Консультация для родителей «Развивайте речь ребенка»
методическая разработка по теме

Евдокимова Наталья Александровна

В лексиконе детей мало слов, характеризующие качества, признаки, состояние предметов и действий. У детей недостаточно сформированы грамматические формы – ошибки в падежных окончаниях, смешении временных и видовых форм глаголов, в согласовании и управлении. Недостаточно владеют способами словообразования. Большое количество ошибок дети допускают в использовании простых предлогов (в, на, под, с). В активной речи используются преимущественно простые предложения.

Но к школьному возрасту ребенок должен овладеть всей сложной системой грамматических закономерностей русского языка. Иначе процесс обучения в школе для ребенка будет трудным и непосильным.

Поэтому педагогам и родителям нужно больше уделять внимания на развитее речи ребёнка, и в частности на развитие словаря и грамматической стороны речи.

С этой целью, предлагаю вам игры, которые помогут ребенку овладеть грамматикой русского языка и подготовить ребенка к школе.

Старайтесь играть каждый день, чтобы закрепить грамматические категории в речи. Для проведения таких дидактических игр не требуется много времени. Можно играть в игры, гуляя с ребенком на улице, работая на кухне, вечером, в часы отдыха. Следите за речью ребенка, тактично исправляйте, если он допустит грамматические ошибки.

Помните, что какие грамматические ошибки допускает ребенок в устной речи, такие же ошибки он будет делать в письменной речи, обучаясь в школе.

1. Игра «Назови одним словом».

Назвать одним словом, серию картинок. Например:

Корова, свинья, кот, собака, овца - это …. (домашние животные) ;

Диван, кровать, стол, кресло, шкаф, стул - это …. (мебель) и т. д.

Когда ребенок освоит все обобщающие понятия, можно играть в эту игру с мячом. Перечисляете предметы одной группы слов и бросаете мяч, ребенок называет обобщающее слово – возвращает мяч.

Бабочка, жук, паук, стрекоза, муравей – это… .(насекомые) ;

Молоток, пила, топор, рубанок – это (инструменты) ;

И наоборот, Вы называете обобщающее слово - ребенок перечисляет слова, которые соответствуют этой группе предметов.

- «Назови предметы одежды» - … ;

- «Назови домашних птиц» - …. и т. д. ;

2. Игра «Назови части».

Возможны два варианта – по картинке и по представлению.

Взрослый называет слово, предлагает представить этот предмет и назвать его части. Например: «кот» -(тело, голова, лапы, хвост; нос, когти, уши, глаза, усы, шерсть) .

Чайник - … .(крышка, донышко, ручка, носик) ;

Велосипед - … .(руль, сиденье, два колеса, цепь) и т. д. ;

3. Игра с мячом «Скажи наоборот».

Взрослый называет слово и бросает мяч ребенку. Ребенок должен придумать слово, противоположное по значению, сказать это слово и бросить мяч обратно.

Одеть - …. (раздеть) ;

Поднять -… .(опустить) ;

Бросить - … .(поймать) ;

Спрятать - … .(найти) ;

Дать - … .(взять) ;

Купить - … .(продать) ;

Налить - … .(вылить) ;

4. Игра с мячом. Выбрать из трех слов слова - «приятели».

Дом, улица, здание

Веселый, крепкий, прочный

Большой, красивый, огромный

Взять, схватить, идти

Торопиться, спешить, ползти

Смелый, сильный, храбрый

5. Игра «Кто как передвигается? »

На картинках изображены животные, взрослый предлагает назвать и определить, как они передвигаются.

Лошадь - … скачет, змея - …. ползает, птица - …. летает, рыба - …. плавает, лягушка - … прыгает.

6. Игра с мячом. «Кто, какой голос подает? »

Голубь - (воркует); свинья - (хрюкает);

ворона - (каркает); петух - (кукарекает);

кошка - (мяукает); гусь - (гогочет);

корова - (мычит); курица - (кудахчет);

воробей - (чирикает); лягушка - (квакает);

сорока - (стрекочет); сова - (ухает);

7. Игра с мячом «Большой - маленький»

Взрослый называет большой предмет, а ребенок – маленький.

Дом - (домик);

Нос - (носик);

Хвост - (хвостик);

Карандаш - (карандашик);

Забор - (заборчик);

Шкаф - (шкафчик);

Стакан - … (стаканчик);

8. Игра «Что для чего? »

Вы можете поиграть в эту игру на кухне, когда вы готовите обед, сервируете стол. Ребенку предлагается назвать предметы и сказать где хранятся эти предметы.

Хлеб - (в хлебнице);

Сахар - (в сахарнице),

Соль - (в солонке);

Как называется посуда, в которую кладут салат? (салатница);

9. Игра с мячом «Назови детенышей животных».

У коровы - (теленок);

У волчицы - (волчонок);

У лошади - (жеребенок);

У ежа – (ежонок);

У собаки - (щенок);

У лисицы - (лисенок);

У слонихи - (слоненок);

У козы - … (козленок);

10. Игра «Правильно назови листья»

Гуляя с ребенком в парке, лесу, саду, соберите красивые листья, рассмотрите их и назовите. Рассмотрите картинки с изображением этих листьев и поиграйте в игру.

Лист дуба - (дубовый);

Лист осины -… (осиновый);

Березы -… (берёзовый);

Клена -… (кленовый) ;

11. Игра с мячом «Закончи предложение»

Обогащаем речь ребенка, обозначающие моральные качества людей.

Человек, который никогда не обманывает - (честный человек);

Человек, который часто лжет - (лживый человек);

Человек, который стремится к достижению цели - (целеустремленный);

Человек, который любит трудиться - (трудолюбивый человек);

Человек, который не любит трудиться - (ленивый человек);

12. Игра «Кто, где живет? »

Рассмотреть картинки с изображением жилища животных. Ребенок отвечают на вопрос «Кто, где живет? » Можно поиграть в эту игру с мячом.

Собака живет в … (конуре) .

Белка живет в (дупле) .

Лиса живет в … (норе) .

Медведь зимует в … (берлоге) .

Мышка живет в … (норе) .

Лошади живут в … (конюшне) .

Корова живет в (коровнике) .

13. Игра с мячом «Добавь слово»

Взрослый называет часть предложения и бросает мяч ребенку. Ребенок должен закончить предложение, используя слова справа, слева, впереди, позади.

Стол стоит…

Полочка с книгами висит…

Мишка сидит…

Пирамидка стоит…

Кукла лежит…

Лампа висит…

Дверь находится… ;

14. Игра с мячом «Два – пять»

Взрослый бросает мяч ребенку и произносит словосочетание из существительного с числительным два, ребенок произносит словосочетание существительного с числительным пять и возвращает мяч.

Две вилки - (пять вилок) ; два носка - (пять носок) ;

Две чашки - (пять чашек) ; два дивана - (пять диванов) ;

Две ложки - (пять ложек) ; два шкафа - (пять шкафов) ;

Две шапки - (пять шапок) ; два чайника - (пять чайников) ;

Два ведра - (пять ведер) ;

Два окна - (пять окон) ;

Два дерева - (пять деревьев) ;

Не забывайте, что основной вид деятельности дошкольника ИГРА.

Старайтесь, чтобы игры проходили весело, непринужденно и доставляли ребенку удовольствие. Успехов Вам!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx17.51 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Развивайте речь ребенка»

В лексиконе детей мало слов, характеризующие качества, признаки, состояние предметов и действий. У детей недостаточно сформированы грамматические формы – ошибки в падежных окончаниях, смешении временных и видовых форм глаголов, в согласовании и управлении. Недостаточно владеют способами словообразования. Большое количество ошибок дети допускают в использовании простых предлогов (в, на, под, с). В активной речи используются преимущественно простые предложения.

Но к школьному возрасту ребенок должен овладеть всей сложной системой грамматических закономерностей русского языка. Иначе процесс обучения в школе для ребенка будет трудным и непосильным.

Поэтому педагогам и родителям нужно больше уделять внимания на развитее речи ребёнка, и в частности на развитие словаря и грамматической стороны речи.

С этой целью, предлагаю вам игры, которые помогут ребенку овладеть грамматикой русского языка и подготовить ребенка к школе.

Старайтесь играть каждый день, чтобы закрепить грамматические категории в речи. Для проведения таких дидактических игр не требуется много времени. Можно играть в игры, гуляя с ребенком на улице, работая на кухне, вечером, в часы отдыха. Следите за речью ребенка, тактично исправляйте, если он допустит грамматические ошибки.

Помните, что какие грамматические ошибки допускает ребенок в устной речи, такие же ошибки он будет делать в письменной речи, обучаясь в школе.

1. Игра «Назови одним словом».

Назвать одним словом, серию картинок. Например:

Корова, свинья, кот, собака, овца - это …. (домашние животные) ;

Диван, кровать, стол, кресло, шкаф, стул - это …. (мебель) и т. д.

Когда ребенок освоит все обобщающие понятия, можно играть в эту игру с мячом. Перечисляете предметы одной группы слов и бросаете мяч, ребенок называет обобщающее слово – возвращает мяч.

Бабочка, жук, паук, стрекоза, муравей – это… .(насекомые) ;

Молоток, пила, топор, рубанок – это (инструменты) ;

И наоборот, Вы называете обобщающее слово - ребенок перечисляет слова, которые соответствуют этой группе предметов.

- «Назови предметы одежды» - … ;

- «Назови домашних птиц» - …. и т. д. ;

2. Игра «Назови части».

Возможны два варианта – по картинке и по представлению.

Взрослый называет слово, предлагает представить этот предмет и назвать его части. Например: «кот» -(тело, голова, лапы, хвост; нос, когти, уши, глаза, усы, шерсть) .

Чайник - … .(крышка, донышко, ручка, носик) ;

Велосипед - … .(руль, сиденье, два колеса, цепь) и т. д. ;

3. Игра с мячом «Скажи наоборот».

Взрослый называет слово и бросает мяч ребенку. Ребенок должен придумать слово, противоположное по значению, сказать это слово и бросить мяч обратно.

Одеть - …. (раздеть) ;

Поднять -… .(опустить) ;

Бросить - … .(поймать) ;

Спрятать - … .(найти) ;

Дать - … .(взять) ;

Купить - … .(продать) ;

Налить - … .(вылить) ;

4. Игра с мячом. Выбрать из трех слов слова - «приятели».

Дом, улица, здание

Веселый, крепкий, прочный

Большой, красивый, огромный

Взять, схватить, идти

Торопиться, спешить, ползти

Смелый, сильный, храбрый

5. Игра «Кто как передвигается? »

На картинках изображены животные, взрослый предлагает назвать и определить, как они передвигаются.

Лошадь - … скачет, змея - …. ползает, птица - …. летает, рыба - …. плавает, лягушка - … прыгает.

6. Игра с мячом. «Кто, какой голос подает? »

Голубь - (воркует); свинья - (хрюкает);

ворона - (каркает); петух - (кукарекает);

кошка - (мяукает); гусь - (гогочет);

корова - (мычит); курица - (кудахчет);

воробей - (чирикает); лягушка - (квакает);

сорока - (стрекочет); сова - (ухает);

7. Игра с мячом «Большой - маленький»

Взрослый называет большой предмет, а ребенок – маленький.

Дом - (домик);

Нос - (носик);

Хвост - (хвостик);

Карандаш - (карандашик);

Забор - (заборчик);

Шкаф - (шкафчик);

Стакан - … (стаканчик);

8. Игра «Что для чего? »

Вы можете поиграть в эту игру на кухне, когда вы готовите обед, сервируете стол. Ребенку предлагается назвать предметы и сказать где хранятся эти предметы.

Хлеб - (в хлебнице);

Сахар - (в сахарнице),

Соль - (в солонке);

Как называется посуда, в которую кладут салат? (салатница);

9. Игра с мячом «Назови детенышей животных».

У коровы - (теленок);

У волчицы - (волчонок);

У лошади - (жеребенок);

У ежа – (ежонок);

У собаки - (щенок);

У лисицы - (лисенок);

У слонихи - (слоненок);

У козы - … (козленок);

10. Игра «Правильно назови листья»

Гуляя с ребенком в парке, лесу, саду, соберите красивые листья, рассмотрите их и назовите. Рассмотрите картинки с изображением этих листьев и поиграйте в игру.

Лист дуба - (дубовый);

Лист осины -… (осиновый);

Березы -… (берёзовый);

Клена -… (кленовый) ;

11. Игра с мячом «Закончи предложение»

Обогащаем речь ребенка, обозначающие моральные качества людей.

Человек, который никогда не обманывает - (честный человек);

Человек, который часто лжет - (лживый человек);

Человек, который стремится к достижению цели - (целеустремленный);

Человек, который любит трудиться - (трудолюбивый человек);

Человек, который не любит трудиться - (ленивый человек);

12. Игра «Кто, где живет? »

Рассмотреть картинки с изображением жилища животных. Ребенок отвечают на вопрос «Кто, где живет? » Можно поиграть в эту игру с мячом.

Собака живет в … (конуре) .

Белка живет в (дупле) .

Лиса живет в … (норе) .

Медведь зимует в … (берлоге) .

Мышка живет в … (норе) .

Лошади живут в … (конюшне) .

Корова живет в (коровнике) .

13. Игра с мячом «Добавь слово»

Взрослый называет часть предложения и бросает мяч ребенку. Ребенок должен закончить предложение, используя слова справа, слева, впереди, позади.

Стол стоит…

Полочка с книгами висит…

Мишка сидит…

Пирамидка стоит…

Кукла лежит…

Лампа висит…

Дверь находится… ;

14. Игра с мячом «Два – пять»

Взрослый бросает мяч ребенку и произносит словосочетание из существительного с числительным два, ребенок произносит словосочетание существительного с числительным пять и возвращает мяч.

Две вилки - (пять вилок) ; два носка - (пять носок) ;

Две чашки - (пять чашек) ; два дивана - (пять диванов) ;

Две ложки - (пять ложек) ; два шкафа - (пять шкафов) ;

Две шапки - (пять шапок) ; два чайника - (пять чайников) ;

Два ведра - (пять ведер) ;

Два окна - (пять окон) ;

Два дерева - (пять деревьев) ;

Не забывайте, что основной вид деятельности дошкольника ИГРА.

Старайтесь, чтобы игры проходили весело, непринужденно и доставляли ребенку удовольствие. Успехов Вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развиваем речь ребенка"

Консультация для родителей как развивать речь детей...

Консультация для родителей «Развиваем речь ребенка в домашних условиях»

Для родителей даны рекомендации, как в процессе ежедневного общения с ребенком, можно развивать речь по разным лексическим темам....

Консультация для родителей: "Развиваем речь ребенка: на прогулке, на кухне, на даче"

Данный материал предназначен для родителей, которые хотят принимать непосредственное участие в развитии активного и пассивного словаря ребенка....

Консультация для родителей "Развиваем речь ребенка"

Советы родителям по развитию речи детей...

Консультация для родителей "Развиваем речь ребенка в семье "

Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко...

Консультация для родителей "Развиваем речь ребенка до 3 лет или как дорасти до Почемучек".

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14301900","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"240","width":"480"}}]]...

Консультация для родителей "Развиваем речь ребенка в возрасте 2-4 года"

Родителям на заметку! "Как развивать речь ребёнка 2-4 года"...