Педагогический проект "Этикет с малых лет"
проект (младшая группа)

Горяникова Ольга Ивановна

Создание педагогических условий для формирования у детей младшего дошкольного возраста культуры поведения и основ речевого этикета через использование метода проектов.

Задачи проекта:

• Овладение детьми правилами хорошего тона для построения настоящих и будущих межличностных отношений;

• Отбор и внедрение в практику педагогических методов, способов, приемов, способствующих формированию навыков культуры общения у детей;

• Создание предметно-развивающей среды в группе, способствующей формированию и развитию коммуникативных навыков детей;

• Формирование умения свободно общаться в типовых ситуациях повседневности;

• Воспитание любви и уважительного отношения к близким и окружающим людям;

• Привлечение родителей к воспитанию у детей культуры общения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический проект «Этикет с малых лет» во второй младшей группе

Горяникова Ольга Ивановна
Педагогический проект «Этикет с малых лет» во второй младшей группе

Актуальность

В современном обществе для успешного существования человека необходимо соблюдение правил поведения, принятых в определенных социальных кругах.

В настоящее время наблюдается существенный недостаток нравственности среди детей,подростков и взрослых. Проблема формирования у дошкольников представлений об этических нормах и правилах речевого поведения является очень важной.

Я выбрала эту тему, потому что считаю, что она более актуальна на сегодняшний день для наших детей.

Реализация данного проекта в детском саду начнётся не с нуля. Педагогический коллектив детского сада работает по комплексной программе «Детство» Т. И,Бабаевой, З. А. Михайловой, А. Г. Гогоберидзе, которая обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач,в процессе реализации которых формируются такие знания,умения и навыки,которые имеют непосредственное отношение к развитию детей.

Прежде всего, ребенку с малых лет нужно прививать этикетЭтикет выражает содержание норм и принципов нравственности. Этикет – важная часть культуры.

Знакомство с основами этикета в дошкольном возрасте позволяет усвоить нормы поведения в обществе и превратить их в привычку. Чем раньше будет начато воспитание культуры поведения, тем успешнее ребенок будет приспосабливать усвоенные социально-этические правила речевого поведения к целям, условиям общения и социальным ролям.

Большую роль в успешном социально-личностном развитии дошкольников играет совместная работа воспитателей с семьей. Воспитатели формируют у детей представления о социальном мире, о самом себе, окружающих людях, воспитывают социальные чувства, активную жизненную позицию, родители в свою очередь придерживаются этих правил. Выработать единую систему требований в группе и в семье то, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, позволит детям осознать значимость собственной личности и других людей.

Проблема:

Дети, не владеющие навыками культуры общения менее успешны в познавательной деятельности и, следовательно, испытывают в дальнейшем трудности при адаптации к школе.

Проблема (на уровне ребенка): Хочу научиться быть вежливым.

Цель проекта:

Создание педагогических условий для формирования у детей младшего дошкольного возраста культуры поведения и основ речевого этикета через использование метода проектов.

Задачи проекта:

• Овладение детьми правилами хорошего тона для построения настоящих и будущих межличностных отношений;

• Отбор и внедрение в практику педагогических методов, способов, приемов, способствующих формированию навыков культуры общения у детей;

• Создание предметно-развивающей среды в группе, способствующей формированию и развитию коммуникативных навыков детей;

• Формирование умения свободно общаться в типовых ситуациях повседневности;

• Воспитание любви и уважительного отношения к близким и окружающим людям;

• Привлечение родителей к воспитанию у детей культуры общения.

Сроки реализации проекта : сентябрь 2015 – май 2016.

Тип проекта :

• практико – ориентированный,

• информационно – практический,

• долгосрочный,

• групповой.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Образовательные области«Социализация»«Коммуникация»«Познание»«Художественное творчество».

Методы исследования.

Теоретические: обобщение, сравнение, систематизация.

Практические: изучение литературы, педагогическое наблюдение.

Направления работы с детьми по формированию культуры поведения и общения у детей:

• Воспитание культурно-гигиенических навыков;

• Культура общения детей со сверстниками и взрослыми;

• Культура деятельности (поведение в общественных местах, в трудовой деятельности, бережное отношение к вещам, к природе.

Предполагаемые результаты:

Для педагогов:

• Повышение уровня компетентности в вопросах нравственности.

• Инновационные изменения в организации воспитательно – образовательного процесса.

• Использование материалов на этическую тему в разных видах детской деятельности.

Для детей:

• Повышение качества усвоения знаний во время непосредственно образовательной деятельности.

• Появление интереса к этикету.

• Активизация эмоциональной и психологической отзывчивости в совместной деятельности.

• Проявление творческого самовыражения.

Для родителей:

• Применение родителями педагогических знаний о воспитании этических норм в семье.

• Повышение этической культуры.

• Повышение статуса семейного воспитания.

В работе с детьми по проекту особое внимание уделяется проявлению доброжелательного отношения друг другу, выражению эмоциональной отзывчивости, формированию правил и норм поведения в социуме.

При планировании воспитательного процесса включены следующие формы работы:

1. Организационная форма

- Занятие;

- беседа;

- интегрированное занятие;

- чтение художественной литературы;

- развивающие игры-тетрализации;

- игры на развитие навыков общения;

- этюды.

2.Совместная деятельность воспитателя с детьми:

- Дидактические игры;

- упражнения подражательного характера на имитацию выразительных жестов, мимики, движений.

3.Самостоятельная деятельность:

- Сюжетно-ролевые игры;

- рассматривание иллюстраций, фотографий;

- детская продуктивная деятельность (свободное рисование, лепка,аппликация,конструирование).

Благодаря специально разработанным занятиям, играм и упражнениям у детей формируются эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, к сверстникам и взрослым.

Перспективный план работы по реализации проекта

Содержание работы:

С педагогами

1. Отбор художественной литературы и её планирование в образовательном процессе и по учёту возрастных особенностей при подборе произведений;

2. Проведение тематических бесед, занятий по включению этикета в образовательный процесс;

3. Просмотр видеофильмов, презентаций на тему этики. Обсуждение.

4. Проведение недели добрых дел.

5. Выставка литературы по теме.

С детьми

1. Включение этикетав образовательную деятельность: прогулки, беседы, игры, развлечения в соответствии с планом.

2.Сценарий занятий«Доброе утро»«Вежливые слова»«Давайте познакомимся»«Правила поведения для малышей»«Вежливые слова и хорошие манеры».

3. Альбом правил доброты.

4. Изготовление плаката (цветик-семицветик) «Волшебные слова».

5. Создание фотоальбома «Наша группа».

С родителями

1. Оформление папки-передвижки- «Памятка для родителей по формированию навыков поведения за столом и приёма пищи у детей младшего дошкольного возраста»(сентябрь).

2.Консультации для родителей : «Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания»(ноябрь, «Ребёнок – зеркало нравственной жизни родителей (март).

3.Родительское собрание : «Совместная работа детского сада и семьи по формированию первоначальных трудовых умений и навыков»(декабрь).

4. Беседы с родителями- «Давайте жить дружно»(февраль, «Уроки доброты»(апрель).

Этапы,мероприятия и сроки проведения проекта

Подготовительный - Организационный

Создание условий для реализации проекта

Подбор и изучение литературы по воспитанию коммуникативных способностей у детей.

Определение уровня подготовленности детей—диагностики.

Разработка перспективного планирования по развитию речевого этикета в младшем дошкольном возрасте.

Подбор игр по воспитанию культуры поведения.

Организация развивающей среды.

Прогнозирование результатов.

Оформление родительского уголка.

Сентябрь-октябрь

Практический

Организация метода проектирования с детьми

Беседы и занятия с детьми – «Доброе утро»«Давайте познакомимся»,«Поздравление, пожелание»«Правила поведения для малышей»,«Вежливые слова и поступки»«Как правильно приветствовать друг друга»«Волшебные слова»«Как можно понять настроение человека»«Как правильно вести себя за столом»«Как правильно вести себя в общественных местах»«Телефонный разговор».

Чтение художественной литературы. Обсуждение смысла произведений»– «До чего же хороши вежливые малыши Ю. Кушак, «Давайте хорошему вместе учиться!» В. Степанов, «Я мою руки» М. Яснов; «Я сам» Р. Юдина, «Девочка чумазая» А. Барто;«Федорино горе»«Мойдодыр» К. Чуковский; «Научу обуваться и братца»«Посидим в тишине» Э. Благинина; «Маша и Ойка»«Когда можно плакать» С. Прокофьева, «Митя –сам»«Жадина» Э. Мошковская;э тические сказки «Чучело»«Королева-зубная щётка» Т. Шорыгина, «Кто разбил большую вазу» А. Кушнер и т. д.

Использование потешек в режимных моментах (во время умывания,перед обедом и т. д.).

Заучивание потешек«Наша Маша маленька»«Раз,два,три,четыре,пять,собираемся гулять»«Вкусная каша».

Заучивание пословиц и поговорок – «Каков привет,таков и ответ»«Поклонишься-голова не отвалиться».

Загадывание загадок о вежливости,о правилах личной гигиены.

Рассматривание иллюстраций«Что такое хорошо и что такое плохо?»«Знакомство»«Поведение за столом»«Поведение в магазине» и т. д.

Просмотр мультфильмов- «Мойдодыр»«Просто так»«Хрюша обижается»«Что такое хорошо и что такое плохо»«Грязнуля»(Уроки тётушки совы).

Игровые упражнения – «Моем руки»«Мы уже большие»«Расскажем Хрюше,как правильно кушать»«Покажем мишке,как правильно умываться»«Научим куклу Машу сервировке стола к обеду»«Застегни-растегни»«Научим куклу Катю раздеваться после прогулки»«Замечание»«На дне рождения»«Кто кому уступит место»«Обращение к взрослому»«Комплименты».

Дидактические игры –«Доскажи словечко»«Вежливая просьба»«Что сначала,что потом»«Мишка-именник ждёт гостей».

Сюжетно-ролевые игры – «Семья»«Больница»«Парикмахерская»«В кафе»«Мы едем в транспорте».

Пальчиковые игры – «Братцы»«Семья»«Строим дом»«Здравствуй»«С добрым утром»«Деток в гости пригласим, пирожками угостим»«Мы капусту рубим…»«Апельсин»«Птенчики в гнезде» и т. д.

Игра-тетрализация- «Заяц и лиса»«Репка»«Колобок».

Поручение – «Помоги товарищу».

Детская продуктивная деятельность:

Лепка – «Я пеку,пеку,пеку…»«Подарок для зайчика».

Аппликация –«Построим поликлинику для игрушек»«Поможем маме постирать бельё» и т. д.

Конструирование- «Построим домик для мишки» и т. д.

Свободное рисование.

Трудовая деятельность:

Наблюдение за трудом няни:моет пол ;моет посуду.

Наблюдение за трудом дворника.

Экскурсия на кухню.

Ноябрь-май

Обобщающий

Определение результативности проекта

Обобщение результатов проекта и представление их коллегам.



Предварительный просмотр:

Педагогический проект «Этикет с малых лет» во второй младшей группе

Горяникова Ольга Ивановна
Педагогический проект «Этикет с малых лет» во второй младшей группе

Актуальность

В современном обществе для успешного существования человека необходимо соблюдение правил поведения, принятых в определенных социальных кругах.

В настоящее время наблюдается существенный недостаток нравственности среди детей,подростков и взрослых. Проблема формирования у дошкольников представлений об этических нормах и правилах речевого поведения является очень важной.

Я выбрала эту тему, потому что считаю, что она более актуальна на сегодняшний день для наших детей.

Реализация данного проекта в детском саду начнётся не с нуля. Педагогический коллектив детского сада работает по комплексной программе «Детство» Т. И,Бабаевой, З. А. Михайловой, А. Г. Гогоберидзе, которая обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач,в процессе реализации которых формируются такие знания,умения и навыки,которые имеют непосредственное отношение к развитию детей.

Прежде всего, ребенку с малых лет нужно прививать этикетЭтикет выражает содержание норм и принципов нравственности. Этикет – важная часть культуры.

Знакомство с основами этикета в дошкольном возрасте позволяет усвоить нормы поведения в обществе и превратить их в привычку. Чем раньше будет начато воспитание культуры поведения, тем успешнее ребенок будет приспосабливать усвоенные социально-этические правила речевого поведения к целям, условиям общения и социальным ролям.

Большую роль в успешном социально-личностном развитии дошкольников играет совместная работа воспитателей с семьей. Воспитатели формируют у детей представления о социальном мире, о самом себе, окружающих людях, воспитывают социальные чувства, активную жизненную позицию, родители в свою очередь придерживаются этих правил. Выработать единую систему требований в группе и в семье то, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, позволит детям осознать значимость собственной личности и других людей.

Проблема:

Дети, не владеющие навыками культуры общения менее успешны в познавательной деятельности и, следовательно, испытывают в дальнейшем трудности при адаптации к школе.

Проблема (на уровне ребенка): Хочу научиться быть вежливым.

Цель проекта:

Создание педагогических условий для формирования у детей младшего дошкольного возраста культуры поведения и основ речевого этикета через использование метода проектов.

Задачи проекта:

• Овладение детьми правилами хорошего тона для построения настоящих и будущих межличностных отношений;

• Отбор и внедрение в практику педагогических методов, способов, приемов, способствующих формированию навыков культуры общения у детей;

• Создание предметно-развивающей среды в группе, способствующей формированию и развитию коммуникативных навыков детей;

• Формирование умения свободно общаться в типовых ситуациях повседневности;

• Воспитание любви и уважительного отношения к близким и окружающим людям;

• Привлечение родителей к воспитанию у детей культуры общения.

Сроки реализации проекта : сентябрь 2015 – май 2016.

Тип проекта :

• практико – ориентированный,

• информационно – практический,

• долгосрочный,

• групповой.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Образовательные области«Социализация»«Коммуникация»«Познание»«Художественное творчество».

Методы исследования.

Теоретические: обобщение, сравнение, систематизация.

Практические: изучение литературы, педагогическое наблюдение.

Направления работы с детьми по формированию культуры поведения и общения у детей:

• Воспитание культурно-гигиенических навыков;

• Культура общения детей со сверстниками и взрослыми;

• Культура деятельности (поведение в общественных местах, в трудовой деятельности, бережное отношение к вещам, к природе.

Предполагаемые результаты:

Для педагогов:

• Повышение уровня компетентности в вопросах нравственности.

• Инновационные изменения в организации воспитательно – образовательного процесса.

• Использование материалов на этическую тему в разных видах детской деятельности.

Для детей:

• Повышение качества усвоения знаний во время непосредственно образовательной деятельности.

• Появление интереса к этикету.

• Активизация эмоциональной и психологической отзывчивости в совместной деятельности.

• Проявление творческого самовыражения.

Для родителей:

• Применение родителями педагогических знаний о воспитании этических норм в семье.

• Повышение этической культуры.

• Повышение статуса семейного воспитания.

В работе с детьми по проекту особое внимание уделяется проявлению доброжелательного отношения друг другу, выражению эмоциональной отзывчивости, формированию правил и норм поведения в социуме.

При планировании воспитательного процесса включены следующие формы работы:

1. Организационная форма

- Занятие;

- беседа;

- интегрированное занятие;

- чтение художественной литературы;

- развивающие игры-тетрализации;

- игры на развитие навыков общения;

- этюды.

2.Совместная деятельность воспитателя с детьми:

- Дидактические игры;

- упражнения подражательного характера на имитацию выразительных жестов, мимики, движений.

3.Самостоятельная деятельность:

- Сюжетно-ролевые игры;

- рассматривание иллюстраций, фотографий;

- детская продуктивная деятельность (свободное рисование, лепка,аппликация,конструирование).

Благодаря специально разработанным занятиям, играм и упражнениям у детей формируются эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, к сверстникам и взрослым.

Перспективный план работы по реализации проекта

Содержание работы:

С педагогами

1. Отбор художественной литературы и её планирование в образовательном процессе и по учёту возрастных особенностей при подборе произведений;

2. Проведение тематических бесед, занятий по включению этикета в образовательный процесс;

3. Просмотр видеофильмов, презентаций на тему этики. Обсуждение.

4. Проведение недели добрых дел.

5. Выставка литературы по теме.

С детьми

1. Включение этикетав образовательную деятельность: прогулки, беседы, игры, развлечения в соответствии с планом.

2.Сценарий занятий«Доброе утро»«Вежливые слова»«Давайте познакомимся»«Правила поведения для малышей»«Вежливые слова и хорошие манеры».

3. Альбом правил доброты.

4. Изготовление плаката (цветик-семицветик) «Волшебные слова».

5. Создание фотоальбома «Наша группа».

С родителями

1. Оформление папки-передвижки- «Памятка для родителей по формированию навыков поведения за столом и приёма пищи у детей младшего дошкольного возраста»(сентябрь).

2.Консультации для родителей : «Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания»(ноябрь, «Ребёнок – зеркало нравственной жизни родителей (март).

3.Родительское собрание : «Совместная работа детского сада и семьи по формированию первоначальных трудовых умений и навыков»(декабрь).

4. Беседы с родителями- «Давайте жить дружно»(февраль, «Уроки доброты»(апрель).

Этапы,мероприятия и сроки проведения проекта

Подготовительный - Организационный

Создание условий для реализации проекта

Подбор и изучение литературы по воспитанию коммуникативных способностей у детей.

Определение уровня подготовленности детей—диагностики.

Разработка перспективного планирования по развитию речевого этикета в младшем дошкольном возрасте.

Подбор игр по воспитанию культуры поведения.

Организация развивающей среды.

Прогнозирование результатов.

Оформление родительского уголка.

Сентябрь-октябрь

Практический

Организация метода проектирования с детьми

Беседы и занятия с детьми – «Доброе утро»«Давайте познакомимся»,«Поздравление, пожелание»«Правила поведения для малышей»,«Вежливые слова и поступки»«Как правильно приветствовать друг друга»«Волшебные слова»«Как можно понять настроение человека»«Как правильно вести себя за столом»«Как правильно вести себя в общественных местах»«Телефонный разговор».

Чтение художественной литературы. Обсуждение смысла произведений»– «До чего же хороши вежливые малыши Ю. Кушак, «Давайте хорошему вместе учиться!» В. Степанов, «Я мою руки» М. Яснов; «Я сам» Р. Юдина, «Девочка чумазая» А. Барто;«Федорино горе»«Мойдодыр» К. Чуковский; «Научу обуваться и братца»«Посидим в тишине» Э. Благинина; «Маша и Ойка»«Когда можно плакать» С. Прокофьева, «Митя –сам»«Жадина» Э. Мошковская;э тические сказки «Чучело»«Королева-зубная щётка» Т. Шорыгина, «Кто разбил большую вазу» А. Кушнер и т. д.

Использование потешек в режимных моментах (во время умывания,перед обедом и т. д.).

Заучивание потешек«Наша Маша маленька»«Раз,два,три,четыре,пять,собираемся гулять»«Вкусная каша».

Заучивание пословиц и поговорок – «Каков привет,таков и ответ»«Поклонишься-голова не отвалиться».

Загадывание загадок о вежливости,о правилах личной гигиены.

Рассматривание иллюстраций«Что такое хорошо и что такое плохо?»«Знакомство»«Поведение за столом»«Поведение в магазине» и т. д.

Просмотр мультфильмов- «Мойдодыр»«Просто так»«Хрюша обижается»«Что такое хорошо и что такое плохо»«Грязнуля»(Уроки тётушки совы).

Игровые упражнения – «Моем руки»«Мы уже большие»«Расскажем Хрюше,как правильно кушать»«Покажем мишке,как правильно умываться»«Научим куклу Машу сервировке стола к обеду»«Застегни-растегни»«Научим куклу Катю раздеваться после прогулки»«Замечание»«На дне рождения»«Кто кому уступит место»«Обращение к взрослому»«Комплименты».

Дидактические игры –«Доскажи словечко»«Вежливая просьба»«Что сначала,что потом»«Мишка-именник ждёт гостей».

Сюжетно-ролевые игры – «Семья»«Больница»«Парикмахерская»«В кафе»«Мы едем в транспорте».

Пальчиковые игры – «Братцы»«Семья»«Строим дом»«Здравствуй»«С добрым утром»«Деток в гости пригласим, пирожками угостим»«Мы капусту рубим…»«Апельсин»«Птенчики в гнезде» и т. д.

Игра-тетрализация- «Заяц и лиса»«Репка»«Колобок».

Поручение – «Помоги товарищу».

Детская продуктивная деятельность:

Лепка – «Я пеку,пеку,пеку…»«Подарок для зайчика».

Аппликация –«Построим поликлинику для игрушек»«Поможем маме постирать бельё» и т. д.

Конструирование- «Построим домик для мишки» и т. д.

Свободное рисование.

Трудовая деятельность:

Наблюдение за трудом няни:моет пол ;моет посуду.

Наблюдение за трудом дворника.

Экскурсия на кухню.

Ноябрь-май

Обобщающий

Определение результативности проекта

Обобщение результатов проекта и представление их коллегам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Моя малая Родина - Керчь» - совместная работа воспитателей Демьяненко А.Л. и Давыдовой С.Н.

Актуальность проекта Ознакомление с родным городом имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении к...

Презентация педагогического проекта "Моя малая Родина"

Данный материал актуален для педагогов ДОУ, родителей. Раскрывает тему патриотического воспитания дошкольников....

Рабочая программа дополнительного образования социально-педагогической направленности "Моя малая Родина"

Рабочая программа дополнительного образования социально-педагогической направленности...

Педагогический проект "Моя малая родина"

Краеведение — это своеобразный «родительский сундучок». Это — совокупность наследства, оставленного нам предками. Это — живая легенда и бабушкины рассказы, обычаи р...

Конспект педагогического мероприятия "Моя малая Родина – город Тулун"

Цель: уточнить и обобщить знания детей о своей малой Родине, о своём городе, его достопримечательностях....

Педагогический проект "Моя малая Родина"

Патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными к...

Педагогический экспресс "Патриоты малой Родины"

Дошкольное детство - важнейший и самоценный период в становлении и развитии личности дошкольника, период его обогащения событиями и впечатлениями окружающей жизни. Именно в дошкольном детстве с...