Организация развивающих занятий с детьми раннего возраста на основе музыкального фольклора.
статья по музыке (младшая группа)

Мысова Ирина Александровна

Работа с детьми раннего возраста требует особого подхода.Русский музыкальный фольклор,народные традиции обладают значительным педагогическим потенциалом и могут служить эффективным средством духовно-нравственного воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_folklor_v_vospitanii_detey_rannego_vozrasta.docx19.28 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыка – наша жизнь, музыка – язык души. Что это значит?

В каждом человеке заложено природой проявлять свои чувства и эмоции через творение. Это архитектура, живопись, скульптура, музыка и другие виды творческой деятельности. Почему именно музыка может быть названа «языком души»? Музыка – тонкая и чувствительная сфера. Она выражает наши переживания в своей, чуткой манере – яркость и дерзость, спокойствие и лиричность гармонии, «взлеты и падения» динамических мотивов…

Наши прародители знали, как можно рассказать то, что хочет сказать душа, с помощью музыки. Так появились различные музыкальные жанры: календарные обряды и песни, обряды и песни жизненного цикла, русский музыкальный эпос, лирические песни и т.д.

В наше время музыка рождается очень быстро и в большом объеме, но несет ли она ту же функцию, что и много лет назад? К великому сожалению, современное музыкальное искусство не только воспроизводит «разговоры душ», но и зачастую наносит непоправимый вред психическому, а иногда и физическому здоровью. Дети принимают новомодные произведения за музыку, ограничивая свой кругозор банальными, избитыми ритмами, незамысловатыми мелодиями и низко культурными сюжетными штампами.

Эта проблема чрезвычайно актуальна в 21 веке, пути ее решения изучаются и будут изучаться еще не один год.

В современной России теряется духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты подрастающего поколения, происходит разрушение ценностей старшего поколения, идет деформация традиционных устоев, моральных и нравственных норм и ценностей, и именно поэтому так необходимо возрождение традиционной русской культуры, оживление традиций и духовных основ жизни народа. В этой ситуации особенно остро встает проблема воспитания личности, способной ориентироваться на духовно значимые нормы и ценности.

Духовно-нравственное воспитание детей является главенствующим направлением в вопросе воспитания, и оказывает влияние на все другие направления.

Что будет заложено в душу ребенка в раннем детстве, то проявится позднее и станет его жизнью. Основой духовно-нравственного воспитания является культура семьи, общества и образовательного учреждения – той среды, в которой происходит развитие и становление, в которой живёт ребёнок.

Русский музыкальный фольклор, народные традиции обладают значительным педагогическим потенциалом и могут служить эффективным средством духовно-нравственного воспитания. Каждый жанр русского народного творчества – кладезь народной мудрости. И в каждом – огромный запас положительной энергии, направленный на созидание, а не на разрушение. Использование фольклора на занятиях позволяет детям сравнить «как было» и «как есть», «как нужно» и «как не нужно» поступать в определенных случаях. Таким образом, фольклор помогает передать ребенку необходимые знания о добре, справедливости, красоте нашего мира, подсказать правильный путь к познанию истинно духовных, нравственных ценностей, способствует развитию гармоничной личности.

Работа с детьми раннего возраста требует особого подхода. Занятия предполагают небольшой объем и легкодоступность материала, а также специфические приемы их проведения. Занятия на музыкальных уроках в детском саду или в студиях раннего развития должны проводиться небольшими группами; также должен быть обеспечен тесный контакт руководителя с детьми, т.е. педагог и ребенок находятся на одном пространстве – за столом, на ковре и т.д. Это необходимо для эмоционально-свободного контакта между взрослым и ребенком, а также для того, чтобы иметь возможность помочь каждому малышу. Чтобы построить работу наилучшим образом, музыкальный руководитель должен отчетливо представлять себе психологическую характеристику раннего возраста: особенности развития восприятия, внимания и памяти, речи, мышления, и т. д.

Итак, в работе с детьми раннего возраста следует учитывать следующие моменты:

  • Ребенок познает мир с помощью взрослого человека путем подражания;
  • Малыши с интересом исследуют сенсорные свойства окружающих предметов: открывают и закрывают, бросают, трогают, нюхают, пробуют на вкус. Задача педагога – показать функциональное назначение тех или иных предметов;
  • Занятия с малышами основаны на подражании взрослому, его движениям, действиям и словам, а не на объяснении, беседе, внушении. Только так ребенок усваивает новые навыки, учится говорить, выполнять несложные музыкальные и ритмические упражнения, становится более самостоятельным.

В совместной деятельности ребенка и взрослого необходимо совмещать элементы игры и обучения. Дети раннего возраста активны, подвижны и любознательны. Детская непосредственность лежит в основе познания окружающего мира и общения с людьми. У малышей еще не сформированы понятия: что такое хорошо, а что такое плохо, как можно себя вести, а как нельзя и др. Обучение малышей возможно только в том случае, когда затронуты положительные эмоции ребенка. Такого эмоционального подъема можно достичь только в игре. Сознательное отношение к обучению появится позже - в старшем дошкольном возрасте. А пока... если малышу неинтересно, он просто отвернется или уйдет.

Во что же можно поиграть с детьми, чтобы совместить элементы игры с основами фольклора? В русских народных играх много задора, веселья. Они всегда образны и сопровождаются потешками, считалочками, забавными закличками. В раннем возрасте ребенка забавляют, развлекают несложными играми со звучащими, красочными игрушками, шумящими инструментами (шумовой оркестр), играми-прибаутками, например, «Ладушки» и «Сорока-ворока», «Гуси-гуси», «У медведя во бору», «Ходит Ваня», «Заинька», «Кто у нас хороший» и т.д. Народные подвижные игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры.

Знакомство с русскими народными песнями начинается с простых, знакомых и легко запоминающихся мелодий: «Ай, ду-ду», «Петушок», «Зайка», «Солнышко» и т. д. Особое место занимает «материнская поэзия»: колыбельные песни, потешки, прибаутки, сказки и песни, созданные для самых маленьких – все это прекрасный материал, использующийся на музыкальных занятиях для развития детей, начиная с ясельной группы, когда оторванность от привычной среды, от родных в связи с поступлением в детский сад становятся для ребенка настоящим стрессом.

При работе с малышами над музыкально-ритмическими движениями используются русские народные мелодии: «Из-под дуба», «Ах вы, сени», «Как у наших у ворот», «Пойду ль я выйду ль я», «Ах ты, берёза». Они естественны, и поэтому легки для восприятия и запоминания. Народная плясовая и хороводная музыка имеет простой ритмический рисунок и позволяет импровизировать движения. Разнообразие мелодий обогащает музыкально-ритмические движения детей, позволяет им проявить фантазию, а эмоциональность народных мелодий заряжает позитивной энергией на весь день. На этих песнях, хороводах дети приобщаются к миру взрослых, где живут уважение, взаимопонимание, любовь.

Чтобы малышам было легче усваивать материал, необходима четкая структура занятия: каждое занятие, каждая игра внутри занятия имеют начало, продолжение и конец. При этом начало и конец игры очень непродолжительны по времени (вступительные и заключительные реплики педагога). Продолжение игры включает основное содержание разучиваемого материала. Например, в игре «гуси-гуси» начало может быть таким: «Смотрите, ребятки, гуси к нам в гости прилетели!» или «А вы, знаете, как разговаривают гуси?». Варианты окончания игры – «Гуси полетели домой, давайте им помашем и скажем до свиданья!» и т. д. А вот продолжение может быть любым по содержанию и длительности в зависимости от поставленных задач.

Руководитель должен контролировать уровень сложности преподаваемого материала и длительность занятия. Следует помнить, что внимание малышей непроизвольно и кратковременно. Поэтому необходимо заранее планировать занятие таким образом, чтобы избежать переутомления ребенка и потери интереса к занятию. Каждая игра длится от 5-10 до 15-20 минут. При этом следует учитывать конкретную ситуацию и поведение детей на занятии: можно быстро свернуть игру, если увидите, что дети устали, либо продолжить и расширить ее, если у малышей есть настроение и силы продолжать. Но также важно знать то, что если перед ребенком будет стоять непосильная для него задача, он быстро потеряет интерес, не справившись с ней, и возможно, в следующий раз вообще откажется от ее выполнения.

Для закрепления любого нового знания и навыка необходимо его многократное повторение – это механизм обучения. Малыши любят повторять одно и то же действие (или движение, слово и т. д.) снова и снова. Предположение, что необходимо постоянно вносить разнообразие в игры и занятия ребенка, правильно для детей старшего возраста. А дети раннего возраста более комфортно чувствуют себя в знакомой ситуации, действуют более уверенно в ходе знакомых любимых игр и усложнение одного и того же задания для них происходит постепенно, от занятия к занятию (реализация принципа «от простого к сложному»).

Следует помнить, что польза от занятий будет видна только тогда, когда малыши начнут активно использовать приобретенные знания и умения на других занятиях и в повседневной жизни. Для этого навыки и знания должны закрепляться, а для этого необходимо постоянно использовать их в различных ситуациях. В этом ребенку помогут родные и близкие люди.

 Малышам для гармоничного и правильного развития необходима положительная оценка их деятельности, эмоциональная поддержка близких. Очень важно отмечать любые самые незначительные, на наш взгляд, успехи. В случае неудачи не стоит акцентировать на ней внимание. Можно сказать: «Ничего страшного, давай попробуем вместе», «Ты молодец, давай немного поправим…» и т.д.  

Содержание материала для занятий с малышами требует серьезного и вдумчивого отбора, особенно если это занятия по изучению народного творчества. Для построения музыкальных занятий можно взять за основу такие программы как: Метод Карла Орфа, методика Железновых, методика Тюленева, программа «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой, 1999 года; для занятий на основе музыкального фольклора: программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой, М.Д. Михеевой, 1997 года, программа «Оберег» Е. Г. Борониной 2003 года и т.п.

Автор: Фокина Анастасия Павловна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающее занятие с детьми раннего возраста на тему "Семья"

Учить пересказать знакомую сказку. Повторять с детьми имена их ближайших родственников. Воспитывать любовь, уважение к членам семьи. Закрепить в активной речи название некоторых домашних животных и их...

Развивающее занятие с детьми раннего возраста на тему "Семья"

Учить пересказать знакомую сказку. Повторять с детьми имена их ближайших родственников. Воспитывать любовь, уважение к членам семьи. Закрепить в активной речи название некоторых домашних животных и их...

Развивающее занятие с детьми раннего возраста

в данном материале представлены веселые игры и развивающие упражнения, направленные на развитие внимания, моторики, позновательных процесоов, речи. Релаксация....

Программа развивающих занятий с детьми раннего возраста

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РЕЛАКС ПРОГРАММА РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙС ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА             Программа предназначена для детей 2 – 3 лет и...

Развивающие занятия с детьми раннего возраста на основе музыкального фольклора

Музыка влияет на жизнь каждого человека, но как на нее влияет музыкальный фольклор? И как строить занятия с детьми раннего возраста так, чтобы они были и интересными, и познавательными? Об этом расска...

Методическая разработка по теме: «Организация образовательной деятельности с детьми раннего возраста на основе комплексно-тематического планирования»

В методической разработке представлен опыт организации образовательной деятельности с детьми раннего возраста на основе комплексно-тематического планирования, обоснована необходимость использования им...

ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ ДОМА

Статья адресована семьям,воспитывающим ребёнка с нарушенным слухом раннего возраста, а также специалистам, работающим с данной категорией детей....