Формирование приемов учебной деятельности у детей дошкольного возраста
консультация (подготовительная группа)

Бодрова Светлана Станиславовна

Поступление в школу - важнейшее событие в жизни дошкольников. С ним связаны надежды и опасения, радость и тревога. Но все это у взрослых, у родителей. Отношение же детей к принятию новой для себя роли ученика, как показывают психологические исследования, характеризуется некоторыми особенностями. Самим ребенком это осознается как желание или нежелание ходить в школу. Учеба в первом классе требует от ребенка умения вести себя на уроках, внимательно слушать объяснения учителя, выполнять его просьбы, указания и разнообразные задания, другими словами - принимать на себя роль ученика. Поэтому, подразумевается, что ребенок должен достичь определенного уровня интеллектуального, эмоционального и мотивационного развития. Конечно, этот перечень не исчерпывает всех требований, предъявляемых к понятию «готовность», однако он является основным и поэтому каждой семье, где подрастает будущий первоклассник, часто возникают разговоры о школе, о том, как лучше подготовить ребенка, чтобы он хорошо учился. Нужно ли заниматься с ребенком-дошкольником, чему-то его учить? Как заниматься? Стоит ли учить ребенка читать и писать? Эти и многие другие вопросы волнуют родителей и воспитателей. Ответить на все эти вопросы можно коротко: «Да, с дошкольниками обязательно нужно заниматься, их многому можно научить, но главное – знать, чему можно, а чему не стоит учить». Не менее важно уметь правильно организовывать учебные занятия, учитывая и возраст ребенка, и его индивидуальных способностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование приемов учебной деятельности у детей дошкольного возраста

Автор: Бодрова Светлана Станиславовна

Организация: ГБОУ ШКОЛА №830

Населенный пункт: Московская область.

Поступление в школу - важнейшее событие в жизни дошкольников. С ним связаны надежды и опасения, радость и тревога. Но все это у взрослых, у родителей. Отношение же детей к принятию новой для себя роли ученика, как показывают психологические исследования, характеризуется некоторыми особенностями. Самим ребенком это осознается как желание или нежелание ходить в школу. Учеба в первом классе требует от ребенка умения вести себя на уроках, внимательно слушать объяснения учителя, выполнять его просьбы, указания и разнообразные задания, другими словами - принимать на себя роль ученика. Поэтому, подразумевается, что ребенок должен достичь определенного уровня интеллектуального, эмоционального и мотивационного развития. Конечно, этот перечень не исчерпывает всех требований, предъявляемых к понятию «готовность», однако он является основным и поэтому каждой семье, где подрастает будущий первоклассник, часто возникают разговоры о школе, о том, как лучше подготовить ребенка, чтобы он хорошо учился. Нужно ли заниматься с ребенком-дошкольником, чему-то его учить? Как заниматься? Стоит ли учить ребенка читать и писать? Эти и многие другие вопросы волнуют родителей и воспитателей. Ответить на все эти вопросы можно коротко: «Да, с дошкольниками обязательно нужно заниматься, их многому можно научить, но главное – знать, чему можно, а чему не стоит учить». Не менее важно уметь правильно организовывать учебные занятия, учитывая и возраст ребенка, и его индивидуальных способностей.

Еще лет 10-15 назад все эти проблемы мало волновали родителей, потому что все дети ходили в детский сад, там с ними занимались педагоги и воспитатели, при этом система работы во всех дошкольных учреждениях почти не различалась. За последние годы ситуация резко изменилась. Образовательные услуги детям предлагают дошкольные гимназии, подготовительные курсы, группы подготовки при школах, домах творчества, различных центрах. Программы занятий некоторых из них можно принять за университетский курс. Математика, логика, иностранный язык, родной язык – это расписание одного учебного дня в дошкольной гимназии. Занятия проводят три раза в неделю с детьми 4-5 лет, продолжительностью каждого 35-40 минут, учитель (как правило, занятия ведет учитель начальной школы)  работает с дошкольниками так же, как и с детьми 7-10 лет в школе, предъявляя к ним достаточно жесткие требования, строго спрашивая и не менее строго оценивая все, что делает ребенок. Фронтальная работа (со всей группой дошкольников), единый, часто высокий темп работы, большая информационная нагрузка и не всегда адекватные возрасту детей требования чреваты возникновением целого комплекса проблем. В результате таких занятий дети могут накопить достаточно большой запас сведений, но не научаться грамматически и правильно строить предложения и правильно говорить. Скорее всего, это будет - нефункциональный и неэффективный способ и письма, и чтения. В школе такого ребенка придется переучивать, а это принесет дополнительные трудности и переживания. Нередко такие дети, рассуждая о глобальных проблем, страдают недостатками речи – не произносят каких-то звуков, не умеют правильно держать ручку и не способны скопировать простые геометрические фигуры, они поют песенки по- английски, но не в состоянии выделить сходство двух простых предметов.

Неадекватные и завышенные требования к ребенку дают очень низкий развивающий эффект (эффект напрасных стараний). Создается ситуация, которую сами родители характеризуют словами: «столько занимались, столько сил потратили, а результатов нет».

Постоянные неудачи, недовольство и упреки взрослых создают у ребенка ощущение собственной неполноценности, снижают самооценку, ведут к повышенной тревожности, страху перед школой. Специальные исследования показали, что «муштра» до школы резко снижает желание детей идти в школу.

Как же должна быть организована подготовка к школе? Ответ на этот вопрос замечательно сформулирован еще сто лет назад русским педагогом Е.Н. Водовозовой в ее книге «Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста»: «Дайте разумное содержание жизни детей дошкольного возраста, и они у Вас не будут ни тупыми, ни вялыми, ни безнравственными…Но что значит дать разумное содержание жизни ребенка дошкольного возраста? Это означает умение подыскивать… материал, пригодный для разнообразных занятий ребенка, для его игр, упражнений, усовершенствования органов и чувств, а также для развития его наблюдательности над окружающей жизнью и природой. Этот материал должен быть доступен для его ума и сердца и должен укреплять его здоровье»

 

Как правильно организовать занятия с дошкольниками

Успех и эффективность занятий с дошкольниками определяет не только то, чему мы учим ребенка, но и в значительной степени то, как проводят эти занятия. Формы занятий могут быть разные: это могут быть нефиксированные по времени, «непривязанные» к одному месту и времени игры, рассказы, обсуждения в обыденной жизни, но могут (а с 5-6 лет должны) быть и специальные занятия, которые учат ребенка учиться.

При организации таких занятий необходимо соблюдать определенные правила.

1. Занятия должны быть систематическими (2-3 раза в неделю), желательно проводить их в одно и то же время.

2. Продолжительность каждого занятия для детей 4-5 лет 20-25 минут, для детей 5-6 лет до 30 минут. Можно проводить два занятия с перерывом 15 минут.

3. Для занятий необходимо оборудовать рабочее место: подобрать по росту ребенка стол и стул, предусмотреть достаточное освещение.

4. Рисовать, писать, читать, раскрашивать, лепить, вырезать, клеить лучше за столом. Можно 10-15 минут заниматься, 10-15 минут -  на коврике. Это позволяет менять позу, снимает мышечное напряжение.

5.Необходимо создать план занятий (хотя бы на месяц) для того, чтобы не перескакивать с одного на другое, а вести работу планомерно и системно. Целесообразно выбрать для таких занятий комплект пособий. При организации занятий взрослые должны хорошо знать и учитывать то, что делает обучение легче, приятнее, интереснее и эффективнее.

Пожалуй, самое главное – это тактика общения взрослых и ребенка. И первая проблема, с которой сталкиваются взрослые, проблема внимания ребенка к тому, что говорит, показывает, делает взрослый. Нередко неготовность ребенка сконцентрировать внимание взрослые расценивают как «нежелание», «недостаточное старание». Однако внимание зависит не только от желания детей, но и от того, как организован процесс обучения (работы), а так же от возрастных возможностей «удерживать» внимание. Следует учитывать, что ребенок к 5 годам уже способен на короткое время удерживать в поле своего внимания инструкцию, и действие. Однако если инструкция сложна, то ребенок вынужден будет сосредоточиться на чем-то одном или вообще не сможет сосредоточиться. И только к 6 годам дети уже способны удерживать «двухканальное» внимание: к слову и к действию. Наряду с возрастными возможностями внимания при организации занятий с дошколятами следует учитывать возрастные особенности их деятельности, определяющие готовностью ребенка к обучению. Что же способен, а что еще не умеет делать ребенок определенного возраста?

                            

В возрасте 4-5 лет:

  • способен четко удерживать в памяти простую инструкцию, условие задачи, однако еще часто не доводит деятельность до конца;
  • легко отвлекается, с трудом переключается на новый вид деятельности;
  • еще не умеет планировать свою деятельность, часто работает методом проб и ошибок, хаотично;
  • уже умеет непродолжительное время (до 5 мин.) сосредоточенно, не отвлекаясь работать.

                                      

В возрасте 5-6 лет:

  • способен воспринимать и удерживать в памяти задание.  
  • способен планировать свою деятельность и работать по плану (если его этому научить).
  • может сосредоточенно, не отвлекаясь, работать 5-10 минут.
  • способен оценивать результаты и вносить коррективы по ходу деятельности.

У детей разного возраста характер и уровень развития деятельности существенно различаются, и если мы требуем от ребенка 4 лет то, что ему по силам только в 5-6 лет, мы можем неверно оценить его способности и поведение.                                                                           

В тех случаях, когда дети испытывают трудности при выполнении задания, необходимо его более детально разобрать (объяснить), обсудить ход выполнения, возможно, опираясь на аналогичный вариант-образец. Есть еще один способ, который помогает не только запомнить инструкцию-задание (что делать) и ход ее выполнения (как делать), но и сконцентрировать внимание на главном. Этот способ состоит в определенной последовательности (по этапности) действий, которые взрослый и ребенок выполняют вместе.

  1. Взрослый объясняет ребенку задание. Инструкция должна быть четкой, краткой, понятной. Все слова, используемые в инструкции, следует объяснить ребенку, даже такие простые, как, например, скопируй, срисуй.
  2. Ребенок повторяет задание (что нужно сделать). Важно, чтобы ребенок точно назвал все условия задания.
  3. Взрослый объясняет, как нужно выполнять задание (с чего написать, что и в каком порядке делать дальше), соблюдая условия понятности и доступности объяснения.
  4. Взрослый еще раз повторяет последовательность (шаги, этапы) выполнения задания и показывает, как что делать.
  5. Ребенок повторяет последовательность выполнения задания (если есть ошибки, вернуться к п.3 и 4).
  6. Ребенок подсказывает взрослому, что и как нужно делать, а взрослый выполняет его указания. Ребенок оценивает правильность действий взрослого и их результаты.
  7. Ребенок выполняет задание самостоятельно. Обучение дошкольника требует от взрослых особого внимания и терпения.

Взрослые должны быть готовы к тому, что придется по несколько раз отвечать на один и тот же вопрос, неоднократно объяснять одно и то же без раздражения и нетерпения, настойчиво двигаясь к достижению цели. При этом важно вовремя помочь ребенку, и так, чтобы ваши подсказки пробуждали его к собственному решению.

Основной формой занятий с дошкольниками (где бы они ни проводились) является игра. И в то же время игровая форма занятий - это не свободная игра ребенка, когда он сам выбирает цели и задачи своей деятельности. Для того, чтобы игровая форма занятий была более эффективной, взрослым необходимо четко спланировать и организовать каждое занятие. Прежде чем разобрать самый простой план занятий, в течение нескольких дней внимательно надо понаблюдать за ребенком: как он себя ведет, что его интересует, что ему нравиться и не нравиться, как он говорит, какие вопросы задает, что просит, какие игры предпочитает, умеет ли играть сам или ему необходим постоянный контроль взрослых. Смотреть и видеть, слушать и слышать совсем не одно и то же. Нередко взрослые не слышат явных дефектов речи, не могут определить характерные нарушения внимания, не замечают скованности движений ребенка, не представляют, чем вызвано его нежелание рисовать и т.д. Для того чтобы наблюдение не оказалось бесполезным и неэффективным, его нужно правильно организовать.

  1. Следует точно определить цель наблюдения – что именно взрослый намеревается выяснить, какие умения и аспекты развития ребенка.
  2. Необходимо вести записи во время наблюдения.
  3. Необходимы повторные наблюдения за поведением ребенка в одних и тех же ситуациях.
  4. Не следует сразу оценивать действия ребенка, целесообразнее описывать ситуацию, фиксировать наблюдаемое.
  5. В процессе наблюдения важно зафиксировать поведение ребенка в случае затруднения.

  Результаты наблюдений позволят определить проблемы, а значит и направления особого внимания взрослых и процессу и организации занятий. Например, если выясняется, что ребенок очень долго включается в любую деятельность, мгновенно отвлекается, нужно дать ему возможность настроиться на предстоящие занятия. В этом поможет специальный «ритуал» подготовки – раскладывание необходимых предметов, заточка карандашей, проговаривание задания, плана работы и т.д. Занятия с детьми, отличающимися еще неустойчивым вниманием, должны быть очень короткими – несколько минут для выполнения несложного задания, затем перерыв и следующее задание.

Короткие (10-15 минут) регулярные занятия более эффективны, чем продолжительные, но проводимые «время от времени». Состояние и поведение ребенка во время занятий в значительной мере зависит от отношения к нему. Как же должен вести себя взрослый, чтобы помочь ребенку достичь более высоких результатов в учебе.                                

  • Прежде всего, следует быть предельно терпеливым, говорить сдержанно, спокойно, четко и не очень быстро.
  • При объяснении обязателен зрительный контакт с ребенком, чтобы видеть, что он слушает взрослого, не отвлекается, понимает.
  • Для того, чтобы ребенок сосредоточился, может применяться система четких и коротких указаний: «послушай», «остановись», «запомни!», «подумай, прежде чем напишешь!» (однако, эти указания не должны звучать, воинские команды).
  • Привлечь внимание ребенка помогут специальные жесты, мимика: поднятый палец ,рука, положенная на его плечо, покачивание головой ит.д.
  • Инструкции (задания) должны быть короткими и простыми. Ребенок не воспринимает многословных указаний и длинных предложений. Кроме того, необходимо убедиться, что каждое слово ребенку понятно.
  • Ребенок должен повторить, что он будет делать, это поможет установить, правильно ли понято задание.
  • Каждый вид работы требует специальной инструкции, и повторять ее нужно до тех пор, пока ребенок твердо не поймет, что и как нужно сделать.
  • Нельзя переходить к новому материалу, пока ребенок не усвоил предыдущего.
  • Для каждой очередной работы (даже похожей на ту, которую ребенок уже выполнял) нужно давать полную инструкцию, так как даже аналогичное задание часто воспринимается ребенком как совершенно новое.
  • предлагайте сразу несколько заданий. Если задание большое, его следует разделить и выполнять по частям. Только тогда, когда ребенок полностью выполнит одну часть задания, можно переходить к следующей.
  • Идти вперед «маленькими шажками». Лучше сделать мало, но хорошо, чем много и плохо.

Конкретные способы, методы и формы работы взрослый должен выбрать сам, зная индивидуальные способности ребенка. В каждом отдельном случае могут быть свои проблемы и свои пути решения. Важно видеть и понимать, что удаляется в общение с ребенком, а что нет. В процессе совместных занятий учатся не только дети, но и взрослые. Внимание, понимание, доброжелательность и уважение к ребенку помогут взрослому преодолеть любые возникшие проблемы, сделать  так, чтобы малыш учился с радостью и удовольствием.

                                             

 

Список литературы.

  1. Т.Н. Доронова «Из ДОУ - в школу»
  2. В.Г. Каменская, Л.В. Томанов, С.В, Зверева, Е.И. Шапиро «Готов ли ваш ребенок к школе?»
  3. О.С, Гадман, Н.Е. Харитонова «В школу - с игрой»
  4. Под редакцией Т.А, Марковой «Вместе с родителями дошкольников»
  5. Джеральдина Чейли «Готовность к школе»
  6. Т.И. Бабаева «У школьного порога»
  7. М.М. Безруких «Чему и как учить ребенка до школы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя)

В моей статье я попыталась раскрыть вопрос формирования предпосылок с помощью игр и игровых упражнений....

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (из опыта работы воспитателя).

Важнейшей целью начального обучения является формирование учебной деятельности. Учебная деятельность — это сознательная деятельность по усвоению знаний, умений и навыков, по овладению основами н...

Игры с блоками Дьенеша, как средство формирования предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста.

Цель: Формировать умение решать логические задачи на разбиение по свойствам (цвет, форма, размер, толщина), работать по кодовым карточкам....

Игры с блоками Дьенеша , как средство формирования предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста.

Одним из требований ФГОС к содержанию и организации образовательного процесса для детей дошкольного возраста является формирование предпосылок учебной деятельности. И, действительно, в современно...

консультация для педагогов : «Проблема формирования предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста»

в консультации для педагогов дошкольного образования раскрыты проблемы формирования предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста...