Статья для публикации "Артёмовские чтения"
проект (младшая группа)

Карапыш Татьяна Николаевна

"Кормушка для птиц"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_proekt.docx20.4 КБ

Предварительный просмотр:

                Кормушка для птиц

                                                                    Т.Н.Карапыш

                                                                                                г. Сердобск, Россия

                                      Проектная деятельность в детском саду.

В свою работу с детьми я постоянно включаю проектную деятельность, в которой ребята учатся искать информацию и использовать полученные знания в жизни самостоятельно. В совместной деятельности с родителями и педагогом в решении различных проблем, ребята развивают творческое мышление и познавательные способности, повышают самооценку.

Одним из таких в моей работе был проект «Кормушка для птиц».

Как то поздней осенью детей очень заинтересовало поведение воробьёв и синиц, прилетевших на участок во время прогулки. Понаблюдав за птицами, мы пришли к выводу, что они ищут корм, потому что, сидя на ветках, птицы что- то клюют. Но вокруг уже всё покрыто снегом. Дети стали задавать вопросы о том, откуда прилетели воробьи и синицы, где живут и что едят? Также, в процессе беседы, ребята вспомнили о других птицах, которых они видели около дома и в парке, во время прогулки с родителями. [1]

 Рассказав детям, чем питаются птицы в холодный период, мы подумали о том, как сложно добывать корм зимующим птицам. Дети захотели помочь птицам, подкармливая их.  Но у нас возникла проблема:  «Куда будем насыпать крошки, семечки, зёрнышки и другой корм?». Так мы решили изготовить кормушки для птиц и обратиться за помощью к родителям. [2]

Таким образом я разработала проект «Кормушка для птиц».

Актуальность.  Воспитание у детей дошкольного возраста любви к птицам родного края, трудолюбия, формирование познавательного интереса к жизни птиц в природе. Именно в дошкольном возрасте начинается процесс социализации и устанавливается связь ребёнка с природой. Актуальным является формирование основ нравственности посредством экологического воспитания детей, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения к объектам природы (птицам). [1]

Выбор проблемы. Большинство пернатых друзей, спасаясь от холода и голода, давно улетели из родных мест в тёплые края. Но с нами остаются зимующие птицы: дятлы, щеглы, синицы, вороны, воробьи и т.д. Зимой им становится очень трудно находить себе корм. Не успеет синица наесться за короткий световой день – и она уже не доживёт до утра. Печальный факт- только одна из десяти зимующих птиц переживает это суровое время года и встречает весну.

- Нужно ли птиц кормить с наступлением холодов? Подкармливаете ли вы птиц? Хотите помочь зимующим птицам?

Чтобы каждый ребёнок смог кормить птиц родного края, нужно, чтобы у него была кормушка. [3]

Цель. Уточнить и расширить знания воспитанников о зимующих птицах нашего края (Сердобского края), формировать желание наблюдать и подкармливать пернатых.

Задачи.   Воспитать у детей стремление к познанию природы через творческую и познавательно- исследовательскую деятельность: смастерить кормушки, установить их в удобном для птиц и наблюдения месте, помечать результаты наблюдений в дневнике.

Воспитать чувство сопереживания к птицам, обитающим в Сердобском крае (выявить предпочтения разного типа корма птицам, прилетевшим на кормушку, помочь пережить холода). [интернет]

Развивать у детей познавательные процессы. Восприятие, память, внимание, мышление посредством дидактических игр и упражнений, подвижных игр.

Активизировать совместную деятельность детей и родителей.

Тип проекта. Практико- ориентировочный, краткосрочный (две недели), коллективный.

Участники проекта. Педагоги ДОУ, дети старшего возраста, родители.

Условия реализации проекта: заинтересованность детей, формирование познавательного интереса к природе родного края.

Направления деятельности: 1. Просветительское: поиск и предоставление информации о птицах Сердобского края в виде бесед, чтения книг, наблюдений и др.  2. Практико- действенное: совместное выполнение поделок «Кормушка для птиц».

Педагогические принципы. 1. Принцип возрастной адресности: планирование работы в соответствии с возрастом детей. 2. Принцип системности: систематическое и последовательное знакомство с птицами развивает речь, мышление, воображение и способствует всестороннему развитию детей. 3. Принцип интеграции: для успешного усвоения материала используются интегрированные занятия, просмотры презентаций и т.д.         4. Принцип преемственности взаимодействия детского сада с семьями: тесная связь родителей и детей помогает активно поддерживать формы работы педагога с детьми. [4]

Методы и приёмы: экскурсии и прогулки по территории детского сада; беседы о птицах, обитающих в Сердобском крое; наблюдения за поведением птиц, прилетевшими на кормушки в детском саду, дома, в природе; игры; ознакомление с художественной литературой; рассматривание иллюстраций; продуктивная деятельность; акция «Покормите птиц зимой».

Взаимодействие с семьями. Совместное изготовление кормушек для птиц из разног материала, рекомендации по изготовлению, выставка; консультации на тему: «Как с детьми наблюдать за птицами на прогулках, в природе, а также за птицами, прилетевшими на кормушку»; поиск информации и рекомендации по подбору корма для птиц.[5]

Ожидаемый результат. Понимание детьми, как можно помочь птицам, обитающим рядом с нами. Привитие детям любви и бережного отношения, чувства ответственности к маленьким пернатым друзьям. Желание родителей и детей помочь птицам, которых они часто встречают рядом со своим жильём. Умение детей применять полученные знания в продуктивной деятельности- дети сами помнят, что надо взять корм и разложить в кормушки. Совместная деятельность родителей и детей ещё более сплотит их.

Интеграция областей: познание, коммуникация, музыка, чтение художественной литературы, физическая культура, художественное творчество.

Планирование поэтапных мероприятий.

1 этап – подготовительный.

Определение знаний детей о птицах. Подбор методической литературы. Подготовка материала для изо деятельности, чтения.

2 этап- реализация проекта. Постановка проблемы. Разработка вопросов к решению проблемы. Наблюдения, беседы о зимующих птицах. Просмотр презентаций по теме: «Птицы нашего края». Чтение художественной литературы. Дидактические и подвижные игры. Продуктивная деятельность.

3 этап- итоговый. Оформление фотовыставки «Кормушки для птиц». Презентация альбома «Зимующие птицы Сердобского края». Размещение кормушек на территории детского сада и местах проживания детей. Акция  «Покормите птиц зимой».

В проектную карту вошли совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей, взаимодействие с семьями, день проекта. Здесь были  расписаны мероприятия на каждый день. Это были: НОД «Встречи в природе», отгадывание загадок о птицах, чтение М.Горького «Воробьишко», З.Александровой  «Мы столовую открыли» и др., изобразительная деятельность  «Птицы на кормушке» и др., беседы «Кормим птиц. О видах корма», «Какие птицы прилетали к нам сегодня» и др., наблюдения за птицами и отметки в дневнике наблюдений ежедневно, рассматривание иллюстраций и другие. [4]

Завершением проекта была указанная выше акция. Для её проведения дети выучили одноимённое  стихотворение А. Яшина «Покормите птиц зимой». В назначенный день мы с детьми вышли на улицу села со своими кормушками для птиц. Ни один прохожий не прошёл мимо с пустыми руками, так как дети очень активно и выразительно читали текст выученного стихотворения, а затем вручали кормушки. С улыбками и хорошим настроением жители села, которым посчастливилось в тот день пообщаться с детьми, вернулись домой  с нашими подарками в руках.  

В результате данного проекта у детей сформировался познавательный интерес к жизни зимующих птиц родного края, ребята получили представление о повадках и значимости птиц в нашей жизни. Дети научились оказывать помощь, проявлять заботу о птицах.

Таким образом, проектная деятельность позволяет детям более продуктивно получать знания,  проявлять смекалку и творчество. Дети учатся действовать в решении проблемы, что очень важно в дальнейшей жизни.

                                     

                                   

                                             Список  литература

1. Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 72 с.  

2. Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 144 с.

3. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 144 с.

4. Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 150 с.

 5.  Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по обучению чтению в подготовительной группе воспитателя Бурлаковой Елены Семеновны

В статье дана подборка игр для обучения детей подготовительной группы чтению текста  Это игры непосредственно по чтению предложений и текста и игры по звуковоу анализу слова...

Статья. Раннее обучение чтению: за и против.

Краткий теоретический обзор по проблеме раннего обучения чтению....

Статья на тему «Чтение книг для детей раннего возраста»

Когда нужно начинать читать ребенку книги?Ответ на этот вопрос неоднозначен. С одной стороны, чем раньше у малыша начинается знакомство  с книгами, тем быстрее он их полюбит, научится слуша...

Статья Дошколенок и чтение

Небольшая статья для родителей дошколят, что нужно учитывать при обучении чтению...

Статья на тему "Чтение художественной литературы как важное средство познавательного развития детей с ограниченными возможностями здоровья"

Статья на тему "Чтение художественной литературы как важное средство познавательного развития детей с ограниченными возможностями здоровья"...

Статья на тему «Чтение книг для детей раннего возраста»

Когда нужно начинать читать ребенку книги?Ответ на этот вопрос неоднозначен. С одной стороны, чем раньше у малыша начинается знакомство  с книгами, тем быстрее он их полюбит, научится слушать. Но...

статья "Роль семейного чтения в приобщении ребенка к чтению"

статья "Роль семейного чтения в приобщении ребенка к чтению" и немного о нашем проекте посвященному этой теме...