Перспективное планирование сюжетно-ролевых игр для детей подготовительной к школе группы
методическая разработка (подготовительная группа)

Кострикова Елена Геннадьевна

Перспективное планирование для детей подготовительной к школе группы к нему опубликована ранее картотека

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syuzhetno-rolevye_igry_avtosohranennyy.docx31.32 КБ

Предварительный просмотр:

                               Перспективный план    сюжетно – ролевых игр в подготовительной к школе группе.

Название игры

Задачи

Предварительная работа

Предметно-игровая среда

СЕНТЯБРЬ

«Семья»

Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи;

- самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку;

- способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры.

- раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда.

Активизировать словарь: родственники.

Наблюдение дома за родителями, труд, взаимоотношения.

Беседа о труде родителей с использованием иллюстрированного материала.

Составление детьми рассказов на тему «Как я живу дома».

Чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово»

ИКТ-технологии: познавательные видеофильмы, презентации, мультфильмы, дидактические игры (на усмотрение и возможности воспитателя)

Рассматривание иллюстраций, и семейных фотографий

Предметы домашнего обихода, куклы.

Куклы - мальчики и девочки (несколько, коляски детские (кукольные, посуда,

мебель для кукольной комнаты, сумочки, одежда для ряженья (шляпки, галстуки, косынки, пелеринки, бытовые приборы (игрушечные) – холодильник, стиральная машина, утюг, пылесос.

«Супермаркет»

.

Обучать детей реализовывать и развивать сюжет игры;

-научить детей согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников;

- побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни;

- развивать диалогическую речь;  

 -закрепить знания о функционировании магазина;

- формировать навыки культурного поведения в общественных местах.

Беседа о поведение детей в общественных местах.

Экскурсия в магазин.

Чтение: «Продавец» Н.А.Кнушевицкая.

Беседа на тему: «Как я с мамой ходил в сумермаркет».

Изготовление атрибутов к игре: ценники, чеки, деньги и др.

Сооружение прилавок.

Плакат «Магазин», касса, наборы продуктов, спецодежда для продавца, чеки, сумки, кошельки, деньги, ценники, упаковка, предметы – заместители.

«Библиотека»

Продолжать обучать детей реализовывать и развивать сюжет игры;

-вызвать интерес к работе библиотекаря, познакомить с новыми ролями «библиотекарь», «читатель»;

-познакомить с правилами пользования книгой, Активизировать словарь:

«библиотека», «библиотекарь», «читальный зал», «формуляр».

Экскурсия в библиотеку с последующей беседой.

Рассматривание картин и иллюстраций по теме.

Чтение: «Библиотекарь» Н.А.Кнушевицкая.

Открытие «Книжной мастерской» по ремонту книг.

Изготовление карманчиков в книгах и формуляров.

Выставка рисунков по мотивам прочитанных произведений.

Книги, журналы, формуляры, картотека, карандаши.

ОКТЯБРЬ

«Школа»

Продолжать формировать умения у детей реализовывать и развивать сюжет игры;

- уточнить знания детей о том, чем занимаются в школе, какие бывают уроки;

- воспитывать желание учиться в школе;

-знакомство с новыми ролями «учитель», «ученики», «директор» и ролевыми действиями.

Активизировать словарь: 

школьные принадлежности, перемена, звонок, учительская.

Экскурсия в школу, беседа с учителем, наблюдение за работой учителя.

Рассматривание картин и иллюстраций и чтение книг на тему «Школа»:

«В школу» А.Барто,

«В классе», «Галин портфель», «Перемена», «Запомни это, школьник!» С.Маршак.

Дидактические игры «Школа», «Школьные принадлежности».

Изготовление игровых атрибутов к игре: журнал, тетради, альбомы и др.

Ручки, тетради, детские книжки, учебники, журнал, мел, указка, буквы, цифры, дневники, звонок и предметы – заместители.

«Путешествие по городу» + «Автобус»

Продолжать формировать умения детей творчески развивать сюжет игры, объединять несколько сюжетов;  закрепить знания о достопримечательностях города, истории города, познакомить с новой ролью – экскурсовод, гид,  с игровыми действиями, соответствующие роли экскурсовода, воспитывать любовь к родному городу.

Активизация словаря:

правила дорожного движения, пост ГИБДД,

регулировщик, перекресток, светофор, пешеходный переход, пассажир, пешеход. Пешеходный светофор: зеленый-стой, красный-иди.

Онлайн -экскурсия по городу.

Беседа с детьми о достопримечательностях города.

Рассматривание фотографий, иллюстраций о городе.

Создание альбома «Город-Санкт-Петербург».

Чтение: «Одна рифма» С.Маршак.

Иллюстрации города, конструктор, автобус, руль, дорожные знаки и предметы – заместители.

 

«Поликлиника» + «Аптека»

Формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом; отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины.

Активизация словаря: окулист, терапевт, педиатр, хирург, фонендоскоп, рентген, процедуры, градусник, рецепт.

Беседа с детьми: «Как мы с мамой посещали поликлинику».

Экскурсия в медицинский кабинет, в аптеку.

Рассматривание иллюстраций по теме.

Чтение стихотворения «Фармацевт» Н.А.Кнушевицкая,

«Прививка» С.Маршак.

Халаты, шапочки врачей, карточки больных, рецепты, наборы «Маленький доктор», «лекарства», телефон, касса, телефон.

НОЯБРЬ

«Ветеринарная клиника»

Продолжать формировать умения распределять роли, договариваться о сюжете;

продолжать знакомство с новой ролью – ветеринар; формировать умения выполнять игровые действия, соблюдать их последовательность.

Чтение произведения К.И.Чуковского «Айболит»,

«Как лечить удава» Г.Остер

Рассматривание иллюстраций.

Беседа с детьми по теме.

Изготовление атрибутов к игре: вывески зоолечебницы.

Игрушки – зверята, халаты, шапочки врачей, «лекарства», телефон, карандаш и бумага для рецептов, фонендоскоп, градусник, вата, бинт, пинцет, ножницы, губка, шприц, мази и т. д.

«Больница»+

«Скорая помощь»

Дать элементарные знания о культуре поведения «больных», «лечащихся» в больнице;

продолжать формировать умения детей придумывать и изображать разные действия в игровой ситуации; развивать интерес во время игры;

развивать умение играть в коллективе; расширять знания детей о «больнице»; воспитывать уважение к медицинским профессиям, к труду взрослых.

Экскурсия в медицинский кабинет при детском саде.

Беседы о медицинских  профессиях.

Чтение худ. литературы.

Показать обучающее видео о медицинских профессиях.

Набор медицинских инструментов, тумбочки, полочки, стол для записей (карточка), телефон, халаты, шапочки, перчатки, руль (скорая помощь) -игровая зона «Больница» и ее оборудование.

«Школа»+ «Библиотека»

Продолжать формировать умения детей творчески развивать сюжет игры, объединять несколько сюжетов, распределять роли и действовать в соответствие с ней; продолжать воспитывать желание учиться и развивать любовь к книге, чтению.

Активизировать словарь:

«библиотека», «библиотекарь», «читальный зал», «формуляр».

Рассматривание иллюстраций по теме.

Чтение художественной литературы:

«Переплётчица» Б.Заходер,

«Учитель» Н.А.Кнушевицкая.

Выставка рисунков по мотивам прочитанных произведений.

Книги, журналы, формуляры, картотека, карандаши.

Ручки, тетради, детские книжки, учебники, журнал, мел, указка, буквы, цифры, дневники, звонок и предметы – заместители.

«Дом моды»

Продолжать формировать умения творчески развивать сюжет игры, самостоятельно распределять роли, договариваться о содержание игры, продолжать знакомить с новой ролью – модель.

Беседа с видео презентацией «Кто работает в доме моды», рассматривание журналов, «История костюма» Изготовление атрибутов и игрового оборудования, изготовление пригласительных билетов на модный показ.

НОД: «Одежда»

Аппликация: «Мы – модельеры»

Создание альбома с сезонной одеждой.

Модели, выкройки, швейные машинки, журнал мод, швейные инструменты (сантиметр, нитки, образцы ткани и др); выкройки женской, мужской и детской одежды, бланки заказов, билеты, строительный материал, предметы – заместители.

ДЕКАБРЬ

«Путешествие на корабле»

Расширить и углубить знания детей о работниках водного транспорта;

-дать детям сведения о том, какие бывают пароходы, куда они плывут, что перевозят;

- развивать конструктивные способности детей при работе с крупным строительным материалом;

-самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку;

помогать детям усвоить моральные нормы- правила поведения при путешествиях. Упрочить формы вежливого обращения. Воспитывать дружбу, умение жить и работать в коллективе.

Активизировать словарь: трап, капитан, капитанский мостик, штурвальный, палуба, матросы, пристань, мачта.

Чтение рассказов о моряках, о водном транспорте.

Рассматривание иллюстраций о водных видах транспорта.

Просмотр слайдов или мультфильмов («В порту») о пароходах и работе речного транспорта (с родителями дома).

Беседа о труде моряков, о работе водного транспорта.

Чтение рассказов, загадывание загадок.

Подготовка атрибутов к игре: изготовление удочек, лепка рыбок.

Конструктор, прутики, нитки, удочки, вёдра, игрушечные рыбки, предметы заместители.

«Семья» (день рождения)+

 кафе «Сластёна»

Продолжать формировать умения детей объединять в игре несколько сюжетов; самостоятельно распределять роли, делиться на подгруппы в зависимости от сюжета и от взятой роли, отображать в игре знания об окружающей жизни, формировать навыки позитивного общения детей.

Рассматривание иллюстраций по теме.

Беседы с детьми на тему: «Как мы празднуем день рождение в семье»

Изготовление атрибутов для игры.

Чтение: «Повар» О.Григорьев,

«Работа» Д.Габе,

«Бабушкины руки» Л.Квитко.

Табличка-бейджик «Администратор», форма официанта, табличка с надписью «официант», разносы, салфетки бумажные и текстильные, деньги, папка-меню с картинками, ручки и блокноты для записи заказов, маленькие вазочки с цветами для декора столиков, игрушечная столовая и кухонная посуда; колпак и халат для повара, сумочки, кошельки, деньги.

«Почта»+ «Семья»

Формировать умения  детей реализовывать и развивать сюжет игры; продолжать ознакомление с трудом работников связи, формировать умения отражать в игре труд взрослых, передавать отношения между людьми.

Экскурсия на почту, беседа с работниками почты, наблюдение за их трудом.

Рассматривание и чтение книги: С.Я.Маршака «Почта»,

«Сумка почтальона» К. Ушинский.

Рассматривание иллюстраций по теме.

Изготовление новогодних открыток на аппликации.

Изготовление атрибутов к игре: конверты, марки, почтовый ящик, деньги и др.

Сумка почтальона, конверты, открытки, газеты, журналы, посылки, печати, штампы, почтовый ящик, деньги, кошельки, телефоны.

ЯНВАРЬ

«Кинотеатр» + «Пиццерия»

Продолжать формировать умения распределять роли и действовать в соответствии с принятой на себя ролью; закреплять представления детей об учреждениях культуры, правилах поведения в общественных местах; творчески развивать сюжет, объединять несколько сюжетов в один; развивать ролевую речь

Беседа на тему: «Как мы с семьёй ходили в кинотеатр»

Изготовление атрибутов к игре: рисование афиш, билетов, рекламок.

Строительный материал, билеты, касса,  афиши фильмов, фартуки, наборы посуды, подносы, меню, салфетки, наборы продуктов, «пиццы», предметы – заместители.

 «Больница»+ «Семья»

Формировать умение творчески развивать сюжет игры; раскрыть смысл деятельности медицинского персонала; познакомить с ролью врача, медсестры, аптекаря, их обязанностями, трудовыми действиями, соблюдать последовательность игровых действий; учить весть ролевые диалоги, закрепить правила поведения больных в кабинете у врача.

Рассматривание иллюстраций по теме.

Чтение произведений по теме:

«Наш доктор» А.Кардашова,

«Врач» Н.А.Кнушевицкая.

ОБЖ «Здоровье ребёнка»,

«Лекарства, витамины»

Изготовление атрибутов к игре.

Халаты, шапочки врачей, карточки больных, рецепты, наборы «Маленький доктор», «лекарства», телефон.

ФЕВРАЛЬ

 

«Армия»+ «Почта»

Продолжать формировать умения детей творчески развивать сюжет, объединять несколько сюжетов; уточнить военные профессии и распорядок дня военнослужащих, в чём заключается их служба и др; познакомить с новыми ролями: командир, солдаты, с ролевыми действиями командира, солдат; формировать умения отображать в игре события общественной жизни.

Рассматривание иллюстраций по теме.

Чтение:Я. Длуголенского «Миша едет к солдатам», «Что могут солдаты?»

 «Рассказ о нашей Армии» С.Баруздин.

Изготовление атрибутов для игры (пилотки, значки, флажки).

Беседы с детьми на тему:

«День Защитника Отечества»

Сумка почтальона, конверты, открытки, газеты, журналы, посылки, печати, штампы, почтовый ящик, листы чистой бумаги, карандаши, деньги, кошельки, телефоны,

Строительный материал, фуражки, пилотки, каски, сумочка для медсестры, предметы – заместители.

«Пограничники»

Продолжать учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, использовать атрибуты в соответствии с сюжетом; расширить словарный запас детей: «граница», «пост», «нарушение», «сигнал тревоги», «пограничник», «собаковод» и др.

Занятия: «Пилотка» (оригами)

Беседы на тему: «Как пограничники охраняют границу?»

Чтение стихов и рассказов о пограничниках6

«пограничник» С.Маршак,

«Мой пёс» М.Джалиль.

Разучивание песен о пограничнике.

Изготовление атрибутов для игры.

Военные фуражки, пилотки, автоматы, погоны, санитарные сумки, бинт, вата, фляжка, телефон, рации, бинокли, пограничная собака, пограничный столб и др.

«Спасатели»

Создавать условия и поощрять творчество, формировать умение распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом; расширять представления детей о гуманной направленности работы спасателей,  её необходимости, мобильности в чрезвычайных ситуациях; развивать речь детей.

Беседа на тему: Важные телефонные номера: куда звонить в минуту опасности?»

Чтение:

Б.Житков «На льдине», «Обвал»,

С.Маршак «Ледяной остров»

Дидактическая игра:

 «Проведи друга по лабиринту»,

Иллюстрации со стихийными бедствиями.

Элементы костюмов спасателей, рули для машин, инструменты для представителей разных профессий:

-чемоданчик врача «Скорой помощи»;

- слесарные инструменты,

-шланг и насос для пожарников,

- инструменты для строителей и др.

МАРТ

«Театр»

Учить детей распределять роли «актёры», «зрители», выполнять игровые действия в соответствии с взятой ролью; закрепить представления детей о театре, о разных видах театрального искусства: кукольном театре, настольном и пальчиково м театре; развивать и поощрять сочинительские способности детей, интерес к творчеству.

Чтение сказок и их драматизация.

Беседа с детьми на тему: «что такое театр?»

«Как вести себя в театре»

Рассматривание иллюстраций по теме.

Касса, билеты, афиша, куклы, игрушки, ширма, декорации, звонок.

«Салон

красоты»

Расширить и закрепить знания детей о работе парикмахера в «Салоне красоты»;

самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку; вызвать желание выглядеть красиво, воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважение, вежливое обращение к старшим и друг к другу, формировать умения благодарить за оказанную помощь и услугу.

Рассматривание картин, фотоиллюстраций о работе парикмахера.

 Беседа с детьми «Как я с мамой ходил в парикмахерскую».

  1. Дидактические игры  «Для чего эти предметы», «Причешем куклу красиво»
  2. Просмотр видеофильмов о работе парикмахерской, салона красоты (использование ИКТ-технологий)
  3. Этическая беседа о культуре поведения в общественных местах.

Накидка для посетителей, халат для парикмахера, расчески с тупыми зубьями, ножницы пластмассовые, фен маленький (или игрушечный, флаконы из-под духов, дезодорантов, баночки пластмассовые от кремов, красок, бигуди, машинка для стрижки волос, зеркало, набор расчесок, бритва, ножницы, лак для волос, одеколон, лак для ногтей, детская косметика, альбом с образцами причесок, краска для волос, касса, чеки, деньги, швабра, ведро.

«Пожарники»

Познакомить детей с новыми ролями: пожарники; учить выполнять игровые действия в соответствии с ролью, соблюдать последовательность ролевых действий; учить адекватно пользоваться атрибутами игры, закрепить их назначение, развивать диалогическую речь.

 Чтение:

«Рассказ о неизвестном герое»  «Пожар» С.Маршак,

«Пожарные собаки» Л.Толстой,

«Пожарная команда» О.Иоселиани,

И.Холин «Как непослушная хрюшка едва не сгорела»,

Е.Новичихин «Ноль – один»,

«Пожары» А.Жигулин.

Беседа: «Огонь – наш друг и враг»

Рассматривание иллюстраций по теме.

Руль – для водителя пожарной машины,  имитаторы «мигалок» - спецсигналов, элементы костюмов пожарных, шланг и насос для пожарного и др.

АПРЕЛЬ

ль

«Космонавты»

 

Научить детей самостоятельно распределять роли, понимать воображаемою ситуацию и действовать в соответствии с ней; закреплять знания детей об исследованиях в области космоса, о специфических условиях труда исследователей, учить моделировать игровой диалог, продолжать учить использовать различные конструкторы, строительные материалы, предметы – заместители; развивать творческое воображение, связную речь детей.

Занятие по предметному миру: «Звёзды и планеты»

Беседы с детьми о космосе и космонавтах.

Рассматривание фотографий космонавтов.

Рассматривание  иллюстраций космического транспорта и его конструирование.

Чтение: «Первый полёт» А.Митяев, «Земля» Я.Аким.

Игра «Созвездия»

Конструктор, шнуры, инструменты для работы в космосе, рации, журнал наблюдений, карта созвездий и космического неба, фотоаппараты, предметы – заместители.

«Космическое путешествие»

Продолжать учить детей самостоятельно распределять роли, понимать воображаемою ситуацию и действовать в соответствии с ней; закреплять знания детей о космосе, о планетах солнечной системы; учить моделировать игровой диалог, продолжать учить использовать различные конструкторы, строительные материалы, предметы – заместители; развивать творческое воображение, связную речь детей.

Рассматривание фотографий и иллюстраций планет солнечной системы.

Рисование планет солнечной системы (фотографии).

Дидактическая игра «Разложи по порядку планеты»

Чтение: Голубой метеорит» Р,С.Сеф,

«Звёзды. Планеты. Телескоп» Г.Черненко.

Конструктор, шнуры, инструменты для работы в космосе, рации, журнал наблюдений, карта созвездий и космического неба, иллюстрации планет солнечной системы, фотоаппараты, предметы – заместители.

«Зоопарк» + «Школа»

»

Продолжать формировать умения творчески развивать сюжет игры; объединять несколько сюжетов; самостоятельно распределять роли; вносить в содержание игры сюжеты из личных впечатлений; воспитывать доброе отношение к животным, закрепление и обогащение знаний о животных, об их внешнем виде и о повадках.

Занятие: «Животный мир»

Чтение литературы по теме:

«Лев и собачка» Л.Н.Толстой,

«Тюлень» Г.Корольков,

«Крокодил» В.Лунин.

«Атлас животных мира» В.Степанов.

Рассматривание иллюстраций по теме.

Изготовление атрибутов к игре: внести в план зоопарка пиццерию, изготовить меню.

Изготовление альбома «Зоопарк».

Рассматривание иллюстраций по теме.

Конструирование клеток для зверей в зависимости от их размеров (из конструктора и коробок).

Дид игра «Кого везут в зоопарк?»

Строительный материал, коробки (клетки), билеты, касса,  игрушки – животные,

фартуки, наборы посуды, подносы, меню, салфетки, наборы продуктов, «пиццы», предметы – заместители.

МАЙ

«Мы – военные»

Продолжать учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, использовать атрибуты в соответствии с сюжетом; продолжать развивать тематику военизированных игр, учить детей в точности выполнять задания, быть внимательными, осторожными, воспитывать уважение к военным профессиям, желание служить в армии.

Чтение

Л.Кассиль «Памятник советскому солдату»

В.Никольского «Что умеют танкисты»

Рассматривание иллюстраций по теме.

Военные фуражки, пилотки, автоматы, погоны, санитарные сумки, бинт, вата, фляжка, телефон, рации, бинокли, строительный материал и др.

«Транспорт» - ГИБДД

Продолжать учить детей распределять роли и действовать согласно принятой роли; закреплять знания детей о правилах дорожного движения, учить ориентироваться по дорожным знакам.

Беседы на тему: «Дорожное движение»

«Зачем нужны дорожные знаки»

Чтение:

«Автоинспектор», «Шофёр» Н.А.Кнушевицкая

Рули, дородные знаки, светофоры, жезл, свисток, флажки для регулировщика,  различные документы (права, технические паспорта автомобилей).

«Туристическое агентство»

Продолжать формировать умение творчески развивать сюжет игры; договариваться о сюжете, распределять роли; делиться на группы для реализации сюжета, учить выполнять игровые действия в соответствии с ролью, соблюдать их последовательность.

Рассматривание иллюстраций по теме (различные суда, природный и животный мир тёплых стран и др).

Конструирование корабля.

Чтение произведений по теме.

Беседы на тему «Как построить корабль»

Изготовление атрибутов к игре: составление карты путешествия.

Строительный материал, штурвал, одежда для моряков и капитана и др членов команды, фотоаппараты, иллюстрации жарких стран, билеты, карта путешествия, предметы – заместители.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мир большого спорта» Конспект сюжетно-ролевой игры «Фигурное катание» в подготовительной к школе группе для детей с задержкой психического развития

Конспект и презентация к сюжетно-ролевой игре "Фирурное катание".Цель: обогащение знаний о зимнем виде спорта Фигурное катание, развитие желания у детей использовать в сюжетно-ролевых играх Олимпийску...

Перспективное планирование по нравственно-патриотическому воспитанию детей подготовительной к школе группы

В данном разделе представлен примерный план работы по направлению НПВАктуальность проблемы: перед дошкольными образовательными учреждениями, на современном этапе, в числе наиболее важных стоят за...

Перспективное планирование по ТРИЗ технологии для детей подготовительной к школе группы

Цель: Развитие творческого мышления.  Формирование связной речи, через знакомство с приемами фантазирования,  продолжать учить мыслить системно. Поиск и решение различных противор...

Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы с детьми подготовительной к школе  группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи  Сентябрь октябр...

Конспект сюжетно-ролевой игры «Зоопарк» для детей подготовительной к школе группе с задержкой психического развития

Конспект сюжетно-ролевой игры«Зоопарк»для детей подготовительной к школе группе с задержкой психического развития...