Проект "Наш уголок природы"
проект (средняя группа) на тему

Федулеева Елена Сергеевна

Тип проекта:  практико-ориентированный

По времени проведения: средней продолжительности (3 месяца)

По количеству участников: групповой

Участники проекта: воспитанники средней группы, их родители, воспитатель группы.

Проблема:

Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, специальных экспериментов, дидактических и сюжетно-ролевых  игр развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

В связи с тем, что в последнее время в дошкольных учреждениях экологическому воспитанию детей уделяется большое внимание, а предметно-развивающая среда нашей группы была недостаточно оснащена, мы решили разработать проект «Наш центр природы».

Цель проекта:  обогащение предметно - развивающей среды группы; формирование у детей и родителей  чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять  заботу  о сохранении природы.

 При реализации нашего проекта были  поставлены следующие задачи:

1.Формировать эстетическое восприятие окружающего мира, экологически грамотное отношение к природе.

2. Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов;  любознательность, активность в познавательной деятельности.

3. Приучать ухаживать за комнатными растениями

4. Обогащать знания детей о комнатных растениях.

5. Приобщать детей к экспериментально-исследовательской деятельности.

 

Планируемые результаты

1.У детей появится ярко выраженный интерес к живой природе, умение называть и различать комнатные растения.

2.Дети будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.

3.У детей сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научаться делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

4.Дети узнают значение воды, почвы, воздуха, тепла, света в жизни живых объектов природы и ее свойств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx27.49 КБ
Файл opyty_s_vodoy.pptx594.46 КБ
Файл nash_tsentr_prirody.pptx2.79 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

ДС «Дарование»

  Проект

средняя группа

         «Наш центр природы»        

с. Ташла

2016 г.


Этапы работы

1 этап:  диагностический

  • Анализ затруднений
  • Постановка проблемы, определение цели и задач проекта
  • Изучение материала по данной проблеме
  • Изучение методической литературы
  • Изучение нормативно-правовой базы

2 этап: практический

  • Обогащение предметно-развивающей среды
  • Оформление центра природы в соответствии с ФГОС
  • Прогнозирование результатов
  • Разработка перспективного плана
  • Сотрудничество с родителями в рамках проекта

3 этап: обобщающий

  • Анализ проделанной работы
  • Обобщение опыта работы по теме проекта. Распространение опыта  работы среди коллег

 

Тип проекта:  практико-ориентированный

По времени проведения: средней продолжительности (3 месяца)

По количеству участников: групповой

Участники проекта: воспитанники средней группы, их родители, воспитатель группы.

Проблема:

Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, специальных экспериментов, дидактических и сюжетно-ролевых  игр развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

В связи с тем, что в последнее время в дошкольных учреждениях экологическому воспитанию детей уделяется большое внимание, а предметно-развивающая среда нашей группы была недостаточно оснащена, мы решили разработать проект «Наш центр природы».

Цель проекта:  обогащение предметно - развивающей среды группы; формирование у детей и родителей  чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять  заботу  о сохранении природы.

 При реализации нашего проекта были  поставлены следующие задачи:

1.Формировать эстетическое восприятие окружающего мира, экологически грамотное отношение к природе.

2. Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов;  любознательность, активность в познавательной деятельности.

3. Приучать ухаживать за комнатными растениями

4. Обогащать знания детей о комнатных растениях.

5. Приобщать детей к экспериментально-исследовательской деятельности.

Планируемые результаты

1.У детей появится ярко выраженный интерес к живой природе, умение называть и различать комнатные растения.

2.Дети будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.

3.У детей сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научаться делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

4.Дети узнают значение воды, почвы, воздуха, тепла, света в жизни живых объектов природы и ее свойств.

I этап - диагностический.

Для того, достичь цели нашего проекта - обогащение предметно-развивающей среды -  мы изучили методическую литературу и нормативно-правовую базу по теме проекта. 

Оформление центра природы по ФГОС.

У каждой группы детского сада свой центр природы. Подбор и размещение объектов в уголок природы проводят в соответствии с возрастом, руководствуясь программой воспитания в детском саду и Санитарными Правилами и Нормами. Согласно Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам ( СанПиН 2.4.1.3049-13), растения, которые помещаются в природный уголок, должны быть безопасны. Не допускается иметь в уголке природы ядовитые и колючие растения. Подбор растений проводят в соответствии с возрастом детей. И, конечно, обязательно осуществление ежедневного ухода за растениями. На цветах желательно иметь таблички с названием. 
СанПиН 2.4.1.3049-13 п.6.11. не допускают размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещениях, здесь помещают только растения. п. 7.5. Не рекомендуется размещать цветы в горшках на подоконниках в групповых и спальных помещениях. 
Всех обитателей уголка природы в детском саду можно разделить на постоянных и временных. Постоянными обитателями уголка природы будут комнатные растения. В средней группе число комнатных растений увеличивается до 5-6 видов. Это будут растения с разной формой и величиной листьев. Педагог показывает, как следует поливать растения, у разных растений неодинаковая потребность в воде. Дети должны знать названия 4-5 растений.  Временные обитатели уголка природы – это объекты, которые вносятся для наблюдений на непродолжительный отрезок времени. Осенью это будут осенние букеты и цветы из цветника, пересаженные в кашпо. А также поделки из природного материала. Зимой это могут быть ящики с посадками зелёного лука и веточки деревьев. Весной – ящики с рассадой для огорода детского сада, букеты весенних первоцветов. Можно сделать «сухой» аквариум». В каждой группе детского сада рекомендуется иметь календарь погоды. Отмечая погоду в календаре, дети закрепляют знания, полученные в ходе наблюдений в природе. В средней группе это может быть пособие, на котором нарисованы картинки с изображением состояний погоды с подвижной стрелкой посередине. После возвращения с прогулки и обсуждения погоды дети передвигают стрелку на нужную картинку. Также в центр природы помещают детские рисунки на тему наблюдений.
Кроме этого, в центре природы в каждой группе необходимо иметь: муляжи овощей и фруктов, наборы картинок с изображением животных, птиц, насекомых и прочее. Альбомы «Времена года»; книжки с иллюстрациями, на которых изображены животные, рисунки детей о природе и поделки из природного материала , материал для труда, оборудование для экспериментов. Для изготовления поделок необходим природный и бросовый материал. Дидактические игры природного содержания. 
Центр природы необходим не только для наблюдений. Ещё он способствует формированию трудовых навыков. Уже с младшей группы детей привлекают к выполнению отдельных трудовых поручений. А со старшей группы вводятся дежурства по уголку природы.

Таким образом, центр природы в детском саду нужен не только как оформление детского сада, но и является необходимой составляющей педагогического процесса в дошкольном учреждении.

II этап – практический

Для достижения цели и планируемых результатов проекта нами был составлен план совместной работы детей, воспитателей и родителей. Для этого вначале предметно-развивающая среда нашего центра природы была приведена в соответствие с ФГОС и СанПиН.

Развивающая среда центра природы  в нашей группе включает следующее:

-аудио- и видеозаписи диких и домашних животных, звуков природы, пения птиц;

- картинки, иллюстрации, трафареты и фигурки животных;

- картины с  пейзажами времен года, пейзажи (лес, поле, луг);

- настольные игры «Кто где живет?», «Кто с кем?», домино «Фрукты, ягоды», «Овощи»;

- маски животных для создания игровых сюжетных линий;

-природные материалы (почва, кора деревьев, еловые шишки, морские ракушки, лоскуты ткани, веточки растений разных размеров);

-материал для экспериментально-исследовательской деятельности (песочные часы, термометр, мерные стаканчики, воронка)

-комнатные растения (колеус, каланхоэ декоративный, фиалка, гибискус, фикус голдил, толстянка)

Перспективное планирование ( 15.01.2016 - 25.03.2016 ).

Содержание работы

Цель, задачи

Участники проекта

Январь

Наблюдение и труд в уголке природы

Закрепить название, строение комнатных растений, навыки по уходу за комнатными растениями.

Воспитатель, дети.

Экспериментально-исследовательская деятельность «Богатство природы (вода)»

обучить детей различать состояния воды;

- расширить и углубить представление детей об окружающем мире посредством знакомства с веществом и тремя его основными состояниями (жидкое, твердое, газообразное);

Воспитатель, дети.

НОД по речевому развитию «Лес зимой»

-развивать знания детей   о зимовье  диких животных и их жилище; развивать творческое воображение, фантазию.

- воспитывать любовь к природе, животным

Воспитатель, дети.

Дид. Игра «Что из чего сделано?»

Закреплять знания о материалах, учить различать стеклянные, металлические, деревянные предметы.

Воспитатель, дети.

НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) «Дерево в снегу»

Закреплять представление о зимнем покое деревьев, учить рисовать красками, используя ватную палочку.

Воспитатель, дети.

Беседа на тему «Как зимуют звери?»

Формировать у детей представления о жизни животных в лесу, их приспособленности к сезонным условиям.

Учить детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, делать выводы.

Упражнять в умении сравнивать и описывать животных.

Воспитатель, дети.

П.игра «Лиса и заяц»

Учить действовать по сигналу, учить бегать не натыкаясь друг на друга, создать радостное настроение.

Воспитатель, дети.

Февраль

НОД по познавательному развитию «Как зимуют растения на улице и в комнате?»

Закрепить знания о комнатных растениях уголка природы, знание правил ухода за ними.

Дать первоначальное представление о зимнем покое деревьев и кустарников

Побуждать бережно относиться к растениям в помещении и на улице

Воспитатель, дети.

НОД по познавательному развитию (математика) «Наш природный уголок»

Упражнять в различении пространственного расположения относительно себя. Закрепить знания о растениях, животных центра природы.

Воспитатель, дети.

Дид. игра «Кто где живет?»

Развивать речь, память, мышление, воображение.

Воспитатель, дети.

НОД по познавательному развитию

«Врачи- наши помощники»

Закреплять представления детей о труде врача, знания о витаминах. Воспитывать уважение к людям, которые заботятся о нашем здоровье.

Воспитывать понимание ценности здоровья, потребность заботиться о нем. Учить сажать лук на перо.

Воспитатель, дети.

Экспериментально-исследовательская деятельность: опыт «На свету и в темноте».

дать конкретные представления о живых организмах (питание, рост, тянутся к свету, размножаются);

Конкретные представления об условных потребностях растений (свет, тепло, влага);

Представления о состоянии растений. Обогащать память ребенка, активизировать мыслительные процессы, развивать связную речь.

Воспитатель, дети.

Март

НОД по художественно-эстетическому развитию (аппликация)

«Цветы для мам»

Закрепить умение создавать несложную композицию на листе из кругов, развивать мелкую моторику пальцев рук, пространственное воображение, глазомер, абстрактное мышление, развивать способности следовать устным инструкциям; развивать творческий интерес к работе, логическое мышление;  воспитывать терпение, усидчивость, трудолюбие; воспитывать аккуратность, вкус.

Воспитатель, дети.

Экспериментально-исследовательская  деятельность «Как обнаружить воздух в помещении?»

Познакомить детей с воздухом и его свойствами. Показать детям, как обнаружить воздух в помещении; показать, что воздух есть во всех предметах и материалах. Познакомить с тем, что воздух можно надувать. Ввести в активный словарь слово - упругий. Показать детям, что воздух необходим людям, без него мы погибнем.

Воспитатель,

дети.

Чтение и заучивание стихотворения Е. Благининой "Цветок-огонек".

Помочь детям запомнить стихотворение.  Вызвать желание выразительно читать стихотворение. Дать представление о комнатном растении бальзамине.

Воспитатель, дети.

НОД по художественно-эстетическому развитию (лепка)

«Пернатые друзья»

Закрепить и уточнить знания и представления о перелётных птицах. Развивать желание наблюдать за птицами. Закреплять умения лепить из теста птицу.

Воспитатель, дети.

Экспериментально-исследовательская деятельность «Чем полезна почва?»

Познакомить детей со свойствами почвы; Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира;

Вызывать радость открытий, полученных из опытов;

Воспитывать культуру поведения в общественных местах.

Воспитатель, дети

Итоговое мероприятие Игра КВН «Мы - друзья природы»

Формировать эстетическое восприятие окружающего мира, экологически грамотное отношение к природе. Развивать воображение, мышление, любознательность, активность в познавательной деятельности.

Воспитатель, дети.

В перспективе

НОД по художественно-эстетическому развитию (аппликация) «Аквариум (коллективный творческий проект)»

Продолжать формировать умение вырезать из бумаги различные фигуры, в том числе рыбок из прямоугольника, воспитывать самостоятельность, дать представление детям об аквариумных рыбках и их разновидностях и их жизнедеятельности.

Воспитатели, родители, дети.

Нами были выбраны формы взаимодействия с родителями воспитанников:

1. Консультация в уголке для родителей  "Комнатные растения - наши друзья или враги?"

2. Изготовление альбома "Многообразие комнатных растений" с участием родителей.

3. Игра КВН "Мы - друзья природы" (с участием родителей и детей).

4. Самостоятельное проведение опытов в домашних условиях. (Презентация) (родители и дети).

5.Изготовление поделок на тему «Мы любим природу»

Ресурсы, необходимые для осуществления проекта

Материальные

№ п.п.

Наименование

Количество

Стоимость

1.

Комнатное растение «Каланхоэ»

1 шт

320 рублей

2.

Земля

1 мешок

45 рублей

3.

Контейнер

10 шт

100 рублей

4.

Песочные часы

1 шт

170 рублей

5.

Термометр

1 шт

35 рублей

6.

Лупа

1 шт

30 рублей

7.

Горшок для цветов

1 шт

40 рублей

8.

Дидактическая игра «Кто где живет?»

1 шт

180 рублей

9.

Наглядно-дидактическое пособие «Явления природы»

1 шт

80 рублей

Итого

1000 рублей

Обновление предметно-развивающей среды планировалось  за счет привлечения внебюджетных средств, родительской, спонсорской помощи. А также многие комнатные растения нашего центра природы мы приняли в дар от родителей воспитанников группы.

Человеческие

Количество взрослых, участвующих в проекте: 3 педагога

Количество воспитанников, участвующих в проекте: 35 детей средней группы

Список использованной литературы.

1.Асанова З.Т. Технологические карты организованной образовательной деятельности. Средняя группа. – Волгоград: Учитель: 2014.

2.Голицына Н.С. Конспекты комплексно-тематических занятий. Средняя группа. Интегрированный подход. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2014

3.О.В.Дыбина и другие «Неизведанное рядом», М., 2001 г.

4.Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром. Конспекты занятий. Москва: Издательство Мозаика-Синтез, 2008

5.Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.

6.Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. – М.: ТЦ «Сфера», 2004.

7.С.Н.Николаева «Методика экологического воспитания дошкольников» М., 1999 г.

8. Н.А.Рыжова «Развивающая среда дошкольных учреждений», М., 2003 г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Опыты с водой Средняя группа Попов Максим МАОУ Детский сад «Дарование» с. Ташла 2016 год

Слайд 2

I опыт. Плотность воды. Яйца в соленой воде Для этого опыта мы взяли: Воду Яйца – 3 шт. Соль Одинаковые баночки – 3 шт.

Слайд 3

В одинаковые банки налили одинаковое количество воды

Слайд 4

В первую банку с простой водой положили яйцо и оно опустилось на дно банки. Вывод: плотность воды меньше плотности яйца, поэтому яйцо утонуло.

Слайд 5

Во вторую банку положили 5 ст. ложек соли, размешали, затем опустили яйцо и оно всплыло на поверхность воды. Плотность соленой воды больше плотности яйца, поэтому яйцо всплыло.

Слайд 6

В третью банку положили 3 ст. ложек соли, размешали, затем опустили яйцо и оно осталось плавать по центру воды . Вывод: плотность воды равна плотности яйца.

Слайд 7

II опыт Замораживание воды Для этого опыта нам понадобились: Вода Форма для воды Морозилка.

Слайд 8

Разливаем по всей формочке воду

Слайд 9

После того, как заполнили формочку водой, ставим в морозилку

Слайд 10

Через 1 час наша вода превратилась в лёд.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект «Наш центр природы» Средняя группа

Слайд 2

Тип проекта: практико-ориентированный По времени проведения: средней продолжительности (3 месяца) По количеству участников: групповой Участники проекта: воспитанники средней группы, их родители, воспитатель группы.

Слайд 3

Проблема: недостаточно обогащена развивающая предметно-пространственная среда центра природы.

Слайд 4

Цель проекта: обогащение развивающей предметно - пространственной среды группы; формирование у детей и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.

Слайд 5

Задачи проекта: 1.Формировать эстетическое восприятие окружающего мира, экологически грамотное отношение к природе; 2.Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов; любознательность, активность в познавательной деятельности; 3. Приучать ухаживать за комнатными растениями 4. Обогащать знания детей о комнатных растениях. 5.Приобщать детей к экспериментально- исследовательской деятельности.

Слайд 6

Планируемые результаты: 1.У детей появится ярко выраженный интерес к живой природе, умение называть и различать комнатные растения. 2.Дети будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы. 3.У детей сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научаться делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи. 4.Дети узнают значение воды, почвы, воздуха, тепла, света в жизни живых объектов природы и ее свойств.

Слайд 7

Центр природы в соответствии с ФГОС и СанПин . У каждой группы детского сада есть свой центр природы. Подбор и размещение объектов в центр природы проводят в соответствии с возрастом, руководствуясь Программой воспитания в детском саду и Санитарными Правилами и Нормами. Согласно Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13 Растения, которые помещаются в центр природы, должны быть безопасны. Не допускается иметь в центре природы ядовитые и колючие растения. Подбор растений проводят в соответствии с возрастом детей. И, конечно, обязательно осуществление ежедневного ухода за растениями. На цветах желательно иметь таблички с названием.

Слайд 8

Кроме этого, в центре природы в каждой группе необходимо иметь: -муляжи овощей и фруктов; -наборы картинок с изображением животных, птиц, насекомых и прочее. -альбомы «Времена года»; книжки с иллюстрациями, на которых изображены животные. -рисунки детей о природе и поделки из природного материала. -оборудование для экспериментов. Для детей будет интересна работа с лупой, микроскопом, весами. - а также дидактические игры природного содержания.

Слайд 9

Развивающая среда центра природы в нашей группе включает следующее: -аудио- и видеозаписи диких и домашних животных, звуков природы, пения птиц; - картинки, иллюстрации, трафареты и фигурки животных; - картины с пейзажами времен года, пейзажи (лес, поле, луг); - настольные игры «Кто где живет?», «Кто с кем?», домино «Фрукты, ягоды», «Овощи»; «Ассоциации», - наглядно-дидактический материал «Дикие животные», «Домашние животные», «Грибы и ягоды» -маски животных для создания игровых сюжетных линий; -природные материалы (почва, кора деревьев, еловые шишки, морские ракушки, лоскуты ткани, веточки растений разных размеров); -материал для экспериментально-исследовательской деятельности (песочные часы, термометр, мерные стаканчики, воронка, лупа) -комнатные растения (колеус, каланхоэ декоративный, фиалка, гибискус, фикус голдил , толстянка )

Слайд 10

Центр природы средней группы

Слайд 11

Дидактические игры природного содержания и наглядно-дидактические пособия.

Слайд 12

Уголок экспериментирования и фигурки домашних и диких животных.

Слайд 13

НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) «Дерево в снегу»

Слайд 14

Посадка лука «на перо»

Слайд 15

НОД по художественно-эстетическому развитию (аппликация) «Цветы для мам»

Слайд 16

НОД по художественно-эстетическому развитию (лепка) «Пернатые друзья»

Слайд 17

Экспериментально-исследовательская деятельность «Чем полезна почва?»

Слайд 18

Работа с родителями: 1. Консультация в уголке для родителей "Комнатные растения - наши друзья или враги?" 2. Изготовление альбома "Многообразие комнатных растений" с участием родителей. 3. Игра КВН "Мы - друзья природы" (с участием родителей и детей). 4. Самостоятельное проведение опытов в домашних условиях. (Презентация) (родители и дети). 5.Изготовление поделок на тему «Мы любим природу»

Слайд 19

Поделки на тему «Мы любим природу» «Фиалка из бисера» Кочеткова Ю.

Слайд 20

Заготовки к поделке «Сухой аквариум»

Слайд 21

Итоговое мероприятие игра КВН «Мы - друзья природы»

Слайд 22

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уголок природы в группах детского сада

презентация для воспитателей о том, какие растения должны быть в уголке природы каждой возрастной группы детского сада...

Конспект занятия по аппликации "Любимый уголок природы"

Занятие по аппликацции. К детям прилетает пчелка и просит детей с помощью аппликации выполнтиь для нее любимый уголок природы....

Ознакомление с природным окружением ( уголок природы)

конспект НОД для подготовитльной группы " Комнатные растения - путники нашей жизни"....

Консультация для воспитателей "Как создать уголок природы в группе"

Консультация для воспитателейКАК ОРГАНИЗОВАТЬ УГОЛОК ПРИРОДЫ В ДОУВоспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче...

Консультация для педагогов: "Как организовать уголок природы в ДОУ"

Консультация содержит материал о том, что должно быть в группе в уголке природы....

"Уголок природы, как главный объект экологического воспитания дошкольников"

Уголок природы способствует формированию лучших черт характера у детей – трудолюбие, уважение к труду взрослых охраняющих и умножающих природные богатства. Так же трудно оценить образовательное ...

Многофункциональный, развивающий уголок уединения «Чудо уголок природы»

Многофункциональный, развивающий уголок уединения «Чудо уголок природы»Развивающая предметно пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности д...