Конспекты занятий для развития навыков общения у детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)
Конспекты занятий для коррекции социально-коммуникативных навыков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект "Веселые картинки" | 13.14 КБ |
Конспект «Волшебство линий» | 12.69 КБ |
Конспект «Назови признак объекта» | 14.22 КБ |
Конспект «Мы взрослые» | 14.88 КБ |
Игры на развитие эмоциональной сферы | 27.79 КБ |
Предварительный просмотр:
«Веселые картинки»
Цель: развитие мелкой моторики, воображения, образного восприятия, творческого мышления, коммуникативного и творческого потенциала, установление эмоционального контакта.
Подготовительная работа: упражнение на воображения «Рисунок спрятался в ладошке».
Оборудование: бумага для рисования, кисти, акварельные краски, стаканчики с водой, карандаши, фломастеры, палитра, листы бумаги разной формы (круг, треугольник, прямоугольник), ножницы, клей, предметы круглой формы (чашки, стакан).
Содержание игровой образовательной ситуации
I этап
Упражнение-приветствие «Добрый вечер»
Цель: создание атмосферы доверия и психологического комфорта, способствовать сплочению детей в группе, развитие навыков межличностного взаимодействия и коммуникативных навыков.
II этап
Упражнение-разминка «Веселые горки»
Цель: настроить на совместную продуктивную групповую деятельность, развитие воображения и творческих способностей, установление эмоционального контакта между всеми участниками, активизировать положительные эмоции, сплотить детского коллектива.
III этап
Упражнение «Самоцветы»
Цель: развитие мелкой моторике, воображения, образного восприятия, творческого мышления, гармонизация эмоциональной сферы
IV этап. Заключительное обсуждение. Выставка детских рисунков
«Мы взрослые»
Цель: развивать воображение, творческое мышление.
Ведущий называет какой-нибудь предмет и предлагает детям сказать, как его можно использовать. Пример: газета – читать, писать, построить кораблик, постелить на стол или пол, зажечь костер, завернуть что – нибудь в газету и т.д.
Предварительный просмотр:
«Волшебство линий»
Цель: развитие эмоциональной сферы, познавательных процессов и творческих способностей, снятие эмоционального напряжения, установления эмоционального контакта между детьми.
Подготовительная работа: упражнение на развитие эмоциональной сферы «Радость, грусть, удивление», Чтение художественной литературы «Кот в сапогах» Шарль Перро.
Оборудование: музыка Моцарта в инструментальной обработке для детей, бумага для рисования, кисти, акварельные краски, стаканчики с водой, карандаши, фломастеры, маленький обруч, ленточки.
Содержание игровой образовательной ситуации
I этап
Упражнение-приветствие «Передай привет»
Цель: создание атмосферы доверия и психологического комфорта, способствовать сплочению детей в группе.
II этап
Упражнение-разминка «Волшебный цветок»
Цель: настроить на продуктивную групповую деятельность, активизировать творческий интерес, установить эмоциональный контакт между всеми участниками.
III этап
Упражнение «Волшебство»
Цель: развитие эмоциональной сферы, познавательный процесс и творческие способности, снятие эмоционального напряжения.
IV этап
Заключительное обсуждение. Выставка детских рисунков
Предварительный просмотр:
«Назови признак объекта»
Цель: Совершенствовать умение детей использовать на практике умение работать с моделью «Объект – имя признака – значение имени признака».
Сегодня пароль на наше занятие игра «Назови признак объекта». Я показываю вам объект и карточку со значком признака, вы отвечаете полным ответом.
Например: игрушка по признаку влажности сухая.
Ритуал входа в волшебную страну Знаний «Путешествие на облаке»
Игра «Добрые волшебники».
Цель: настроить детей на работу, разрушение защитных барьеров, отгораживающих ребенка от других.
Игра начинается с того, что дети садятся в круг, а взрослый рассказывает им сказку: «В одной стране жил злой волшебник-грубиян. Он мог заколдовать любого ребенка, назвав его нехорошим словом. И все, кого он называл грубыми словами, переставали смеяться и не могли быть добрыми. Расколдовать такого ребенка можно было только добрыми, ласковыми именами. Давайте посмотрим, есть у нас такие заколдованные дети?»
Взрослый выбирает непопулярных детей, агрессивных детей и просит других помочь им: «А кто сможет стать добрым волшебником и расколдовать их, называя ласковым именем?»
По очереди подходят к агрессивным детям и стараются назвать их ласковым именем.
Игра «Магазин» с блоками Дьенеша.
Цель: Учить детей находить объект по описанию, используя модель
«Объект – имя признака - значение имени признака».
Педагог описывает один из блоков по свойствам, а ребенок по описанию должен найти этот блок.
Например: «Найди, пожалуйста, красный, толстый, прямоугольный, маленький блок». Дети по очереди отыскивают блоки по описанию, и в конце игры подсчитывается количество блоков у каждого, победил тот, у кого блоков больше. Если ребенок не справляется с поставленной задачей, то ход переходит соседу справа и т.д., пока задание не будет выполнено.
Физкультминутка
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики.
Прыг-скок, прыг-скок.
Энергичные движения плечами.
Стоп! Сели.
Травушку покушали
Тишину послушали.
Приседание.
Выше. Выше. Высоко.
Прыгай на носках легко!
Игра «4 лишний»
Цель: формировать умственные действия классификации и обобщения на слух.
Старый, дряхлый, маленький, ветхий
Храбрый, злой, смелый, отважный
Час, минута, лето, секунда
Книга, телевизор, радио, магнитофон
Автобус, дом, самолет, корабль
Картошка, капуста, кастрюля, яблоко
Мальчик, девочка, мама, бабушка
Нога, ботинки, валенки, тапочки
Упражнение « Продолжи ряд»
Цель: Развивать логическое мышление (систематизация)
Игра «Стоп, один! Стоп, два!»
Цель: развиваем внимание
Вы можете бегать по комнате до тех пор, пока я не скажу «Стоп!» и не назову какое-нибудь число, например, «один». Тогда вы должны стать так, чтобы касаться пола только одной частью тела. Как вы это сделали? Может ли кто-нибудь показать мне, как бы он стоял?..
Если я крикну «Стоп, два!», вы должны коснуться пола двумя частями тела. Может мне кто-нибудь показать, как бы он дотронулся до пола?..
Ритуал выхода из волшебной страны Знаний «Путешествие на облаке»
Рефлексия
Предварительный просмотр:
«Мы взрослые»
Цель: развивать воображение, творческое мышление.
Ведущий называет какой-нибудь предмет и предлагает детям сказать, как его можно использовать. Пример: газета – читать, писать, построить кораблик, постелить на стол или пол, зажечь костер, завернуть что – нибудь в газету и т.д.
Ритуал входа в волшебную страну Знаний «Путешествие на облаке»
Цель: развивать чувство группового единства, настрой на предстоящую работу.
Ход упражнения: (дети садятся на ковер). Звучит релаксационная музыка.
Сядьте удобно. Три раза глубоко вздохните и выдохните.
Включается музыкальное сопровождение. Я приглашаю вас в путешествие на облаке. Представьте, что вы сели на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из мягких подушек. Почувствуйте, как вы хорошо расположились на этой большой облачной подушке. Путешествие начинается (дети накрываются покрывалом). Ваше облако медленно поднимается в синее небо. Ветер овевает ваше лицо. Здесь, высоко в небе все спокойно и тихо. Пусть ваше облако перенесет вас в волшебную страну, где вам будет интересно. Постарайтесь мысленно увидеть эту страну как можно более подробно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти, что-то чудесное и волшебное… (30 секунд). На счет «три» открываем глаза.
«Приветствие»
Цель: снятие барьеров, настрой на занятие.
«Привет всем у кого есть сестры, косички, кто сегодня ел конфету, кто сегодня хорошо себя вел, а кто плохо, у кого светлые волосы и т.д. и т.п.» Дети вместо ответа «да» говорят «привет».
Упражнение «Что означает это слово?»
Цель: развивать мышление, связную речь.
«Перед вами нарисованные предметы. Представьте себе человека, который не знает значения ни одного из этих слов (можно посадить игрушку и рассказать ей). Постарайтесь объяснить ему значение каждого слова. Например: сапоги - непромокаемая обувь, чтобы ходить по воде и по грязи.
Игра «Два обруча» (игры с блоками Дьенеша)
Цель: развиваем мышление.
На полу два разноцветных обруча (синий и красный), обручи пересекаются, поэтому имеют общую часть. Ведущий предлагает кому-нибудь встать:
внутри синего обруча;
внутри обоих обручей;
внутри синего, но вне красного;
вне синего и красного обручей;
внутри красного обруча;
вне красного обруча;
внутри красного, но вне синего.
Затем дети по очереди располагают блоки так, чтобы внутри синего обруча оказались все круглые блоки, а внутри красного обруча были все красные.
Вопросы:
Какие блоки лежат внутри обоих обручей?
Внутри синего, но вне красного?
Внутри красного, но вне синего?
Вне обоих обручей?
Работа за столами
Упражнение «Портфель школьника» (работа возле стола, дети стоят вокруг)
Цель: развивать внимание, расширить кругозор.
«Скажите, а у вас было такое что вы или ваши знакомые, родные забывали, путали, куда-то опаздывали (ответы детей). Хорошо или плохо быть, рассеянным, невнимательным? Посмотрите, у меня в руках два портфеля, один собирал внимательный ученик, другой рассеянный, давайте определим, кто какой портфель собирал» (дети рассматривают содержимое и определяют). Дети делятся на две команды, и собирают портфель внимательного ученик, а после команды друг у друга проверяют.
Игра «Дотронься до…»
Все играющие одеты по - разному. Ведущий выкрикивает: «Дотронься до…синего!» Все должны быстро отыскать у участников игры, что-то синее и дотронуться до этого цвета. Цвета постоянно меняются, кто не успел - водит.
Ритуал выхода из волшебной страны Знаний «Путешествие на облаке»
Цель: развивать чувство группового единства, релаксация.
Ход упражнения: (дети садятся на ковер). Звучит релаксационная музыка.
Вы прекрасно справились со всеми заданиями, но а сейчас нам предстоит дорога обратно. Сядьте удобно. Три раза глубоко вздохните и выдохните. Я приглашаю вас в обратный путь на облаке. Представьте, что вы сели на белое пушистое облако. Теперь вы снова на своем облаке и оно везет вас назад. Ваше облако медленно поднимается в синее небо, снова ветер овевает лицо. Здесь высоко в небе все спокойно и тихо (1 секунд) облако опускается медленно и тает в воздухе. На счет три откройте глаза. Встаем, потянитесь, выпрямитесь.
Рефлексия
Предварительный просмотр:
ИГРЫ НА РАСПОЗНАВАНИЕ И ПРОИЗВОЛЬНОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ЧУВСТВ | ИГРЫ НА СОТРУДНИЧЕСТВО |
«Море волнуется» Ведущий начинает так: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, фигура радости (страха, стыда и т.д.) замри». Далее водящий выбирает наиболее яркую фигуру, и игра повторяется. | «Секрет» Всем участникам ведущий раздает по «секрету» из красивого сундучка (пуговицу, бусинку, брошку, старые часы и т. д.), кладет в ладошку и зажимает кулачок. Участники ходят по помещению и, разъедаемые любопытством, находят способы уговорить каждого показать ему свой секрет. ЗАМЕЧАНИЕ: Ведущий следит за процессом обмена секретами, помогает наиболее робким найти общий язык с каждым участником |
«Руки» Цель: Развитие умения принимать настроение других людей. Ход: Дети работают в парах. Ведущий предлагает: познакомиться с руками, поссориться руками, помириться руками, удивиться руками | «Пузырьки» Цель: Способствовать формированию позитивных отношений между детьми; уметь сотрудничать. Ход: Разделившись на группы по 3-4 человека, дети берутся за руки и, образуют круги-«пузырьки» и передвигаются по помещению группы или в бассейне так, чтобы не столкнуться с другими «пузырьками. Каждый «пузырек» придумывает свои движения. |
«Театр» Детям предлагается представить себя актером и показать данное чувство только ртом, глазами, рукой, спиной, посадкой и т.п. Ведущий помогает детям, закрывая листом бумаги лицо и его части, чтобы исключить узнавание чувства по мимике лица - актера | «Строим цифры» Играющие свободно двигаются по помещению. По команде ведущего: «Я буду считать до 10, а вы за это время должны выстроить все вместе из себя цифру 1 (2, 3, 5 и т.д.) », —дети выполняют задание. ЗАМЕЧАНИЕ: Если справляются с заданием быстро, то можно считать быстрее, то есть сократить время построения. |
«Спаси птенца» Цель: Познакомить детей с методами саморегуляции. Ход: дети представляют, что у них в руках маленький беспомощный птенец. По сигналу ведущего они вытягивают руки вперед ладонями вверх, затем приближают их к себе. Медленно, по одному пальчику складывают ладони, прячут в них птенца, дышут на него, согревают своим ровным спокойным дыханием. Затем раскрывают ладони и выпускают птенца, представляя, как он радуется свободе. Дети улыбаются, прощаясь с птенцом. | «Гуляем по парку» Участники упражнения делятся на «скульпторов» и «глину». Глина мягкая, податливая, послушная. Скульптор делает из глины свою статую: зверушку, цветок, рыбку, птичку, игрушку и т.д. Скульптура замирает, и все скульпторы дают ей название, Затем скульпторы гуляют по парку, рассматривая творения рук своих друзей, хвалят скульптуры, отгадывают их названия. Участники меняются ролями. ЗАМЕЧАНИЕ: 1. Скульптуры не меняют свои позы и не умеют разговаривать. 2. Взрослый — главный эксперт, ему нравятся все скульптуры, и он их сильно нахваливает. |
«Бумажные развалы» Цель: Расширение опыта позитивного взаимодействия; развитие умения соотносить свои желания с желаниями и действиями других. Ход: Сразу оговорить, что дети после занятия все убирают. Затем предлагается начать. Дети стоят в кругу, у каждого запас бумаги. Разорванные кусочки складывают в одну кучу. Когда она станет достаточно большой, детям предлагается всем вместе подбрасывать бумагу вверх. | «Угадай эмоцию» На столе картинкой вниз выкладываются схематическое изображение эмоций. Дети по очереди берут любую карточку, не показывая ее остальным. Задача ребенка - по схеме узнать эмоцию, настроение и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций. На первых порах взрослый может подсказать ребенку возможные ситуации, но надо стремиться к тому, чтобы ребенок сам придумал (вспомнил) ту ситуацию, в которой возникает эмоция. |
«Наоборот» Цель: Осознание и принятие себя, своих черт характера. Ход: Дети сидят в кругу, Тот, кому кинули мяч, называет противоположное качество: добрый – злой. | «Поводыри» Играющие разбиваются на пары. Один с закрытыми глазами стоит впереди. Другой на расстоянии вытянутой руки, чуть касаясь спины впереди стоящего, встает с закрытыми глазами. Поводырь сначала медленно начинает передвигаться по помещению, « слепой» следует за ним, стараясь не потеряться, траектория и скорость движения увеличиваются. Упражнение выполняется 5 минут, затем пары меняются ролями. |
«Я умею» Цель: Развитие адекватной самооценки; нахождение способов преодоления отрицательных черт характера. Ход: Дети сидят в кругу. Ведущий каждому кидает мяч. Ребенок называет как можно больше того, что он умеет (и хорошее, и плохое). «Назови героя» Цель: учить соотносить эмоциональные состояния и их внешние проявления с героями сказок. Ход: Ведущий называет черту характера, дети подбирают к ней героя сказки. | «Испорченный телефон» Все участники игры, кроме 2-х закрывают глаза («спят»). Ведущий молча показывает первому участнику (именно он не закрывают глаза) какую-либо эмоцию при помощи мимики и/или пантомимики. Первый участник, «разбудив» второго игрока, передает увиденную эмоцию, как он ее понял, тоже без слов. Далее второй участник «будит» третьего и передает ему свою версию увиденного. И так до последнего участника игры. Ведущий опрашивает всех участников игры, начиная с последнего и кончая первым, о том, какую эмоцию, по их мнению, им показывали. Так можно найти звено, где произошло искажение информации, или убедиться, что «телефон» был полностью исправен. Вопросы при обсуждении: -По каким признакам ты определил именно эту эмоцию?; -Как ты думаешь, что помешало тебе правильно понять ее?; -Трудно ли было тебе понять другого участника?; -Что ты чувствовал, когда изображал эмоцию?. |
Скульптор» Для выполнения этого упражнения нужны одноцветные бумажные салфетки. Салфетки складываются вдвое, а затем дети щипковыми движениями делают отверстия так, чтобы получились маски, выражающие то или иное чувство и озвучивают его. | «Встреча эмоций» Использовать разложенные на 2 группы карточки и попросить представить, как встречаются разные эмоции: та, которая нравится, и так, которая неприятна. Ведущий изображает «хорошую», ребенок «плохую». Затем они берут карточки из противоположной кучки и так меняются. Объяснить: какое выражение лица будет при встрече 2-х эмоций, как их можно помирить. |
«Попугай» Ведущий произносит короткое предложение, например: «Я иду гулять». Один из участников повторяет предложение, стараясь при этом выразить заранее задуманное им чувство. Остальные дети отгадывают, какое чувство было задумано. «Назови ласково». Цель: Развивать позитивное самовосприятие. Ход: Ребенок называет себя именами, которые ему нравятся, так, как называют его дома, дети повторяют. | «Классификация чувств» Материал: карточки с разными оттенками настроения. Разложить карточки по следующим признакам: какие нравятся, какие не нравятся. Затем назвать эмоции, изображенные на карточках, поговорить. Почему он их так разложил. «Рассматривание картинки» Материал: сюжетные или предметные картинки с изображением различных настроений. Вопрос: «Какое настроение испытывает девочка на одной и на другой картинке?». |
«Комплименты» Цель: Развитие умения выражать свое отношение к другому через слово, действие. Ход: Дети друг другу говорят комплименты, говорят друг другу добрые слова. | «Как ты себя сегодня чувствуешь?» Материал: карточки с разными оттенками настроения. Ребенок должен выбрать ту карточку, которая в наибольшей степени похожа на его настроение, на настроение мамы, папы, друга, кошки и т.д. |
«Газета» Цель: Развитие тактильного контакта детей группы, преодоление барьеров общения. Ход: На пол кладется газета, на ней должны поместиться 4 ребенка, затем газета сворачивается пополам, потом еще. Задача детей – как можно ближе стать друг к другу, чтобы поместиться на газете.
| «Пиктограммы» Материал: 2 набора карточек, один целый, другой нарезанный. а) определить по пиктограмме, какой человек: веселый или грустный, сердитый илидобрый и др.; б) по второму набору пиктограмм (разрезанному): разрезанные шаблоныперемешиваются между собой, детям предлагается найти и собрать шаблоны; в) игра в парах: у каждого участника свой набор пиктограмм. Один участник берет пиктограмму и,не показывая ее другому, называет настроение, которое на ней изображено. Второй должен найти картинку, задуманную своим партнером. После этого 2 выбранные картинки сравниваются. При несовпадении можно попросить детей объяснить, почему они выбрали ту или иную пиктограмму для определения настроения. |
«Молекула» Цель: развитие чувства принадлежности к группе, опыт позитивного взаимодействия. Ход: Дети бегают по комнате. При слове «молекула» все собираются в кучу, плотно прижимаясь, друг к другу. | «Снимается кино» Среди детей выбирается сценарист и режиссер. Они ищут исполнителя главной роли. Всем претендентам дается задание: сценарист называет какого-нибудь сказочного героя, а режиссер называет любое настроение (эмоцию). Актер должен произнести какую-нибудь фразу от лица этого персонажа с заданной интонацией. «Рисуем настроение» Это задание очень многогранно по своим целям и способам воплощения. Вот некоторые варианты заданий: 1. Выполнение рисунка на тему: «Мое настроение сейчас». Каждый рисует эмоцию, какую он хочет. После выполнения задания дети обсуждают, какое настроение пытался передать автор. Каждый ребенок вытягивает карточку с той или иной эмоцией, которую он должен изобразить. Рисунки могут быть сюжетные («нарисуй Бармалея, от которого сбежали все игрушки, или ситуацию из твоей жизни, когда ты очень удивился»), так и абстрактные, когда настроение передается через цвет, характер линий (плавные или угловатые, размашистые или мелкие, широкие или тонкие и пр.), композицию различных элементов. Последние («абстрактные рисунки») в большей степени способствуют отреагированию отрицательных эмоций (страха, напряжения), развитию воображения, самовыражения. |
«Колокольчик» Цель: сплотить детский коллектив. Ход: Дети стоят в плотном кругу, один ребенок посередине. Он раскачивается из стороны в сторону, остальные его поддерживают. | |
«Я чувствую» Цель: Развитие внимания к эмоциональным состояниям других. Ход: Детям раздаются карточки с изображением различных эмоций. Ребенок называет изображенное чувство и говорит, когда он его испытывает. | «Зеркало» Один ребенок «зеркало», другой изображает какую-либо эмоцию (например: гнев - губы сжаты, брови нахмурены; удивление - рот чуть-чуть приоткрыт, кончики бровей приподняты, глаза широко открыты), а другой придает своему лицу то же самое выражение. «Я радуюсь когда . . .» Цель: расширение представлений детей об эмоции «радость»; формирование положительных эмоций; расширение представление детей о поступках, которые приносят радость. Оборудование: игрушка гнома, несколько мягких игрушек, кассета с веселой музыкой, изображение веселой девочки, рисунок «пустого» лица для каждого ребёнка, пиктограмма с изображением эмоции «радость», зеркало, маленький мячик, рисунки гномов с изображением глаз, карандаши и листы бумаги (для каждого ребенка). Педагог называет одного из участников группы, бросает ему мячик и говорит: « (Имя ребенка), скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?» Петя ловит мячик и говорит: «Я радуюсь, когда …» Затем Петя бросает мячик следующему участнику и, назвав его по имени, в свою очередь просит: «(Имя ребенка), скажи, пожалуйста, когда ты радуешься?» |
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИЙ, ДЛЯ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ЭМОЦИЙ | «Рассмеши принцессу Несмеяну» Цель: формирование умения находить способы вызвать улыбку у человека с плохим настроением; снижение психофизического напряжения; развитие воображения. Оборудование: игрушка гнома, «песочная фея», поднос с песком, коллекция миниатюрных фигурок. Фея рассказывает историю о принцессе, которая всегда была печальна. Никому никогда не удавалось вызвать на ее лице улыбку. Детям предлагается ответить на вопрос: «Как я могу рассмешить принцессу?» После небольшой паузы ребята подходят к стеллажу с миниатюрами и выбирают фигурки для своей истории. Затем каждый из них с помощью своих персонажей рассказывает смешную историю, проигрывая ее в песочнице. В конце фея подводит итоги, выбирая наиболее смешной рассказ. При этом она благодарит ребят за то, что принцесса наконец-то улыбнулась и теперь, вспоминая рассказы детей, у нее всегда будет отличное настроение. |
«Кто скажет о нем (имя) хорошее». (ребенок, не сумевший «вписаться» в отношения со сверстниками). «Кто может найти добрые, хорошие слова для ...» (ребенка, воспитателя, куклы, книги и т.п.). «Кто расскажет о себе хорошее». Вариант: упражнение с зеркалом. Начало: «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи, я ль на свете всех милее ...», а дальше нужно придумать «гимн» себе, или другу, маме, папе, бабушке, дедушке. Задачи: 1. Мальчик заходит в комнату и говорит тихим голосом: «Мама, иди посмотри, там вода разлилась». Почему мальчик говорит тихо? Что ему скажет мама? Девочка увидела новую куклу у подруги и стала просить: «Дай мне твою куклу, дай я возьму ее домой, немного поиграю и отдам!» Почему она стала так просить? Что скажет ей девочка? Мальчик весло сказал маме: «Мама, давай будем играть!» Почему он так сказал, что могла подумать мама? Девочка пришла из детского сада без пуговицы. Мама ее спросила: «Ты потеряла пуговицу!» Девочка ответила: «Нет, приходил бегемот и съел мою пуговицу». Почему девочка так сказала? Что ответила ей мама? Мальчик очень не хотел вставать рано утром, и идти в садик. Он сказал маме: «Я заболел, у меня болит животик». Мама забеспокоилась и предложила ему горькое лекарство. Что сказал мальчик маме? Что сделала мама? Девочки поссорились и стали говорить друг другу: «Уходи, я не хочу с тобой играть!» — Ну и уйду, не буду с тобой дружить!» Почему они так говорили? Как можно было еще говорить? Как бы ты сказал? Ребята разговаривают так: «Я был в космосе и видел там Большую медведицу» — «А я был на Луне и играл там с лунятами!» Как ты думаешь, почему они так говорили? Сын огорчил маму, она сказала ему: «Я не могу любить такого мальчика!» Что ответил ей мальчик? Девочка укладывает спасть своих кукол и поет им песню. Брат кричит ей: «Перестань, надоело слушать!» Почему он так кричит? Что ответила ему девочка? «Купи мне мороженое» - кричал и плакал мальчик. Почему он так делал? Что говорила ему мама? Бабушка читает газету, а внук ей мешает. Почему он так делает? Что скажет ему бабушка? Дедушка похвалил внука за помощь, а внук ответил: «Ерунда, не стоит благодарности!» Почему он так ответил? Что ему сказал дед? Мальчик с мамой едет в автобусе. Все места у окон заняты, а мальчик просит: «Хочу к окошку...» Почему он так просил? Что ему ответила мама? Мальчик сделал маме подарок, но нечаянно уронил его и испортил. Он огорчился и заплакал. Что ему сказала мама? Почему она так сказала? Что ответил ей мальчик? Девочка вошла в ванную чистить зубы, но ей не хотелось этого делать. Она посидела в ванной и вышла оттуда. Мама спросила: «Ты почистила зубы?» Как ты думаешь, что ответила девочка? Мама вошла в комнату сына и у нее от удивления брови полезли вверх. Как ты считаешь, почему это могло произойти? | |
«Королевство эмоций» Цель: расширять представление детей об эмоции «зависть», учить детей понимать причины, которые приводят к тому или иному настроению. Оборудование: игрушка гнома, пиктограммы и рисунки сказочных персонажей с различными эмоциями. Педагог раскладывает по кругу пиктограммы всех известных детям эмоций и говорит, что сегодня они попали в Королевство эмоций. «Ребята, как вы думаете, какие эмоции могут подружится друг с другом, а какие навсегда останутся одни?» После ответов каждому ребенку предлагается подружить эмоции с помощью какой-либо истории. Тот, кто быстро справился с заданием, начинает рассказывать свою сказку, остальные внимательно слушают. | |
День рождения» Цель: закрепить умение выражать эмоцию «радость», создание доброжелательной атмосферы в группе, развивать активный словарь эмоциональных состояний. Оборудование: игрушка гнома, пиктограмма «радость», несколько картинок сказочных героев с радостным настроением, бумага, цветные карандаши. Педагог предлагает детям выбрать именинника. Этот ребенок садится на стульчик. Остальные должны изобразить гостей, которые по очереди приходят к имениннику и дарят ему подарки. Задание ребятам усложняется: надо с помощью жестов показать, что именно ты подарил. Задача именинника угадать этот предмет. Если подарок не угадан, то именинник занимает место гостя, а гость становится именинником. (7 минут) | |
«Пчелка в темноте» Цель: закрепить умение выражать эмоцию «страх», развивать активный словарь эмоциональных состояний, коррекция боязни темноты, замкнутого пространства, высоты. Оборудование: игрушка гнома, пиктограмма «страх»; карточки, на которых изображены сказочные герои с выражением эмоции «страх»; несколько стульев для взрослых; материя, которая не пропускает свет. Педагог выбирает одного ребенка, который будет играть Пчелку. Он говорит о том, что Пчелка очень любит собирать мед. Она полетела на полянку, где растут много, много разных цветов. Перелетая с одного цветка на другой, Пчелка не заметила, как наступил вечер. А вечером цветы закрываются, поэтому Пчелке пришлось сидеть внутри цветка в темноте до утра. Затем педагог ставит стулья так, чтобы ребенок-Пчелка мог залезть на стул и ходить по ним, не боясь упасть. Это цветы. После того как наступил вечер, Пчелка остается на одном из стульев и его закрывают материей, которая не пропускает свет. Несколько минут ребенок сидит в темноте, затем наступает утро, и материю снимают, Пчелка улетает к себе домой. В роли Пчелки должен побывать каждый ребенок. При выполнении этой инсценировки важно знать, насколько каждый ребенок боится темноты и лучше всего иметь в запасе материал с разной плотностью. Для детей, которые очень сильно бояться темноты, необходимо использовать почти прозрачную материю. «Отгадай настроение сказочных героев» Цель: закрепить умение детей сравнивать эмоции на картинке с соответствующей пиктограммой, продолжать учить детей адекватному сопоставлению поступка и эмоции. Оборудование: игрушка гнома, пиктограмма «зависть», сюжетные картинки, на которых изображены люди в разных позах, комплекты пиктограмм (8 шт.). У каждого ребенка на столе лежат комплекты пиктограмм (8 шт.). Взрослый поочередно показывает детям карточки с различными настроениями сказочных героев. Дети должны поднять пиктограмму с соответствующей эмоцией. «Для того чтобы слушали меня, я должен…» Цель: учить детей умению слушать друг друга и окружающих людей, продолжать развивать умение вежливого обращения. Оборудование: пары картинок с различными ситуациями общения, мяч. Педагог предлагает детям встать в круг. Взрослый бросает каждому ребенку мячик, а тот в ответ должен подумать и ответить на вопрос: «Что нужно, для того чтобы меня внимательно слушать?» «Без слов» Цель: развивать у детей навыки общения, учить детей понимать своего собеседника по выражению его лица, жестам, позе. Выбирается водящий. Он показывает без слов какой-то предмет, действие, пытается что-то сказать. Задача остальных детей – угадать то, что делает водящий. Игра продолжается до тех пор, пока в роли водящего не побывает каждый ребенок. Педагог следит за тем, чтобы отгадывали по возможности все дети. Если кто-то все время затрудняется это сделать, ему помогают наводящими вопросами. | |
«Не урони мяч» Цель: развивать у детей коммуникативные навыки, внимание, умение работать с партнером, способствовать сплочению детского коллектива, учить детей умению проигрывать, развивать симпатию. Оборудование: игрушка гном, игрушки из «Киндер-сюрприза» (любое количество, но не меньше чем 30 шт. на каждую пару), 2 маленьких ведерка, мяч, магнитофон, запись веселой музыки, бумага, цветные карандаши. Педагог предлагает детям встать парами лицом друг к другу и держать руками один мяч. Под звуки музыки детям нужно будет выполнить те действия, о которых будет говорить взрослый, при этом каждая пара должна постараться не выпускать мяч из рук. Действия: присесть, попрыгать на двух ногах, на одной ноге, побегать, покружиться. После выполнения задания ребятам предлагается встать спиной друг к другу, держать мяч спинами и выполнять команды. Действия: присесть, покружиться, походить по комнате. При этом надо постараться, чтобы мяч не упал. | |
«Тренируем эмоции» Попросите ребенка нахмуриться - как: - осенняя туча, - рассерженный человек, - злая волшебница. улыбнуться, как: - кот на солнце, - само солнце, - как Буратино, - как хитрая лиса, - как радостный ребенок, - как будто ты увидел чудо. позлись, как: - ребенок, у которого отняли мороженое, - два барана на мосту, - как человек, которого ударили. испугайся, как: - ребенок, потерявшийся в лесу, - заяц, увидевший волка, - котенок, на которого лает собака. устань, как: - папа после работы, - муравей, поднявший тяжелый груз, отдохни, как: - турист, снявший тяжелый рюкзак, - ребенок, который много потрудился, но помог маме, - как уставший воин после победы. |
«
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста
Доклад на педсовете...
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Методическая разработка....
"Развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста через игру посредством амплификации"
Статья посвящена проблеме развития навыков общения у современных детей старшего дошкольного возраста через игру. Рассматривается актуальность данной темы в соответствии с требованиями ФГОС дошко...
рекомендации воспитателям по развитию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста
Методические рекомендации воспитателям направленные на организацию взаимоотношений между детьми...
Коммуникативные игры для развития навыков общения у детей старшего дошкольного возраста
Данный материал будет полезен для воспитателей. Цель методической разработки - показать, как в процессе игры формируются коммуникативные навыки у дошкольников....
Программа по развитию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
Пояснительная запискаНами представленапримерная программа по развитию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками....
Картотека игр и упражнений на развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста
Картотека игр и упражнений на развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста...