Методическая разработка "Игровая деятельность для детей 3–4 лет"
методическая разработка (младшая группа)

1. «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

У детей появляются первые познавательные вопросы. Знают государственные праздники: 23 февраля, 8 Марта, день космонавтики, 9 мая, Новый год. При рассматривании семейного альбома о членах своей семьи отвечают на вопросы. В общении с воспитателем и сверстниками называют растения и животных.

В группе проводятся опыты по изучению свойств песка и воды. Дети имеют представления о насекомых, цветах-первоцветах, знают некоторых домашних и диких животных. Проводятся беседы: не срывать растения на клумбах, не ломать ветки деревьев и кустарников, не пугать животных, не уничтожать гусениц, червяков, бабочек, жуков.

Понимают смысл слов: утро, вечер, день, ночь; определяют части суток, называют времена года, их признаки. Дети вместе с родителями начали собирать и оформлять материал к папке «Времена года».

Различают и называют геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Называет разные предметы, которые окружают их. Знают о том, что нужно бережно относиться к природе, но выполняют не все.

Пути решения:

Проводить с детьми индивидуальную работу, используя дидактические игры. Для развития в данной области детям предлагается масса игрушек, которые способствуют этому: пазлы, мозаики, доска-мольберт и др. Необходимо уделить внимание формированию целостной картины мира, сенсорных эталонов и элементарных математических представлений, развитию конструктивных навыков, а так же использовать в работе деятельность экспериментирования, которая способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. Поэтому необходимо создавать условия для ознакомления с цветом, формой, величиной.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка игровой деятельности для детей 3–4 лет

1. «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

У детей появляются первые познавательные вопросы. Знают государственные праздники: 23 февраля, 8 Марта, день космонавтики, 9 мая, Новый год. При рассматривании семейного альбома о членах своей семьи отвечают на вопросы. В общении с воспитателем и сверстниками называют растения и животных.

В группе проводятся опыты по изучению свойств песка и воды. Дети имеют представления о насекомых, цветах-первоцветах, знают некоторых домашних и диких животных. Проводятся беседы: не срывать растения на клумбах, не ломать ветки деревьев и кустарников, не пугать животных, не уничтожать гусениц, червяков, бабочек, жуков.

Понимают смысл слов: утро, вечер, день, ночь; определяют части суток, называют времена года, их признаки. Дети вместе с родителями начали собирать и оформлять материал к папке «Времена года».

Различают и называют геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Называет разные предметы, которые окружают их. Знают о том, что нужно бережно относиться к природе, но выполняют не все.

Пути решения:

Проводить с детьми индивидуальную работу, используя дидактические игры. Для развития в данной области детям предлагается масса игрушек,которые способствуют этому: пазлы, мозаики, доска-мольберт и др. Необходимо уделить внимание формированию целостной картины мира, сенсорных эталонов и элементарных математических представлений, развитию конструктивных навыков, а так же использовать в работе деятельность экспериментирования, которая способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. Поэтому необходимо создавать условия для ознакомления с цветом, формой, величиной.

Формировать представления детей о работе взрослых, познакомить с профессиями. Формировать представления о малой родине и отечестве, представлений о соционально - культурных ценностях нашего народа, отечественных традициях и праздниках.

2. «Социально-коммуникативное развитие»

Задачи,над которыми работали:

В ходе реализации данной области дети овладели навыками игровой деятельности через использование дидактических игр по проблеме, большое внимание уделялось тем детям, которые требуют индивидуального подхода, таким образом заинтересовывали детей через игровые ситуации, чтением книг. Использовали в работе с детьми дидактические игры по темам«Мои друзья»«Какое настроение»«Какой мой друг» и др. Уделяли внимание обогащению сюжета игр, закреплению умения вести ролевые диалоги, общаться со взрослыми и сверстниками. Таким образом создавали предметно - пространственную развивающую среду, обогащая дидактическими играми направленными на взаимодействие со взрослыми, сверстниками и другими людьми через сюжетные картинки, игровые ситуации. В уголке для сюжетно-ролевых игр подобрали новое оборудование для игр, которое позволило детям вызвать желание играть и забывать на время о проблеме расставания с родными. В группе всё оборудование, игры, игрушки находятся в доступном удобном месте, для того, чтобы дети могли самостоятельно выбирать вид деятельности. Приучали детей к вежливости (здороваться, прощаться, благодарить за помощь, замечать эмоциональные состояния других людей, вызывать стремление пожалеть, успокоить, порадоваться. Проводились беседы с детьми о членах его семьи (как зовут, чем занимаются и т. д.). Организовывали игру таким образом, чтобы дети вместе пользовались игрушками, книгами, помогали друг другу. Совершенствовалось представление о простейших взаимосвязях живой и неживой природы, знакомство с правилами поведения в природе. Знакомили детей с правилами дорожного движения, а также формировались навыки безопасного поведения с играми с водой, песком, снегом.

Сделали альбом «Собираемся на прогулку по временам года»

3. «Речевое развитие»

Задачи,над которыми работали:

1. Создать условия для развития навыков и умений детей в работе с сюжетными картинками.

2. Развивать словарный запас с опорой на вопросы воспитателя рассказывают о характере главных героев.

3. Создать условия для приобщения детей к художественной литературе.

Беседы на тему «Как мама готовит обед», чтение рассказа С. Капутикян «Машенька обедает», изготовление фруктов и овощей из соленого теста. Дети из личного опыта создают новые сюжетные композиции, используя различные атрибуты.

Создавались условия для развития навыков и умений употреблять в речи существительные с обобщающим значением (овощи, фрукты, животные и т. д., расширялись знания о жанрах литературы, заучивались стихи. Развивали диалогическую форму речи. Вовлекали детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций, наблюдений за живыми объектами во время прогулки. Вызывали желание участвовать в утренниках - рассказывать стихи.

Создавались условия для развития навыков и умений продолжать помогать детям общаться со знакомыми взрослыми ближнего окружения через индивидуальные поручения (спроси, предложи помощь и т. д.). Формировалась потребность делится своими впечатлениями с воспитателями и родителями. Формировалось умение с помощью взрослого инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок. Поддерживать беседу с другими детьми в совместной деятельности - игре и повседневных ситуациях. Задавать вопросы, как сверстникам, так и взрослым. В игре использовали элементы ролевого диалога, вступать в него, внимательно слушали литературные произведения, выразительно читали стихи.Данная образовательная область успешно реализовалась через следующие материалы: комплекты книг в свободном доступе (постоянно обновлялись в зависимости от речевой темы, событий и т. п. «Развитие речи» (пособие, «Мои любимые сказки»«Сложи картинку» и т. д.) Драматизация сказок «Колобок»«Курочка Ряба».

4. «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

Дети испытывают положительный эмоциональный отклик на музыкальные и литературные произведения, потребность к самовыражению. У них сформированы навыки по изобразительной деятельности в соответствии с программой (возводят постройки, владеют навыками лепки, узнают знакомые песни, выполняют танцевальные движения).

Задачи:

Проводить индивидуальную работу с детьми по формированию умений и навыков по изобразительной деятельности в соответствии с программой.

Рекомендовать родителям создать условия для развития умений и навыков в работе ножницами, карандашом и красками.

Сформировать навыки по изобразительной деятельности в соответствии с программой (возводить постройки, владеть навыками лепки, узнавать знакомые песни, выполнять танцевальные движения).

Дети научились:

-Изображать простые предметы

-Правильно пользуются карандашами, красками.

-Умеют лепить простые предметы

-Слушать музыкальные произведения до конца

-Узнают знакомые песни.

-Выполнять танцевальные движения.

- Конструировать

Изготовление музыкальных инструментов из нетрадиционных материалов: маракасы, гусли, барабан, «шум дождя» - камни, ракушки, бубны.

Принимали участие:

Сентябрь – проект «Русская береза»

Октябрь - «Дары осени» выставка детских работ по тематике

Ноябрь – Драматизация сказки «Колобок»

Декабрь – Новогодний утренник

Март- Праздник «8 марта», стенгазета «Я и моя семья»

Апрель – «Весна идет»

Пути решения:

Продолжать знакомить детей с видами изобразительного искусства, чаще использовать разные материалы и способы создания изображения. Приобщать детей к посещению кукольного театра, желания участвовать в драматизации сказок. Формирование умения создавать, как индивидуальные, так и коллективные композиции в изобразительной деятельности. Воспитывать умение работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, умение договариваться, кто какую часть работы будет выполнять (аппликация весеннего, осеннего деревьев). Содействовать положительному и эмоциональному отклику на музыкальные и литературные произведения. Развитие музыкально - художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности, удовлетворение потребности в самовыражению. Проводить индивидуальную работу с детьми по формированию умений и навыков по изобразительной деятельности в соответствии с программой.

Создание условий для детей, чтобы они могли свободно подойти к книжному, изобразительному уголку и выбрать любимую книгу и любой материал для творчества, проявляя самостоятельность и инициативу в оформлении уголка творчества, для изготовления поделок в подарок родителям. Всё это способствует раскрепощению детей, положительному эмоциональному настрою на весь день.

5. «Физическое развитие»

Задачи:

-Проводить индивидуальную работу с детьми по формированию умений и навыков поведения во время еды и умывания, приучать к опрятности;

-Пополнить предметно-пространственную развивающую среду за счет физического оборудования;

- Совершенствовать основные виды движений

Все дети владеют соответствующими возрасту основными движениями. Активно участвуют в подвижных играх, например«Золотые ворота»«Не оставайся на земле»«Самолеты»«У медведя во бору» и т. д. Выполняются задачи: у детей стимулируется речевая и двигательная активность, развивается быстрота реакций на сигнал, дети умеют ориентироваться на действия других игроков, показывают выносливость, ловкость, быстроту; проявляют положительные эмоции при физической активности, в самостоятельной двигательной деятельности. Самостоятельно выполняют доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдают элементарные правила поведения во время еды, умывания. Имеют элементарные представления о ценности здоровья, пользе закаливания, необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни. Сделаны книжки-раскладушки «Если хочешь быть здоровым»«Закаливание». Изготовили моталки, массажные коврики с гречей, горохом. Сплели косички для гимнастики, сделали косички для зарядки, приобрели обручи, мячи.

Пути решения:

Для успешного развития в данной образовательной области в нашей группе обустроен уголок физкультуры, где дети могут снять и физическое, и эмоциональное напряжение с помощью следующих материалов: Мячи (мягкие, легкие, резиновые, рельефные и пупырышками, закаливающие дорожки, бубны, погремушки, кегли, скакалки, обручи, флажки, гимнастические палки, корзина для метания мячей, ленты. Чаще проводить индивидуальную работу, приобщать детей не бояться обращаться к воспитателю за помощью при заболевании, травме или по другим вопросам.

6. Организация взаимодействия с семьями воспитанников.

При организации взаимодействия с родителями проводятся проекты, театрализованные представления, пополняются сезонные папки: проект «Русская береза» - родители рассказали о пользе березы, принесли поделки, изготовленные из бересты.

В начале учебного года оформили портфолио «Транспорт»«Правильное питание»«О пользе зарядки»«Времена года»«О правилах пожарной безопасности» «Правила дорожного движения»«Вежливые слова».

Привлекать родителей к расширению знаний у детей «Сезонное изменение осенью». Беседы «Ребенок и дорога»«Правила дорожного движения!» - расширять знания о правилах дорожного движения. Советы по конструированию из плоских геометрических фигур и цветных палочек на тему «Мы летим над облаками». Развивать у детей память и эмоциональный настрой через разучивание стихов и песен. Мастер-класс «В сказочном лесу»: продолжать знакомить с различным природным материалом; учить выполнять поделки из природного материала с использованием шишки, желудя, скорлупы ореха.

В раздевалке были оформлены портфолио «О правилах пожарной безопасности» «Правила дорожного движения»; постоянно обновляется оформление стендов по темам недели, книжки-передвижки.

В группе проводились: проект «Русская береза»«Дары осени», Драматизация сказок «Колобок»«Теремок», новогодний утренник, Праздник 8 марта, стенгазета «Я и моя семья», создание сюжетной композиции ко дню Победы, праздник осени, праздник Новый год, проект «Хлеб всему голова».

7. Работа воспитателей групп по приоритетным направлением деятельности.

В течение учебного года проводилось:

- Беседа –диалог: “Мы идем в театр” - познакомили детей с понятиями “мимика”, “жест”, «режиссер»«портер»«актеры»«гример»«костюмер»«суфлер» и т. д.

- Игра: “Попробуем измениться”

- Игра: “Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем”

- “Словесное комментирование”

- Чтение сказки “Зайка – зазнайка”

- Теневой театр: “Птицы улетают” – дети научились изготавливать декорации для теневого театра в форме рисования, вырезания, оформления любой техникой.

- Психогимнастика - дети научились угадывать по выразительному исполнению

сказочных героев (злой принц, добрая Аленушка и т. д.) их эмоциональные состояния.

- Изготовление масок и костюмов по сказке: “Колобок» - привлекли родителей и детей к изготовлению атрибутов, масок к сказке.

- Драматизация сказки: “Колобок”, «Курочка Ряба» – дети усовершенствовали умение передавать образы героев сказки

- Посещение кукольного театра - сказка «Кот, Лиса и Петух»

- Посещение цирка - развитие у детей интереса к сценическому мастерству.

Активизировать познавательный интерес к театру, цирку.

- Оформление фотоальбома “Наш театр”. Изготовление пальчиковых кукол, декораций.

- Настольный театр – дети с удовольствием обыгрывают сказки, развивают словарный запас, проявляют, выдумку, фантазию. Воспитывается доброжелательное отношение друг к другу.

- Музыкальная сказка “Айболит”. Дети научились выражать свои чувства и понимать переживания других людей.

-“Сказочная мастерская”. Изготовление книжек – малышек по сказкам «Репка»«Красная шапочка»«Курочка Ряба»«Теремок». Развиваются художественно – творческие способности детей, научились создавать художественный образ, сюжет по сказкам.

8. Организация развивающей предметно-пространственной среды.

Сделано в группе:

- уголки по безопасности (ПДД и ОБЖ) – макет дороги, знаки на дороге, светофор, огнетушитель

- уголок экспериментирования – собрали природный материал (шишки, камни, песок, листья, иголки ели, ракушки, желуди, каштаны)

- уголок природы «Юный эколог» - выращивание цветов, рассады петрушки, лука, тыквы. Ведение дневника наблюдения и опытов, изготовление книжек-раскладушек о цветах, временах года, животных. Изготовили поделки из природного материала «У ежика в гостях»«На море»«Пляж»

- уголок «Детская библиотечка» - ремонт книг

- уголок «Театральная деятельность»: сделали лепбук, пальчиковые куклы, теневой театр, куклы современного театра, портфолио по театральной деятельности, фотоальбом, картотека «Подвижные игры», картотека «Театрализованные игры», альбом «Как вести себя в театре», конспект-консультация для родителей, книжки-малышки, изготовление декораций к сказкам и обновление старых.

- уголок СРИ«Семья» - сшили комплект постельного белья, связали комплект одежды для кукол; «Салон красоты» - сделали альбом «Прически для девочек»«Доктор» - сшили халаты и шапочки, сделали книжку-раскладушку о правильном питании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Музыкально-ритмическая деятельность для детей с задержкой психического развития" (методический материал, приложение к опыту работы)

                   Моя тема по самообразованию: «Музыкально-ритмическая деятельность для детей с задержкой психического развития». Эту тему я в...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА:"Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности. "

Актуальностьсоздания системы педагогических мероприятий по активизации словаря детей младшего дошкольного возраста  через театрализованную деятельность обусловлена тем, что театрализованная деяте...

Методическая разработка совместной деятельности взрослых и детей в форме «Семейной гостиной» на тему «Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные виды изобразительной деятельности для детей старшего возраста»

Актуальность: Известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. И если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживает...

Методическая разработка. Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по теме: "Знакомство детей с профессиями ветеринарной клиники"

Данный материал полезен, для того чтобы вызвать интерес к профессиям людей работающих в ветеринарной клинике.Активизация и пополнение детского словаря за счет слов по теме: питомец, ветеринарный врач,...

Методическая разработка. Конспект НОД по изобразительной деятельности для детей старшей группы (по программе Т. С. Комаровой «Изобразительная деятельность в саду») Тема: «Дети гуляют зимой на участке»

Цель: поддерживать у детей интерес к изобразительной     деятельности. Основная образовательная область: «Художественно – эстетическая»Задачи НОД:Образо...

Методическое сопровождение по повышению профессионализма и педагогического мастерства по организации игровой деятельности, как ведущего вида деятельности для детей раннего и дошкольного возраста» (сюжетно-ролевая игра)

Статья начинается со значения сюжетно-ролевой игры на всестороннее развитие ребенка. Далее раскрывается в чем заключается профессионализм воспитателя организации сюжетно-ролевой игры в зависимости от ...