Паспорт экологической тропы.
методическая разработка (старшая группа)

Шадяк Надежда Петровна

Воспитание осознанного отношения ребенка через общение с природой. Формирование системы экологических знаний и представлений. Развитие эстетических чувств (умение видеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pasport_ekologicheskoy_tropy.doc309 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 «Тополёк», с.Варениковское, Степновского района Ставропольского края

Подготовила: Шадяк Н.П.

2019 год.

Паспорт экологической тропы:

МДОУ детский сад №5 «Тополёк» с.Варениковское.

Это учебные экскурсии, исследования, отдых.

Очистка сада от сушняка, посадка новых деревьев и кустарников, уборка листьев и мусора.

Постройка новых поделок для игр детей.

Цель:

Воспитание осознанного отношения ребенка через общение с природой.

Формирование системы экологических знаний и представлений.

Развитие эстетических чувств (умение видеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее).

Этапы создания и оформления тропы:

1) Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.

2) Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов: общая, которая будет находиться в экологической комнате, и схемы в группах с учетом возраста детей, в группах старшего дошкольного возраста может быть макет экологической тропинки.

3) Выбор вместе с детьми хозяина тропинки – сказочного персонажа.

4) Составление паспорта всех точек тропинки.

5) Изготовление выносных знаков, обозначающих каждую точку.

6) Составление рекомендаций по работе с детьми на каждой точке.

Общие рекомендации по работе с детьми на экологической тропе детского сада:

– Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.

– Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.

– Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.

– Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.

– Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.

– Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.

– Проводить на тропе наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования.

Объекты экологической  тропы:

  1. «Животные Африки»
  2. «Озеро»
  3. «Цветочная мозаика»
  4. «Птичий городок»
  5. «Жужжащий мир»
  6. «Огород»
  7. «Парк»
  8. «Царство удивительных пеньков»
  9. «Летняя лаборатория»
  10. Спортивная площадка – «Тропа здоровья»
  11. «Старый пень»

Возможные варианты работы на тропе:

-   проведение занятий, сезонных экскурсий

-   мини-субботники

-   исследования на тропе:

         *фенологические наблюдения за растениями в природе (по сезонам)

*развешивание кормушек

*наблюдения за перелетными и зимующими птицами (по сезонам)

*оформление гербария

*фотографирование

* рисунки, плакаты, поделки

- сбор природного поделочного материала (шишки, желуди, листья...)

Дорогие ребята! Неторопливо пройдитесь по этой тропинке, и в привычном для вас окружающем мире откроется огромное количество тайн и загадок родной природы.

  1. Животные Африки.

Рассмотреть поделки жирафа и зебры. Уточнить среду обитания этих животных, чем они питаются, где живут. Какую роль они играют в природе. Развивать понимание взаимосвязей в жизни животных и растений. Воспитывать уважение и бережное отношение к животным.

  1. Озеро.

Рассмотрим озеро на нашем участке. Узнаем, какие растения растут в озере, кто живёт в нём. Какое значение имеет озеро в природе. Обратите внимание, кто устроился вокруг нашего озера. Рассмотреть красавца лебедя и замечательных лягушек. Чем питаются лягушки, как они размножаются, какое значение они имеют в природе. Прочитать стихотворения о лягушке и лебедях, загадать загадки.

  1. Цветочная мозаика.

Формировать эстетическое восприятие окружающего мира путём рассмотрения причудливости форм цветков, стеблей и листьев, многообразия удивительных оттенков и цветов декоративных растений. Развивать чувство восхищения красками природы и уважения к кропотливому труду людей. Обратить внимание на различные сроки цветения растений в клумбе и выявить их причины. Учить создавать благоприятные условия для произрастания и цветения этих растений.

  1. Птичий городок.

Познакомить детей с разновидностью птиц, научить отличать зимующих и перелетных птиц,  их значение в природе, воспитывать трудолюбие, доброе отношение к птицам. Наблюдение за жизнью птиц в разное время года: от постройки гнезда до появления птенцов. Рассказать детям о том,  какое значение имеет аист  в  жизни людей.

  1. Жужжащий мир.

На площадке в теплое время года обитают разнообразные насекомые: пчелы, осы, бабочки, шмели - это все объекты для наблюдения детей. Понаблюдать за жизненной активностью насекомых. Развивать понимание взаимосвязей в жизни насекомых и растений, приспособлений друг к другу.  Воспитывать уважение и бережное отношение к насекомым.

  1. Огород.

Эта видовая точка представляет собой овощной огород на открытом, хорошо освещенном пространстве, где произрастают культуры, неприхотливые к условиям обитания,  привлекательные для проведения наблюдений. Вызвать большой интерес к труду, исследованиям на огороде, формировать представления о разнообразии растений, их особенностях.

  1. Парк.

Обращаем внимание на клён. Дети в течение года наблюдают за ним – от появления почек-домиков до листопада. За необычный плод с двумя крылышками («вертолётики»), дерево и заслужило такое название – «Дом летающих плодов». Закрепить знания детей о характерных признаках клёна осенью. Вызвать интерес к процессам наблюдения и исследования объектов природы. Воспитывать умение видеть красоту осеннего клёна, восхищаться ею, оберегать дерево от повреждений. Объекты для наблюдений: березы разного возраста и разной толщины со светлой и более темной корой. Большие березы с обилием мха на стволах с северной стороны (ориентирование). Обращают внимание на то, что береза – лиственное растение. Особое внимание уделяется стволу дерева, его необычной окраске коры, тактильным ощущениям во время прикосновений. Сенсорное восприятие семян – «березовые сережки».

  1. Царство удивительных пеньков.

Предоставить возможность для психологической разгрузки и прогулок, знакомить с окружающим миром, показать детям возможность создания условий второй жизни старых вещей.

  1. Летняя лаборатория.

Экспериментирование с песком в песочнице. Развивать любознательность, исследовательские способности, желание познать окружающий мир

  1. Спортивная площадка.

Развитие здоровья детей, продолжать формировать устойчивую привычку к режиму двигательной активности.

  1. Старый пень.

Воспитывать уважительное и почтительное отношение к старым деревьям и пням, бережное отношение к окружающей природе, к любому объекту живой и неживой природы. Показать детям возможность дать вторую жизнь погибшему дереву.

Формы и методы работы с детьми на экологической тропе:

  • экологические беседы; 
  • наблюдения в природе; 
  • уроки доброты; 
  • целевые прогулки; 
  • познавательные вечера; 
  • решение экологических ситуативных задач;
  • чтение художественной литературы;
  •  детские проекты;
  • обсуждение и проигрывание ситуаций;
  • труд в природе;
  • «Красная книга природы»;
  • «Лесная аптека» (рассматривание иллюстраций и беседы с детьми, поиск лекарственных растений на участке, беседы о правилах сбора растений);
  • выставки и экспозиции;
  • экологические сказки;

 Формы и методы работы с родителями на экологической тропе:

  • взросло-детские проекты;
  • изготовление поделок, рисунков; 
  • субботники по облагораживанию территории детского сада;
  • участие в конкурсах;
  • фотовыставки;
  • изготовление экологической газеты;

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт экологической тропинки

Разработка паспорта экологической тропинки на территории детского сада....

Паспорт экологической тропы МБДОУ ЦРР Детский сад №21

Паспорт экологической тропы МБДОУ ЦРР  Детский сад №21.Знакомство детей с природой на территории детского сада....

Паспорт экологической тропы МБДОУ ЦРР Детский сад №21

Паспорт экологической тропы МБДОУ ЦРР  Детский сад №21...

Паспорт экологической тропы ДОУ.

Представлены объекты экологической тропы и основные задачи этих объектов....

Паспорт экологической тропы

Описание экологических троп на территории детского сада , цели и задачи её создания. Экологическое воспитание дошкольников....