ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ.
статья

Шестакова Наталья Николаевна

Статья, посвящённая проблеме нравственно-патриотического воспитания  и приобщения детей к русской народной культуре  в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx20.24 КБ

Предварительный просмотр:

          ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ.

Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время является его духовное нравственно-патриотическое возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа.

      Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась  забота о передаче подрастающим поколениям накопленного житейского и духовного опыта,  забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций. В современном мире под влиянием и информационных технологий, и западноевропейских культур, русские традиции и обычаи всё больше уходят на второй план. На смену русским народным сказками и их героям пришли Человек – паук,  Бэтман, Принцессы Вингс, становятся  популярными и народными  праздники Хэлоуин и день Святого Валентина, а современные музыкальные направления просто вытесняют русские народные песни. А о своём  прошлом мы знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам.  Конечно, большинство из нас  просто не задумывается  над этими вопросами в повседневной жизни. Поэтому обращение  к истории русского народа, к народной культуре, народным истокам, декоративно-прикладному и фольклорному  искусству русского народа становится предметом пристального внимания педагогов  и воспитателей детских садов, становится    традиционным в практике  нравственно-патриотического воспитания  дошкольников. Духовный, творческий патриотизм необходимо прививать с раннего детства. Воспитывая юных граждан России, мы, педагоги, должны знакомить детей в доступной форме с культурой, традициями и прошлым страны, прививать любовь к своей Родине и своему народу. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.

   И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо  с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство — это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры. Необходимость осуществления работы по приобщению детей к родной культуре именно в дошкольном возрасте подтверждают многочисленные педагогические и психологические исследования. Дети отличаются высокой восприимчивостью,  лёгкой обучаемостью. Очень многое, что ребёнок воспринимает, становится предметом его чувств, пристального внимания, подражания и осмысления. Ребёнок как можно раньше должен впитывать культуру своего народа  через песни, потешки, игры, забавы, сказки, пословицы, произведения народного декоративного искусства.  Дошкольный возраст  - наиболее оптимальный период становления личности, где закладывается базовые системы ценностей, формируется мировоззрение,  национальное  самосознание, нравственно-патриотические позиции. С дошкольного возраста ребёнка надо воспитывать патриотом – человеком, имеющим чувство Родины, который любит страну, в которой он родился и растёт, её традиции, историю, культуру, язык.

   Приобщая дошкольников к истокам народной культуры, я выделила следующие направления в своей работе:

 - окружение ребёнка предметами национального характера и создание развивающей среды в группе, которая способствовала бы развитию личности ребёнка на основе   народной культуры с опорой на краеведческий материал (мини-музей русского быта, предметы декоративно-прикладного искусства);

 - осуществление деятельностного подхода в приобщении детей к истории и природе родного края;

 - использование фольклора во всех его проявлениях (потешки, поговорки, пословицы, сказки, загадки, народные песни и хороводы и т.д.);

 - ознакомление детей с  декоративно-прикладным творчеством, увлечение их народным изобразительным искусством в разнообразных художественных видах деятельности;

 - привлечение дошкольников  к участию в народных играх, праздниках (Масленица, Рождество, Пасха и т.д.).

      Таким образом, для  эффективного приобщения дошкольников к истокам народной  культуры, необходимо осуществить   взвешенный подход к конструированию содержания дошкольного образования (включение парциальных программ по приобщению детей к родной культуре в реализацию базовой комплексной программы),  определить базовые направления в работе. Важным условием является организация совместной деятельности  родителей и педагогов в этом направлении, а также  использование   разнообразных технологий организации деятельности детей на занятиях, в игре, свободной деятельности с помощью разнообразных средств (экскурсий в музеи, устное народное творчество, художественную литературу, игру, народную игрушку и национальную куклу, декоративно-прикладное искусство, живопись, музыку, мини-музеи).

    Наше время  - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Ведь только такие люди  внесут свою лепту в развитие науки, культуры, промышленности и тем самым поднимут престиж страны на должный уровень.

 Народная культура  — это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее, источник чистый и вечный. Поэтому,  если с ранних лет знакомить детей с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, традициями русского народа, его обычаями, праздниками, предметами быта, это будет способствовать формированию личности, духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников, и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины. И Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться во всём мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: «Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре »

Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной народной культуре  в рамках реализации проекта будет проводится через все виды деятельности, с использованием различных форм, что  будет ...

Презентация проекта «Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством ознакомления с русским народным костюмом»

Проект  основан на интерактивных методах работы, которые предполагают взаимодействие с музейным пространством....

«Приобщение дошкольников к русской народной культуре через знакомство с народной игрушкой».

Игрушка- основной атрибут в игровой деятельности. К сожалению, в настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории. Это происходит потому, что прилавки магаз...

Статья инструктора по физической культуре на тему: «Народные подвижные игры, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»

Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития.                      ...