Проект Уголок природы
проект (средняя группа)

Рудометкина Татьяна Васильевна

Тип проекта:

практико-ориентированный

По времени проведения:

продолжительный (весь учебный год)

По количеству участников:

групповой

Участники проекта:

воспитанники средней группы, их родители, воспитатель группы.

Проблема:

Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, специальных экспериментов, дидактических и сюжетно-ролевых игр развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_v_sredney_gruppe.docx92.17 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ.

ПРОЕКТ «УГОЛОК ПРИРОДЫ»

C:\Users\Татьяна\Desktop\Downloads\Посадили семена.jpg

Преамбула.

В средней группе у детей формируют умение видеть разнообразие свойств и качеств предметов и их частей (разнообразие формы, цвета, величины, характера поверхности и т. д.). Дети овладевают более сложными приемами сравнения, учатся устанавливать различия и сходство предметов, обобщать предметы по тем или иным признакам. Усложняются знания о растениях и животных. Дети четче различают особенности растений, знакомятся с условиями, необходимыми для их жизни. Число растений, которые узнают и называют ребята, возрастает.

Ребенок пятого года жизни, знакомясь с животными, отмечает своеобразие их внешнего вида, строения, движения, способа питания; устанавливает и первые связи - зависимость характера движения от особенностей строения конечностей.

В процессе ухода (вместе с воспитателем) за обитателями уголка дети овладевают несложными умениями:, поддерживать растение в чистоте, правильно поливать его, мыть поилки и кормушки для животных, давать корм. Наблюдая за растениями и животными, подмечают яркие проявления в росте, развитии растений и животных. Свои наблюдения учатся отражать в связной, точной речи.

Расширение и усложнение программных задач в средней группе требует пополнения уголка природы новыми обитателями. Комнатные растения должны иметь разную форму и величину листьев, так как ребята овладевают новыми приемами поддержания растений в чистоте: обливают из мелкосетчатой лейки или опрыскивают из пульверизаторов растения с мелкими листьями, обтирают влажной кисточкой или щеткой листья, имеющие зазубрины, сухой кисточкой -- опушенные листья. При этом дети учатся устанавливать способ ухода в зависимости от характера листьев: величины, количества, характера поверхности, их хрупкости.

В дополнение к растениям, названным для уголка природы младших групп, в средней группе помещают алоэ или агаву (с сочными листьями, имеющими зазубрины по краям), бегонию-рекс, аспарагус, душистую герань (с узорчатыми, опушенными листьями) и др. Одновременно в уголке природы может быть до 6--8 видов растений.

Тип проекта:

практико-ориентированный

По времени проведения:

продолжительный (весь учебный год)

По количеству участников:

групповой

Участники проекта:

воспитанники средней группы, их родители, воспитатель группы.

Проблема:

Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, специальных экспериментов, дидактических и сюжетно-ролевых игр развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

В связи с тем, что в последнее время в дошкольных учреждениях экологическому воспитанию детей уделяется большое внимание, мы решили разработать проект «Уголок природы».

Цель проекта:

обогащение предметно - развивающей среды группы; формирование у детей и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.

При реализации нашего проекта были поставлены следующие задачи:

1. Формировать эстетическое восприятие окружающего мира, экологически грамотное отношение к природе.

2. Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов; любознательность, активность в познавательной деятельности.

3. Приучать ухаживать за комнатными растениями

4. Обогащать знания детей о комнатных растениях.

5. Приобщать детей к экспериментально-исследовательской деятельности.

Планируемые результаты:

1. У детей появится ярко выраженный интерес к живой природе, умение называть и различать комнатные растения.

2. Дети будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.

3. У детей сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научаться делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

4. Дети узнают значение воды, почвы, воздуха, тепла, света в жизни живых объектов природы и ее свойств.

I этап - диагностический.

Для того, достичь цели нашего проекта - обогащение предметно-развивающей среды - мы изучили методическую литературу и нормативно-правовую базу по теме проекта.

Оформление центра природы по ФГОС.

У каждой группы детского сада свой центр природы. Подбор и размещение объектов в уголок природы проводят в соответствии с возрастом, руководствуясь программой воспитания в детском саду и Санитарными Правилами и Нормами. Согласно Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (СанПиН 2.4.1.3049-13, растения, которые помещаются в природный уголок, должны быть безопасны. Не допускается иметь в уголке природы ядовитые и колючие растения. Подбор растений проводят в соответствии с возрастом детей. И, конечно, обязательно осуществление ежедневного ухода за растениями. На цветах желательно иметь таблички с названием.

СанПиН 2.4.1.3049-13 п. 6.11. не допускают размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещениях, здесь помещают только растения. п. 7.5. Не рекомендуется размещать цветы в горшках на подоконниках в групповых и спальных помещениях.

Всех обитателей уголка природы в детском саду можно разделить на постоянных и временных. Постоянными обитателями уголка природы будут комнатные растения. В средней группе число комнатных растений увеличивается до 5-6 видов. Это будут растения с разной формой и величиной листьев. Педагог показывает, как следует поливать растения, у разных растений неодинаковая потребность в воде. Дети должны знать названия 4-5 растений. Временные обитатели уголка природы – это объекты, которые вносятся для наблюдений на непродолжительный отрезок времени. Осенью это будут осенние букеты и цветы из цветника, пересаженные в кашпо. А также поделки из природного материала. Зимой это могут быть ящики с посадками зелёного лука и веточки деревьев. Весной – ящики с рассадой для огорода детского сада, букеты весенних первоцветов. Можно сделать «сухой» аквариум». В каждой группе детского сада рекомендуется иметь календарь погоды. Отмечая погоду в календаре, дети закрепляют знания, полученные в ходе наблюдений в природе. В средней группе это может быть пособие, на котором нарисованы картинки с изображением состояний погоды с подвижной стрелкой посередине. После возвращения с прогулки и обсуждения погоды дети передвигают стрелку на нужную картинку. Также в центр природы помещают детские рисунки на тему наблюдений.

Кроме этого, в центре природы в группе имеются: муляжи овощей и фруктов, наборы картинок с изображением животных, птиц, насекомых и прочее. Альбомы «Времена года»; книжки с иллюстрациями, на которых изображены животные, рисунки детей о природе и поделки из природного материала, материал для труда, оборудование для экспериментов. Для изготовления поделок необходим природный и бросовый материал. Дидактические игры природного содержания.

Центр природы необходим не только для наблюдений. Ещё он способствует формированию трудовых навыков. Уже с младшей группы детей привлекают к выполнению отдельных трудовых поручений. А со старшей группы вводятся дежурства по уголку природы.

Таким образом, центр природы в детском саду нужен не только как оформление детского сада, но и является необходимой составляющей педагогического процесса в дошкольном учреждении.

II этап – практический

Для достижения цели и планируемых результатов проекта нами был составлен план совместной работы детей, воспитателей и родителей. Для этого вначале предметно-развивающая среда нашего центра природы была приведена в соответствие с ФГОС и СанПиН.

Развивающая среда центра природы в нашей группе включает следующее:

- картинки, иллюстрации, трафареты и фигурки животных;

- картины с пейзажами времен года, пейзажи (лес, поле, луг);

- настольные игры, вкладыши «Кто где живет?», «Кто с кем?», «Фрукты, овощи», «Детеныши»;

- маски животных для создания игровых сюжетных линий;

-природные материалы (почва, кора деревьев, еловые шишки, морские ракушки, желуди, веточки растений разных размеров);

-материал для экспериментально-исследовательской деятельности (песочные часы, термометр, мерные стаканчики, воронка, лупы, ветрячки)

-комнатные растения (орхидея, кактус, фиалка …)

-литература про природу и животных, лэп-бук

- мини-книжки и др.

Перспективное планирование.

Название месяца

Мероприятия по проекту

Цели

Сентябрь

Наблюдение в уголке природы(Воспитатель, дети)

Познавательное развитие: Собрать осенние листья и создать Гербарий (дети, родители)

Речевое развитие: «Золотая осень».

(Воспитатель, дети)

Закрепить название, строение комнатных растений, навыки по уходу за комнатными растениями

- расширять представление о признаках осени

- закреплять понятие «Золотая осень», листопад

- обучить запоминать времена года и что мы делаем в то или иное время года

Октябрь

Экспериментально-исследовательская деятельность: «Вода вокруг нас».

Дидактическая игра «Что из чего сделано?»: (Воспитатель, дети)

Художественно-эстетическое развитие (рисование): «Осеннее дерево».)

Расширять представление детей о свойствах предметов и воды (воспитатель, дети)

Закреплять знания о материалах, учить различать стеклянные, металлические, деревянные предметы

 Закреплять представление об осенней природе, учить рисовать красками (Родители, дети

Ноябрь

Экспериментально-исследовательская деятельность:

«Что растворяется в воде?» обучить детей различать, что может раствориться, а что нет;

(Воспитатель, дети)

Речевое развитие «Зима». (Воспитатель, дети)

- расширить и углубить представление детей об окружающем мире посредством знакомства с разными состояниями веществ

Развивать знания детей о зимовье диких животных и их жилище; развивать творческое воображение, фантазию. Воспитывать любовь к природе, животным.

Декабрь

Беседа на тему «Как зимуют звери?». (Воспитатель, дети)

Художественно-эстетическое развитие (рисование): «Зимнее дерево».

(Родители, дети)

Формировать у детей представления о жизни животных в лесу, их приспособленности к сезонным условиям. Учить детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, делать выводы. Упражнять в умении сравнивать и описывать животных

Закреплять представление о зимней природе, о покое деревьев зимой, учить рисовать красками

Январь

Экспериментально-исследовательская деятельность:

«Что случилось со снежком?». (Воспитатель, дети)

Речевое развитие «Зимние Загадки»: (Воспитатель, дети)

Подвижная игра «Лиса и заяц (Воспитатель, дети).

Обучить детей различать состояния воды; расширить и углубить представление детей об окружающем мире посредством знакомства с веществом и тремя его основными состояниями (жидкое, твердое, газообразное)

Обучать детей отгадывать загадки. Развивать фантазию и абстрактное мышление. Расширять словарный запас»

 Учить действовать по сигналу, учить бегать не натыкаясь друг на друга, создать радостное настроение

Февраль

Познавательное развитие «Как зимуют растения на улице и в комнате?»: (Воспитатель, дети)

Познавательное развитие (математика) "Наш природный уголок»: (Воспитатель, дети).

Художественно-эстетическое развитие «Лепим снеговика»: Обучать совмещать аппликацию и рисунок, использовать подручные  средства (Родители, дети).

Познавательное развитие «Врачи- наши помощники»:

(Воспитатель, дети).

Экспериментально-исследовательская деятельность: опыт «На свету и в темноте»:

(Воспитатель, дети).

Закрепить знания о комнатных растениях уголка природы, знание правил ухода за ними. Дать первоначальное представление о зимнем покое деревьев и кустарников. Побуждать бережно относиться к растениям в помещении и на улице

Упражнять в различении пространственного расположения относительно себя. Закрепить знания о растениях, животных центра природы

Закреплять представления детей о труде врача, знания о витаминах. Воспитывать уважение к людям, которые заботятся о нашем здоровье.

Воспитывать понимание ценности здоровья, потребность заботиться о нем. Учить сажать лук на перо.

Дать  конкретные представления о живых организмах (питание, рост, тянутся к свету, размножаются);

Конкретные представления об условных потребностях растений (свет, тепло, влага);

Представления о состоянии растений. Обогащать память ребенка, активизировать мыслительные процессы, развивать связную речь

Март

Художественно-эстетическое развитие (аппликация) «Цветы для мам»: (Воспитатель, дети).

Экспериментально-исследовательская деятельность «Как обнаружить воздух в помещении?»: (Воспитатель, дети).

Чтение и заучивание стихотворения Е. Благининой "Цветок-огонек": (Родители, дети).

Художественно-эстетическое развитие (лепка) «Пернатые друзья»: (Воспитатель, дети).

Закрепить умение создавать несложную композицию на листе из кругов, развивать мелкую моторику пальцев рук, пространственное воображение, глазомер, абстрактное мышление, развивать способности следовать устным инструкциям; развивать творческий интерес к работе, логическое мышление; воспитывать терпение, усидчивость, трудолюбие; воспитывать аккуратность, вкус

Познакомить детей с воздухом и его свойствами. Показать детям, как обнаружить воздух в помещении; показать, что воздух есть во всех предметах и материалах. Познакомить с тем, что воздух можно надувать. Ввести в активный словарь слово - упругий. Показать детям, что воздух необходим людям, без него мы погибнем

-помочь детям запомнить стихотворение. Вызвать желание выразительно читать стихотворение. Дать представление о комнатном растении бальзамине

Закрепить и уточнить знания и представления о перелётных птицах. Развивать желание наблюдать за птицами. Закреплять умения лепить из теста птицу

Апрель

Экспериментально-исследовательская деятельность «Чем полезна почва?»: (Воспитатель, дети)

Экспериментально-исследовательская деятельность «Росток»:

(Родители, дети)

Познавательное развитие «Наш огород на окне»:

(Воспитатель, дети).

Познакомить детей со свойствами почвы; развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы; воспитывать интерес к познанию окружающего мира; вызывать радость открытий, полученных из опытов; воспитывать культуру поведения в общественных местах

Прорастить растение (фасоль, лук)

Наблюдать за ростом. Беседы на тему роста растения и его частей.

Беседа  о выращенных детьми ростках; расширять и закреплять познание о частях растения, его строении; развивать бережное отношение к природе

Май

Художественно-эстетическое развитие (аппликация) «Обитатели морей и океанов (коллективный творческий проект техникой фроттажа):» (Воспитатели, родители, дети).

Продолжать формировать умение вырезать из бумаги различные фигуры, в том числе рыбок из прямоугольника, воспитывать самостоятельность, дать представление детям об аквариумных рыбках и их разновидностях и их жизнедеятельности

Формы  взаимодействия с родителями воспитанников:

1. Консультация в уголке для родителей «Комнатные растения - наши друзья или враги?"

2. Изготовление альбома "Осенний гербарий" с участием родителей, а также книжек-малышек.

3. Домашние работы для выставок рисунков.

4. Самостоятельное проведение опытов в домашних условиях. (Беседа) (родители и дети).

5. Изготовление поделок на тему «Мы любим природу» в соответствие с календарным планом.

Перспективные планы для старшей группы:

Животных в уголок природы помещать нельзя. Но можно сымитировать их присутствие. Над чем и будем работать дальше.

  1. Искусственный аквариум. Возьмите пустой аквариум и на заднем стекле поместите изображения с подводным видом. Пускай там будут кораллы, водоросли, рыбы. Наполните сам аквариум искусственными растениями и камнями. Добавьте башню или красивые раковины. В качестве интересного дополнения закрепите игрушечных рыбок на разной высоте, имитируя их присутствие.
  2. Птичий дом. Из веток сделайте дерево и поместите на него скворечник. Развешайте небольших искусственных птичек: на ветках, в домике.
  3. Норка лисички. Из картона вырежьте куст и раскрасьте его. Внизу сделайте отверстие. Картон закрепите на полу. За ним постелите темную ткань. Отверстие будет имитировать норку. В него можно посадить мягкую или резиновую лису.

Список использованной литературы.

1. Мир природы и ребенок. (Методика экологического воспитания дошкольников): Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование» /Л.А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой.- СПб: «Детство- пресс», 2000.

2. Голицына Н. С. Конспекты комплексно-тематических занятий. Средняя группа. Интегрированный подход. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2014

3. О. В. Дыбина и другие «Неизведанное рядом», М., 2001 г.

4. Дыбина О. В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром. Конспекты занятий. Москва: Издательство Мозаика-Синтез, 2008

5. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. – М. : ТЦ «Сфера», 2005.

6. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. – М. : ТЦ «Сфера», 2004.

7. С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания дошкольников» М., 1999 г.

8. Н. А. Рыжова «Развивающая среда дошкольных учреждений», М., 2003 г.

9. Каменева Л.А. Как знакомить дошкольников с природой. - М., 1983.

10. Марковская М. М. Уголок природы в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1989.

11.Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., перераб. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно - исследовательский проект Мой уголок природы «Огород на участке»

Данный опыт работы направлен на реализацию проектной деятельности с детьми второй младшей группы в летний оздоровительный период "мой уголок природы"...

Проект "Наш уголок природы"

Тип проекта:  практико-ориентированныйПо времени проведения: средней продолжительности (3 месяца)По количеству участников: групповойУчастники проекта: воспитанники средней группы, их родители, во...

Проект «Уголок природы – как часть развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ»

В дошкольном возрасте у ребенка закладывается не только основа личности, но и многие ценности, в том числе и отношение к природе. Каким оно будет – зависит от взрослых, поэтому необходимо привле...

семейный проект "любимый уголок природы"

семейный проект на тему "Любимый уголок природы", в котором даны материалы знакомства детей с родным краем, с любимым уголком природы....

Экологический проект «Уголок природы в нашей группе»

Наблюдая за детьми, нам захотелось, познакомить детей с природой, не выходя их группы, для этой цели был создан объект под названием: «Огород Почемучек», в котором представлены разнообразн...

Мини проект «Уголок природы»

Уголок природы важен для развития детей даже в ясельной группе. С помощью него они получают знания, такие как: название фруктов и овощей; различают диких и домашних животных, как они разговаривают; уч...

Проект "Уголок природы"

Пробуждение интереса к исследовательской деятельности с природными объектами и воспитание бережного отношения к ним....