Кружок
рабочая программа (старшая группа)

Наталья Викторовна 7Коновалова

Программа экологического кружка 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_starshaya_gruppa.odt27.9 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. САЯНОГОРСК

ДЕТСКИЙ САД № 29 «У ЛУКОМОРЬЯ»

Рассмотрено на заседании                                          Утверждено

экспертного совета                                                      приказом от 01.10.2019г.

№____        

от 30.09. 2019 г. протокол № 2                                   заведующий МБДОУ №29    

председатель совета_________                                     ________/Г.П.      Соколова/      

Кибальник Е.В.

Рабочая программа

дополнительного образования

кружковой деятельности

«Капелька»

Старший  дошкольный возраст

Автор составитель:

Коновалова  Наталья Викторовна

г. Саяногорск, 2020 г.

Программа кружка по экологии для старшей группы «Капелька»

1.Пояснительная записка

              Дети старшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста , также о животных нашей родины .  

             Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей  - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “ рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных. Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.

            Была взята за основу программа «Юный эколог» С.Н. Николаевой, направлена на формирование начал и решения вопросов экологической культуры у детей двух — семи  лет в условиях детского сада. 

            Обновления содержания происходило с помощью программы А. Вересова "Мы земляне" .

               Кружковая  работа проводится 1 раз в неделю во второй половине дня среда или  четверг  15.30-15.55. Длительность – не более 25 минут. Количество занятий в год  32 часа.

Возраст детей: старший дошкольный возраст (5-6 лет ).

             Основная цель работы кружка - способствовать формированию у детей элементов экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.

Работа кружка призвана решать следующие задачи:

             Подвести к понятию, что взрослые и дети, это тоже часть природы;

  • Воспитание желания бережно относиться к своему здоровью;
  • Показать важность природных ресурсов (воды и воздуха) в жизни человека;
  • Подвести детей к осознанному пониманию ценности природы;
  • Воспитание правильного поведения в природе.    

Формы обучения :

  • Совместная деятельность воспитателя с ребенком.
  • Самостоятельная деятельность детей.
  • Загадывание загадок.
  • Рассматривание фотографий (по теме).
  • Беседы по иллюстрациям и картинкам.
  • Чтение рассказов, сказок, стихов.
  • Дидактическая игра,
  • Аппликация,
  • Лепка.
  • Экскурсии.

Список детей

  1. Альмер Алиса
  2. Блинов Тихон
  3. Васькова Софья
  4. Дажук София
  5. Кадушин Александр
  6. Колесников Арсений
  7. Лядов Алексей
  8. Орынбаева Диана
  9. Пушкина Аделина
  10. Сорокин  Василий

2.Содержание работы

Направление работы: Познавательное развитие. Знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме. 

Планируемые результаты:

Воспитанник должен знать:

  • Правила поведения в природе.
  • Растения и их характерные признаки.
  • Основные признаки диких и домашних животных.
  • Виды птиц своей местности.

 Иметь представления:

  • О перелётных птицах;
  • О зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе;
  • Об охране природы;
  • О наиболее характерных признаках разных времён года и явлениях природы;
  • О значении природы в жизни человека, бережному отношению к окружающему миру и последствиях экологически неграмотного поведения в природе;

Уметь:

  • Выполнять простые опыты;
  • Выполнять правила поведения на природе;
  • Уметь сравнивать и анализировать дидактических играх;
  • Обеспечивать уход за растениями уголка природы. Пересаживать комнатные растения;
  • Обеспечивать уход за растениями цветников;
  • Оказывать помощь окружающей природе (подкормка птиц зимой на участке, уборка мусора, изготовление природных знаков).

3.Примерный тематический план 2020-2021

 Тема занятий

Цель и задачи

Время

Октябрь

1. «Вода вокруг нас» (вода в

природе, водоемы, осадки)

Обобщить, уточнить знания детей о воде: течёт, без цвета,

без запаха. Обратить внимание детей на значение воды в

нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в

окружающей среде.

25

минут

2. «Эта волшебница вода» (разнообразное состояние воды в природе: лед, пар,

вода)

Познакомить детей с различными природными явлениями (дождь, роса, снег, иней и т.д.) показать разнообразие состояний воды в окружающей среде.

25

минут

3. «Ходит капелька по кругу» (Круговорот воды в природе)

Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе.

25

минут

4.»Узнаем ,какая вода»- опыты и эксперименты с водой.

Выявить свойства воды: прозрачная , без запаха , без вкуса , растворитель.

25

минут

Ноябрь

1. «Воздух вокруг нас,

свойства воздуха. Ветер –

движение воздуха.

Дать представление о воздухе как материальной среде, и о

ветре как движении воздуха.

25

минут

2. «Прозрачный невидимка»-

опыты с воздухом.

Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха.

25

минут

3. Чистый и загрязнённый воздух.

Дать детям элементарные представления об источниках

загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для

нашего здоровья, о некоторых правилах экологической

безопасности.

25

минут

4. Солнечная система.

Солнце – источник света и

тепла

Дать первоначальные представления о строении Солнечной системы. Познакомить детей с «небесным светилом» - солнцем. Наблюдать за изменением длины дня, связывать их с

положением солнца на небе.

25

минут

Декабрь

1. Роль света в жизни растений , животных, человека. Сезонные изменения в природе.

Познакомить детей с ролью солнечного света в жизни

растительного и животного мира. Учить понимать причины

сезонных изменений в природе

25

минут

2.»Космос. Звёзды, Вселенная»

Уточнить и расширить представления детей о космосе, работе космонавтов, подчеркнуть уникальность планеты Земля.

25

минут

3.Почва – верхний слой земли

– «Живая земля»

Познакомить детей с понятием «Живая земля». Познакомить с

составом Земли – почвой.

25

минут

4. Обитатели почвы. Значение почвы для жизни растений, животных, человека.

Учить узнавать, различать, называть обитателей почвы.

Рассказать о значении почвы для жизни растений,

животных, человека

25

минут

Январь

1. Песок и глина.

Закрепить знания о минералах: песок, глина.

25

минут

2.Камни.

Развивать интерес к камням, умение обследовать их и

называть свойства. Дать представление о том, что камни бывают разные: (морские, речные), ценные (мрамор, гранит),

драгоценные.

25

минут

3. Разнообразие видов растений.

Развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства. Дать представление о том, что камни бывают разные: (морские, речные), ценные (мрамор, гранит),

драгоценные. другим признакам.

25

минут

4. Части растений.

Формировать представления детей о том, что у растений есть корень, стебель, листья, цветы и какое значение они имеют для растений.

25

минут

Февраль

1. Развитие растений. Влияние света, тепла и воды

на жизнь растений.

Формировать у детей представления о том, что для растениям необходимы сразу несколько факторов: влага,тепло, свет, почва.

25

минут

2Комнатные растения.

Обобщить представления детей о комнатных растениях , об уходе за ними, закрепить знания об основных потребностях комнатных растений.

25

минут

3. Понятие о дикорастущих и

культурных растениях.

Лекарственные и ядовитые

растения.

Познакомить детей с разновидностями растений. Учить различать их в природе.

25

минут

4. Охрана растений.

Красная книга природы

Познакомить детей с охраняемыми растениями, сформировать чувство зелёного наряда планеты, познакомить с различными

видами деятельности по охране растений, вызвать стремление к этой деятельности.

25

минут

Март

1.Дикие и домашние животные.

Познакомить детей с разнообразными видами животных. Уточнить признаки диких и домашних животных, чем они отличаются друг от друга.

25

минут

2. Рыбы.

Расширять знания детей о разновидностях рыб (аквариумные; пресноводные – прудовые, речные; морские; океанические).

25

минут

3. Земноводные.

Познакомить детей с таким классом животных, как земноводные. Их особенностями и средой обитания.

25

минут

4. Пресмыкающиеся

Познакомить детей с таким классом животных, как

пресмыкающиеся. Их особенностями и средой обитания

25

минут

Апрель

1. Насекомые.

Учить детей сравнивать насекомых по способу

передвижения, определять их по издаваемым звукам и

правильно называть их.

25

минут

2. Птицы.

Учить различать и классифицировать птиц по местам их обитания, по повадкам,

25

минут

3.Лес и человек.

Охрана леса.

Привить детям навыки экологически грамотного поведения во время пребывания в лесу, научить любоваться им, понимать необходимость бережного отношения к лесу, и

последствий экологически неграмотного поведения.

25

минут

4. Нужны все на свете

(Обобщение знаний)

Обобщение знаний, полученных в процессе обучения по предыдущим блокам. Закрепление и обобщение правил экологически грамотного поведения человека в природе и в быту.

25

минут

4.Система мониторинга индивидуального развития детей дошкольного

             возраста 5-6 лет кружка «Капельки».

   Педагогическая диагностика проводится 2 раза в год: первая 1-15 октября, итоговая 1-15 мая.

   Педагогическая диагностика проводится с целью выявления формирования у детей элементов экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.

        Критерии оценивания: компоненты достаточно развиты – 3б., отдельные компоненты недостаточно развиты – 2б., компоненты не развиты -1б.

    Уровни наблюдения системы мониторинга индивидуального развития:

Компоненты достаточно развиты: Знают виды растений, птиц,  животных своей местности.         Знают и выполняют правила поведения в природе. Умеют ухаживать за растениями в уголке природы. Способны к сохранению окружающей среды.

 Отдельные компоненты недостаточно развиты: Частично знают виды растений, птиц,  животных своей местности. Частично знают и выполняют правила поведения в природе. Частично умеют ухаживать за растениями в уголке природы.  Частично способны к сохранению окружающей среды.

Компоненты не развиты: Не знают виды растений, птиц,  животных своей местности.         Не знают и выполняют правила поведения в природе.  Не умеют ухаживать за растениями в уголке природы.  Не способны к сохранению окружающей среды.

№ .Ф.И. ребенка

Знают

виды

растений,

птиц. животных

своей

местности.

        Знают и

выполняют

правила

поведения

в природе

Умеют

ухаживать

за

растениями

в уголке

природы.

Способны к сохранению

окружающей

среды.

Имеет

представления

о времени

года.

Итог

5.Список средств обучения

Печатные (книги для чтения, хрестоматии, раздаточный материал);

аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы);

наглядные плоскостные (плакаты, иллюстрации настенные, магнитные доски);

демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды);

учебные приборы (компас, лупа);

6.Список литературы:

  • 1. Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет»,Москва 2001.
  • 2. Л. Г Горькова , А.В.Кочергина, Л.А. Обухова  «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников»
  • 3. О.В. Дыбина, Н,П, Рахманова, В.В. Щетинина «Неизвестное рядом», Москва 2002.
  • 4 .А.И. Иванова «Живая экология»,Москва 2005.
  • 5. Л.П. Молодова  «Экологические праздники для детей», Минск 2001.
  • 6. С.Н. Николаева «Программа экологического воспитания дошкольников», Москва 2002.
  • 7. С.Н.Николаева «Сюжетные игры в экологическом воспитании», Москва 2003.
  • 8. С.Н. Николаева «Комплексные занятия по экологии», Москва 2005.
  • 9. С.Н. Николаева «Юный эколог», Москва 2010.
  • 10. Т.А Шорыгина«Зелёные Сказки»,Москва 2005.
  • 11. Т.А. Шарыгина «Птицы какие они?», Москва 2005.
  • 12.  Т.А. Шорыгина  «Травы. Какие они?» Москва,2011 г.
  • 13. Т.А.  Шорыгина  «Какие звери в лесу?» Москва,2011 г
  • 14. Т.А. Шорыгина  «Деревья. Какие они?» Москва,2011 г

Мониторинг индивидуального развития детей дошкольного

             возраста 5-6 лет кружка «Капельки».

   Педагогическая диагностика 1-15 октября.

№ .Ф.И. ребенка

Знают

виды

растений,

птиц. животных

своей

местности.

        Знают и

выполняют

правила

поведения

в природе

Умеют

ухаживать

за

растениями

в уголке

природы.

Способны к сохранению

окружающей

среды.

Имеет

представления

о времени

года.

Итог

1.Альмер Алиса

2.Блинов Тихон

3.Васькова Софья

4.Дажук София

5.Кадушин Александр

6.Колесников Арсений

7.Лядов Алексей

8.Орынбаева Диана

9.Пушкина Аделина

10.Сорокин Василий

Мониторинг индивидуального развития детей дошкольного

             возраста 5-6 лет кружка «Капельки».

   Педагогическая диагностика итоговая  1-15 мая.

№ .Ф.И. ребенка

Знают

виды

растений,

птиц. животных

своей

местности.

        Знают и

выполняют

правила

поведения

в природе

Умеют

ухаживать

за

растениями

в уголке

природы.

Способны к сохранению

окружающей

среды.

Имеет

представления

о времени

года.

Итог

1.Альмер Алиса

2.Блинов Тихон

3.Васькова Софья

4.Дажук София

5.Кадушин Александр

6.Колесников Арсений

7.Лядов Алексей

8.Орынбаева Диана

9.Пушкина Аделина

10.Сорокин Василий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок по ручному труду и конструированию

Каждый из нас в детстве смастерил своими руками хотя бы одну игрушку, и именно эта игрушка долгое время была самой любимой, потому что мы вложили в нее свою душу....

Кружок эстетического развития "Сказки дядюшки Холста"

На занятиях кружка «Сказки дядюшки Холста» дети знакомятся с миром деятельности художника, выразительными средствами искусства; идет работа по развитию навыков восприятия произведений различных в...

Кружок эстетического развития "Сказки дядюшки Холста"

На занятиях кружка «Сказки дядюшки Холста» дети знакомятся с миром деятельности художника, выразительными средствами искусства; идет работа по развитию навыков восприятия произведений различных в...

Кружок "Радуга цвета" с использованием методов арт-терапии

В последние годы широкое применение получило использование  методов арт-терапии в дошкольных учреждениях в качестве социально-педагогической коррекции эмоциональной сферы детей.В дошк...

Кружок по рисованию

Целью работы кружка является - совершенствование и углубление изобразительных навыков, раскрытие творческого потенциала ребенка, используя различные техники и жанры изобразительного искусства, формиро...

Кружок "Мир сенсорики"( кружок по развитию сенсорных эталонов у детей в первой младшей группе).

Аннотация на парциальную программу1. Название программы: "Мир сенсорики"( кружок по развитию сенсорных эталонов у детей в первой младшей группе).2. Разработчик:  воспитатель Бабикова Елена...