Проект «Мир часов» в подготовительной группе №12
проект (подготовительная группа)
Автор: Сторожилова Елена Алексеевна воспитатель МБДОУ «ЦРР детский сад № 168», г. Воронеж.
Описание: Данный материал будет полезен воспитателям детских учреждений и просто любознательным.
Пояснительная записка: Нашим детям хочется всё время узнавать что-то новое и интересное. Думаем, что наш проект поможет взглянуть на работу с дошкольниками по новому, ведь наше подрастающее поколение такое любознательное!
Цель: Развитие интереса к истории возникновения различных видов часов. Обогащение представлений детей о времени, часах, часовом механизме.
Задачи:
- Познакомить с историей возникновения часов, их разновидностями в прошлом и настоящем.
- Закрепить знания о принципе их работы и роли в жизни человека.
- Формировать навык определения времени по часам.
- Создать условия для творческого общения и сотрудничества воспитателей, родителей и детей;
- Развивать исследовательский интерес, любознательность, творческое воображение.
Для детей 6- 7 лет (подготовительная группа).
Вид проекта - исследовательско -творческий, групповой.
Продолжительность - долгосрочный (октябрь -декабрь).
Участники — педагоги, дети, родители.
Проблема, её актуальность:
Проект реализуется в подготовительной группе детского сада в рамках программы «Детство» в разделе формирование элементарных математических представлений. Главная цель-дать детям представление о понятии времени в игровой форме, интересной детям. Что такое время? Для чего нужны часы? Какие бывают часы? В рамках проекта попробуем найти ответы.
Часы! Какая распространенная и всеми известная вещь. Без часов никак не обойтись, они с нами повсюду. Часы у нас на руке и в кармане, дома и на улице, часы в школе, детском саду и на космодроме, на вокзале, в автомобиле, часы в самолете и на подводной лодке. Одни часы - круглые, другие - квадратные, одни – толстые, другие – тонкие. Есть часы величиной с горошину, а есть, такие огромные, что и на машине не увезешь. Как много значат в нашей жизни эти маленькие стрелки, которые бегают по кругу как будто без всякого толку! Мы предложили детям представить себе, что завтра во всем мире сразу испортятся все часы…сколько было высказано предположений о том, какой страшный беспорядок это вызовет! В море корабли потеряют дорогу, потому что без часов ни один капитан не сможет определить, где находится корабль. Магазины будут работать как захотят. На заводах работа станет невозможной – ведь машины на заводе работают по точному расписанию. Дети будут опаздывать в детский сад, а родители на работу. Мы рассказали детям, что сейчас трудно представить, но когда – то часов и в самом деле не было – никаких, ни с пружинами, ни с батарейками, ни с гирями. Не было даже бабушкиных ходиков! И уж, конечно никто не спрашивал друг у друга: «Скажите, пожалуйста, который час?» Время определяли приблизительно: по пению птиц и цветам, по закатам и рассветам или смотрели на солнечное небо. Если солнышко только поднимается из – за горизонта, значит на дворе утро. Солнце прямо над головой? Настал полдень. Наш рассказ вызвал интерес у детей - они захотели узнать, как люди много лет назад могли обходиться без часов, какие часы были раньше, как они возникли. В процессе бесед так же было выявлено, что у детей недостаточно знаний о разновидностях часов. Поэтому мы решили в систему воспитательно - образовательной деятельности с детьми включить цикл совместной деятельности на тему «Удивительный мир часов».
Прогнозируемый результат реализации проекта:
- в практику работы с детьми внедряются методы проектной деятельности;
- сформируется потребность к познанию истории и своего прошлого;
- дети познакомятся с историей возникновения часов (что стало причиной их появления);
- дети получат новые знания: главное назначение часов – фиксация времени; что давным-давно были : солнечные, часы - цветы, часы - петух, огненные часы, водяные часы, песочные часы. Часы давних времен не могут показывать точное время. Приобретут навыки совместной работы со взрослыми и сверстниками, умение анализировать и делать выводы. Полученные знания окажут влияние на формирование навыков исследовательской деятельности.
- используются интернет-ресурсы в целях улучшения качества работы;
- разработаны цикл бесед, рассказов, совместной деятельности по формированию интереса к истории возникновения часов, их разновидностям.
Этапы работы над проектом
1 этап - подготовительный
Цель:
- Определить основные направления работы.
- Систематизация материала по данному вопросу.
- Изучить научную литературу по данному вопросу.
- Подбор художественной, энциклопедической литературы.
- Подбор картинок для изготовление альбома «Виды часов».
- Подбор материалов для проведения исследования.
- Подбор материалов для проведения игровой деятельности детей.
- Работа с родителями (беседы с целью создания коллекции часов, консультации).
- Подбор экспонатов для организации мини- музея «Мир часов».
2 этап- основной
Цель: провести мероприятия проекта по ознакомлению с видами часов прошлого и настоящего
- Беседы: «Что такое время?», «Зачем людям знать о времени?», «Что такое часы?», «Часики — часы», «Цветочные часы (с использованием ИКТ)
- Цикл рассказов для детей: «Как и почему появились первые часы?», «Живые часы», «Солнечные часы. История возникновения и виды», «Огневые часы», «Водяные часы - клепсидра», «Часы без стрелок (песочные часы)»; «Механические часы»; «Электронные часы».
- Чтение художественной литературы: Е. Шварц «Сказка о потерянном времени», В. Юденко «Сказка о частях суток «Четыре принцессы», С. Прокофьева «Часы с кукушкой», О. Анофриев «Петя Иванов и волшебник Тик—так», А. Еренко «Сказка про часы», Т. Шорыгина «Как мышка Хитрушка мышат времени научила», «Время и малыш».Стихи о часах: Т. Ефимова, Н. Чупрова, И. Шимко, Е. Горбовская, О. Димакова, Ю. Мориц, Н. Астахова, Г. Терешкова, Е. Ткач, Е. Борисова, Н. Костюк, М. Генин, К. Абоимов, И. Калиш, Т. Уманская «Про часы», Т. Вишнякова «Часы — будильник», О. Подтуркина «Часы», И. Фомичёва «Часы с кукушкой», О. Шалимова «Солнечные часы», С. Маршак «Бьют вразброд часы стенные...», Ю. Балтрушайтис «Песочные часы», В. Тунников «Часики», А. Усачёв «Часы».
- Рассматривание энциклопедий «Как работают вещи (про часы)», Степанов «Время», «Часы».
- Заучивание физминуток: «Вышли мышки», «Тик-так», «Часы».
- Ознакомление с пословицами и поговорками о часах и времени.
- Рассматривание иллюстраций часов.
- Рисование часов «Мои любимые часы», «Часы такие разные и нужные».
- Лепка «Весёлые будильники» (пластилинография), «Наручные часы».
- Аппликация «Настольные часы».
- Дидактические игры : «Вчера, сегодня, завтра», «Лови, бросай, дни недели называй», «Часы», «Который час», «Разные часы», «Цена минуты», «Назови предыдущее и последующее число», «Изучаем время».
- Создание проблемно-игровой ситуации «Что будет, если часы остановятся?», «Вы долго гуляли, как определить без часов, что пора идти домой?»
- Проведение исследования: могут ли показывать часы давних времен точное время.
-ООД «Познавательное развитие» с элементами экспериментирования «Время. Часы — прибор, отсчитывающий время»
- ООД по формированию элементарных математических представлений «Часы».
- Создание презентации «Цветочные часы»
- Изготовление макета водяных часов
- Сюжетно — ролевая игра «Магазин часов».
- Игра — викторина «Кто больше знает о часах?
- Совместная деятельность детей и родителей (создание коллекции часов)
- Консультации для родителей: «Формирование представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста», «Учимся определять время года и месяц», «Учимся различать время по циферблату».
3 этап- заключительный.
Цель: обобщение полученного опыта.
- Создание мини- музея «Мир часов»
- Создание альбома «Виды часов»
- Создание презентации «Цветочные часы».
- Подборка разнообразных видов часов с их подробным описанием.
- Подборка энциклопедий «Часы».
- Подборка детских книг о часах и времени.
Информационное обеспечение проекта:
Консультации для родителей , стихи, загадки, половицы и поговорки, конспекты занятий, альбомы для рассматривания, дидактические игры, книги, энциклопедии .
При создании мини- музея «Мир часов» перед собой поставили следующие задачи:
-формировать музейную культуру, внутреннюю духовную потребность в посещении музеев;
- формировать представление о музее как об особом источнике культурно-исторического опыта человечества;
- формировать бережное отношение к музейному предмету как к части материальной и духовной культуры;
- формировать визуальную грамотность (наблюдательность, умение в элементарной форме анализировать и обобщать зрительные впечатления, эмоционально переживать визуальный образ, а также творчески воспринимать и осмыслять увиденное);
-пробуждать интерес детей к истории родного края через историческое и культурное наследие;
-дать элементарные знания об окружающем.
-заинтересованность родителей совместной деятельностью с детьми.
Используемая литература
1. Дыбина О. Что было до. – М.: Издательство «Творческий центр», 2001
2. Кобитина И. Дошкольникам о технике. – М.: Издательство «Просвещение», 1991
3. Гризик. Я познаю мир.- М: Издательство «Просвещение», 1995
4. Глухова Н. Колесо времени. // Обруч № 6 – 2005. с 14
5. Савенков. А. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. – Самара.: Издательство «Учебная литература», 2000
6. Савенков А. Методика проведения учебных исследований в детском саду. - Самара.: Издательство «Учебная литература»,2004
7. Зарипова А. Элементарная поисковая деятельность в детском саду. // Дошкольное воспитание № 7 – 1994. с 43
8. Савенков А. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании. // Дошкольное воспитание № 4 – 2006. с 10
9. Д. Галенс. Книга ответов для почемучки.- Харьков.: Издательство «Книжный клуб семейного досуга», 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Загадка часов"
Данный проект предназначен для облегчения работы педагога и формирование устойчивого интереса детей к изучению времени....
Детско- родительский творческий проект "История часов"
Детско-родительский творческий проект «История часов»ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ«История часов»Человек, который понапраснутеряет время замечает, как стареет.Е. ШварцПАСПОРТ ПРОЕКТАВид проект...
проект "мир часов"
С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок, поэтому программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрен...
проект мир часов
Развитие интереса к истории возникновения различных видов часов. Обогащение представлений детей о времени, часах, часовом механизме...
Проект «Мир часов» Воспитатель: Поддубная Ю.В.
Вид проекта - Исследовательско-творческийПродолжительность – краткосрочный (1 неделя)Участники - дети 6- 7 летЦель: Развитие интереса к истории во...
Клубный час "Лего" - конструирование Организационные проекты "Клубных часов"
Организационные проекты клуба "Лего" - конструирования при реализации технологии "Клубный час"...
проект "Цветочные часы - наши друзья! "
Проект имеет экологическое направление ....