значения семейных ценностей.

Основные принципы проекта.

Принцип интеграции: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.

Педоцентрический: отбор наиболее актуальных для детей данного возраста знаний, необходимых для индивидуального психического и личностного развития каждого обучающегося, предоставление каждому воспитаннику возможности удовлетворить свои познавательные интересы.

Культурологический: воспитание строится в соответствии с ценностями, нормами и особенностями национальной культуры, с учётом традиций своего края и возможностями восприятия дошкольника.

Принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и в детском саду на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).

Участники реализации проекта: дети, педагоги, социум.

Условия реализации проекта. Данный проект рассчитан для дошкольного возраста. Дети получают первоначальные представления об изучаемом предмете, а также проводится работа по закреплению у дошкольников имеющихся знаний.

Для реализации проекта использовались следующие методы: наглядный (наблюдение; просмотр презентаций; рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, макетов.), словесный (беседа с элементами диалога; разбор ситуаций; сюжетная - ролевая игра «Паломничество по святым местам»), практический (продуктивная деятельность с помощью 3D-моделирования; конструирование макета).

Формы работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми: знакомство детей с детством и жизнью Иисуса Христа, как пример

высокой духовности и нравственности, патриотизма в виде рассказа с использованием презентации.

- презентация «Православный храм» с целью ознакомления с особенностями архитектуры, внутренним устройством, иконографией;

- слушание колокольной и духовной музыки на тематических музыкальных занятиях с использованием соответствующих записей.

Таким образом, в проекте прослеживается несколько направлений работы: духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения),

Воспитательно - оздоровительное (сюжетно-ролевая игра), культурно-познавательное (просмотр презентаций), нравственно-трудовое (продуктивная деятельность, изготовление макета по святым местам.),  3D- моделирование (изготовление объемных моделей, макет).

Внедрение инновационных технологий (использование 3-д ручек) – способ разнообразить  деятельность детей, повысить интерес к образовательной деятельности, а значит и повысить ее эффективность.

В эпоху информационных технологий в образовательный процесс внедряется все больше инноваций. Прекрасным примером этого является обучение конструированию с помощью 3д ручки. Развитие технологий идет семимильными шагами и не перестает удивлять, а порой даже поражать наше воображение. Теперь дошкольники могут не только смотреть объемные изображения, но и создавать их самостоятельно.

Для повышения познавательной активности воспитанников мы соединили интерес дошкольников к технике и рисованию. Познавательная мотивация старших дошкольников более ярко проявляется в деятельности. Получая информацию об окружающем мире, дети охотно стремятся воспроизвести свои знания в творчестве. Учитывая все эти факторы, рисование 3д ручкой  помогает проходить обучению в лёгкой игровой форме и таким образом мы повышаем познавательную активность воспитанников.

Ожидаемые результаты использования метода 3-д моделирования: дети имеют представление, как создать простейшие изделия с помощью, обогащён словарный запас детей по теме; дошкольники приобретут уверенность в собственных силах; в совместной деятельности будут пройдены все творческие этапы создания изделий: рисование декораций, подбор картинок, сформируются навыки технического конструирования и т. д. ; повысится мотивация детей к совместной деятельности, что будет способствовать более интенсивному и гармоничному развитию познавательных процессов у дошкольников; в процессе знакомства с 3D ручкой, дошкольники познакомятся с разновидностями рисования: прямыми, кругообразными, волнистыми линиями, заливкой фигурок и т. д. Дошкольники научатся правильно подбирать цвета. А также очень важно то, что можно научить детей при помощи такой кропотливой работы -  терпению, усидчивости и научить трудиться.

Формы работы с родителями: вечера вопросов и ответов; наглядные виды работы: литература.

Планируемые результаты. Обучающиеся имеют представления: о духовных и нравственных ценностях; знакомы с историей и культурой своей страны; умеют беречь и поддерживать красоту; проявляют сострадание, сочувствие, сопереживание, радость; стремятся к добру и неприятию зла.

Перспективный план реализации проекта. Работа с детьми.

месяц

тема

содержание

Модуль 1. «Добро и зло»

Октябрь

 «Добро и зло –

твой нравственный выбор»

Цель:  Учить детей быть вежливыми, сдержанными, доброжелательными, учить работать в коллективе. Работать над выразительностью речи. Упражнять в умении различать добрые и плохие поступки. Воспитывать интерес к коллективной взаимопомощи, дружеские взаимоотношения между детьми.

«Мои добрые поступки»

Цель: углубить представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека. Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей).

«Наш красивый, добрый мир!»

Цель: духовно-нравственное развитие ребёнка в контексте его всестороннего развития.

 «Наша религия – православие, Бог – Творец мира».

Цель: духовно-нравственное воспитание детей с изучением основ православной культуры.

Модуль 2. Православный храм.

ноябрь

 «Как выглядит православный храм»

Цель: Закрепить представление об устройстве церкви; знакомить с правилами поведения в церкви. Расширять словарный запас детей (храм, церковь, колокольня).

 «Православный храм»

Цель: знакомить детей с православным храмом его значением в жизни праволавных христиан; обогащать словарный запас детей понятиями духовно-нравственной культуры.

«Православный храм»

Цель: Дать представление о том, что такое Православный храм-это дом молитвы, дом общения человека с богом. Помочь детям понять смысл заповедей бога. Рассказать о служителях храма.

«Кого и что мы видим в церкви»

Цель: Познакомить детей с внешним и внутренним устройством церкви; дать представление о расположении и назначении главных частей церкви; воспитывать уважительное отношение к церкви и ее святыням.

декабрь

 «Православные Христиане»

Цель: Формирование культурологической компетенции детей старшего дошкольного возраста в области знаний о традиционной религиозной культуре России.

Чтение и беседа по стихотворению В.Бородина «Дорога к храму»

Продолжать формировать представление детей о храме, как всеобщей ценности; познакомить с историей принятия христианства на Руси; закрепить правила поведения в храме. Познакомить детей с поэтическими произведениями В. Бородиной. Воспитывать желание рисовать храм и путь, ведущий к нему.

«Дорога к храму»

Цель: познакомить детей со спецификой храмовой архитектуры: купола, арки, круглая часть под куполом. Учить передавать образ архитектурных сооружений в рисунках, делая предварительный эскиз карандашом, используя в работе разные изобразительные материалы (на выбор).

«Несколько минут в священном месте – храме (церкви)»

Цель: учить правильному поведению в храме ( церкви). Обогащать духовно – нравственного воспитания детей. Развивать интерес к духовной жизни, любознательность, воображение.

Модуль 3. «О чем поют колокола…»

январь

«История возникновения колоколов на Руси»

Цель: сформировать знания о колоколах и колокольных звонах на Руси. Познакомить с устройством колокола и особенностями его звучания.

Воспитывать у детей чувство патриотизма, любви к своей Родине. Способствовать воспитанию духовно- нравственных качеств детей. Формировать нравственные умения и привычки, справедливо оценивать поступки людей, быть послушными, вежливыми, доброжелательными, милосердными. Обогащение словаря: колокол, купол, звонарь, благовест, красный звон.

«Колокольная история»

Цель: Уточнить знания о строении колокола. Познакомить с основными колокольными звонами. Расширить духовный мир детей.

Февраль

 «О чем поет колокол»

Цель: Дать детям представление о назначении колокольни, колокола и колокольного звона. Ознакомить детей со строением колокольни

и самого колокола.

«Колокольные звоны Руси»

Цель: развитие личности ребенка дошкольного возраста, формирование базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей.

«Золотые Купола»

Цель: Продолжать знакомить детей с памятниками старины, православной архитектурой – храмами. Закреплять знания о предназначении храма, его строении. Совершенствовать навыки работы с различным изобразительным материалом - гуашь, цветные карандаши, восковые мелки; развивает мелкую моторику рук. Расширять представление детей об окружающем мире. Воспитывать уважение к русским православным традициям. Развивать эстетические, созидательные чувства.

Художественно-эстетическое развитие.

Цель: учить рисовать православный храм.

Модуль 4. Дидактические игры.

март

 «Назовите православный праздник»

Цель: воспитывать у детей привычку готовиться к православным праздникам;

побуждать желание укреплять и расширять свои знания о православии.

«Сказочные герои»

Цель: формировать у детей осознание, понимание добрых поступков. Учить анализировать делать выводы. Отличать героев по поступкам. Формировать понятия положительного и отрицательного персонажа. Классифицировать их по данным понятиям.

«Добрый лучик»

Цель: Формировать понятие "Доброта" доброго отношения к близким, думать о своих поступках и поступках других сопоставлять их и делать выводы «Добро - зло»

«Назови библейское событие»

Цель: закрепить знания детей о детстве Иисуса Христа, событиях и смыслах;

прививать детям знания о наиболее важных событиях,

побуждать желание укреплять и расширять свои знания о православии.

Модуль 5. «По святым местам…»

апрель

«Собери Храм»

Цель: дать представление о расположении и назначении главных частей Храма; расширять словарный запас детей; способствовать развитию образного восприятия Храма; воспитывать благоговейное отношение к Храму и его Святым.

«Понятия Святыня, Святое место. Подготовка к проектной деятельности».

Цель: Дать детям представление о православных святых местах, показать значимость святынь для православных христиан. Подготовить детей к созданию образовательного макета «Паломнический тур по святым местам».

Апрель-май

3 D - моделирования:

«Православный Храм»

Закрепление полученных знаний.

Формирование первоначальных технических навыков, конструкторских умений, развитие творческих способностей, воспитание личностей, способных самостоятельно ставить перед собой задачи и решать их, находя оригинальные способы решения. Воспитания чувства  отзывчивым к красоте,  развитие чувства прекрасного, бережного отношения к культурному наследию своей страны, города, уважение к результатам человеческой деятельности.

Создание макета «Паломнический тур по святым местам».

май

Съемки видео-экскурсии –

С использованием макета «Паломнический тур по святым местам».


Заключение. Использование подобных методических разработок в дошкольном образовании считаем целесообразным. Данный проект интересен своим многообразием  направлений работы с детьми, которые можно расширять и совершенствовать. Первые результаты проекта: сформирован интерес детей к данной теме. Ребята с большим желанием готовили видео-экскурсию, спорили, обсуждали материал. Многие взрослые поддержали интерес детей. Об этом свидетельствуют рассказы детей о походах и поездках на экскурсии в храм. В семьях обсуждаются занятия и проект в целом, задают вопросы педагогам, интересуются продолжением подобной работы в школе. Своими наработками мы поделились с коллегами, которые заинтересовались и уже включились в работу над разработкой второй части, которая воплотит нашу идею знакомства с православными праздниками. И тогда участниками проекта смогут стать и младшие дошкольники. Наша работа по проекту размещена на сайте нашей педагогической команды. https://religioideti.nethouse.ru/

Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:


https://i.siteapi.org/56N_4arKDcMDppfiE1VgmzjCaao=/fit-in/900x1000/center/top/filters:format(png)/s2.siteapi.org/96e06a541b37488/gallery/srp1el4pckgksgkc8oso8ogw0oc4c0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по духовно-нравственному развитию дошкольников посредством ознакомления с художественной православной литературой в старшей группе ДОУ.

Чтение сказки Елены Михаленко «Цыплёнок» поможетрасширять знания детей о животных и птицах (цыплёнок, коршун);-развивать самостоятельную,  грамматически правильную фразовую и диалогич...

Проект «Воспитание нравственности у дошкольников посредством ознакомления с православной религией» c использованием 3-D моделирования.

Авторы проекта -  воспитатели дошкольных групп ГБОУ Курчатовская школа -  Аникина О. В.,  Карасева О.А.,  Куницына Т. А. Проект «Воспитание нравственности у дошкольников...

Конспект занятия по духовно-нравственному развитию дошкольников посредством ознакомления с картинами православных русских художников в старшей группе ДОУ. Рассматривание картины Татьяны Лушниковой «Пасхальные куличи».

Конспект занятия по  духовно-нравственному развитию дошкольников посредством ознакомления с картинами православных русских художников в старшей группе ДОУ. Рассматривание картины Татьяны Лушников...

Конспект НОД по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Цель: Формировать представления у детей о русских традициях, истории русского костюма, культуре русского народа, культуре быта; развитие основ духовно-нравственной культуры.  Задачи:Пробужда...

Проект по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Данный проект представляет педагогическое обоснование достижения целей и задач, планирование, ряд мероприятий по улучшению материально-технического состояния МБДОУ и мероприятий педагогического характ...

РМО заведующих ДОУ, выступление по теме: «Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников посредством национальных традиций православных праздников», октябрь 2021 г.

Тема: «Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников посредством национальных традиций православных праздников»...

Доклад «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомления с православной культурой»

В настоящее время повышается роль патриотического воспитания подрастающего поколения, привития им любви к Родине, к своему городу, стране. В связи с введением ФГОС ДО отмечается необходимость активиза...