Познавательно-исследовательский проект «Приключения Капельки».
статья (средняя группа)

Лукина Елена Валентиновна

Организация игр-экспериментирований с водой в средне-старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_proekta_priklyucheniya_kapelki.docx38.14 КБ

Предварительный просмотр:

https://vk.com/doc385940661_443260296?hash=8475ed904feb8d611a&dl=50696fea84f2528148

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 2055 имени Героев Советского Союза Анатолия Живова и Юрия Костикова»

дошкольное отделение по адресу Стрельбищенский пер. 21А

Познавательно-исследовательский проект

«Приключения Капельки».

«Организация игр-экспериментирований с водой

в средне-старшей  группе»

http://sr.photos2.fotosearch.com/bthumb/UNN/UNN621/u13109366.jpg

Выполнили:

Старший воспитатель Лукина Елена Валентиновна

Воспитатели: Конашенкова Светлана Никитична

Дмитриева Ирина Николаевна

Москва 2017

Введение: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в рамках образовательной области «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, которое может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка).

В соответствии с ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения основой образовательной программы, представленными в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования

- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

- ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Таким образом, формирование исследовательских умений дошкольников - одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках федерального государственного образовательного стандарта. Формирование целостного, комплексного, интегративного системно-деятельностного подхода к воспитанию дошкольника является целевой установкой ФГОС.

Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Задача исследовательской деятельности в дошкольном возрасте – это: вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога); активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом); формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

Цель: выявить педагогические условия, необходимые для организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста. Что включает:

- создание предметно-развивающей среды для организации познавательно-исследовательской деятельности  детей дошкольного возраста;

- организацию взаимодействия с семьями воспитанников по познавательно-исследовательской деятельности  детей дошкольного возраста;

- познавательно-исследовательскую деятельность в воспитательно-образовательном процессе ДО.

Средствами познавательного развития являются познавательно-исследовательская деятельность, игровые технологии, информационно-коммуникативные технологии, проектная деятельность.

Название проекта: «Приключения Капельки»

Визитка проекта.

Опытно - экспериментальная деятельность по изучению свойств воды проводится в рамках организованной образовательной деятельности и  нерегламентированной образовательной деятельности, организованной во второй половине с детьми средне-старшей  группы, дня в специально оборудованном уголке экспериментирования «Любознайки».

Данный проект представляет собой создание в группе условий для развития у детей познавательной активности и формирования у детей интереса к исследованию неживой природы (воды) с помощью детского экспериментирования. В процессе опытно - экспериментальной деятельности используются следующие виды деятельности:

- игровая;

- познавательно - исследовательская (опыты) и продуктивная;

- коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы)

Все беседы и опыты проводятся с учетом уровня развития и познавательных интересов детей. Для развития игровой ситуации включаются участие игровых персонажей: Зайки-Любознайки и Капельки. Совместная деятельность сопровождается классической музыкой со звуками природы. После совместной опытно - экспериментальной деятельности дети принимают участие в уборке оборудования, протирают столы, убирают мусор и моют руки с мылом.

Краткая аннотация проекта

 Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Создав соответствующую предметно-пространственную среду в группе (уголок экспериментирования), и обеспечив необходимым оборудованием (ракушки, камешки, разнообразные контейнеры, воронки, пластиковые баночки, губки, пробки), мы начали проводить всевозможные игры - эксперименты. В процессе игр дети узнали, что вода не имеет вкуса, запаха, что тяжелые предметы (камешки) в воде тонут, а легкие (поролон, пробки, перышки) нет. С большим интересом дети наблюдали за тем, что водичку можно «покрасить», они с удовольствием окрашивали воду разными цветами. Наблюдая сильный дождь из окна, дети видели, как стекает вода по стёклам, какие лужи после дождя на дорогах. После нескольких наблюдений сделали выводы: дождь бывает разный (холодный, тёплый, моросящий, крупный, ливневый). Чаще всего дождь идёт тогда, когда на небе появляются тучи, но бывает иногда и при хорошей погоде, когда светит солнышко, такой дождик называют «грибной». Он тёплый и быстро проходит. Стараясь подвести понимание детей к тому, что без воды не могут жить растения, птицы, рыбы и человек, рассматриваем с детьми картины, ухаживаем за растениями В процессе работы, игр с детьми, создавались проблемные ситуации, позволяющие ребенку делать самостоятельные выводы.

Педагогическая актуальность

Для детей дошкольного возраста (4-5,5 лет) экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности. В процессе взаимодействия с предметами (экспериментирования) происходит развитие всех видов восприятия, мелкой моторики пальцев рук, а это, прежде всего, стимулирует активность центров головного мозга, отвечающих за речь ребенка. В ходе экспериментирования взрослый создает проблемные ситуации, которые способствуют активизации наглядно-образного и логического мышления, произвольного и непроизвольного внимания, воображения, а через объяснения и умозаключения у детей пополняется словарный запас. А постановка вопросов, которые заставляют ребенка вернуться к прошлому опыту (эксперименту), способствует развитию памяти.

Цель проекта: Создать в группе условия для развития у детей познавательной активности и формирования у детей интереса к исследованию неживой природы с помощью детского экспериментирования. Научить детей через игры - опыты определять физические свойства воды, делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования.

Задачи:

Для детей:

  1. Рассказать детям о значении воды в жизни человека и других живых организмов.
  2. Познакомить детей с основными свойствами воды путем организации опытно-экспериментальной деятельности.
  3. Привить первоначальные навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, самостоятельности.

4.Повысить уровень речевой активности, обогатить активный словарь, развить связную речь; овладения экспериментальной деятельностью.

  1. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов;
  2. Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.

        

Для педагога:

  1. Познакомится с современной методической литературой по детскому экспериментированию;
  2. Выстроить систему работы, которая обеспечит, формирование познавательной активности у детей в проектной деятельности;
  3. Систематизировать литературный и иллюстрированный материал по детскому экспериментированию во средне-старшей группе, организовать в группе развивающую среду, способствующую развитию навыков экспериментирования;
  4. Привлечь родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни; обогатить запас знаний родителей о роли экспериментирования на развитее мыслительных процессов, творческих способностей, на формирование трудовых навыков дошкольников.
  5. Разработать картотеку игр-экспериментирований с водой.
  6.  Подготовить совместно с родителями видеоальбом «Опыты и эксперименты с детьми дома».
  7. Провести заключительное мероприятие: оформление стенда «Мы- экспериментаторы!», представление презентации по проекту, изготовление видеоролика с детьми и их родителями «Мы и дома не скучаем – опыты мы вместе ставим!».

Участники проекта: дошкольники среднего дошкольного возраста (4 – 5,5 лет), воспитатели группы, родители.

Тип проекта: познавательный.

 Вид проекта: исследовательский, информационно-игровой.

 Продолжительность проекта краткосрочный (4 недели).

Формы работы: беседы, опытно-игровая деятельность, активизирующее общение, проблемные ситуации, рассматривание картин, иллюстраций, наблюдения.

Работа с родителями:

Проведение консультаций для родителей; организация познавательно-развивающей среды группы, уголка экспериментирования «Любознайки»; оформление видео и фотоальбома «Опты и эксперименты с малышами дома».

Направляющие вопросы:

Основополагающий вопрос :Что я знаю о воде?

Проблемные вопросы: Как определить свойства воды?

Учебные вопросы : Что сделать сначала, что потом?

Механизм отслеживания: беседа с детьми, проблемные ситуации.

Ожидаемый результат:

Реализация представленного проекта поможет педагогам:

- организовать в группе развивающую среду, способствующую развитию навыков экспериментирования;

- привить своим воспитанникам первоначальные навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, самостоятельности.

Дети среднего дошкольного возраста:

- сформируются знания о физических свойствах неживой природы (воды),

- дети научатся сопоставлять факты и делать выводы из рассуждений;

- повыситься уровень речевой активности;

- обогатится активный словарь, разовьется связная речь;

- сформируется опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.

Родители:

- привлечение родителей к образовательному процессу и экспериментированию в повседневной жизни.

Мероприятия, направленные на достижение ожидаемого результата Этапы проекта:

Подготовительный:

- выбор темы;

-постановка проблемы;

-определение цели и задач исследовательской работы;

-изучение методической литературы;

-обследования уровня развития познавательного интереса у детей;

-разработка плана мероприятий проекта.

Основной:

- занятия;

- наблюдения на прогулках;

- беседы;

- игры-эксперименты;

- чтение художественной литературы;

- работа с родителями.

Заключительный этап:

- повторное обследование детей;

- итоговое занятие по теме « Волшебница — вода»;

- оформление фотовыставки « Мы – экспериментаторы»;

- создание картотеки «Опыты и эксперименты с водой»;

-создание практического материала для родителей: памятки, рекомендации,   буклеты, консультации.

Формы работы:

- оборудование в группе уголка экспериментирования и экологических исследований;

- оформление картотеки занимательных экспериментов и опытов;

-  проведение занятий: Ребенок и окружающий мир, Развитие речи, Лепка, Рисование, Аппликация по теме проекта;

- дидактические игры, способствующие реализации цели проекта («кому нужна вода?» «где спряталась вода?», «маленькие человечки», «хорошо-плохо», «что было бы, если…», «тонет-не тонет»);

- наблюдения на прогулках за живой и неживой природой; наблюдения в группе за комнатными растениями;

-  чтение художественной литературы: Е.Инкона «Сказочка про Капельку», Г.Железцова «Путешествие Капельки», «Рассказ о круговороте воды для детей» С.Добрицкой

- беседы: «Что такое вода?», «Где «живет» вода?», «Что умеет вода?»; «Круговорот воды в природе», « Если б не было воды», «Почему воду надо беречь?»

— опыты и эксперименты с водой («Исчезновение воды», «Появление воды из воздуха», «Спрячь игрушку в воде», «Фильтрация воды», «Все ли вещества растворяются в воде?»…);

Подготовительный этап:

  • Постановка цели.
  • Определение актуальности и значимости проекта.
  • Подбор методической литературы по теме: «Детское экспериментирование в детском саду и дома», для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты).
  • Семинар-практикум для педагогов ДО: «Активизация познавательно - исследовательской деятельности детей средне-старшей группы через организацию игр-экспериментов»; «Познавательно-исследовательская деятельность с детьми средне-старшей группы через организацию детского экспериментирования». (Приложение).
  • Планирование опытов и экспериментов с водой. Составление картотеки.(Приложение)

Основной этап:

  • Создание и обустройство уголка экспериментирования для  успешной реализации проекта. (Приложение)
  • Работа с детьми по плану: проведение опытов с водой;.
  • Работа с родителями: разработка консультации - детское экспериментирование в детском саду; разработка рекомендаций по организации детского экспериментирования в домашних условиях; подготовка видео и фотоальбома «Опыты и эксперименты с малышами дома». (Приложение)

Заключительный этап:

Презентация проекта.

Создание продукта.

Заключение

В результате проведённого проекта  «Приключения Капельки» были реализованы следующие задачи:

  1. Изучены теоретические основы организации познавательно-исследовательской деятельности  детей дошкольного возраста
  2. Выявлены педагогические условия, необходимые для организации познавательно-исследовательской деятельности  детей дошкольного возраста.
  3. Разработана серия опытов по познавательно-исследовательской деятельности детей средне-старшей группы и составлена картотека.

Таким образом, формирование исследовательских умений дошкольников - одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках нового федерального государственного образовательного стандарта. Чтобы исследование стало ведущим видом деятельности, оно должно возникать по инициативе самого ребенка. Для этого необходимо создать специальные условия: предметно-развивающую среду для развития познавательного интереса детей; взаимодействие  с семьями воспитанников по познавательно-исследовательской деятельности  детей дошкольного возраста; органичное включение познавательно-исследовательской деятельности в воспитательно-образовательный процесс ДО.

Используемая литература:

  1. Веракса, Н.Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет / Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов — М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012 — 77 с.
  2. Деркунская, В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. / В.А. Деркунская — М.: Центр педагогического образования, 2012. — 144 с.
  3. Куликовская, И.Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст: Учеб. Пособие. / И.Э. Куликовская, Н.Н.  Совгир— М.: Педагогическое общество России, 20013. — 80 с.
  4. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ  // СПС «Консультант Плюс»
  5. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 № 1155 (Зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 № 30384) // Российская газета.- 2013.- 25 ноября (№ 265).
  6. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий / авт.-сот. Е.А. Мартынова, И. М. Сучкова. — Волгоград: Учитель, 2012. — 333 с.
  7. Поддьяков, Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка. От рождения до шести лет. / Н.Н. Поддьяков — М.: Речь, 2010. — 144 с.
  8. Савенков, А.И. Материалы курса «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников»: Лекции 1–4. / А.И. Савенков — М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2007. — 52 c.
  9. Савенков, А.И. Материалы курса «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников»: Лекции 5–8. / А.И. Савенков — М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2007. — 92 c.
  10. Савенков, А.И. Методика проведения учебных исследований в детском саду. / А.И. Савенков— Самара: Издательство «Учебная литература», 2007. — 32 с: ил.
  11. Тонкова, Ю. М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи [Текст] / Ю. М. Тонкова, Н. Н. Веретенникова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.).  — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 71-74


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский проект "Кап кап капелька" (1-ая младшая группа)

Воспитывать экологическую культуру нужно сраннего  детства. Из природных ресурсов для малышей самым близким является вода. Воды на Земле становится все меньше, поэтому объектом исследования мы вы...

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности "Путешествие с капелькой"

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности "Путешествие с капелькой" для детей второй младшей группы...

Конспект познавательно - исследовательской образовательной деятельности "Умные капельки".

Исследовательская активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет всё знать, исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное....

Конспект занятия по познавательно - исследовательской деятельности "Путешествие с капелькой"

Образовательная деятельность с детьми по познавательно – исследовательской деятельности во 2 младшей группе «Путешествие с капелькой»...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной группы "Знакомство с Капелькой-капелькой".

Конспект занятия познавательно-исследовательского характера с детьми подготовительной к школе группы по знакомству со свойствами воды....