«Организация музыкального воспитания с детьми раннего возраста»
статья (младшая группа)

Введение ребенка в яркий, эмоциональный мир музыкального искусства начинается с раннего возраста.

Задачи музыкального воспитания на этом этапе следующие:

- вызывать у детей чувство радости и побуждать их к активности;

- дать возможность получать яркие музыкальные впечатления;

-привить интерес и любовь к музыке, развивать музыкальную восприимчивость и музыкальную активность ребенка.

Поэтому основу музыкальных занятий в раннем возрасте составляет в основном слушание пения педагога, звучания различных детских музыкальных инструментов и игрушек,

Занятия направлены на эмоциональное развитие детей и проходят по основным видам деятельности: слушание, подпевание и пение, музыкально-ритмические движения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya.docx25.66 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Организация музыкального воспитания

с детьми раннего возраста»

Музыкальный руководитель:

МБДОУ «Детский сад №83 комбинированного вида»

Маркелова Оксана Александровна

Нельзя терпеть потерю ни одного ребенка для музыки...

Музыкальные способности любого ребенка могут развиться, если его воспитывают с самого раннего возраста подходящим способом.

/Дьюлане Михайи./

Введение ребенка в яркий, эмоциональный мир музыкального искусства начинается с раннего возраста.

Задачи музыкального воспитания на этом этапе следующие:

- вызывать у детей чувство радости и побуждать их к активности;

- дать возможность получать яркие музыкальные впечатления;

-привить интерес и любовь к музыке, развивать музыкальную восприимчивость и музыкальную активность ребенка.

Поэтому основу музыкальных занятий в раннем возрасте составляет в основном слушание пения педагога, звучания различных детских музыкальных инструментов и игрушек,

Занятия направлены на эмоциональное развитие детей и проходят по основным видам деятельности:Слушание, подпевание и пение, музыкально-ритмические движения.

Слушание

Слушание в раннем возрасте играет важную роль как средство музыкального развития ребенка:

- развивается музыкальный слух: детей приучают сосредотачивать внимание на источнике звука, искать и находить его глазами, слушать игру на разных детский музыкальных инструментах.

- развивается интерес к музыке: слушают небольшие музыкальные произведения, выражают эмоциональное состояние.

- развиваются музыкально-сенсорные способности: звук (высота, тембр, динамика – тихо и громко); регистры (средний и высокий, средний и низкий, низкий и высокий); темпы: быстрый и умеренный).

       

Виды слушания:

1. Пение взрослых для детей. Пение взрослых и аккомпанементом на музыкальных инструментах. Пение старших детей в сопровождении взрослого.

2. Инструментальная музыка. Простейшие образцы, лучше исполнение в живую. Не используются эстрадные обработки.

3. Слушание в группе, при неограниченной деятельности ребенка. Использование подлинных шедевров классической музыки.

4.  Рассказ, иллюстрируемый музыкой. (2-3 инструментальные пьесы, объединенные сюжетом, тематикой). Рассказ лаконичен и выразителен, после музыкального произведения или в конце с музыкальным фоном. Недопустимо задавать вопросы при прослушивание – это этап закрепления.

Игрушка приобретает большое значение: это прием, позволяющий ребенку узнать песню, и если ребенок не называет ее, то он покажет игрушку. Использовать игрушку в слушании – опосредовано.

5. Слушание музыки в игровой форме.  Опосредовано через игрушку.

6. Использование музыкальных инструментов. Исполнение произведений на различных инструментах.

Выбор произведения для развития восприятия музыки -  очень ответственный момент для взрослого и во многом зависит от его личных предпочтений. Но есть правила, которые должен соблюдать каждый педагог независимо от своих пристрастий:

•        Приобщение маленького ребенка к музыке, особенно классической, происходит постепенно, в процессе эмоционального общения со взрослым;

•        Музыка должна быть интересна малышу, достаточно разнообразной по характеру, ладу, тембру, темпу, яркой, художественной, запоминающейся;

•        Необходимо избегать громких звуков, резких динамических, темповых контрастов, жалобных интонаций, незаконченных музыкальных фраз;

•        Для маленького ребенка подходит музыка, которая доставляет ему положительные эмоциональные переживания;

•        Музыка не должна быть фоном для самостоятельной игры ребенка. В лучшем случае ребенок ее просто перестанет замечать, а в худшем она вызовет переутомление у ребенка, что отразится на его поведении;

    Для развития восприятия музыки лучше использовать небольшие законченные музыкальные фрагменты из произведений русских и зарубежных классиков, народную музыку, песни в исполнении детского хора, короткие инструментальные пьесы. Музыкальные фрагменты на начальном этапе обучения могут состоять буквально из нескольких фраз, звучащих 20 – 30 секунд;

 Чтобы малыш мог сосредоточить свое внимание на музыке скажите ребенку: «Сейчас будет музыка! Красивая!» Музыка должна звучать негромко. Во время звучания музыкального фрагмента не стоит разговаривать с малышом, лучше общаться с ним только мимикой, взглядом, ритмичными движениями, выражая свое отношение к музыке. Маленький ребенок двигательно активен. Он не в состоянии длительное время находится в не подвижности, сосредоточенности. Чтобы продлить время восприятия музыки, включайте в игру движения, которые соответствуют характеру музыкального произведения. Это могут быть покачивания, движения рук и корпуса с предметами и без них. Слушать музыкальный фрагмент нужно до тех пор, пока у малыша сохраняется внимание, но не следует прерывать музыку не дослушав до конца музыкальную фразу, даже если малыш отвлекся. После того как музыкальный фрагмент закончился, поделитесь с ребенком своими эмоциональными впечатлениями и, если малыш не устал, продолжите слушание.

     Таким образом, в игровой форме вы сможете приобщить ребенка к шедеврам мировой музыкальной культуры, привить интерес и любовь к ней, развить эмоциональную отзывчивость на музыку, сформировать эмоционально положительное и дифференцированное отношение к разной музыке, что послужит основой для развития музыкального вкуса.

      Помимо слушания музыки и движений под нее в аудиозаписи и инструментальном исполнении, огромное значение как для музыкального, так и для общего развития ребенка имеет слушание песен, исполняемых мамой.  Это могут быть народные (лирические, плясовые, колыбельные), популярные детские песни и др. Родители могут петь ребенку как и перед сном, так и во время бодрствования, чтобы укреплять чувство взаимного доверия, включать в игровую деятельность.

     Развивая восприятие музыки у ребенка вы будете способствовать формированию интереса и любви к ней, музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости, развитию музыкальных способностей, а также внимания, произвольности.

 

Пение

Задача – приобщение детей к пению.  Основное средство музыкального воспитания. Развивает слух, память, внимание, мышление, укрепляет легкие и весь дыхательный аппарат.  

1.     Малыша приучают прислушиваться к пению взрослого и отвечать на него звуками своего голоса. Методика – воздействие выразительной певческой интонацией на эмоциональную сферу ребенка. При исполнении песни воспитатель и педагог смотрят на детей.

2.     Затем учат ребенка подпевать отдельные звуки, окончания. Петь надо не громко. Избегать преувеличение артикуляции. Интонацией подчеркивается содержание песни, характер.  Тексты песен простые и много повторений, тогда ребенок имеет возможность подпевать.

Прилетайте птички к нам, к нам, к нам.

Зернышек я птичкам дам, дам, дам.

Первое, что появиться – подговаривание. Затем появляется звукоподражание: «ав-ав», «мяу» и др.  Третий этап – слоговое пение «ля-ля», «баю-бай».

3.  На третьем году жизни малыш начинает припевать отдельные слова, а затем и небольшие предложения. Задача – развивать и укреплять певческие интонации. Учитывает объем словарного запаса. Многие слова незнакомы детям и не применяются в активном словаре. 2 года – 200 слов, 3 года – 1200-1500 слов.

         Возможно изменения положения детей, поскольку объем внимание не велик, а утомляемость достаточно большая.  При пении можно встать и походить по залу, если песня хороводного характера. Имитировать движения руками, что помогает запомнить и понять текст песенки, характер, выдержать ритм.

Мелодию возможно сыграть на нескольких инструментах для запоминания детьми и развития слуха. Диапазон детей 2-3 лет ми1 - ля1.

Возможно транспонирование мелодии, но только при слушании. Не нужно замедлять темп песни, поскольку теряется связь между словами. Самая приемлемая скорость речи – 100 слов с минуту.

Методика разучивания песни:

1. Знакомство – живое, выразительное исполнение. Исполнение на другом инструменте.  Предложить детям подпевать, повторяя за воспитателем и музыкальным руководителем глаза – в глаза, при закрытом инструменте.  Если внимание детей уже рассеялось на этом лучше завершить первый этап.

2. Повторное исполнение песни с аккомпанементом. Использование игрушки и воспитателя. Исполнение песни детьми более старшего возраста.  Предлагаются вопросы, дублирующие текст песни. Затем предлагают малышам спеть повторяющие слова или звукоподражания.

3.  Детям предлагается узнать и назвать песню (либо показать картинку, игрушку). Исполнение можно без аккомпанемента, при затруднении с инструментом.  Разучивание по фразам без сопровождения (использовать детский музыкальный инструмент).

4.  Дети узнают песню и самостоятельно подпевают. Использовать разные «мизансцены» для организации пения, имитирующие движения.

5.  Дети узнают песню после первого пропевания. Начинают самостоятельно подпевать. Предложить спеть всю песенку (от возраста детей и способностей).

Дети 2-3 лет за год поют 10-12 песен.

Использование песен на празднике. Дети полностью поют или подпевают 1 песню на празднике. Используются игры с подпеванием. Длительность утренника 20-25 минут. Исполнение песни на празднике происходит лицом в педагогу или музыкальному руководителю, так как привыкли дети.

 

Музыкально-ритмические движения

Цель – развивать слух, музыкальную память и ритмические способности детей.

Цель упражнений – научить слушать музыку, различать ее, подготовка к разделу – слушание музыки.

Цель движений, композиций – обучить детей новых движениям. Эти движения включаются в пляску или в игру. Развитие первоначальных проявлений ритмичности.

При планировании занятия надо учитывать задачи. Не всегда целесообразно вводить слушание и музыкально-ритмические движения на одно занятие. И лучше начинать занятие с пения. Или с игры ручками и ножками – на стульчиках.

Дети 2-3 лет легко различают 2-3-х частную форму, запоминают движения упражнений, определяют разные по характеру инструментальные пьесы, слышать начало и конец музыкального произведения.

Методика.

1.     Выбор упражнения (возраст, особенности детей группы, физическое развитие).

2.     Предварительная работа с воспитателем. Четкий и всегда одинаковый ритмичный показ – дети начнут путаться при другом показе.

3. Запаздывающий показ  (с 3-4 занятия). Музыкальный руководитель играет пьесы, а воспитатель запаздывает с показом. Часть детей начнет самостоятельно выполнять движение, другие же будут ждать воспитателя.  Обучающий момент в том, что одни дети довольны тем, что могут самостоятельно выполнять движения и показать другим детям. А те, которые не запомнили, тоже подключаться и затем вместе со всеми будут выполнять.

Использование атрибутов (погремушек, бубнов, кукол, султанчиков, флажков, колокольчиков, бубенчиков, кольца «серсо»).

Проведение музыкальных занятий не является монополией музыкального руководителя, а составляет часть педагогической работы, которая проводится в группе. Взаимодействие с музыкальным руководителем нацелено на актуализацию его музыкального опыта, стимулирование его возможности, задать вектор движения по музыкальному развитию детей. Музыкальный руководитель знакомит с практическим материалом, который дается детям. Вне занятий с детьми в группе повторяются отдельные элементы музыкальной образовательной деятельности: песни или пляски, музыкальные игры и упражнения.

Чтобы музыкально-ритмическое воспитание детей 2 лет было успешным, выполняется ряд условий:

- в работе использовать максимальное количество разнообразных пособий и игрушек, действия с которыми интересны детям. Это платочки, ленточки, флажки, осенние листочки, снежные комочки, колокольчики, погремушки и др., а также куклы бибабо, мягкие игрушки,
- каждое занятие с детьми должно заключать в себе что-то новое, чтобы не иссякал интерес детей, не утомлялось их внимание,
- повторность заданий, упражняемость детей в процессе обучения. Частое повторение знакомого репертуара малышам не надоедает, чем свободнее они выполняют какие-либо известные действия, тем больше радости им это доставляет.

В группе организован музыкальный уголок, который оснащен в соответствии с ФГОС  и содержит:

Шумовые (погремушки, колокольчики, бубенчики, игрушки – пищалки)

Ударные (барабан, бубен, молоточки).

Духовые (различные дудочки, свистульки).

 Игрушки поющие, танцующие и играющие на инструментах.

Фонотека.

Песни, танцы для праздников, досугов.

Голоса природы.

Народные песенки, детские, колыбельные.

ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ которые используются в группе

«Собери игрушки». Разбросайте на полу небольшие игрушки, дайте детям в руки ведерко и попросите собрать в него игрушки под музыку. Когда музыка стихнет, нужно остановиться.

«Громко-тихо». Поставьте любимую песенку и регулируйте уровень громкости, постепенно и прибавляя звук. Вы можете сами напевать песенку все тише и тише, потом и вовсе перейти на шепот. Говорите: «Я пою громко, тихо, очень тихо».

«Угадай звук». Предоставьте детям возможность «поиграть» на разных инструментах, пусть они познакомятся на практике с их звучанием. Затем попросите закрыть глаза и поиграйте на одном из них. Спросите: «Что это звучало?». Если ребенку трудно угадать, поиграйте на инструменте так, чтобы он его видел, затем положите его рядом с другими и спросите, на чем вы только что играли.

 «Свои» и «чужие» мелодии. Наблюдайте за эмоциональным состоянием детей, когда они прослушивают новые песни и мелодии. Что ему особенно нравится? Какие ритмы ему неприятны, каких он пугается?

В группе проводиться музыкальное сопровождение режимных моментов.

Кроме того, используются диски со звуками природы приучаем детей слушать, дети четко определяют тихо громко весело грустно, даже к концу года могут указать на свои муз предпочтения.

На раннем этапе жизни ребенка закладываются основы музыкальной культуры. В этот период пока трудно выделить компоненты музыкально-эстетического сознания. Однако именно в этом возрасте, до 3 лет, важно создать условия для восприятия детьми художественно ценных образцов музыкального наследия и посильной музыкальной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вариативные подходы к организации музыкального развития в группах раннего возраста

В дошкольном образовании в свете современных запросов общества в последнее десятилетие происходит возрождение воспитания детей раннего возраста. Одна из проблем, с которой сталкиваются и родители, и п...

Организация музыкального воспитания с детьми раннего возраста

материал для работы с детьми ранего возраста...

Презентация к выступлению на научно-практическом семинаре "Организация образовательного процесса с детьми раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации" Тема "Система помощи семье. воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии"

Выступление на городском научно-практическом семинаре "Организация образовательного процесса с детьмм раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации"и презентация к нему. Тема выст...

Организация развивающих занятий с детьми раннего возраста на основе музыкального фольклора.

Работа с детьми раннего возраста требует особого подхода.Русский музыкальный фольклор,народные традиции обладают значительным педагогическим потенциалом и могут служить эффективным средством духовно-н...

Методика музыкального воспитания с детьми раннего возраста

В занятиях с детьми 1 г.— 1г. 6 мес. еще очень большую роль играет индивидуальное общение взрослого с ребенком. Общим для всей группы является главным образом слушание музыки и музыкально-двигат...

Консультация для воспитателей : Методика проведения занятий по музыкальному воспитанию с детьми раннего возраста

Методика проведения занятий по музыкальному воспитанию с детьми раннего возраста...