ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ.
статья
Статья, посвящённая проблеме нравственно-патриотического воспитания и приобщения детей к русской народной культуре в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_1.docx | 20.24 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ.
Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время является его духовное нравственно-патриотическое возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа.
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о передаче подрастающим поколениям накопленного житейского и духовного опыта, забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций. В современном мире под влиянием и информационных технологий, и западноевропейских культур, русские традиции и обычаи всё больше уходят на второй план. На смену русским народным сказками и их героям пришли Человек – паук, Бэтман, Принцессы Вингс, становятся популярными и народными праздники Хэлоуин и день Святого Валентина, а современные музыкальные направления просто вытесняют русские народные песни. А о своём прошлом мы знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам. Конечно, большинство из нас просто не задумывается над этими вопросами в повседневной жизни. Поэтому обращение к истории русского народа, к народной культуре, народным истокам, декоративно-прикладному и фольклорному искусству русского народа становится предметом пристального внимания педагогов и воспитателей детских садов, становится традиционным в практике нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Духовный, творческий патриотизм необходимо прививать с раннего детства. Воспитывая юных граждан России, мы, педагоги, должны знакомить детей в доступной форме с культурой, традициями и прошлым страны, прививать любовь к своей Родине и своему народу. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.
И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство — это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры. Необходимость осуществления работы по приобщению детей к родной культуре именно в дошкольном возрасте подтверждают многочисленные педагогические и психологические исследования. Дети отличаются высокой восприимчивостью, лёгкой обучаемостью. Очень многое, что ребёнок воспринимает, становится предметом его чувств, пристального внимания, подражания и осмысления. Ребёнок как можно раньше должен впитывать культуру своего народа через песни, потешки, игры, забавы, сказки, пословицы, произведения народного декоративного искусства. Дошкольный возраст - наиболее оптимальный период становления личности, где закладывается базовые системы ценностей, формируется мировоззрение, национальное самосознание, нравственно-патриотические позиции. С дошкольного возраста ребёнка надо воспитывать патриотом – человеком, имеющим чувство Родины, который любит страну, в которой он родился и растёт, её традиции, историю, культуру, язык.
Приобщая дошкольников к истокам народной культуры, я выделила следующие направления в своей работе:
- окружение ребёнка предметами национального характера и создание развивающей среды в группе, которая способствовала бы развитию личности ребёнка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал (мини-музей русского быта, предметы декоративно-прикладного искусства);
- осуществление деятельностного подхода в приобщении детей к истории и природе родного края;
- использование фольклора во всех его проявлениях (потешки, поговорки, пословицы, сказки, загадки, народные песни и хороводы и т.д.);
- ознакомление детей с декоративно-прикладным творчеством, увлечение их народным изобразительным искусством в разнообразных художественных видах деятельности;
- привлечение дошкольников к участию в народных играх, праздниках (Масленица, Рождество, Пасха и т.д.).
Таким образом, для эффективного приобщения дошкольников к истокам народной культуры, необходимо осуществить взвешенный подход к конструированию содержания дошкольного образования (включение парциальных программ по приобщению детей к родной культуре в реализацию базовой комплексной программы), определить базовые направления в работе. Важным условием является организация совместной деятельности родителей и педагогов в этом направлении, а также использование разнообразных технологий организации деятельности детей на занятиях, в игре, свободной деятельности с помощью разнообразных средств (экскурсий в музеи, устное народное творчество, художественную литературу, игру, народную игрушку и национальную куклу, декоративно-прикладное искусство, живопись, музыку, мини-музеи).
Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Ведь только такие люди внесут свою лепту в развитие науки, культуры, промышленности и тем самым поднимут престиж страны на должный уровень.
Народная культура — это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее, источник чистый и вечный. Поэтому, если с ранних лет знакомить детей с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, традициями русского народа, его обычаями, праздниками, предметами быта, это будет способствовать формированию личности, духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников, и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины. И Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться во всём мире.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект на тему: «Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре »
Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной народной культуре в рамках реализации проекта будет проводится через все виды деятельности, с использованием различных форм, что будет ...
Презентация проекта «Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством ознакомления с русским народным костюмом»
Проект основан на интерактивных методах работы, которые предполагают взаимодействие с музейным пространством....
Презентация "Народные игры как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"
Презентация...
Проектная деятельность "Русское народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуры"
методическое пособие...
«Приобщение дошкольников к русской народной культуре через знакомство с народной игрушкой».
Игрушка- основной атрибут в игровой деятельности. К сожалению, в настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории. Это происходит потому, что прилавки магаз...
Статья инструктора по физической культуре на тему: «Народные подвижные игры, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»
Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. ...
Проект "Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством театрально-игровой деятельности по мотивам русских народных сказок"
Материалы для педагогов (творческая группа)...