Деловая игра "Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе"
методическая разработка

Керимова Дженнет Залимхановна

Материал будет полезен педагогическим работникам для активизации использования информационно – коммуникативных  технологий в работе с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

              Муниципальное образование город Муравленко

Управление образования

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ТЕРЕМОК»

Деловая игра

тема: «Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе»

http://s15.buyreklama.ru/omsk/photos/38339054/b2cd6fa78efce5676ccff875d47732f2.jpg

Воспитатель:

Керимова Дженнет Залимхановна

1 квалификационная категория

г.Муравленко, 2020

Деловая игра

Тема: «Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе»

Цель: Стимулировать стремление педагогов к повышению уровня ИКТ-компетентности на основе обобщения представлений о широких возможностях использования информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе.

Значимость:

  • материал будет полезен педагогическим работникам для активизации использования информационно – коммуникативных  технологий в работе с детьми.

Ожидаемые результаты:

  • повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ;
  • реализация личностно- профессионального роста педагогов;
  • активное использование информационных технологий в образовательном процессе;
  • повышение ИКТ компетентности.

Материал и оборудование:

Ноутбук, экран, проектор, флипчарт 2шт, карточки с вопросами 2 шт.

Участники:

Старший воспитатель (модератор игры), воспитатели, музыкальные руководители, социальный педагог

Ход игры:

  1. Теоритическая часть

Модератор игры:  Нашу повседневную жизнь уже невозможно представить себе без информационно-коммуникационных технологий.

Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе  детей дошкольного возраста — это одна из самых актуальных тем в отечественной дошкольной педагогике. Информационно-коммуникационные технологии не только значительно повышают эффективность усвоения материала детьми, но также позволяют ставить перед ребенком и помогать ему самостоятельно решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность, помогают быть ребенку успешным в разных видах деятельности, в том числе и учебной деятельности. 

Используя в работе ИКТ мы должны помнить главную заповедь «НЕ НАВРЕДИ!». Каждое занятие должно быть дозировано по времени, составлено с учётом возрастных особенностей детей, и включать в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз.

Само слово «интерактивность» пришло к нам из латинского языка от слова interactio, что подразумевает inter – «взаимный, между» и action – действие т.е. «вид информационного обмена обучающихся с окружающей информационной средой».

В нашем  учреждении интерактивное оборудование представлено компьютерами, беспроводным аппаратно – программным комплексом, интерактивным полом, интерактивным столомsmart , интерактивной доской «Колибри» и мультимедийной студией I-Theater, что способствует созданию дидактически активной среды, способствующей  познавательной активности дошкольников в ходе усвоения нового материала и закрепления  пройденного через использование интерактивных методов обучения.

Уважаемые коллеги Я хочу представить Вам этапы современного образовательного процесса в котором гармонично сочетаются различные формы работы, суть которых сводится к одному – эффективному получению знаний воспитанниками. Буду вам признательна за активное участие, отклики и пожелания. В ходе проведения нашего мероприятия будут представлены только фрагменты, отражающие применение ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) в процессе воспитательно-образовательной деятельности.

Внедрение новых информационных технологий — это, действительно, веяние времени. В связи с тем, что на данный момент мотивация к учебе у детей ослабевает и им становится неинтересно,когда воспитатель назанятии использует только обыденный демонстрационный материал -в обучении обязательно должны присутствовать игровые моменты с применением ИКТ.

- Хочу спросить у Вас уважаемые коллеги: «Какие педагогические технологии  используете Вы в своей работе?»

Ответы педагогов:

Модератор игры:  - Действительно, активное использование в учебном процессе современных образовательных технологий повышает эффективность обучения, позволяет содержательно и методически обогатить учебный процесс и, несомненно, является одним из условий достижения нового качества дошкольного образования и  подготовке детей к  обучению в школе.

- А я предлагаю Вам остановится на ИКТ технологии ведь занятия в детском саду имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это помогает обеспечить нам информационно- коммуникационная технология  с ее мультимедийными возможностями.

- Хочу у вас спросить: «Какие Преимущества, получает воспитатель, при использовании ИКТ?»

Ответы педагогов:        

Модератор игры:  Я с Вами согласна, обратите внимание на этот слайд:(Слайд №10 )

1. При использовании ИКТ скорость объяснения увеличивается почти вдвое.

2.   Качество процесса обучения также возрастает, т.к. в работу включаются несколько органов чувств воспитанников (слух, зрение).

3.   Более успешно происходит воздействие на эмоциональную сферу воспитанников, а, следовательно, удается задействовать непроизвольную память – залог прочных знаний. Воспитатель должен УДИВЛЯТЬ   детей!

4.   Использование Интернет – ресурсов позволяет «идти в ногу со временем».

5.   Изготовление презентаций – это творчество воспитателя, позволяющее ему наиболее полно и ярко донести до детей необходимую информацию, это способ самовыражения воспитателя.

Модератор игры:  -Не только воспитатели получают преимущества, но и дети работая с ИКТ получают преимущества, какие по вашему мнению?

Ответы педагогов:

Модератор игры:  

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.

Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста.

Слайд-шоу и видеофрагменты позволяют показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь;

Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т.д.);

Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес.

Несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам.

Проблемные задачи, поощрение ребёнка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей.

Ребёнок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач.

В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может.

Позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);

Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями, с педагогами.

Однако на фоне всех преимуществ есть моменты, которые приводят к (ошибкам)отрицательным эффектам при частом использовании ИКТ в образовательном процессе. И опять мне хочется обратится к Вам уважаемые коллеги, какие же есть «подводные камни», ошибки при использовании ИКТ, которые приводят к отрицательному эффекту использования ИКТ:

В результате длительного погружения в виртуальный мир могут снизиться социально - адаптивные возможности личности в основной период развития коллективных навыков общения.

Ребёнок будет воспринимать виртуальную информацию через ИКТ, игнорируя наглядно-дидактический материал и работу с ним.

Проблемы могут возникнуть с психологическим здоровьем ребенка, если у него разовьется «компьютерная зависимость».

Информатизация практически уничтожает личное общение воспитателя с детьми.

Воспитатель перестанет быть авторитетом, дети перестанут воспринимать материал даваемый воспитателем без использования ИКТ.

Модератор игры:Чтобы этого не произошло, педагоги должны методически быть подготовлены к работе с ИКТ, правильно определять роль ИКТ на занятиях. Так как Требования к педагогам по ФГОС это Владеть ИКТ-компетенциями , необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста, Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения.

2 Практическая часть. 

Модератор игры:Сейчас предлагаю Вам  уважаемые коллеги немного поработать. Разбейтесь на 2 команды. Перед вами на слайде (№ 13) области применения ИКТ в ДОУ, вам надо тезисно написать на флипчарте, как именно Вы применяете ИКТпо этим 4 направлениям? Выберите себе карточки с вопросами, по которым вы будете отвечать (приложение №1)

 1. Ведение документации.

2. Методическая работа, самообразование.
3. Воспитательно – образовательный процесс.

4.  Работа с родителями.

Работа 2 команд.

Модератор игры:  Предлагаю провести взаимопроверку, посмотрите варианты ответов друг у друга, если есть чем дополнить, предлагаю дописать.

Ответы педагогов:

Модератор игры:  Коллеги, Благодарю Вас за работу и разрешите подытожить вышесказанное:

Использование компьютера для ведения документации

Компьютер может оказывать неоценимую услугу воспитателям в ведении документации, планов по воспитательно-образовательной работе, и «продвинутым» родителям по составлению всевозможных планов мероприятий с помощью программ-организаторов, вести индивидуальный дневник ребенка,  записывать различные данные о нем, вести  базу данных группы и семей, результаты тестов, выстраивать графики, в целом отслеживать динамику развития ребенка. Это можно сделать и вручную, но временные затраты несопоставимы.

Немаловажный аспект использования компьютера – это ведение базы данных.

Использование ИКТ в методической работе ДОУ

Для современного педагога должно быть обычным делом: поиск необходимой информации, работа с электронной почтой, используя информационные сети. Профессионализм педагога включает в себя различные компетентности, в том числе и компьютерную. Педагог должен использовать в повседневной и дальнейшей профессиональной деятельности локальные и глобальные компьютерные сети.
В настоящее время большинство педагогов владеют навыками работы на компьютере, но уровень владения этими очень различен.

Информационно-методическая поддержка в виде электронных ресурсов может быть использована во время подготовки педагога к образовательной деятельности, например, для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий.

Поисковые системы сети Интернет предоставляют педагогам возможность найти практически любой материал по вопросам развития и обучения детей и любые фотографии и иллюстрации.

Важным аспектом работы педагога является и участие в различных педагогических курсах повышения квалификации, проектах, дистанционных конкурсах, викторинах, олимпиадах, что повышает уровень самооценки, как педагога, так и воспитанников.

Воспитательно – образовательный процесс.
Воспитательно –образовательнй процесс включает в себя:
- организацию непосредственной образовательной деятельности воспитанника, 
- организацию совместной развивающей деятельности педагога и детей, 
- реализацию проектов,
- создание развивающей среды (игр, пособий, дидактических материалов).
Использование Internet – ресурсов позволяет сделать образовательный процесс информационно емким, зрелищным и комфортным.

Сюда входят и  Виды занятий с ИКТ

Занятие с мультимедийной поддержкой.
создаются презентационные материалы с помощью программы PowerPoint или других мультимедийных программ.
С помощью мультимедийных презентаций разучиваются с детьми комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления. 
Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.

Использование ИКТ в работе с родителями

Большое внимание ДОУ уделяет работе с родителями. Информационные и, особенно, телекоммуникационные технологии способны повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива детского сада и родителей при обучении и воспитании дошкольников.

Наличие у детского сада собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни ДОУ, группы, расписании занятий, о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях. Виртуальный детский сад позволяет родителям детей по какой-либо причине не посещающих ДОУ (это дети с ОВЗ, инвалиды, частоболеющие) стать источником информации учебного, методического, консультативного или воспитательного характера.

Телекоммуникации (вацап, вайбер) позволяют родителям в реальном режиме времени отслеживать воспитательно-образовательный процесс своих детей, получать информацию о проблемах, возникающих в обучении и советы, направленные на устранение конкретных проблем во взаимодействии с педагогом.

Модератор игры:  И в заключение хочется отметить, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями.

Использование информационных технологий позволит сделать процессобучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога.

Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.

Рефлексия:

Модератор игры:Предлагаю,  на шкале отметить с помощью стикеровотношение к прошедшему мероприятию:

- понравилось, продолжу изучать, буду применять,

- не понравилось.

Спасибо до новых встреч!

Приложение №1

Карточка 1

1 задание

2 направления

  1. Использование ИКТ при организации воспитательно-образовательного процесса
  2. Использование ИКТ в процессе взаимодействия ДОУ с родителями

2 задание

  1. Для создания презентаций используется:

Access

Excel

Word

PowerPoint

  1. Назовите педагогические интернет-сообщества..

Карточка 2

1 задание

  1. Методическая работа, повышение квалификации педагога

  1. Ведение документооборота

  1. задание

1.К устройствам вывода информации из компьютера на печать относится:

сканер

модем

флэш-диск

принтер

клавиатура

2. Что такое скриншот? Для чего он нужен?


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

деловая игра с педагогами "Вопрос-ответ" "Реализация ФГТ в условиях организации воспитательно-образовательного процесса"

В связи с тем, что в нашем ДОУ более 60% молодых специалистов(5 из которых только закончили педакадемию) возникла необходимость еще раз поговорить о ФГТ. Данная деловая игра направленна на активизацию...

циклограмма воспитательно - образовательного образовательного процесса в средней группе

Циклограмма календарного планирования, содержащая различные  формы работы с детьми на целый день, в течение недели...

Мастер-класс: «Применение информационно-коммуникативных технологий в современном воспитательно-образовательном процессе: эффективность процесса общения участников воспитательно-образовательного процесса»

Выявление уровня общительности педагогов с родителями и детьми. Формирование коммуникативной компетентности педагогов через обыгрывание различных игровых ситуаций....

Планирование воспитательно-образовательного процесса - Непосредственно образовательная деятельность и совместная деятельность в ходе режимных процессов

Планирование на каждый день период: с 1 сентября по 30 сентября выполнено в соответствии с режимом дня средней группы с 10,5 ч. пребыванием....

Планирование воспитательно-образовательного процесса - Непосредственно образовательная деятельность и совместная деятельность в ходе режимных процессов в октябре

Планирование на каждый день период: с 3 октября по 31 октября выполнено в соответствии с режимом дня средней группы с 12 ч. пребыванием....

«Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе в условиях ФГОС ДО»рименение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе в условиях ФГОС ДО»

laquo;Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)  в воспитательно-образовательном  процессе в условиях ФГОС ДО»рименение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ...