Проект Уголок природы
проект (средняя группа)
Тип проекта:
практико-ориентированный
По времени проведения:
продолжительный (весь учебный год)
По количеству участников:
групповой
Участники проекта:
воспитанники средней группы, их родители, воспитатель группы.
Проблема:
Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, специальных экспериментов, дидактических и сюжетно-ролевых игр развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_v_sredney_gruppe.docx | 92.17 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ.
ПРОЕКТ «УГОЛОК ПРИРОДЫ»
Преамбула.
В средней группе у детей формируют умение видеть разнообразие свойств и качеств предметов и их частей (разнообразие формы, цвета, величины, характера поверхности и т. д.). Дети овладевают более сложными приемами сравнения, учатся устанавливать различия и сходство предметов, обобщать предметы по тем или иным признакам. Усложняются знания о растениях и животных. Дети четче различают особенности растений, знакомятся с условиями, необходимыми для их жизни. Число растений, которые узнают и называют ребята, возрастает.
Ребенок пятого года жизни, знакомясь с животными, отмечает своеобразие их внешнего вида, строения, движения, способа питания; устанавливает и первые связи - зависимость характера движения от особенностей строения конечностей.
В процессе ухода (вместе с воспитателем) за обитателями уголка дети овладевают несложными умениями:, поддерживать растение в чистоте, правильно поливать его, мыть поилки и кормушки для животных, давать корм. Наблюдая за растениями и животными, подмечают яркие проявления в росте, развитии растений и животных. Свои наблюдения учатся отражать в связной, точной речи.
Расширение и усложнение программных задач в средней группе требует пополнения уголка природы новыми обитателями. Комнатные растения должны иметь разную форму и величину листьев, так как ребята овладевают новыми приемами поддержания растений в чистоте: обливают из мелкосетчатой лейки или опрыскивают из пульверизаторов растения с мелкими листьями, обтирают влажной кисточкой или щеткой листья, имеющие зазубрины, сухой кисточкой -- опушенные листья. При этом дети учатся устанавливать способ ухода в зависимости от характера листьев: величины, количества, характера поверхности, их хрупкости.
В дополнение к растениям, названным для уголка природы младших групп, в средней группе помещают алоэ или агаву (с сочными листьями, имеющими зазубрины по краям), бегонию-рекс, аспарагус, душистую герань (с узорчатыми, опушенными листьями) и др. Одновременно в уголке природы может быть до 6--8 видов растений.
Тип проекта:
практико-ориентированный
По времени проведения:
продолжительный (весь учебный год)
По количеству участников:
групповой
Участники проекта:
воспитанники средней группы, их родители, воспитатель группы.
Проблема:
Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, специальных экспериментов, дидактических и сюжетно-ролевых игр развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
В связи с тем, что в последнее время в дошкольных учреждениях экологическому воспитанию детей уделяется большое внимание, мы решили разработать проект «Уголок природы».
Цель проекта:
обогащение предметно - развивающей среды группы; формирование у детей и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.
При реализации нашего проекта были поставлены следующие задачи:
1. Формировать эстетическое восприятие окружающего мира, экологически грамотное отношение к природе.
2. Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов; любознательность, активность в познавательной деятельности.
3. Приучать ухаживать за комнатными растениями
4. Обогащать знания детей о комнатных растениях.
5. Приобщать детей к экспериментально-исследовательской деятельности.
Планируемые результаты:
1. У детей появится ярко выраженный интерес к живой природе, умение называть и различать комнатные растения.
2. Дети будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.
3. У детей сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научаться делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
4. Дети узнают значение воды, почвы, воздуха, тепла, света в жизни живых объектов природы и ее свойств.
I этап - диагностический.
Для того, достичь цели нашего проекта - обогащение предметно-развивающей среды - мы изучили методическую литературу и нормативно-правовую базу по теме проекта.
Оформление центра природы по ФГОС.
У каждой группы детского сада свой центр природы. Подбор и размещение объектов в уголок природы проводят в соответствии с возрастом, руководствуясь программой воспитания в детском саду и Санитарными Правилами и Нормами. Согласно Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (СанПиН 2.4.1.3049-13, растения, которые помещаются в природный уголок, должны быть безопасны. Не допускается иметь в уголке природы ядовитые и колючие растения. Подбор растений проводят в соответствии с возрастом детей. И, конечно, обязательно осуществление ежедневного ухода за растениями. На цветах желательно иметь таблички с названием.
СанПиН 2.4.1.3049-13 п. 6.11. не допускают размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещениях, здесь помещают только растения. п. 7.5. Не рекомендуется размещать цветы в горшках на подоконниках в групповых и спальных помещениях.
Всех обитателей уголка природы в детском саду можно разделить на постоянных и временных. Постоянными обитателями уголка природы будут комнатные растения. В средней группе число комнатных растений увеличивается до 5-6 видов. Это будут растения с разной формой и величиной листьев. Педагог показывает, как следует поливать растения, у разных растений неодинаковая потребность в воде. Дети должны знать названия 4-5 растений. Временные обитатели уголка природы – это объекты, которые вносятся для наблюдений на непродолжительный отрезок времени. Осенью это будут осенние букеты и цветы из цветника, пересаженные в кашпо. А также поделки из природного материала. Зимой это могут быть ящики с посадками зелёного лука и веточки деревьев. Весной – ящики с рассадой для огорода детского сада, букеты весенних первоцветов. Можно сделать «сухой» аквариум». В каждой группе детского сада рекомендуется иметь календарь погоды. Отмечая погоду в календаре, дети закрепляют знания, полученные в ходе наблюдений в природе. В средней группе это может быть пособие, на котором нарисованы картинки с изображением состояний погоды с подвижной стрелкой посередине. После возвращения с прогулки и обсуждения погоды дети передвигают стрелку на нужную картинку. Также в центр природы помещают детские рисунки на тему наблюдений.
Кроме этого, в центре природы в группе имеются: муляжи овощей и фруктов, наборы картинок с изображением животных, птиц, насекомых и прочее. Альбомы «Времена года»; книжки с иллюстрациями, на которых изображены животные, рисунки детей о природе и поделки из природного материала, материал для труда, оборудование для экспериментов. Для изготовления поделок необходим природный и бросовый материал. Дидактические игры природного содержания.
Центр природы необходим не только для наблюдений. Ещё он способствует формированию трудовых навыков. Уже с младшей группы детей привлекают к выполнению отдельных трудовых поручений. А со старшей группы вводятся дежурства по уголку природы.
Таким образом, центр природы в детском саду нужен не только как оформление детского сада, но и является необходимой составляющей педагогического процесса в дошкольном учреждении.
II этап – практический
Для достижения цели и планируемых результатов проекта нами был составлен план совместной работы детей, воспитателей и родителей. Для этого вначале предметно-развивающая среда нашего центра природы была приведена в соответствие с ФГОС и СанПиН.
Развивающая среда центра природы в нашей группе включает следующее:
- картинки, иллюстрации, трафареты и фигурки животных;
- картины с пейзажами времен года, пейзажи (лес, поле, луг);
- настольные игры, вкладыши «Кто где живет?», «Кто с кем?», «Фрукты, овощи», «Детеныши»;
- маски животных для создания игровых сюжетных линий;
-природные материалы (почва, кора деревьев, еловые шишки, морские ракушки, желуди, веточки растений разных размеров);
-материал для экспериментально-исследовательской деятельности (песочные часы, термометр, мерные стаканчики, воронка, лупы, ветрячки)
-комнатные растения (орхидея, кактус, фиалка …)
-литература про природу и животных, лэп-бук
- мини-книжки и др.
Перспективное планирование.
Название месяца | Мероприятия по проекту | Цели |
Сентябрь | Наблюдение в уголке природы(Воспитатель, дети) Познавательное развитие: Собрать осенние листья и создать Гербарий (дети, родители) Речевое развитие: «Золотая осень». (Воспитатель, дети) | Закрепить название, строение комнатных растений, навыки по уходу за комнатными растениями - расширять представление о признаках осени - закреплять понятие «Золотая осень», листопад - обучить запоминать времена года и что мы делаем в то или иное время года |
Октябрь | Экспериментально-исследовательская деятельность: «Вода вокруг нас». Дидактическая игра «Что из чего сделано?»: (Воспитатель, дети) Художественно-эстетическое развитие (рисование): «Осеннее дерево».) | Расширять представление детей о свойствах предметов и воды (воспитатель, дети) Закреплять знания о материалах, учить различать стеклянные, металлические, деревянные предметы Закреплять представление об осенней природе, учить рисовать красками (Родители, дети |
Ноябрь | Экспериментально-исследовательская деятельность: «Что растворяется в воде?» обучить детей различать, что может раствориться, а что нет; (Воспитатель, дети) Речевое развитие «Зима». (Воспитатель, дети) | - расширить и углубить представление детей об окружающем мире посредством знакомства с разными состояниями веществ Развивать знания детей о зимовье диких животных и их жилище; развивать творческое воображение, фантазию. Воспитывать любовь к природе, животным. |
Декабрь | Беседа на тему «Как зимуют звери?». (Воспитатель, дети) Художественно-эстетическое развитие (рисование): «Зимнее дерево». (Родители, дети) | Формировать у детей представления о жизни животных в лесу, их приспособленности к сезонным условиям. Учить детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, делать выводы. Упражнять в умении сравнивать и описывать животных Закреплять представление о зимней природе, о покое деревьев зимой, учить рисовать красками |
Январь | Экспериментально-исследовательская деятельность: «Что случилось со снежком?». (Воспитатель, дети) Речевое развитие «Зимние Загадки»: (Воспитатель, дети) Подвижная игра «Лиса и заяц (Воспитатель, дети). | Обучить детей различать состояния воды; расширить и углубить представление детей об окружающем мире посредством знакомства с веществом и тремя его основными состояниями (жидкое, твердое, газообразное) Обучать детей отгадывать загадки. Развивать фантазию и абстрактное мышление. Расширять словарный запас» Учить действовать по сигналу, учить бегать не натыкаясь друг на друга, создать радостное настроение |
Февраль | Познавательное развитие «Как зимуют растения на улице и в комнате?»: (Воспитатель, дети) Познавательное развитие (математика) "Наш природный уголок»: (Воспитатель, дети). Художественно-эстетическое развитие «Лепим снеговика»: Обучать совмещать аппликацию и рисунок, использовать подручные средства (Родители, дети). Познавательное развитие «Врачи- наши помощники»: (Воспитатель, дети). Экспериментально-исследовательская деятельность: опыт «На свету и в темноте»: (Воспитатель, дети). | Закрепить знания о комнатных растениях уголка природы, знание правил ухода за ними. Дать первоначальное представление о зимнем покое деревьев и кустарников. Побуждать бережно относиться к растениям в помещении и на улице Упражнять в различении пространственного расположения относительно себя. Закрепить знания о растениях, животных центра природы Закреплять представления детей о труде врача, знания о витаминах. Воспитывать уважение к людям, которые заботятся о нашем здоровье. Воспитывать понимание ценности здоровья, потребность заботиться о нем. Учить сажать лук на перо. Дать конкретные представления о живых организмах (питание, рост, тянутся к свету, размножаются); Конкретные представления об условных потребностях растений (свет, тепло, влага); Представления о состоянии растений. Обогащать память ребенка, активизировать мыслительные процессы, развивать связную речь |
Март | Художественно-эстетическое развитие (аппликация) «Цветы для мам»: (Воспитатель, дети). Экспериментально-исследовательская деятельность «Как обнаружить воздух в помещении?»: (Воспитатель, дети). Чтение и заучивание стихотворения Е. Благининой "Цветок-огонек": (Родители, дети). Художественно-эстетическое развитие (лепка) «Пернатые друзья»: (Воспитатель, дети). | Закрепить умение создавать несложную композицию на листе из кругов, развивать мелкую моторику пальцев рук, пространственное воображение, глазомер, абстрактное мышление, развивать способности следовать устным инструкциям; развивать творческий интерес к работе, логическое мышление; воспитывать терпение, усидчивость, трудолюбие; воспитывать аккуратность, вкус Познакомить детей с воздухом и его свойствами. Показать детям, как обнаружить воздух в помещении; показать, что воздух есть во всех предметах и материалах. Познакомить с тем, что воздух можно надувать. Ввести в активный словарь слово - упругий. Показать детям, что воздух необходим людям, без него мы погибнем -помочь детям запомнить стихотворение. Вызвать желание выразительно читать стихотворение. Дать представление о комнатном растении бальзамине Закрепить и уточнить знания и представления о перелётных птицах. Развивать желание наблюдать за птицами. Закреплять умения лепить из теста птицу |
Апрель | Экспериментально-исследовательская деятельность «Чем полезна почва?»: (Воспитатель, дети) Экспериментально-исследовательская деятельность «Росток»: (Родители, дети) Познавательное развитие «Наш огород на окне»: (Воспитатель, дети). | Познакомить детей со свойствами почвы; развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы; воспитывать интерес к познанию окружающего мира; вызывать радость открытий, полученных из опытов; воспитывать культуру поведения в общественных местах Прорастить растение (фасоль, лук) Наблюдать за ростом. Беседы на тему роста растения и его частей. Беседа о выращенных детьми ростках; расширять и закреплять познание о частях растения, его строении; развивать бережное отношение к природе |
Май | Художественно-эстетическое развитие (аппликация) «Обитатели морей и океанов (коллективный творческий проект техникой фроттажа):» (Воспитатели, родители, дети). | Продолжать формировать умение вырезать из бумаги различные фигуры, в том числе рыбок из прямоугольника, воспитывать самостоятельность, дать представление детям об аквариумных рыбках и их разновидностях и их жизнедеятельности |
Формы взаимодействия с родителями воспитанников:
1. Консультация в уголке для родителей «Комнатные растения - наши друзья или враги?"
2. Изготовление альбома "Осенний гербарий" с участием родителей, а также книжек-малышек.
3. Домашние работы для выставок рисунков.
4. Самостоятельное проведение опытов в домашних условиях. (Беседа) (родители и дети).
5. Изготовление поделок на тему «Мы любим природу» в соответствие с календарным планом.
Перспективные планы для старшей группы:
Животных в уголок природы помещать нельзя. Но можно сымитировать их присутствие. Над чем и будем работать дальше.
- Искусственный аквариум. Возьмите пустой аквариум и на заднем стекле поместите изображения с подводным видом. Пускай там будут кораллы, водоросли, рыбы. Наполните сам аквариум искусственными растениями и камнями. Добавьте башню или красивые раковины. В качестве интересного дополнения закрепите игрушечных рыбок на разной высоте, имитируя их присутствие.
- Птичий дом. Из веток сделайте дерево и поместите на него скворечник. Развешайте небольших искусственных птичек: на ветках, в домике.
- Норка лисички. Из картона вырежьте куст и раскрасьте его. Внизу сделайте отверстие. Картон закрепите на полу. За ним постелите темную ткань. Отверстие будет имитировать норку. В него можно посадить мягкую или резиновую лису.
Список использованной литературы.
1. Мир природы и ребенок. (Методика экологического воспитания дошкольников): Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование» /Л.А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой.- СПб: «Детство- пресс», 2000.
2. Голицына Н. С. Конспекты комплексно-тематических занятий. Средняя группа. Интегрированный подход. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2014
3. О. В. Дыбина и другие «Неизведанное рядом», М., 2001 г.
4. Дыбина О. В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром. Конспекты занятий. Москва: Издательство Мозаика-Синтез, 2008
5. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. – М. : ТЦ «Сфера», 2005.
6. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. – М. : ТЦ «Сфера», 2004.
7. С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания дошкольников» М., 1999 г.
8. Н. А. Рыжова «Развивающая среда дошкольных учреждений», М., 2003 г.
9. Каменева Л.А. Как знакомить дошкольников с природой. - М., 1983.
10. Марковская М. М. Уголок природы в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1989.
11.Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., перераб. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно - исследовательский проект Мой уголок природы «Огород на участке»
Данный опыт работы направлен на реализацию проектной деятельности с детьми второй младшей группы в летний оздоровительный период "мой уголок природы"...
Проект "Наш уголок природы"
Тип проекта: практико-ориентированныйПо времени проведения: средней продолжительности (3 месяца)По количеству участников: групповойУчастники проекта: воспитанники средней группы, их родители, во...
Проект «Уголок природы – как часть развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ»
В дошкольном возрасте у ребенка закладывается не только основа личности, но и многие ценности, в том числе и отношение к природе. Каким оно будет – зависит от взрослых, поэтому необходимо привле...
семейный проект "любимый уголок природы"
семейный проект на тему "Любимый уголок природы", в котором даны материалы знакомства детей с родным краем, с любимым уголком природы....
Экологический проект «Уголок природы в нашей группе»
Наблюдая за детьми, нам захотелось, познакомить детей с природой, не выходя их группы, для этой цели был создан объект под названием: «Огород Почемучек», в котором представлены разнообразн...
Мини проект «Уголок природы»
Уголок природы важен для развития детей даже в ясельной группе. С помощью него они получают знания, такие как: название фруктов и овощей; различают диких и домашних животных, как они разговаривают; уч...
Проект "Уголок природы"
Пробуждение интереса к исследовательской деятельности с природными объектами и воспитание бережного отношения к ним....