Консультация для родителей "Как развивается речь ребенка до 3-х лет"
консультация (младшая группа)

Любовь Владимировна Кольцова

Материал будет полезен для родителей малышей до 3-х лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_rebenka_do_3-h_let.docx18.77 КБ

Предварительный просмотр:

Как развивается речь ребенка

в первые три года жизни

 Подготовила: Кольцова Л.В.

воспитатель МДОУ д/с № 28

 Речь в нашей жизни играет огромное значение. Поэтому родители должны чётко понимать, что она не является врожденной способностью человека, а формируется у ребенка постепенно. Значит развитию такой способности ребёнка родители обязаны уделять  большую часть общения с ребенком. Медленность формирования речевой функции ребенка связана с медленным созреванием у него мозга. Развитие речи отражает то, как развиваются мозговые структуры. Если мозг ребенка развивается нормально, то речевое развитие соответствует его возрасту.

 Овладение речью – это сложный, многосторонний психический процесс. Появление и дальнейшее развитие речи зависит от многих факторов: определенной степени зрелости коры головного мозга; определенного уровня развития органов чувств (слуха, зрения, обоняния, осязания, вкуса, речедвигательного и речеслухового анализаторов); наличия речевой среды, речевого окружения; состояния психофизического здоровья ребенка, т.е. состояния его высшей нервной деятельности, высших психических процессов и его физического (соматического) состояния; появления потребности пользоваться речью как основным способом общения.

 Логика овладения родным языком многими специалистами рассматривается  в лингвистическом аспекте и изображается линейно: крики- гуление - лепет - слова - словосочетания - предложения - связный рассказ.

 Крики возникают у ребенка самостоятельно, без побуждения со стороны взрослого. Ребенок кричит, когда хочет есть, ощущает боль и т.д., то есть с помощью крика он выражает состояние дискомфорта. Рефлекторный крик новорожденного мать слышит в родильном зале. Рефлекторный крик сохраняется у ребенка до восьми недель. У здорового ребенка крик громкий и чистый с коротким вдохом и удлиненным выдохом. При нормальном развитии в процессе эмоционального общения крики у ребенка постепенно «затухают», и на смену им приходят гуканье, а потом гуление.

 Период гуления продолжается с 2-х до 5-ти месяцев. Сначала преимущественное место в гулении занимают гласные звуки. Как отмечают многие исследователи, не все звуки, произносимые в это время ребенком, соответствуют звукам родного языка. Дети всех народов мира одинаково гулят. Гуление, как впоследствии и лепет, не возникает у ребенка стихийно, его появление обусловлено эмоциональным общением со взрослыми.            В 3 месяца ребенок ищет взрослого взглядом. Пропадают примитивные звуки, появляются протяжные певучие гласные и сложные комплексы звуков: агу, уги, ага и т.д. К концу 3 месяца появляется первый смех.               В 4 месяца ребенок четко локализует источник звука в пространстве, продолжает певуче гулить, что способствует развитию речевого дыхания, продолжительно и громко смеется. У ребенка отмечается комплекс оживления со смехом при эмоциональном общении со взрослым.

 С 5 месяцев начинается период лепета, который продолжается до 10-12 месяцев. В начале этого периода у ребенка отмечается эхолалическое повторение за окружающими. Именно в это время у ребенка возникает внимание к артикуляции говорящего. У плохослышащих и глухих детей гуление в этом возрасте «затухает», так как нет контроля со стороны слуха, а лепет не возникает. В лепете отчетливо улавливаются слоги, свойственные словам данного языка. Дети начинают чаще воспроизводить те слоги, которые подкрепляются взрослым, т.е. повторяются им вслед за ребенком.

В 6 месяцев ребенок хорошо произносит отдельные слоги с губными согласными и простыми мягкими переднеязычными и даже цепочки слогов с ними. В 9 месяцев появляется так называемый модулированный лепет или лепетное декламирование. Ребенок произносит слоги и цепочки слогов с различными интонациями.

 С 10 месяцев начинается период произвольного подражания, ребенок пытается повторять за взрослым отдельные слоги и даже слова. У некоторых детей появляются первые самостоятельные слова в речи. В 11 месяцев у ребенка появляются слова не, да с соответствующими жестами. К 1 году у нормально развивающегося ребенка не менее 10–15-ти осознанно употребляемых слов (мама, мяу, баба, бах, бай-бай, би- би, папа, пай, няня, но-но, дай, дядя, деда, ту-ту, тётя, ко-ко, кись, гуля, га-га, ляля), но слово у ребенка по-прежнему вызывается взрослым, у самого ребенка еще нет потребности в использовании слов.

 Все исследователи сходятся в том, что в 1 год 2 месяца начинаются первые элементарные проявления инициативы в использовании слова. Например, увидев лошадку, ребенок произносит: «но-но!» Однако, до 1,5 лет значения слов в разных ситуациях неустойчивы. Некоторые слова остаются многозначными.

 Значимым периодом в развитии речи ребенка оказывается возраст        с 1,5 лет до 1 года 9 месяцев. Этот возраст специалисты называют периодом лексического взрыва. У девочек взрыв происходит, как правило, на два-два с половиной месяца раньше, чем у мальчиков. В 1,5 года у нормально развивающегося ребенка в словаре 50-60 слов, появляются односложные предложения-требования, дети начинают употреблять глаголы (ди, бух, пыг, пать, гуять) и строить первые предложения: «дай пить. сиди тут. иди сюда».

 Временной отрезок с 1 года и 9 месяцев до 3 лет называют периодом оформления самостоятельной речи. Если к 1 году и 9 месяцам в речи малыша не появились предложения, делается заключение о задержке речевого развития у него.

 К 3 годам в речи ребенка, если он развивается нормально, не только простые, но и сложные предложения различной структуры. Малыш с удовольствием рассказывает небольшие потешки и стишки, любит слушать сказки и рассказывает их вместе со взрослым. Его речь грамматически оформлена, хотя ошибки в грамматическом оформлении еще есть. Звуковая сторона речи еще далека от совершенства. Все сложные звуки русского языка  опускаются или заменяются на более простые звуки.

И так, развитие речи ребенка сложный и долгий процесс, поэтому взрослым надо знать его особенности и помогать ребенку в появлении и становлении речи родного языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развиваем речь ребенка"

Консультация для родителей как развивать речь детей...

Консультация для родителей «Развиваем речь ребенка в домашних условиях»

Для родителей даны рекомендации, как в процессе ежедневного общения с ребенком, можно развивать речь по разным лексическим темам....

Консультация для родителей: "Развиваем речь ребенка: на прогулке, на кухне, на даче"

Данный материал предназначен для родителей, которые хотят принимать непосредственное участие в развитии активного и пассивного словаря ребенка....

Консультация для родителей «Развивайте речь ребенка»

В лексиконе детей мало слов, характеризующие качества, признаки, состояние предметов и действий. У детей недостаточно сформированы грамматические формы – ошибки в падежных окончаниях, смешении временн...

Консультация для родителей "Развиваем речь ребенка"

Советы родителям по развитию речи детей...

Консультация для родителей "Развиваем речь ребенка в семье "

Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко...

Консультация для родителей "Развиваем речь ребенка до 3 лет или как дорасти до Почемучек".

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14301900","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"240","width":"480"}}]]...