Занятие «Без труда нет жизни на земле» в старшей группе
план-конспект занятия (старшая группа)

Вознюк Галина Андреевна

«Труд – основа жизни человека»

Цель:  расширять представления детей о роли труда в жизни человека,  побуждать детей к развитию своих трудовых навыков.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Филиал МБДОУ «Детский сад № 43» - «детский сад № 40», корпус 2

 

Занятие в старшей группе

 «Без труда нет жизни на земле»

                     

                Составитель: Вознюк Г. А.  

                                                                                               

г. Славгород 2021 год

Конспект беседы «Труд – основа жизни человека»

Цель: расширить представления детей о роли труда в жизни

человека; побуждать детей к развитию своих трудовых навыков.

Оборудование: магнитная доска, карточки с изображением людей различных профессий: повара, врача, строителя, учителя, программиста, бухгалтера, бизнесмена. Мультимедийное оборудование.

Содержание беседы:

- Ребята, я сейчас прочитаю вас небольшое стихотворение, вы его послушайте и постарайтесь догадаться о чем мы сегодня будем говорить?

Пока в пространстве пружинится планета

На ней, залитой солнцем, никогда

Не будет дня, чтоб не было рассвета.

Не будет дня, чтоб не было труда.               (Р. Рождественский)

- Как вы понимаете смысл этих строк?

- Человек трудился всегда, и будет трудиться всегда, так как только с помощью труда он смог превратиться из дикаря в разумное существо.

- Труд – основная деятельность человека по созданию своего благополучия. (Воспитатель показывает детям картинку-коллаж, где изображены представители разных профессий, и просит угадать, о чем дальше пойдет речь)

- Кто изображен на картинке? (Люди разных профессий).

- Скажите, как можно одним словам назвать действия, которые выполняют все люди, разных профессий. Что они делают? (трудятся, работают)

- Как вы думаете, зачем людям ходят на работу? Что получают люди за работу? (Зарплату.)

- Всякая ли работа оплачивается? За какой труд не платят деньги? (Нет, домашняя работа не оплачивается, но она тоже необходима.)

- Какое значение имеет мамина работа на кухне для всей семьи? (Мама сварит обед, без которого мы не можем прожить)

- Труд помогает нам удовлетворять свои потребности, если ваши родители будут ходить на работу, то им дадут зарплату, на которую вы купите продукты, из этих продуктов мама сварит обед, и вы удовлетворите свою потребность в еде. Как же нам просто необходима одежда и жилье, которое ваши родители могут приобрести на честно заработанные деньги на работе.

- Посмотрите на эту картинку и скажите, какие профессии помогают нам и приносят нам пользу? (учитель-учит, дает знания, швея-шьет нам одежду, доктор – лечит, клоун  - развлекает…)

- Какой вывод можно сделать? (Труд людей разных профессий помогает человеку удовлетворять свои потребности)

- А сейчас посмотрите очень внимательно  мультфильм «Самый главный» и приготовьтесь ответить на вопрос какая профессия самая важная? (После просмотра…)

- Какие профессии у героев мультфильма?

- Как вы поняли, какая профессия самая важная?

- Труд каждой профессии важен и полезен для людей. Нужно трудиться, чтобы всем пригодиться.

- Как трудитесь вы? (помогаете родителям в уборке игрушек, учитесь…)

- Послушайте поговорки  и их скажите, как вы их понимаете?
«Без труда не выловишь и рыбку из труда», Какие труды, такие и плоды».

- Скажите, о чем мы сегодня говорили?

- Что вы узнали нового?

- Так для чего же человек трудится?

Конспект НОД «Поговорим о профессиях».

Цель: уточнить и расширить представление детей о профессиях.

Задачи:

1. Расширить представление детей о разнообразии профессий, конкретных трудовых действиях.
      2.Формировать обобщенное понятие «профессия», обогащать активный словарь.
      3.Развивать внимание, память, мышление.
      4. Воспитывать положительную мотивацию к обучению, уважение к труду взрослых.

Материал: книга В.В. Маяковского «Кем быть?», карточки - картинки разных профессий, карточки - картинки с инструментами разных профессий, видеозапись мультфильма «Все профессии нужны, все профессии важны…».

Предварительная работа: 
      1. Чтение стихотворения В.В. Маяковского «Кем быть?».
      2. Рассматривание иллюстраций с разными профессиями людей.
      3. Физкультминутка.
      4. Настольная развивающая игра «Профессии».
      5. Экскурсия по предприятиям города.

Ход занятия.

- Добрый день, ребята! Давайте улыбнёмся друг другу, подмигнём и беседовать начнём.

- Ребята, кому из вас хочется побыстрее вырасти и стать взрослыми?

- Скажите, а куда каждый день ходят ваши мамы и папы, взрослые?

- А для чего они ходят на работу?

- Кем работают ваши родители?

- Какую пользу они приносят? (шьют одежду, лечат, продают одежду, готовят перевозят груз, ….)

- Правильно. А сейчас послушайте отрывок из стихотворения В.В. Маяковского «Кем быть?» и ответьте на вопрос: «О чём говориться в этом стихотворении?»

У меня растут года,
Будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
Чем заниматься?
Нужные работники,
Столяры и плотники.
Столяру хорошо,
А инженеру лучше…
Инженеру хорошо,
А доктору лучше.

- Как вы думаете, о чем говорится в стихотворении?(о профессиях)
        - А как вы думаете, что такое профессия? (работа, которую делают люди)

- Профессия – это труд, которому человек обучен. Например, врач, продавец. Профессия – это труд, которому человек посвящает свою жизнь. Каждой профессии можно и нужно учиться. Для этого есть разные учебные заведения – школы, колледжи, институты и университеты. Хорошо, когда профессия человеку нравится, когда он выбрал ее потому, что умеет делать что-то лучше других. Тогда и ему радостно, и другим приятно.

- Назовите профессии, которые вы знаете?

Игра «Если не будет…»

- А сейчас представьте, что у нас в городе нет врачей. Что произойдёт? Расскажите, что может случиться, если исчезнут люди других профессий.

(Дети продолжают фразу «Если не будет…» и рассказывают, что произойдёт, если не будет строителей, поваров, пожарных, полицейских, учителей, парикмахеров, продавцов и т.д.)

- Ребята, а вы согласны с выражением «Все профессии нужны, все профессии важны»? Почему?

- Хорошо, молодцы! Давайте поиграем ещё в одну игру «Кому что принадлежит». На доске прикреплены изображения людей разных профессий. Вам нужно взять карточку-картинку на столе и определить представителю какой профессии принадлежит, то что на ней нарисовано. Прикрепить на доску и объяснить свой выбор.  

- Молодцы! Ну, а сейчас немного отдохнем. Физминутка «Профессии».

Много профессий на свете у нас! (руки на поясе – повороты туловища вправо-влево)
О них поговорим сейчас: (развести руки в стороны)
Вот швея рубашки шьет, (движения воображаемой иглой)
Повар варит нам компот, (мешаем» поварешкой)
Самолет ведет пилот —
(руки – в стороны)
На посадку и на взлет. (опускают их вниз, поднимают вверх)
Доктор ставит нам уколы
(скрестить пальцы над головой. Движения: ладонь – кулак)
И охранник есть у школы.
(руки – согнуты в локтях, силовой жест)
Каменщик кладет кирпич, (попеременно кладет кисти рук одна на другую сверху – вниз)
А охотник ловит дичь
(делают бинокль из пальчиков)
Есть учитель, есть кузнец,
(загибают пальцы, перечисляя профессии)
Балерина и певец.
Чтоб профессии иметь,
(разгибаем пальцы)
Нужно много знать, уметь
(повороты кистями — тыльная сторона ладошки)
Хорошо дружок учись! (погрозить пальчиком)
И, конечно, не ленись! (отрицательное движение указательным пальцем)

- Ребята, а какими качествами должен обладать человек труда? (учитель – умный, ответственный, аккуратный; врач – добрый, сердечный; пожарный – сильный, смелый; и т.д.)

- Ребята, я предлагаю вам посмотреть мультфильм. Посмотрите, как люди разных профессий взаимосвязаны, а порой и зависимы друг от друга. Смотрите внимательно, может быть, вы увидите, какую-то ещё незнакомую вам профессию. Постарайтесь её запомнить.

(просмотр мультфильма «Все профессии нужны, все профессии важны»)

- Ну что, ребята, все профессии были вам знакомы? О каких новых вы узнали?

- Ребята, посмотрите вокруг. Что нас окружает? (вещи, мебель, игрушки)

- Все, что нас окружает, сделано руками людей. Мы одеваемся, питаемся, ездим в транспорте, смотрим телевизор благодаря труду самых разных людей, играем за компьютером. То, что получается в результате труда, — продукт труда. Продукт труда — результат человеческого труда.

- Вы смотрели мультфильм, в котором было показано какой продукт труда получают в разных профессиях. Давайте вспомним  (у шахтера продукт труда – уголь, у нефтяника – нефть, у токаря - деталь, и т.д.)

- Продукт труда может продаваться. То, что продается, называется товаром. Послушайте загадку и отгадайте ее.

Угадай, как то зовется,

Что за деньги продается.

Это не чудесный дар,

Он называется … (товар).

- Разные товары продаются в разных магазинах. Существуют магазины, в которых продается только один вид товара. Например, магазин детской мебели, в котором продаются только детские кроватки, шкафчики, тумбочки, столы и т.д. Есть также и универсальные магазины, в которых продается все или абсолютно все продукты питания и др.

- Скажите, а продукт труда можно потрогать?

- А почувствовать? Подумайте и назовите какие это профессии?

- Ну и в заключение нашей встречи мы с вами поиграем. Нужно при помощи движений и пластики показать людей разных профессий. Я начну. Тот, кто отгадает, кого я показала, тот и будет показывать следующую профессию (шофёр, повар, музыкант, парикмахер, художник, пожарный, полицейский и т.д.)

- Молодцы!

- Ребята, как вы думаете, а вы прямо сейчас можете стать поваром, учителем, врачом, шофёром? (нет)

- Конечно же, нет. А почему?

- Потому что для этого вам нужно подрасти и выучиться. Ведь каждой профессии необходимо учиться. Вы готовы к этому?

- Вот и подошла к концу наша беседа.

- О чём мы сегодня говорили?

- Что вам понравилось в сегодняшний беседе?

- А кем бы вы хотели стать, когда вырастите? Я предлагаю вам нарисовать ту профессию, которой бы вы хотели овладеть, когда вырастите большими. И мы с вами оформим выставку рисунков на тему «Моя будущая профессия».

Конспект НОД  «Путешествие в профессии прошлого»

Цель: Формирование представлений детей о профессиях людей прошлого и настоящего.

Задачи: 

  1. Познакомить с профессиями прошлого, поддерживать интерес к истории.
  2. Закрепить знания детей о современных профессиях.
  3. Воспитывать интерес и уважительное отношение к людям разных профессий.

Словарная работа: Цирюльник, извозчик, ямщик, трубочист, водовоз, лекарь и т. д.

Материал: картинки и иллюстрации с изображением людей разных профессий; презентация «Профессии прошлого», букет для рефлексии.

Ход непосредственно – образовательной деятельности:

  1. Вводная часть 

Дети собираются в круг

Мы похлопаем в ладошки – раз, два, три (Хлопаем в ладоши)

И попрыгаем немножко – раз, два, три (Прыгаем на месте)

Мы тихонько покружились (Кружимся)

И на землю опустились (Приседаем)

Поднялись и потянулись (Подняться и потянуться вверх)

И друг другу улыбнулись (Улыбаемся)

Здесь мы вместе – ты и Я

Потому что мы друзья (Обнимаемся)

- Ребята, я сегодня утром, когда шла  на работу нашла вот эту волшебную палочку, которая поможет нам, переместись в далекое прошлое и познакомиться с разными профессиями тех лет.

-А вы хотите отправиться в путешествие? Тогда давайте скажем:

Чудо чудное явись,

Нашим деткам покажись.

Двери в прошлое открой,

Волшебство зовет с собой! (Звучит волшебная музыка. Дети садятся на места)

2. Основная часть

- Сейчас мы увидим профессии, которые были на Руси. (Презентация «Профессии прошлого»)

Прачка. Как вы думаете, как называется эта профессия? Как вы узнали?

Прачка – работница, занимающаяся ручной стиркой белья. Бельё стирали дома, а затем полоскали на реке. Потом появилась стиральная доска. Гладили бельё с помощью скалки, на которую наматывалось бельё, и толстой плашки с зарубками и рукоятью, которую двигали вперед – назад. Позднее появились утюги. Это очень старинная профессия.

Белая простыночка,

Фартук и косыночка.

Белый свет весь обойдёшь -

Лучше прачки не найдёшь!

Цирюльник - эта профессия появилась так же очень давно, ведь люди во все века хотели хорошо выглядеть и быть красивыми.

Кто же такой цирюльник? Это человек, который занимался стрижкой, укладкой волос, бритьем, маникюром.

- Как эта профессия называется в наше время? (Парикмахер)

- Что нужно парикмахеру для работы?

Дайте ножницы, расчёску,

Он вам сделает прическу.

Парикмахер непременно

Подстрижёт вас современно.

Фонарщик. Как вы думаете, какая профессия у этого человека?

- Чем занимался человек этой профессии?

Фонарщик – человек, который зажигал вечером фонари с помощью горящей свечки, привязанной к длинной палке, чтобы было светло, т. к. электричества на Руси не было.

Фонарщик - сторож тишины,

И на посту он до зари.

От страхов охраняет сны,

Под утро гасит фонари.

Лекарь. По – вашему мнению, чем занимается этот человек?

Лекарь – это целитель, который с помощью лекарственных трав, настоек обладал способностью заживлять раны и излечивать инфекции.

- Как вы думаете, как эта профессия называется в настоящее время?

- Чем занимается врач сейчас?

- Каких врачей вы знаете? Врач стоматолог. Что он лечит?

Трубочист. А как вы считаете, какой профессии этот человек?

- Как вы думаете, что делали трубочисты?

- В обязанности трубочиста входило очистка печей и труб, им запрещалось ходить по тротуару, чтобы не запачкать чистеньких прохожих.

Я весёлый, а не грубый,

Хоть люблю большие трубы,

А ещё люблю по крышам,

Забираясь выше, выше,

Я бродить порой ночной,

Как лунатик под луной.

Там я трубы ловко чищу

Огромадною метлищей,

И по городу пешком

Я иду с большим мешком.

Я шагаю, прям и важен,

А в мешке – простая сажа.

Потому и нос мой чёрен,

Что в работе я проворен,

Не трубач, не пианист,

А обычный трубочист!

Извозчик. А как вы думаете, что делает этот человек?

- И как называется его профессия?

- Люди, которые перевозили не только людей, но и почтовые посылки, корреспонденцию и различные грузы для магазинов. Говоря современным языком, это городские таксисты прошлых веков.

Мельник . Что изображено на картинке? Чем занимается этот человек?

Мельник — работал на мельнице, занимался производством муки, приправ, растительных масел и других продуктов. Еще называли его мукомол.

Водовоз. А что перевозит этот человек? И как называется его профессия?

- Когда не было водопровода, водовоз привозил воду из водоемов. Наливал воду в большую бочку а, за тем подъезжал к домам и разливал воду в вёдра. Воду люди использовали для приготовления пищи, мытья посуды, стирки белья. Эта профессия в те времена была очень необходима людям.

Удивительный вопрос, -

Почему я водовоз?

Потому что — без воды

Ни туды и ни сюды.

Кузнец .  А этот мастер занимается обработкой металла.

- А как называется эта профессия?

Кузнец - мастер, занимающийся обработкой металла.

К наковальне наклоняясь,

Машут руки кузнеца,

Сетью красной рассыпаясь,

Вьются искры у лица.

- А человек этой профессии назывался человек - будильник.

- Как вы думаете, чем он занимался?

Человек – будильник – человек, который при помощи длинной палки будил всех по утрам на работу, стуча ею по окнам.

- Эти  профессии были на Руси в прошлом, какие - то профессии  

сохранились, а какие - то исчезли.

- Как вы думаете,  какие профессии исчезли? (Фонарщик, трубочист, водовоз, человек – будильник). Почему они исчезли? (Они не актуальны)

-Нам пора возвращаться назад в настоящее.

Снова в дверь мы ту войдем

И домой мы попадем.

Профессии мы помнить будем

О нашем прошлом не забудем. (Дети переносятся из прошлого в настоящее)

- кто скажет, что такое профессия? (Профессия – дело, которым человек занимается каждый день, которая полезна для других людей).

- Можно ли, не обучаясь овладеть какой – либо профессией? (Нет, нельзя. Надо обязательно учиться)

- А вы знаете современные профессии? Давайте встанем в круг и вспомним эти профессии.  

Игра в рифму «Разные профессии» (Дети передают флажок друг другу и называют профессии.)

В школе учит нас. учитель.

Строит здания. строитель.

Поезд водит. машинист.

На тракторе пашет. тракторист.

Самолетом правит. летчик.

Красит стены нам. маляр.

Мебель делает. столяр.

От болезней лечит. врач.

Пишет красками. художник.

Сапоги сошьет. сапожник.

Погрузит краном. крановщик.

Рыбу ловит нам. рыбак.

Служит на море. моряк.

Доит коров всегда. доярка

В шахте трудится. шахтер.

На барабане нам сыграет. барабанщик.

В магазине мусор уберет. уборщик.

В баскетбол играет. баскетболист.

На велосипеде едет. велосипедист.

В шахматы играет. шахматист.

В трубу дует. трубач.

На скрипке сыграет. скрипач.

Песни нам поет. певец.

Кто всех знает. МОЛОДЕЦ!

Вот закончена игра,

Нам на стульчики пора.

- Ребята, как вы думаете, какая профессия самая нужная? (Все профессии нужны, все профессии важны. Во всех профессиях, нужно хорошо трудиться)

Профессий много в мире есть

Их невозможно перечесть

Сегодня многие нужны

И актуальны, и важны

Стало быть, так и выходит

Всё, что мы делаем нужно,

Значит, давайте трудиться

Честно, усердно и дружно.

3. Рефлексия, самооценка: «Букет»

- Какие профессии прошлого вы запомнили?

-Давайте сделаем с вами необычный дизайнерский букет. Я приготовила стебли и серцевинки, а вы выбирайте лепестки, и составляйте цветы для нашего букета.

• если вам было интересно, то оранжевый лепесток

• если вы узнали что-то новое, то малиновый лепесток

• если вам было скучно, то желтый лепесток

(Каждый ребенок подходит выбирает лепесток и объясняет, почему именно этот лепесток выбрал.)

- Какой красивый букет у нас получился!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ручному труду из пластмассового бросового материала в старшей группе с ЗПР Тема: «Снеговик».

Цель: развивать у детей конструктивные способности.Задачи:1. Учить детей воспринимать  поэтический образ зимы средствами художественной и музыкальной выразительности.2. Учить детей работать после...

Комбинированное занятие – развлечение «С Днем рождения, Земля!» в старшей группе.

Данное занятие приурочено ко Дню Земли в старшей группе ДОУ.  Оно проходит в форме вопросов - ответов по экологическому воспитанию,   содержит стихотворения, песни, танцевальные номера, инсц...

Познавательный конспект занятия Тема: «Вода для жизни на земле»

Программное содержание: Учить детей ухаживать за цветами, беречь природу, воспитывать нравственно-эстетические чувства.Закреплять знание о пользе воды, что не только люди, но и всё живое, что нас окру...

план - конспект : Тема «Без труда нет жизни на земле»

Формировать у дошкольников понятие работать и зарабатывать, получать за работу, добиваться чего-либо в результате своих действий ( зарплата, премия, вознаграждение, грамота, кубок, подарок, приз...

Конспект занятия по финансовой грамотности "Без труда нет жизни на земле"

Конспект занятия по финансовой грамотности "Без труда нет жизни на земле"...